Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 347.8
С. М. Гайнанова, Д. М. Пискорский Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О ЮРИСДИКЦИИ И КОНТРОЛЕ НАД КОСМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ
Рассматриваются понятия юрисдикции и контроля в международном космическом праве и Законе РФ о космической деятельности.
Под понятием «юрисдикция и контроль» в международном космическом праве в широком смысле понимается право государства на осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти в отношении лиц и объектов, находящихся в космическом пространстве и на небесных телах [1]. Понятие «контроль», употребляемое в Договоре по космосу 1967 г. вместе с понятием «юрисдикция» понимается в международном космическом праве в двух вариантах. В первом варианте - как один из элементов юрисдикции, ее составная часть; во втором варианте -как технический термин, означающий право на управление космическим объектом и руководство его экипажем. Правовые основы реализации юрисдикции и контроля над космическими объектами заложены в ст. VIII Договора по космосу 1967 г.
В данной статье говорится, что «государство-участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения их в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле» [2]. Далее в этой же статье определяется, что права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращению на Землю. Такие космические объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника Договора, в регистр которого они внесены, должны быть возвращены этому государст-
ву. При этом такое государство должно по требованию предоставить опознавательные данные до возвращения космических объектов [3].
При разработке и принятии отечественного Закона о космической деятельности были учтены основные положения международного права в части, касающейся как юрисдикции и контроля, так и вопросов собственности на объекты, запущенные в космическое пространство. Данный закон сохраняет права собственности на космические объекты на любом этапе полета или пребывания в космосе, а также после пребывания на Землю, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Таким образом, в настоящее время существует серьезная правовая база, регулирующая международные отношения в области космической деятельности в части юрисдикции и контроля над космическими объектами.
Библиографические ссылки
1. Словарь международного космического права / Л. А. Афанасьева, В. С. Верещетин, С. В. Виноградов, Г. М. Даниленко, и др. ; под ред. В. С. Верещетина. М. : Междунар. отношения, 1992. 296 c. С. 245.
2. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 25. М., 1972. С. 41-45.
3. О космической деятельности : Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I (с изменениями от 29 ноября 1996 г.). URL: http://femida.info/14/24005.htm.
© Гайнанова С. М., Пискорский Д. М., 2012
УДК 347.9
С. М. Гайнанова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О РОЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОСМИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Рассматриваются роль международных межправительственных организаций в космических правоотношениях.
Основой правосубъективности международной межправительственной организации является соответствующий учредительный документ, который наделяет ее правом участвовать в международных от-
ношениях и принимать решения от имени организации в целом, а не от имени государств-членов, а также заключать международные договоры с государствами и другими межправительственными организациями.