Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ресурсов [4]. Я полностью согласна с данной точкой зрения, так как на мой взгляд, подобное решение действительно поможет разрешить ситуацию.
Таким образом, за основу для международно-правового урегулирования проблемы добычи полезных ископаемых, можно взять нормы Конвенции о международном морском праве 1982 г. и разработать соответствующие нормы применительно к МКП [5]. А также возможно создание специального органа (по типу Международного органа по морскому дну), который бы обеспечивал регулирование деятельности, по поиску, разведке и добыванию полезных ископаемых из космоса, с целью сохранения всеобщего достояния человечества в космическом пространстве.
Библиографические ссылки
1. Договор о космосе [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/dokum/196_dok/1967kosm.html.
2. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [Электронный ресурс]. URL: http: //www. un. org/ru/documents/declconv/conven-tions/moonagreement.shtml.
3. Электронный журнал «Молодой ученый» [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/ conf/law/archive/43/3027/.
4. Конвенция по морскому праву [Электронный ресурс]. URL: http://rise.odessa.ua/texts/JUNKLOS82. php3.
5. Организация Объединенных Наций: Конвенции и соглашения [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/o uter_space_governing.shtml.
© Белобородова А. Н., 2013
УДК 341.229
А. О. Владимирова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИСТОЧНИКОВ КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Космическое право имеет свои источники- то есть совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере освоения космоса. Особенностью источников космического права является то, что они могут быть приняты отдельными государствами на национальном уровне, а могут носить международный характер. Многие вопросы использования космического пространства на сегодняшний день остаются не урегулированными, такая специфика повышает интерес к данной области, а также делает рассматриваемую тему особенно актуальной.
Источниками космического права являются международные и национальные акты, принятые в целях успешного освоения работ космического пространства. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме правового регулирования космического пространства и небесных тел в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы международно-правового регулирования использования космического пространства и небесных тел заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин и регулируется как национальными, так и международно-правовыми актами(источниками права). В целях объективного исследования аспектов источников космического права необходим анализ международно-правовых и национальных законодательных актов в сфере регулирования использования космического пространства и небесных тел; рассмотрение отдельных нормативных актов и международных договоров, являющихся источниками космического права [1].
Рассматриваемую тему изучали и разрабатывали многие ученые: В. С. Верещетин, Г. П. Жуков, Е. П. Ка-
менецкая., Ф. Н. Ковалёв, Ю. М. Колосов, И. И. Че-пров и др. [5].
Все же, множество вопросов данной темы являются нерешёнными и дискуссионными в теории и практике до сих пор. Так, например, с 1966 года в Комитете ООН по космосу рассматривается вопрос о делимитации воздушного и космического пространств, и согласия в отношении того, как следует урегулировать эту проблему, достичь пока не удается. Ряд государств выступает за установление условной границы между воздухом и космосом на высоте, не превышающей 100 километров над уровнем океана, с предоставлением космическим объектам права мирного пролета через иностранное воздушное пространство для выхода в космическое пространство или для возвращения на Землю. Особенно актуальным и до конца не разработанным является вопрос об ответственности за нарушение норм в сфере использования космического пространства. Рассмотрим основные источники права.
1. В 1967 г. в ООН был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Он тогда же, в 1967 г., вступил в силу.
2. Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим [2].
3. Соглашения о спасении космонавтов возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство (вступило в силу 3 декабря 1968 г.), заложив общие основы демилитаризации космического пространства, ООН перешла к решению других вопросов, связанных с работой людей в этой сфере. Генассамблея ООН единогласно приняла этот текст.
4. 20 августа 1971 г. в Вашингтоне были подписаны соглашения о создании международной организации спутниковой связи «ИНТЕЛСАТ» (вступило в силу 12 февраля 1973 г.).
5. 29 ноября 1971 г. ГА ООН приняла Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (вступила в силу 30 августа 1972 г.).
6. 12 июля 1972 г. вступило в силу Соглашение о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник».
7. В 1974 г. была завершена работа над Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство [4].
8. В 1975 г. была заключена Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, а в 1979 г. - Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [6].
9. Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. ус-
тановлены дополнительные ограничения военной деятельности государств.
10. Однако в 1990 году юристы России, США и ФРГ разработали проект Конвенции о пилотируемых космических полетах, в котором данное положение наполняется реальным юридическим содержанием [3].
11. В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве.
Таким образом, был заложен основной каркас международного космического права и его источников, в который, помимо упомянутых, вошли и другие международно-правовые документы.
Библиографические ссылки
1. Анцелевич Г. А., Высоцкий А. Ф. Современное международное публичное право. М. : Международные отношения. 2008. 436 с.
2. Колосов Ю. М., Жуков Г. П. Международное космическое право. М. : Междунар. отношения. 2009. 187 с.
3. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. М., 2010. 398 с.
4. Жукова Г. П. Международное космическое право. М, 2009. 278 с.
5. Международное право : сб. лекций для вузов / под ред. Н. К. Стрельцова. М. : МГУПРАВ, 2007. 256 с.
6. Международное космическое право / под ред. А. С. Пирадова. М., 2007. 329 с.
© Владимирова А. О., 2013
УДК 34.069
В. А. Ворожейкин Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ВОЗДУШНОГО ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ
Одним из самых опасных видов терроризма является воздушный терроризм. Его опасность заключается в том, что закрытое пространство воздушного судна не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников. Автором рассмотрено явление «терроризм», выявлены проблемы по борьбе с воздушным терроризмом, проанализированы законодательство иностранного государства в данной сфере правового регулирования, выдвинуты предложения по внесению поправок в законодательство рФ.
Слово «террор» в переводе с латинского означает «ужас». Окончательно не установлены причины и условия, способствующие терроризму, без этого борьба с международным терроризмом не может быть эффективной [1; 2].
Терроризм - это акт или действие для оказания влияния на политический строй страны с тем, чтобы политические круги государства изменили свой подход к деятельности.
В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами про-
тивоправных насильственных действий (Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ, ст. 3) [4].
Терроризм XXI века крылат. Одним из его проявлений является совершение террористических актов с использованием самого эффективного средства передвижения - воздушного транспорта. Этому служат следующие предпосылки:
1) реальность захвата и угона ВС;
2) совершить акт террорист способен при минимальных силах и средствах;
3) реальная возможность использования ВС в качестве оружия уничтожения.
Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности: