Научная статья на тему 'Изучение закономерностей и принципов управления при проведении специальной операции'

Изучение закономерностей и принципов управления при проведении специальной операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
776
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ / РУКОВОДСТВО / КОНТРОЛЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / MANAGEMENT OF FORCES AND MEANS / ADMINISTRATION / CONTROL / SPECIAL OPERATIONS / REGULATION / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манышев В. В.

В статье рассматриваются закономерности и принципы управления при проведении специальной операции. Возрастание роли управления в выполнении задач, стоящих перед ОВД, требует постоянного его совершенствования. В решении этой проблемы должны широко применяться современные научные методы и средства исследования, направленные на глубокое изучение и обобщение опыта проведения специальных операций, практики командно-штабных и тактико-специальных учений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Regulations and Principles of Management during Special Operations

This article deals with regulations and principles of management during special operations. Increase of the role of government in solving the problems the Law Enforcement Agencies fase needs its permanent improvement. A wide range of modern scientific methods and means of investigation must be used, deeply studying and analyzing the experience of special operations, practice of commanding staff and special tactic training.

Текст научной работы на тему «Изучение закономерностей и принципов управления при проведении специальной операции»

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ и ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

RESEARCH OF REGULATIONS AND PRINCIPLES OF MANAGEMENT DURING SPECIAL

OPERATIONS

В.В. МАНЫШЕВ,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассматриваются закономерности и принципы управления при проведении специальной операции. Возрастание роли управления в выполнении задач, стоящих перед ОВД, требует постоянного его совершенствования. В решении этой проблемы должны широко применяться современные научные методы и средства исследования, направленные на глубокое изучение и обобщение опыта проведения специальных операций, практики командно-штабных и тактико-специальных учений.

Ключевые слова: управление силами и средствами, руководство, контроль, специальная операция, закономерности, принципы.

V.V. Manyshev, assistant professor of the Chair of Special Tactics and Firearms Training, assistant professor of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract: This article deals with regulations and principles of management during special operations. Increase of the role of government in solving the problems the Law Enforcement Agencies fase needs its permanent improvement. A wide range of modern scientific methods and means of investigation must be used, deeply studying and analyzing the experience of special operations, practice of commanding staff and special tactic training.

Keywords: management of forces and means, administration, control, special operations, regulation, principles.

Искусство проведения специальных ветовать, указывать, наблюдать, наставлять

операций находит олицетворение в в работе» [1].

его принципах. Не существует ни одной В философском энциклопедическом сло-

науки, которая не облекла бы результаты варе термин «управление», рассматрива-

своих исследований, обобщений практики в ется, как важнейшее свойство социальной

определенные правила - принципы. Не со- системы, его функция, воздействие на обще-

ставляет исключения из этого, естественно, ство с целью его упорядочения, сохранения

тактико-специальная подготовка. Здесь есть структуры, присущих ему качеств, специ-

свои основополагающие категории - законы, фики, поддержания режима деятельности,

закономерности и принципы. совершенствования и развития.

По определению основных энциклопеди- В философском плане принципы вопло-ческих и справочных изданий термин «руко- щают в себе проблемы сочетания необхо-

водство» идентичен термину «управление», димости и свободы. Руководитель опера-

но применяется только в случае, когда речь тивного штаба не может достичь успеха в

идет об управлении деятельностью коллек- специальной операции, выходя за рамки,

тивами. Так, в «Толковом словаре живого которые обусловлены объективными фак-

великорусского языка» В.И. Даля понятие торами боевой обстановки, но он может и

«руководить» трактуется как «управлять, со- должен добиваться успеха в рамках этих

условий.

События последних лет, в том числе в Северо-Кавказском регионе, дали импульс для появления большого количества публикаций, в которых обосновывается приоритетное значение вопросов управления в специальной операции, рассматриваются особенности управления силами и средствами и специфика управленческой деятельности в особых условиях.

Под словосочетанием «управление силами и средствами» понимается комплекс согласованных по замыслу, месту и времени мероприятий, проводимых органами управления по выработке и принятию решений, планированию, организации, контролю и руководству силами и средствами в интересах выполнения поставленных задач.

Задача управления состоит в том, чтобы твердо держать в своих руках ход событий, все время подчинять их своей воле и удерживать за собой инициативу действий.

Управление силами и средствами включает в себя: непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение, анализ и оценку данных оперативной обстановки; принятие решения на операцию; постановку задач силам; планирование операции; организацию и поддержание взаимодействия; организацию связи и управления; подготовку сил и средств действиям; организацию контроля и осуществление помощи подчинённым силам; непосредственное руководство действиями сил при выполнении ими боевых задач.

При этом управление является оперативным, если время, затрачиваемое на проведение мероприятий по управлению силами и средствами, в совокупности со временем, необходимым всем задействованным подразделениям на подготовку к действиям для выполнения поставленных задач, не будет превышать критического времени, диктуемого условиями сложившейся оперативной обстановки.

Таким образом, основная цель управления специальной операцией состоит в том, чтобы оптимизировать процессы, направленные на координацию действий сил и средств, придать им целеустремленность, планомерность и организованность.

При этом в целом функционирование системы управления подразделениями органов внутренних дел осуществляется посредством: информационного обеспечения; оценки обстановки; принятия управленческого решения; взаимодействия и координации; корригирования и регулирования; постоян-

ного контроля за выполнением поставленных задач и оказания подчиненным необходимой помощи.

Осуществляя информационное обеспечение подразделений при проведении специальной операции, руководитель оперативного штаба (ОШ) должен располагать значительным объемом оперативно-разыскной информации. Прежде всего, это сведения об оперативной обстановке, времени, месте и способе совершения преступления и месте нахождения преступников (банды).

Современный процесс управления ходом проведения специальной операции осуществляется, как правило, в условиях постоянно изменяющейся оперативной обстановки и характеризуется различной степенью неопределенности. В ходе действий ОШ организует постоянный контроль за выполнением поставленных задач и оказание подчиненным необходимой помощи. Контроль должен быть постоянным, целеустремленным и направляться на предупреждение неточного или несвоевременного выполнения поставленных подразделениям задач, при этом быстрота и действенность контроля позволяет немедленно реагировать на выявленные недостатки, дает ответ на вопрос, насколько органы управления достигли запланированных целей.

Каждая рассмотренная управленческая функция, весь процесс управления проведением специальной операции носят обоснованный характер, если они основаны на познании и использовании соответствующих объективных закономерностей и принципов. Управление специальной операцией строится в соответствии со своими внутренними закономерностями, которые условно можно разделить на две группы.

К первой группе относятся закономерности функционирования и развития субъекта управления: взаимное влияние интересов различных субъектов управления; единство и независимость этих интересов; направленность ответственности субъекта управления и др.

Вторую группу составили закономерности взаимодействия субъекта и объекта управления: соответствие интересов субъекта и объекта управления; целостность воздействия субъекта на объект; соответствие между уровнем развития объекта и субъекта управления и др.

Из перечисленных закономерностей вытекает ряд принципов, представляющих собой свод определенных правил, которые регулируют поведение субъекта в процессе уп-

ПРАКТИКА.

равления специальной операцией и объекта в конкретной служебно-боевой обстановке. Принципы содержат рекомендации, что надо делать для достижения поставленной задачи и как надо действовать.

В данном случае принципы управления являются теоретическим каркасом тактико-специальной подготовки, ее базовым научным фундаментом и основываются на опыте проведения специальных операций в различных конфликтах. Весь длительный опыт локальных конфликтов свидетельствует о том, что без руководящих тактических правил - принципов управления специальной операцией, направляющих практику по наиболее правильному пути, и без их регулирующей роли нельзя себе представить никакой рациональной практической деятельности руководителя ОШ.

Применительно к принципам начальник Академии генерального штаба, профессор военного искусства Г.А. Леер отмечал: «Принцип указывает только цель, почему и является только регулятором творчества, силой, направляющей его на путь правильных решений, но отнюдь не заместителем его» [3, с.274]. Успешное применение принципов управления находится в прямой зависимости от творческой деятельности руководителя ОШ, от его умения управлять силами и средствами, анализировать оперативную обстановку и делать из нее правильные выводы.

Принцип профессионализма. Управление специальной операцией требует профессионально подготовленных для управленческой деятельности сотрудников. Реализация этого принципа управления позволяет успешно выполнять поставленные задачи.

Принцип централизации управления выступает наиболее актуальным на этапе согласования действий всех сил и средств, участвующих в специальной операции. Это обусловлено сложностью выполняемых задач, быстрыми и резкими изменениями оперативной обстановки, концентрацией сил и средств, принадлежащих различным ведомствам, их особой группировкой, что вызывает необходимость выполнения в короткое время большого объёма управленческих функций. При проведении специальной операции требуются максимальная централизация управления, быстрое принятие правильных решений, доведение их до исполнителей и организация выполнения. При этом субъектом управления специальной операции выступает руководитель ОШ,

который должен определять цели и конечные задачи специальной операции.

Это требует от него высоких организаторских способностей, сильной воли, самостоятельности, знания сущности специальных операций, средств и способов их ведения. Кроме того, от руководителя ОШ требуется умение чётко действовать при крайне жёстком лимите времени, огромных психологических и физических нагрузках.

Принцип эффективности управления. Суть его заключается в том, чтобы при наименьшей затрате сил и средств получить наилучший результат. Реализация этого принципа в управлении специальной операции требует поиска наиболее предпочтительного варианта действия. При этом эффективность управления будет определяться достижением конечной цели в специальной операции.

Принцип объективности требует учета объективных закономерностей и особенностей их проявления в конкретных условиях. Этот принцип отражает зависимость любого управленческого акта от того, насколько представления о реальностях адекватны самим реальностям. В управлении специальной операции он представляет собой конкретизацию научного подхода к чёткому выполнению всех алгоритмов действий сотрудниками оперативного штаба.

Принцип целесообразности содержит два взаимосвязанных требования к любому руководителю: безошибочно определять цели и обеспечивать соответствие средств намеченным целям. Ошибка в выборе средств сказывается на достижении целей. Иначе неудачи неизбежны, при прочих равных условиях успеха достигает тот, у кого более устойчивое управление, кто лучше ориентируется в сложной обстановке, чьи решения и прогнозы окажутся точнее и дальновиднее, а замыслы и планы реалистичнее. При управлении специальной операцией надо исходить из того, что способы, средства и методы воздействия должны соответствовать закономерностям развития объектов управления.

Принцип комплексности планируемых мероприятий заключается в том, что при планировании специальной операции необходимо учитывать все силы и средства, задействованные в специальной операции. Данный принцип требует полного охвата всех возможностей всех субъектов специальной операции, независимо от ведомственной принадлежности и выполняемых задач.

Структурно-функциональный принцип

требует определённого построения организационной структуры оперативного штаба в соответствии с возложенными на сотрудников функциональными обязанностями. При этом цель управления силами и средствами будет состоять в таких изменениях их организационной структуры, состояния, способов действий, которые обеспечат их максимальную эффективность.

Принцип согласованности вступает в силу на этапе организации взаимодействия и заключается в согласованном применении сил и средств по заранее спланированному плану в четко определенное время. Организация и осуществление взаимодействия - сложный, многогранный творческий процесс руководителя ОШ, требующий от него глубокого предвидения развития оперативной обстановки, умения эффективно использовать подчинённые силы и средства в различных условиях обстановки. Согласование усилий всех сил и средств, участвующих в специальной операции, осуществляется по задачам, направлениям, рубежам, времени и способам выполнения тех частных задач, которые могут возникать перед подразде-

лениями.

Поэтому умелая организация и постоянное поддержание взаимодействия являются важнейшей обязанностью оперативного штаба при подготовке специальной операции и в ходе её проведения. Именно в умении четко организовать и непрерывно поддерживать взаимодействие в ходе специальной операции, как в фокусе, концентрируются искусство руководителя ОШ, его организаторские способности, тактическая зрелость, способность управлять силами и средствами.

Таким образом, управлять силами и средствами при проведении специальной операции, сообразуясь с принципами, это значит: соизмерять цели и задачи задействованных сил со сложившейся оперативной обстановкой, их боевыми возможностями; планировать специальную операцию, организовывать взаимодействие, всестороннее обеспечение на основе глубокого прогнозирования, предвидения, проведения оперативно-тактических расчетов; опираться на объективные условия, знание природы проведения специальной операции и тенденций ее развития.

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Издательство ИДДК, 2004.

2. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

3. Леер ГА. Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала XX веков. - М.: Воениздат, 1960.

References

1. Dal V.I. Russian-Russian Dictionary. - Moscow: Publishing Company IDDK, 2004.

2. Encyclopedian Dictionary of Philosophy / Eds. L.F. Ilychev, P.N. Fedoseev, SM. Kovalev, V.G. Panov. - Moscow: Soviet Encyclopedia, 1983.

3. Leer G.A. Russian Military Theory of XIX and the Beginning of XX Century. - M.: Voenizdat, 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.