Научная статья на тему 'Методические аспекты оценки обстановки оперативным штабом при подготовке к проведению специальной операции'

Методические аспекты оценки обстановки оперативным штабом при подготовке к проведению специальной операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2873
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / ПРЕДВИДЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / OPERATIONAL CONDITIONS / ASSESSMENT OF CONDITIONS / DECISION-MAKING / PERCEPTION / SPECIAL OPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манышев В. В.

В статье рассматриваются методические аспекты оценки обстановки по изучению ее различных составных элементов при подготовке к проведению специальной операции и диалектическая взаимосвязь с предвидением руководителя оперативного штаба. Во многом успех управленческой деятельности непосредственно зависит от умения руководителя правильно оценить оперативную обстановку и предвидеть ход её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical Aspects of Condition Assessment of Operational Headquarters during Preparation to Special Operations

This article deals with methodical aspects of condition assessment in studying its different elements during preparation to special operations and coincidence within the perception of the Operational Headquarters Commander. The success of management depends in many respects from the right assessment skills of the commander and his perception towards its flow.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты оценки обстановки оперативным штабом при подготовке к проведению специальной операции»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ОБСТАНОВКИ ОПЕРАТИВНЫМ ШТАБОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

methodical aspects of condition assessment of operational headquarters during preparation to

special operations

УДК 355.4

в.в. МАНЫШЕВ,

доцент кафедры тактико-специальной и огневой подготовки (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: В статье рассматриваются методические аспекты оценки обстановки по изучению ее различных составных элементов при подготовке к проведению специальной операции и диалектическая взаимосвязь с предвидением руководителя оперативного штаба. Во многом успех управленческой деятельности непосредственно зависит от умения руководителя правильно оценить оперативную обстановку и предвидеть ход её развития.

Ключевые слова: оперативная обстановка, оценка обстановки, принятие решения, предвидение, специальная операция.

V.V. Manyshev, assistant professor of the Chair of Special Tactics and Firearms Training, assistant professor of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract: This article deals with methodical aspects of condition assessment in studying its different elements during preparation to special operations and coincidence within the perception of the Operational Headquarters Commander. The success of management depends in many respects from the right assessment skills of the commander and his perception towards its flow.

Keywords: Operational conditions, assessment of conditions, decision-making, perception, special operation.

Изучение оперативной обстановки -непременное условие правильного планирования и организации проведения специальной операции. Оно позволяет заранее узнать те благоприятные обстоятельства, которые могут быть использованы для достижения успеха в проведении специальной операции, особенно большое значение имеет при этом получение наиболее полных и объективных данных о противнике.

Каждая сложившаяся оперативная обстановка есть конкретный частный случай, в связи с этим ни в одном Наставлении (уставе) не могут быть даны исчерпывающие указания о том, как провести ту или иную специальную операцию, в той или иной обстановке. Однако, как показывает опыт проведения специальных операций в локальных конфликтах, всем частным случаям присуще нечто общее. В результате изучения этого

общего могут быть выведены определённые принципы и правила, которые тоже относительны, потому что использование их будет зависеть от конкретных условий, так как оперативная обстановка слишком разнообразна для того, чтобы к ней применять навсегда определённые правила.

Поэтому знание закономерностей проведения специальной операции и алгоритмов действий при оценке обстановки позволит руководителю оперативного штаба (ОШ) быстро разобраться в любой сложной обстановке, в которой он будет рассматривать её не как противоречивые и не связанные между собой явления, а как проявление определённого закономерного процесса.

В Словаре военных терминов даётся определение обстановки. Под обстановкой понимается совокупность факторов и условий, в которых осуществляются подготовка

и ведение операции (боя). Основными из них являются: состав, группировка и характер действий войск (сил) противника; положение своих войск (сил), их состояние, решаемые задачи, материально-техническая обеспеченность; положение и действия соседей; характер местности; климатические и гидрометеорологические условия; время, предоставленное для подготовки к боевым действиям и выполнения боевых задач. В целях эффективного управления войсками (силами) командиры и штабы тщательно изучают и оценивают данные обстановки. Выводы из оценки обстановки служат основой для принятия решения на операцию (бой) и уточнения задач в ходе боевых действий [1].

Под оценкой обстановки понимается совокупность всех объективных условий по своевременному выявлению опасных событий и оценка их последствий для всех предполагаемых вариантов развития ситуации, выбор наиболее целесообразных вариантов действий, при которых достигается существенное снижение рисков и уменьшение масштабов чрезвычайных обстоятельств, в которых подразделениям предстоит выполнять боевую задачу.

Иначе говоря, оценка обстановки - это познание руководителем ОШ объективных условий предстоящей специальной операции и нахождение наиболее правильных путей использования этих условий для успешного выполнения поставленной боевой задачи.

Оценивая обстановку, руководитель ОШ должен располагать значительным объемом оперативно-разыскной информации, прежде всего это сведения об оперативной обстановке, времени, месте и способе совершения преступления и месте нахождения преступников (банды).

При этом информация должна отвечать ряду требований:

а) достоверность. Это требование означает, что кроме полноты данных и их своевременности информация должна быть достоверной. Пользование ложными данными, принимаемыми за истинные, всегда приводит к неверным выводам. Лишь достоверные данные, полученные из одного вполне надёжного источника или из нескольких менее надёжных, но подтверждающих друг друга, являются объективной материальной основой для принятия правильного решения;

б) полнота. Это требование означает соответствие объема, содержания и качества информации, которая должна содержать всесторонние сведения, о совершении конкретным лицом преступления;

в) своевременность. Это требование означает, что должна быть отлажена система чёткого порядка её передачи и получения. Своевременность состоит в том, что как задержка с поступлением информации в систему, так и преждевременный ее сбор приводят к снижению или потере ее актуальности и, как следствие, к значительному понижению эффективности принимаемых решений;

г) непрерывность (систематичность) поступления оперативно-разыскной информации необходима для своевременного принятия управленческого решения, контроля, регулирования и корригирования;

д) коммуникативность информации. Это требование к информации, связанное с ее восприятием системой управления, её непротиворечивость, однозначное и последовательное изложение, исключающее возможность разночтения. Еще в древности считали, что о том или ином явлении можно достаточно полно судить, если известны ответы на следующие вопросы: кто и что сделал, где, когда и какими средствами, зачем и кто сообщает об этом.

Влияние оперативной обстановки на проведение специальной операции состоит в том, что она либо благоприятствует, либо препятствует ей, вплоть до того, что не дает возможности начать запланированную деятельность без предварительного изменения сложившихся условий.

На современном этапе специальной операции присущи динамичность и скоротечность развития оперативной обстановки, а это требует от руководителя ОШ помимо теоретических знаний, ещё и практического опыта деятельности в ситуациях, требующих быстрого принятия обоснованных и взвешенных решений по нормализации обстановки, умения быстро ориентироваться и анализировать сложившуюся обстановку, при этом не упускать мельчайшие детали и в то же время видеть главное, уверенно и своевременно производить маневр подчинёнными силами и средствами.

Известно, что руководитель ОШ прини-

мает решение в результате осуществления двух основных взаимосвязанных творческих процессов - уяснения боевой задачи и оценки обстановки. Уяснение задачи позволяет определить цель, которую нужно достичь в предстоящей специальной операции, исходя из плана действий старшего начальника. Соответствие цели специальной операции имеющимся возможностям в наибольшей степени отвечает требованиям научного обоснования принимаемого решения и предполагает всестороннюю и глубокую оценку сложившейся оперативной обстановки с тщательным учетом боевых возможностей количественно-качественного соотношения сил и средств сторон.

Оценка оперативной обстановки в данном случае выступает в форме предвидения и появления первоначальных предположений о ходе предстоящей специальной операции. Пока не выяснена обстановка, нельзя говорить ни о предвидении, ни о планировании. Сведения об обстановке - это те данные, исходя их которых должна решаться всякая стратегическая, оперативная или тактическая задача [2].

Определение роли и места своих сил и средств в выполнении общей задачи позволяет руководителю ОШ, хотя бы в общих чертах, предвидеть характер предстоящих силовых действий и, исходя из этого, сделать предварительные выводы по отдельным элементам решения.

Оценка обстановки складывается из последовательного рассмотрения отдельных ее элементов, производства частных по ним выводов и суммирования их в общие выводы, которые затем кладутся в основу реше-

ПРАКТИКА.

ния. В онечном итоге оценить обстановку означает определить последовательность выполнения задачи и способов действий своих сил и средств.

Уже из этой целевой направленности оценки обстановки следует, что она немыслима без предвидения развития хода специальной операции. Для этого руководитель ОШ должен сразу же определить доминирующий элемент обстановки, найти в нем важнейшие звенья, которые могут оказать решающее влияние на проведение специальной операции. Опытный руководитель, зная задачу и обстановку, и закономерности проведения специальной операции, выбирает те немногие, но главные моменты, на которых нужно сосредоточить внимание, при этом он должен мыслить не по какой-то одной шаблонной схеме, а творчески и диалектически.

Оценка обстановки, как известно, включает в себя изучение ее различных составных элементов, к которым относятся: противник, свои силы и средства, местность, время года и суток, а также метеорологические условия. Кроме того, при оценке обстановки учитываются социальный состав населения и его настроение в районе предстоящих действий.

Значение тех или иных элементов обстановки в принятии решения будет различным. В одних условиях определяющими будут положение и состав противника, в других -положение и состояние своих сил и средств или местности, условий погоды и т.д. Из этой объективной неравноценности элементов обстановки руководитель и должен исходить при их оценке. Обстановка должна оцениваться не вообще, а применительно к реальным условиям специальной операции, в интересах нахождения наилучших способов выполнения задачи.

Известный советский психолог Б.М. Теп-лов, характеризуя ум полководца, отмечал: «Умение быстро охватывать все стороны вопроса, быстро анализировать материал чрезвычайной сложности, систематизировать его, выделять существенное, намечать план действий и, в случае необходимости, мгновенно изменять его - все это даже для самого талантливого человека невозможно без основательной интеллектуальной подготовки» [2].

В ходе оценки обстановки руководитель ОШ заслушивает предложения заместителей и членов оперативного штаба с расчетами и другими обоснованиям, также он должен

учитывать решения, принимаемые другими членами ОШ, руководителями групп по закрепленным направлениям деятельности.

Руководитель производит оценку обстановки на основе как имеющихся данных, так и учета их возможных изменений в ходе операции, при этом он должен определить влияние каждого ее элемента в отдельности и всех вместе на выполнение полученной задачи, учитывая что подлежащие оценке сведения часто бывают недостаточно точными и нередко противоречивыми.

Руководитель оценивает эти данные, производит необходимые расчеты, и, только опираясь на их результаты, получает возможность обоснованно предвидеть ход и результаты предстоящей операции. Таким образом, оценка обстановки лежит в основе предвидения.

Уже по мере оценки тех или иных элементов обстановки руководитель приходит к определенным выводам о характере развития операции. Они могут уточняться при оценке других элементов обстановки и окончательно формулироваться лишь после полного ее изучения. Тем самым предвидение как бы пронизывает оценку обстановки и в то же время является ее итоговым выводом, касающимся развития и результатов предстоящего операции. Выводы, составляющие содержание предвидения, входят в состав частных и общих выводов из оценки обстановки. Выводы из оценки обстановки позволяют руководителю сформулировать первоначальные наброски своего замысла на предстоящую специальную операцию.

В этом и состоит диалектическая взаимосвязь оценки обстановки и предвидения. Рассматривая эту взаимосвязь при оценке различных элементов обстановки, наиболее ярко предвидение выступает при оценке преступников (противника). Всесторонняя оценка противника позволяет вскрыть его намерения, возможности, сильные и слабые стороны. Однако предвидение действий противника будет неполным, если не учитывать характер действий своих сил и средств, потому что операция (бой) - всегда двухсторонний процесс.

Предвидение действий своих сил и средств основано как на результатах их оценки, так и на вероятном характере их использования и на вероятных ответных действиях противника. Непрерывное сопоставление выводов из оценки своих сил и средств и противника является базой для обоснованного предвидения их действий, т.е. для предвидения

развития хода специальной операции и соответственно ее результатов.

Еще большая конкретизация предвидения происходит при оценке других элементов обстановки. Оценивая местность, руководитель изучает ее главным образом под углом зрения того влияния, какое она может оказать на выполнение поставленной задачи.

Изучение местности, в частности ее проходимости и защитных свойств, позволяет сделать более точные предположения о вероятном характере действий противника. Детальное изучение местности может дать возможность сделать решающие выводы о наиболее целесообразном характере маневра своих сил и средств, ибо местность в ряде случаев может явиться определяющим элементом обстановки при принятии решения. Оценка местности в самом тесном сочетании с оценкой противника и своих сил и средств позволяет более полно предвидеть ход развития боевых (силовых) действий.

Оценка времени суток и года и метеорологических условий обычно производится попутно с оценкой других элементов обстановки; все эти факторы нередко оказывают на нее значительное влияние, которое необходимо учитывать.

В целом управленческая деятельность руководителя ОШ развертывается в условиях жесткого дефицита времени и имеет

ограниченные возможности для проверки гипотез. Так, принятие решения на проведение специальной операции не может быть сильно растянуто по времени, а его истинность, оптимальность может определить только её исход.

Принимая решение, руководитель в ходе оценки обстановки просматривает различные варианты замысла действий и в конечном итоге останавливается на наиболее целесообразном. Решение руководителя является основой управления всеми силами и средствами, участвующими в специальной операции. Именно решение является тем фундаментом, на котором основывается вся последующая работа руководителя и штаба по планированию силовых действий, подготовке подразделений к проведению специальной операции и их всестороннему обеспечению.

Таким образом, творческая деятельность руководителя ОШ в специальной операции заключается в его напряженной мыслительной работе, направленной на определение широкого комплекса мероприятии по управлению силами и средствами. Успех этой деятельности непосредственно зависит от его инициативности, решительности, от умения руководителя правильно оценить оперативную обстановку и предвидеть ход её развития.

Литература

1. Плехов, А. М. Словарь военных терминов / А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. - М. : Воениздат,

1988.

2. Теплое, Б. М. Ум полководца. «Ученые записки МГУ» / Б. М. Теплов. - М. : вып. 90, 1945.

References

1. Plekhov A.M., Shapkin S.G. Dictionary of Military Terms. - M.: Voenizdat, 1988.

2. Teplov B.M. Mind of Commander. Scientific Notes of MSU. - M.: ed. 90, 1945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.