ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ
ОЛЕГ БОРИСОВИЧ ТРОШИН,
полковник полиции, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях УНК специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат военных наук Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
E-mail: [email protected] Рецензент: Заместитель начальника ОМВД по району Раменки г. Москвы С.А.Коновалов
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы подготовки органов управления территориальных органов МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах; рассмотрены формы обучения руководящего состава организации управления силами и средствами при подготовке к проведению специальных операций.
Ключевые слова: органы управления, штабная тренировка, тактико-строевое занятие, командно-штабные учения.
Annotaition. In the article the issues of preparation of the management bodies of territorial bodies of the MIA of Russia for actions in extreme circumstances considered by the learning management team of the organization management of forces and resources in preparing to conduct special operations.
Keywords. Controls, staff training, and tactical-drill exercise, TTX.
Согласно действующим руководящим документам подготовка сил и средств органов внутренних дел МВД России к выполнению задач по предупреждению, пресечению и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств заключается как в заблаговременной, так и в непосредственной подготовке начальников, командиров, штабов сотрудников и военнослужащих внутренних войск к выполнению служебно-боевых задач, а вооружения, боевой и другой техники, специальных средств к боевому применению. В ходе заблаговременной подготовки особое внимание также должно уделяться проведению тактико-строевых занятий как формы обучения сотрудников и подразделений для отработки выполнения приемов и способов действий в различных видах обстановки до полного их усвоения обучаемыми. Каждый прием и способ действий отрабатывается по элементам, после чего переходит к слитному выполнению последовательно, определяя временной норматив. Частная обстановка для отработки каждого учебного вопроса может создаваться отдельно, и использоваться группы подигрыша. Для совершенствования управленческих навыков руководящего состава, оперативных штабов, оперативных групп и
групп управления при выполнении конкретной задачи, реже нескольких задач, проводятся штабные тренировки, в ходе которых отрабатываются вопросы сла-живания действий руководителями различных служб и подразделений. Как правило подготовка и проведение штабных тренировок возлагается на заместителей начальников территориальных органов МВД России.
Для совершенствования слаженности и оперативности руководителей подразделений органов управления, их навыков в организации непрерывного управления силами и средствами в любых условиях обстановки проводятся командно-штабные учения. Они проводятся, как правило, под руководством руководителей территориальных органов МВД России на региональном уровне и в ходе командно-штабных учений проводится проверка реальности отработанных планов действий по основным задачам территориальных органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.
Для проведения командно-штабных учений и штабных тренировок целесообразно разрабатывать на основе приказов или распоряжений об их проведении ряд документов и планов, которые позволяют
№ 2/2016
Вестник Московского университета МВД России
149
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
обучаемому подготовиться к проведению занятий и качественно отработать определенные учебные вопросы. Основой для проведения учений и тренировок служат планы их проведения, которые могут включат графическую часть с пояснительной запиской либо готовить в текстуальном варианте. В плане отражаются тема, учебные цели и вопросы, подлежащие отработке в ходе учения и тренировок, время, место и материальное обеспечение, необходимое для обучения, порядок отработки и содержание учебных вопросов, сигналы управления и схемы связи, а также другая информативная и обучающая база. Наряду с планом проведения для эффективного и целенаправленного обучающего процесса и слаживания органов управления могут разрабатываться календарный план подготовки к учениям, план-календарь проведения, план подачи вводных и план наращивания оперативной обстановки, частные планы проведения учений заместителей, помощников руководителя и посредников. При проведении учений и тренировок на местности и с отработкой практических действий подразделений или отдельных розыгрышей целесообразно разрабатывать организационные указания личному составу участвующих подразделений, инструкций по соблюдению мер безопасности, план рекогносцировки районов проведения учений и тренировок, план имитации.
Разработка вышеперечисленных документов наряду с подготовкой личного состава подразделений и органов управления позволяет эффективно провести занятия, тренировки, учения и повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников в области принятия управленческих решения и управления подразделениями в сложной оперативной обстановки.
В настоящее время ярко проявилась тенденция повышения роли тесного взаимодействия всех сил и средств при действиях в сложной обстановке чрезвычайных обстоятельств, как элемента управленческой деятельности командиров и начальников. Поскольку при проведении специальных мероприятий, операций
возрастает сложность их организации, в частности, по причине необходимости эффективного регулирования координации действий сил и средств, входящих в различные министерства и ведомства, привлекаемых к действиям. Сущность взаимодействия должна заключаться в согласовании действий всех компонентов по целям, задачам, времени и месту. Проблема состоит в том, что подразделения и части МВД России, Министерство обороны, ФСБ, МЧС и других министерств и ведомств, привлекаемых для выполнения специфических задач, касающиеся каждого ведомства в отдельности, даже выполнение решения единого оперативного органа управления, разрабатывают свои планы применения, свои плановые таблицы взаимодействия, не согласуя их между собой, что часто приводит к неэффективному использованию сил и средств, срыву выполнения поставленных задач, а порой и к существенным потерям.
При организации взаимодействия в условиях выполнения задач при чрезвычайных обстоятельствах необходимо прежде рассмотреть вопрос структуры и подчиненности должностных лиц при проведении совместных операций (действий), необходимо проанализировать степень уяснения сил и средств различного ведомственного подчинения. Эта степень будет зависеть от специфики организационно-правовых основ действий этих сил и средств.
Старшим начальником должен являться тот руководитель государственный чиновник, чьи обязанности определены законодательно как ответственного за указанную сферу жизнедеятельности общества и государства.
Эффективная подготовка органов управления, частей и подразделений сотрудников и военнослужащих и умелая организация взаимодействия позволяет успешно координировать деятельность различных министерств и ведомств по предупреждению, пресечению и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.
150
Вестник Московского университета МВД России
№ 2/2016