«Профессиональная ориентация»
2017, №2
Электронный
научный журнал
С. А. Зотова, Н. В. Ермакова
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», г. Энгельс, Россия
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА
Профессиональное образование - составная часть процесса социализации. Студенческий возраст благоприятен для овладения комплексом социальных ролей взрослого человека: профессиональных, гражданских, семейных и т.д.
Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе. Реализация социально-профессионального самоопределения студентов происходит в условиях воспитательно-образовательного процесса, творческой деятельности, формирования профессиональных интересов.
Профессиональное становление и развитие личности студентов раскрывается при взаимодействии в согласовании двух направлений. С одной стороны, мы восстанавливаем и сохраняем особенности народной культуры, поддерживаем отечественные духовные традиции. С другой -динамизм социальных процессов требует от обучающихся осваивать знания в быстром темпе.
Суть профессиональной социализации заключается в том, что в ее процессе наш студент приобщается к определенной профессиональной роли и становится обладателем относящегося к этой роли социального статуса.
В условиях открытой образовательной среды Энгельсского политехникума налажена система различных факторов и условий, позволяющих развивать сущностные свойства (передача знаний, накопленных человечеством), реализовывать образовательные, социальные и профессиональные потребности личности студентов.
В ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» в настоящее время обучается 1051 человек. Это обучающиеся, поступившие в техникум с разным уровнем образования: на базе основного общего, среднего общего образования. В Энгельсском политехникуме реализуется шестнадцать программ подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих, групп профессиональной подготовки.
Современный выпускник техникума должен владеть как профессиональными, так и общепрофессиональными компетенциями, ощущать потребность в собственных достижениях. Весь период обучения
ISSN 2411-2550
50
www.poiournal.ru
«Профессиональная ориентация»
2017, №2
Электронный
научный журнал
работает система педагогического сопровождения студентов, как в образовательном, так и воспитательном процессе.
С первых дней пребывания в техникуме идет активный процесс адаптации первокурсников к условиям образовательной среды.
Около 10% обучающихся первого курса по результатам психологических исследований имеют низкую самооценку, неустойчивую учебную мотивацию к выбранной профессии. Такие обучающиеся дифференцированно относятся к процессу обучения в техникуме и нуждаются в дополнительной психолого-педагогической поддержке, направленной на формирование у них необходимых в жизни личностных качеств, стремление к профессиональному саморазвитию, а также способность к построению своей перспективы.
Воспитательное направление профессионального становления студентов осуществляется через студенческое самоуправление: Студенческие совет техникума и общежития, которые способствуют формированию общественной активности, инициативности, самостоятельной готовности к жизни, а также помогают раскрывать творческий потенциал каждого обучающегося.
Студентам первого курса оказывается помощь в планировании личностного и профессионального роста, в решении личностных проблем и проблем социализации. В техникуме проводятся различные мероприятия, в которых участвуют наши студенты. Ко второму курсу у них укрепляется уверенность в себе. Обучающиеся старших курсов привлекаются к научно-исследовательской и практической работе. Ежегодно в стенах техникума проводятся конференции, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства «Шаги в науку», «Виват, наука!», где раскрывается личностный потенциал каждого обучающегося.
Профессиональное и социальное становление студентов идет через вовлечение в студенческие мероприятия, посвященных специальностям и профессиям «Лучшая презентация своей профессии», «День технолога».
Активная работа творческих коллективов техникума способствует развитию творческих способностей и повышению профессиональной компетенции личности студента.
Профессиональная социализация и самореализация в техникуме позволяет обучающимся стать настоящим профессионалам своего дела и достойным человеком гражданского общества.
Библиографический список
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Пряжникова, Е.Ю,. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 496 с.
^БЫ 2411-2550 51 www.poiournal.ru