УДК 378
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
А.Т. Галиахметова, Ж.И. Айтуганова, Е.В. Артамонова
Аннотация. В статье представлены результаты исследования деятельности образовательных организаций по решению актуальной проблемы - проблемы повышения качества профессионального образования. Одним из перспективных направлений повышения качества образования в вузах является интеграция педагогических технологий. Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование системы организационно -педагогических условий реализации интеграции педагогических технологий. Этими условиями являются: мониторинг эффективности реализации педагогических технологий, реализация комплексного классификатора педагогических технологий, использование современных информационно-компьютерных средств.
Ключевые слова: интеграция, педагогическая технология, мониторинг, информационно-компьютерные средства.
INTEGRATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
IN PROFESSIONAL EDUCATION: ORGANIZATIONAL
AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ITS REALIZATION
A. Galiakhmetova, Zh. Aitouganova, E. Artamonova
Abstract. Organizational and pedagogical conditions of integration of pedagogical technologies are described in the article. These conditions are: monitoring of efficiency of implementation of educational technologies, the implementation of an integrated classifier, the use of modern information and computer resources.
Keywords: integration, pedagogical technology, monitoring, information and computer facilities.
Модернизация профессионального
образования в настоящее время происходит под определяющим воздействием изменений рынка труда. Рыночные преобразования изменили не только спрос на рабочую силу, востребовали новые качества человеческого капитала и сформировали новые образовательные потребности населения [3]. Необходимо совершенствование номенклатуры профессий и специальностей, оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями, а также формирование у выпускников профессиональной школы готовности обучаться всю жизнь. Это требует организации профессионального образования на основе принципа интеграции, обеспечивающего системную целостность и динамичность профессиональной подготовки.
Под интеграцией педагогических технологий мы понимаем процесс и результат объединения педагогических технологий в некоторую целостность, сопровождаемые уплотнением связей между ее составляющими. Результатом данного объединения является инновационная педагогическая технология (интегральная). Первостепенное назначение интеграции педагогических технологий состоит в том, чтобы
повысить эффективность и качество педагогического процесса. Повышение эффективности педагогического процесса осуществляется на основе суммарной реализации всех педагогических возможностей
составляющих технологий.
Основными организационно-
педагогическими условиями интеграции педагогических технологий в профессиональном образовании являются:
I. Мониторинг эффективности реализации педагогических технологий.
II. Реализация комплексного классификатора педагогических технологий.
III. Использование современных информационно-компьютерных средств.
I. Мониторинг в образовании - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности системы образования, обеспечивающая непрерывное наблюдение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Такое определение мониторинга в образовании в целом характерно для большинства соответствующих исследований [4]. Для успешного выбора педагогических технологий с целью их интеграции возникает необходимость мониторинга текущего состояния и результативности данной системы учебного
процесса, а при планировании - анализ перемен и прогнозирование.
Технологические этапы данного
мониторинга:
1) Выбор структуры мониторинга. 2) Формирование информационной среды и организация процедуры сбора информации о реализуемых педагогических технологиях. 3) Обработка, визуализация и анализ результатов. 4) Обобщение и распространение информации.
Мы рассматриваем мониторинг как: средство повышения качества и эффективности педагогической технологии; системную диагностику качества технологии; средство управления технологиями.
Базовые характеристики мониторинговой системы как организационного условия интеграции педагогических технологий выражают ее методологическую основу. Она включает в себя определение ее основных его параметров: целеполагания, функций, принципов, методов, форм, требований к содержанию и организации.
II. Реализация комплексного классификатора педагогических технологий.
В настоящее время многие педагогические технологии по целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и могут быть классифицированы в несколько групп:
1. По уровню применения
(общепедагогические, частнометодические
(предметные), локальные (модульные) технологии. 2.По философской основе (материалистические, идеалистические,
диалектические, метафизические, научные, религиозные, гуманистические, антигуманные и др.) 3. По ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные технологии). 4.По научной концепции усвоения (ассоциативные, рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские,
развивающие). 5. По ориентации на личностные структуры (информационные, операционные, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, технологии саморазвития, прикладные) [5].
Важная часть таких классификаторов -указанные в них:
1) цели;
2) ведущие идеи и принципы;
3) концептуальные основы;
4) особенности построения содержания обучения;
5) особенности форм, методов, приемов, средств обучения;
6) тип учебной дисциплины, при проведении которой целесообразно использование данной технологии;
7) этапы учебных занятий или модулей, на которых целесообразна реализация соответствующей педагогической технологии;
8) уровень развития (возраст) обучаемых для использования технологии;
9) границы применения данной технологии (достоинства и недостатки);
10) передовой педагогический опыт использования данной технологии (перечень образовательных организаций, где применяется технология).
Использование данных классификаторов позволит определить составляющие технологии для искомой интегральной технологии. По данному классификатору можно выбрать технологии, которые помогут решить ключевые задачи профессионального образования (например, задачи обеспечения, дифференциации, личностной ориентации, развития активности, самостоятельности обучения и т.п. [2].
III Использование современных
информационно-компьютерных средств.
В целях интеграции педагогических технологий компьютерные средства крайне необходимы. Во-первых, информационные технологии являются составляющей
интегральной технологии; во-вторых,
компьютерные средства могут служить средством управления гибкими педагогическими технологиями и средством автоматической адаптации к изменяющимся условиям образовательного процесса в профессиональной школе.
Информатизация в настоящее время рассматривается как одно из приоритетных направлений развития системы образования [1].
Внедрение современных ИКТ-технологий создает предпосылки для создания современной информационно-образовательной среды,
интенсификации образовательного процесса. Современная образовательная информационная среда позволяет широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии, интегрируясь с другими педагогическими технологиями, способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств студентов.
Информационно-компьютерные технологии должны опираться на современные психолого-педагогические теории. Они предполагают обеспечение высокого качества образования за
счет учета индивидуальных особенностей обучаемых, эффективного сочетания
индивидуальной и коллективной форм деятельности обучаемых, методов и средств обучения, управления учебным процессом, управления педагогической технологией (гибкости технологии). Система
методологической, специальной и методической подготовки преподавателя должна быть единым целым. Цель такой системы - в надежном обеспечении высокого качества подготовки преподавателя к решению задач, стоящих перед современной профессиональной школой. Преподаватель должен быть ориентирован на непрерывное самообразование и
самосовершенствование.
Результаты опытно-экспериментальной работы (Казанский государственный энергетический университет) свидетельствуют о положительном
влиянии организационно-педагогических условий интеграции педагогических технологий на основные характеристики образовательного процесса в профессиональном образовательном учреждении.
Таким образом, мониторинг эффективности реализации педагогических технологий, реализация комплексного классификатора педагогических технологий и использование современных информационно-компьютерных средств являются приоритетными
организационными условиями интеграции педагогических технологий в образовательной организации профессионального образования, т.е. выступают условиями повышения качества и эффективности профессионального образования, в том числе осуществления образования на расстоянии.
Литература:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в образовании / Н.В. Апатова. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 120 с.
2. Долженко О.В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе / О.В. Долженко. - М., 2000. - 192 с.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х.
Мескон. - М.: Дело, 2000. - 704 с.
4. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов. - М.: Российское педагогическое агенство, 1998. - 287 с.
5. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. - М.: Высшая школа, 2009. - 136 с.
Сведения об авторах:
Галиахметова Альбина Тагировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «иностранные языки», Казанский государственный энергетический университет, email: [email protected]
Айтуганова Жанна Илевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «иностранные языки», Казанский государственный энергетический университет.
Артамонова Екатерина Валерьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «иностранные языки», Казанский государственный энергетический университет.
Data about the authors:
A. Galiakhmetova (Kazan, Russia), Ph.D., Associate Professor of the Department "Foreign Languages", Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]
Zh. Aitouganova (Kazan, Russia), Ph.D., Associate Professor of the Department "Foreign Languages", Kazan State Power Engineering University.
E. Artamonova (Kazan, Russia), Ph.D., Associate Professor of the Department "Foreign Languages", Kazan State Power Engineering University.