УДК 378
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО,
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
А.Т. Галиахметова, Е.А. Андреева
Аннотация. В статье представлены результаты исследования деятельности вузов по решению актуальной проблемы - проблемы повышения качества образования. Одним из перспективных направлений повышения качества образования в учебных заведениях является интеграция педагогических технологий. В данном исследовании представлена интегральная технология личностно-развивающего и компьютерного обучения. Определены цели, принципы, концептуальные основы данной технологии.
Ключевые слова: повышение качества образования в вузе, педагогическая технология, интеграция, интеграция технологий развивающего, личностно ориентированного и компьютерного обучения.
IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN THE UNIVERSITY
BASED ON INTEGRATION OF DEVELOPING TRAINING, PERSONALITY
ORIENTED AND COMPUTER-BASED TECHNOLOGIES
А. Galiakhmetova, E. Andreeva
Abstract. The article presents the results of the research activities of universities to address the urgent problem - the problem of improving the quality of education. One of the promising ways of increasing the quality of education at universities is the integration of educational technologies. This study presents an integrated technology of developing training, personality oriented and computer-based technologies. The aims, principles, conceptual framework of this technology are determined.
Keywords: improving the quality of education at the university, pedagogical technology, integration, integration of developing training, personality oriented and computer-based training technologies.
Социально-экономическое развитие страны на современном этапе предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности специалиста. Эффективность педагогического процесса во многих вузах остается невысокой. Многие преподаватели вузов пользуются традиционными методиками, приблизительными и неконкретными, неадаптированными к существующим условиям образовательного процесса. Значительная часть преподавателей вузов владеет некоторыми инновационными педагогическими технологиями, которые решают лишь ряд образовательных задач. В арсенале значительной части преподавателей нет инновационных технологий, комплексно и эффективно решающих современные
педагогические задачи.
Для того, чтобы будущий специалист имел высокую профессиональную компетентность, был востребован обществом и чувствовал себя в нем комфортно, необходимо в процессе его обучения использовать не одну, а несколько педагогических технологий или интегральную технологию [4].
Таким образом, одним из важных направлений повышения эффективности педагогического процесса в системе
профессионального является интеграция педагогических технологий.
Опыт реализации технологий
интегрированного обучения описан в работах В.В. Гузеева («Интегральная технология обучения») и М.А. Чошанова («Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе»).
В настоящее время понятие «технология» трактуется по-разному. Под педагогической технологией мы понимаем целостную педагогическую систему, ориентированную на эффективное достижение учебных и воспитательных задач и представленную в виде целей, задач, концептуальных основ, принципов, особенностей построения содержания, методов и алгоритма организации педагогического процесса [1].
Наиболее распространенными
педагогическими технологиями в
профессиональной школе в настоящее время являются:
- технология развивающего обучения;
- технология личностно ориентированного обучения;
- технология компьютерного обучения.
Под технологией компьютерного обучения понимают технологию, где важным средством обучения является компьютер, снабженный обучающими программами [2].
Каждая из этих педагогических технологий обеспечивает повышение эффективности педагогического процесса на основе реализации какого-либо достижения педагогики [3]. Интегральная технология в свою очередь включает в себя все лучшее составляющих ее технологий, обеспечивает мотивацию обучаемых, реализует дифференциацию и индивидуализацию обучения, предоставляет возможность сформировать у студентов индивидуальные траектории обучения и развития.
Связь между педагогическими технологиями обусловлена общими целями, принципами, концептуальными положениями.
Проанализировав такие технологии, как развивающая, личностно ориентированная и информационная (компьютерная) технологии, мы сочли возможным интегрировать их в новую технологию - технологию личностно-развивающего и компьютерного обучения и определить цели, задачи, принципы и концептуальные основы данной технологии.
Основные цели интегральной технологии личностно-развивающего и компьютерного обучения:
1) эффективное обучение на основе научно разработанной программы;
2) развитие индивидуальных познавательных способностей обучаемого.
Принципы разработки технологии:
1) Принцип осознания процесса обучения и мотивации направлен на стимулирование учебно-познавательной деятельности и осознание обучаемого как субъекта учебной деятельности.
2) Принцип обучения на высоком уровне трудности обозначает динамичность структуры учебной деятельности через существование в различных вариантах. Выбор того или иного варианта осуществляется самим студентом после прохождения входного контроля и реальной оценки своих познавательных возможностей [4].
3) Принцип высокого темпа и управления в обучении требует ведения направленного информационного процесса и предоставления каждому студенту возможности продвигаться в учении с максимальной скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна.
4) Использование компьютеров при изучении дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств студентов, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется деятельность педагога в процессе обучения [5].
5) Принцип экономии учебного времени направлен на обеспечение резерва времени для индивидуальной и самостоятельной групповой работы учащихся.
Концептуальные положения:
1) Диалоговый характер обучения.
2) Адаптивность (приспособление режима работы компьютера к индивидуальным особенностям студента на основе подбора соответствующих обучающих программ).
3) Управляемость (в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения).
4) Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Гибкость интегральной технологии можно определить как способность оперативно реагировать и адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. Гибкость интегральной технологии состоит из: структурного, содержательного и технологического компонентов. Структурная гибкость определяется ранжированием данной технологии на отдельные, составляющие целое элементы. Содержательная гибкость отражается в возможности дифференциации и интеграции учебного материала. Технологическая гибкость обеспечивает использование различных методов обучения и индивидуализацию учебно-познавательной деятельности студентов [5], см. табл. 1.
№ Основные показатели Доэкспериментальный срез Постэкспериментальный срез
Экспериментальные группы Контрольные группы Экспериментальные группы Контрольные группы
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1. Всего студентов (выборка) 536 100 534 100 536 100 534 100
2. Студенты, выдержавшие экзамен на «4» и «5» 189 35,2 175 32,7 253 47,2 249 46,6
Таблица 1. - Динамика качества конечных результатов в вузах, работающих в условиях гибкой интегральной технологии личностно ориентированного, развивающего и компьютерного обучения
Разработанные модели интегральных педагогических технологий были
экспериментально проверены и широко апробированы в профессиональной деятельности Казанского государственного энергетического университета. Данная апробация позволила сделать вывод об эффективности этих моделей. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии данных моделей на
основные параметры, характеризующие эффективность и качество педагогического процесса в системе профессионального образования.
Реализация интегральных педагогических технологий позволяет создать механизмы устойчивого и непрерывного самоуправляемого развития профессионального образовательного учреждения.
Литература:
1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации: сб. научных трудов / В.С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Свердловск. инж-пед. ин-т., 1990. - С 24-38.
2. Быков Д.П. Новые индивидуальные технологии в образовании / Д.П. Быков. - М., 2012. - С. 41.
3. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - М., 2009. - С 22-23.
4. Чошанов М.А. Дидактика и инженерия / М.А. Чошанов. - М.: изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2013. - С. 43.
5. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. - М., 2009. - С. 54.
Сведения об авторах:
Галиахметова Альбина Тагировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «иностранные языки», Казанский государственный энергетический университет, email: [email protected]
Андреева Елена Анатольевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «иностранные языки», Казанский государственный энергетический университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
A. Galiahmetova (Kazan, Russia), Ph.D., Associate Professor of the Department "Foreign Languages", Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]
E. Andreeva (Kazan, Russia), Ph.D., Associate Professor of the Department "Foreign Languages", Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]