УДК 378
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
А.Т. Галиахметова, Е.А. Андреева
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности и качества педагогического процесса в ВУЗе. Раскрываются механизмы замены существующих отдельных разрозненных педагогических технологий на целостные системы эффективных гибких педагогических технологий. Данные системы объединяют достижения и достоинства имеющихся составляющих технологий и обеспечивают решение ключевых задач современного профессионального образования. В данной работе в качестве примера представлена гибкая интегральная технология проектно-исследовательского, личностно-ориентированного и компьютерного обучения.
Ключевые слова: повышение качества образования в вузе, педагогическая технология, интеграция педагогических технологий, интеграция технологий проектно-исследовательского, личностно-ориентированного и компьютерного обучения.
INTEGRATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS A FACTOR
OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION AT THE UNIVERSITY
А. Galiakhmetova, E. Andreeva
Abstract. The article examines the problems of increasing the effectiveness and quality of the pedagogical process at the university. The mechanisms for replacing existing disparate pedagogical technologies with holistic systems of effective flexible pedagogical technologies are disclosed. These systems unite the achievements and advantages of the existing components of technologies and provide the solution of the key tasks of modern vocational education. In this paper, as an example, a flexible integrated technology of project-research, personal-oriented and computer-based learning is presented.
Keywords: improving the quality of education in higher education, pedagogical technology, the integration of pedagogical technologies, the integration of project-research, personal-oriented and computer training technologies.
Повышение качества образования в профессиональных учебных заведениях требует применения эффективных педагогических технологий, способствующих наилучшему усвоению знаний и формированию профессиональных компетенций.
Одним из важных средств повышения качества и эффективности педагогического процесса в системе профессионального образования является интеграция
педагогических технологий [1].
Классификация педагогических технологий в упрощенном виде может выглядеть следующим образом:
I. По обеспечению дифференциации и личностной ориентации обучения:
1.1. традиционные технологии - технологии фронтального обучения (не обеспечивающие дифференциации и личностной ориентации обучения);
1.2. технологии дифференцированного обучения;
1.3. технологии личностно-ориентированного обучения.
II. По обеспечению развития, активности, самостоятельности обучаемых:
2.1. традиционные технологии - технологии объяснительно-иллюстративного, репродуктивного обучения;
2.2. технология проблемного изложения;
2.3. частично поисковая (эвристическая);
2.4. исследовательская технология;
2.5. проектно-исследовательская технология;
2.6. технологии развивающего обучения;
III. По обеспечению укрупнения дидактических единиц:
3.1. традиционные технологии -традиционные технологии урока, лекций, семинаров, практикумов (технологии, не обеспечивающие укрупнения дидактических единиц);
3.2. технологии блочно-модульного обучения;
3.3. технологии цельноблочного обучения;
IV. По использованию компьютерных средств:
4.1. традиционные технологии (без использования компьютерных средств);
4.2. технологии с активным использованием компьютерных средств.
Реализация комплексного подхода к выбору педагогических технологий в соответствии с данной классификацией позволяет нам считать, что на одном и том же учебном занятии или блоке занятий можно использовать различные технологии. Например, на занятии можно использовать одновременно и технологию личностно-ориентированного обучения, и технологию компьютерного обучения, и традиционную технологию. Это возможно в связи с использованием новой
технологии - «интегральной», которая основана на целостном единстве основных идей составляющих ее технологий» [1].
Мы выделили следующие важные аспекты (достоинства, возможности) педагогической технологии: а) обеспечение или необеспечение активности, самостоятельности студентов; б) обеспечение или необеспечение
дифференциации, индивидуализации,
личностной ориентации обучаемых; в) всемерное использование или неиспользование компьютерных средств.
Поэтому, мы считаем, что в интегральной педагогической технологии максимально должны одновременно реализовываться:
- активность и самостоятельность обучаемых;
- дифференциация, индивидуализация и личностная ориентация обучения;
- активное использование компьютерных средств.
Эффективная интегральная технология - это технология, основанная на максимальной реализации указанных возможностей. Интегральная технология должна включать в себя все лучшее составляющих ее технологий.
Теория и практика реализации технологий интегрированного обучения описаны в работах В.В. Гузеева («Интегральная технология обучения») и М.А. Чошанова («Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе») [4].
Проанализировав проектно-
исследовательскую технологию и технологии личностно-ориентированного и компьютерного обучения, мы сочли возможным интегрировать их в новую технологию - технологию проектно-исследовательского, личностно-
ориентированного и компьютерного обучения.
Понятие «педагогическая технология» определяется по-разному: «педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих определенный набор и компоновку форм,
методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств...» (Б.Т. Лихачев); «педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П. Волков) и т.д.
Под педагогической технологией мы понимаем целостную педагогическую систему, ориентированную на эффективное достижение учебных и воспитательных задач и представленную в виде целей, задач, концептуальных основ, принципов,
особенностей построения содержания, методов и алгоритма организации педагогического процесса.
Проектно-исследовательская технология -это интеграция проектной и исследовательской технологий, это технология в основе которой - самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов под руководством преподавателя, интегрированная с поисковой, исследовательской деятельностью и направленная на достижение значимых образовательных целей и конкретного «осязаемого» продукта, начиная от проблемы (проблемной ситуации, идеи) до ее решения (реализации) [2].
Основные этапы проектно-исследовательской деятельности:
1) Проблема (выдвижение проблемы). 2) Планирование (проектирование): определение цели, гипотезы, задач проекта, этапов проектной деятельности.
3) Поиск информации, исследовательская деятельность (поиск литературы, необходимых разделов и параграфов учебника и учебных пособий, необходимой информации в интернете и т.д.; проверка гипотез (гипотезы).
4) Продукт (оформление результатов проектно-исследовательской деятельности в виде «осязаемого» продукта и описание достигнутых образовательных целей). 5) Презентация проекта (возможна медиа-презентация) [3].
Главные идеи проекта:
1. Направленность учебно-познавательной деятельности на конечный «осязаемый» результат (например, в форме конференции, книги, реферата, музея, кинофильма, отремонтированного блока образовательного учреждения, фотовыставки, выставки творческих работ обучающихся и т.д.).
2. Самостоятельная, исследовательская работа студентов (под руководством преподавателя) [5].
Технология личностно-ориентированного обучения - это технология, основанная на
принципах индивидуализации обучения и реализации субъектного опыта обучаемых.
Технология компьютерного обучения -технология, где важным средством обучения является компьютер, снабженный обучающими программами.
Каждая из данных составляющих педагогических технологий обеспечивает повышение эффективности педагогического процесса на основе реализации определенных достижений педагогики и техники. Интегральная технология включает в себя все лучшее составляющих ее технологий, в том числе, обеспечивает мотивацию обучаемых, самостоятельную поисковую,
исследовательскую деятельность студентов, реализует дифференциацию и
индивидуализацию обучения, предоставляет возможность определять индивидуальные траектории обучения и развития студентов, обеспечивать рефлексию и комплексный мониторинг качества учебного процесса, его результатов и ресурсов, осуществлять дистанционное обучение.
Связь между педагогическими
технологиями обусловлена общими целями, принципами, концептуальными положениями.
Ключевые цели интегральной технологии проектно-исследовательского, личностно-ориентированного и компьютерного обучения:
а) эффективное обучение на основе разработанной программы; б) развитие индивидуальных познавательных способностей обучаемого; в) формирование умений работать с информацией, развитие метапредметных универсальных учебных действий (УУД) (коммуникативных, регулятивных,
познавательных); д) формирование
исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения; е) формирование у студентов максимума учебной информации (столько, сколько он может усвоить).
Концепты интегральной технологии:
1) Осознание обучаемыми учебной проблемы и ориентации на достижение значимых образовательных целей и «осязаемого» конечного продукта. 2) Самостоятельная поисковая, исследовательская деятельность обучаемых при содействии преподавателя. 3) Высокий темп и управление в обучении (обеспечивает ведение
целенаправленного информационного процесса и предоставления каждому обучаемому возможности продвигаться в учении с
максимальной скоростью, которая для его познавательных сил оптимальна). 4) Использование компьютеров при изучении дисциплин, связанных с поисковой, исследовательской, диагностико-аналитической деятельностью, развитием определенных черт личности студентов. 5) Экономия учебного времени требует обеспечения резерва времени для индивидуальной и самостоятельной групповой работы студентов. 6) Обеспечение дистанционного обучения.
Принципы интегральной технологии: 1) мотивация (стимулирование) учебно-познавательной деятельности; 2) управляемость учебного процесса (в любое время возможна коррекция преподавателем учебного процесса); 3) оптимальное сочетание форм учебной работы (индивидуальной, групповой и фронтальной); 4) адаптивность учебного процесса (в том числе, режима работы компьютера) к индивидуальным особенностям студентов; 5) диалоговой характер обучения.
Гибкость интегральной технологии можно определить как способность оперативно реагировать и адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-
экономическим условиям.
Модели интегральных педагогических технологий, разработанные нами, были экспериментально проверены и широко апробированы в образовательной деятельности Казанского государственного энергетического университета. Результаты исследования позволили сделать вывод о положительном влиянии данных моделей на учебный процесс в учреждении высшего профессионального образования, его ресурсы и результаты. В ходе эксперимента отмечены следующие изменения: а) повышение качества конечных результатов в работе профессиональной школы (количество студентов экспериментальных групп, выдержавших экзамены на «4» и «5», с 35,2% увеличилось до 47,2%); б) повышение качества и эффективности образовательного процесса (количество учебных занятий в экспериментальных группах, на которых осуществляется активная познавательная деятельность и индивидуализация обучения, с 20% увеличилась до 88%); в) повышение профессиональной компетентности и уровня творческого саморазвития научно-педагогических работников (НИР) (количество НПР с высоким уровнем творческой самореализации с 24,2% увеличилось до 64,5%).
Литература:
1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция / В.С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. научных трудов. - Свердловск. инж-пед. ин-т., 1990. - C. 24-38.
2. Быков Д.П. Новые технологии в образовании / Д.П. Быков. - М., 2012. - С. 41.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и
студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
4. Чошанов М.А. Дидактика и инженерия / М.А. Чошанов. - М: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2013. - С. 43.
5. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. - М., 2009. - С. 54.
Сведения об авторах:
Галиахметова Альбина Тагировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «иностранные языки», Казанский государственный энергетический университет, email: [email protected]
Андреева Елена Анатольевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «иностранные языки», Казанский государственный энергетический университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
A. Galiahmetova (Kazan, Russia), Ph.D., Associate Professor of the Department "Foreign Languages", Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]
E. Andreeva (Kazan, Russia), Ph.D., Associate Professor of the Department "Foreign Languages", Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]