УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗа
А.Т. Галиахметова, Е.А. Андреева
Аннотация. В качестве важного средства повышения качества образования в вузе рассматривается технология проектно -исследовательского обучения как разновидность проблемного обучения. Данная технология - технология, реализующая самостоятельную работу обучаемых под руководством преподавателя. Технология обеспечивает не только получение новых знаний, но и эффективное развитие будущих специалистов и практическую реализацию полученных знаний. Вследствие этого в настоящее время ключевая педагогическая задача - формирование навыков проектно-исследовательской деятельности у студентов ВУЗа.
Ключевые слова: повышение качества образования в вузе, педагогическая технология, проектно-исследовательская технология, формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.
FORMATION OF PROJECT AND RESEARCH
SKILLS FOR UNIVERSITY STUDENTS
A. Galiakhmetova, E. Andreeva
Abstract. As an important means of improving the quality of education at the university, the technology of project and research training is considered as a type of problem-based learning. This technology is a technology that provides independent work of students under the guidance of a professor. Technology provides not only the acquisition of new knowledge, but also the effective development of future specialists and the practical realization of the acquired knowledge.
Keywords: improving the quality of education at the university, pedagogical technology, project and research technology, formation of project and research skills.
В современных условиях в целях непрерывного образования повышения качества образования важно не столько быть вооруженным знаниями, сколько уметь добывать знания, применять их на практике. Постоянное увеличение научной информации исключает возможность человека овладеть ею в полном объеме. В связи с этим эффективным средством обучения в ВУЗе является технология проектно-исследовательского обучения.
Под педагогической технологией мы понимаем целостную педагогическую систему, ориентированную на эффективное достижение учебных и воспитательных задач и представленную в виде целей, задач, концептов, принципов, алгоритма организации
педагогического процесса и т.д.
Проектно-исследовательская технология - это интеграция проектной и исследовательской технологий, это технология, в основе которой - самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов под руководством преподавателя, интегрированная с поисковой, исследовательской деятельностью и направленная на достижение значимых образовательных целей и конкретного практического «осязаемого» продукта, начиная от
проблемы (проблемной ситуации, идеи) до ее решения (реализации) [1].
Алгоритм - основные этапы проектно-исследовательской деятельности:
- проблема (выдвижение проблемы);
- планирование (проектирование): определение цели, гипотезы, задач проекта, этапов проектной деятельности;
- поиск информации, исследовательская деятельность;
- продукт (оформление результатов проектно-исследовательской деятельности в виде «осязаемого» продукта и описание достигнутых образовательных целей);
- презентация проекта (возможна медиа-презентация) [2];
- рефлексия.
Концепты:
1. Осознание студентами учебной проблемы и направленность учебно-познавательной деятельности на конечный практический «осязаемый» продукт (например, в форме конференции, книги, реферата и т.д.).
2. Самостоятельная познавательная, исследовательская работа студентов (под руководством преподавателя) [3].
Ключевая цель проектно-исследовательской технологии - повышение эффективности
обучения на основе: а) формирования умений и навыков самостоятельно получать знания, работать с информацией, развития метапредметных универсальных учебных действий (УУД) (коммуникативных,
регулятивных, познавательных); б) формирования исследовательских умений и навыков.
Принципы технологии: а) мотивация (стимулирование) учебно-познавательной
деятельности; б) оптимальное сочетание теоретических и практических форм работы; в) оптимальное сочетание форм учебной работы (индивидуальной, групповой и фронтальной); г) адаптивность учебного процесса.
Нами была разработана модель формирования навыков проектно-
исследовательской деятельности у студентов. Данная модель состоит из 4-х ключевых компонентов: 1) целевой компонент - ключевые навыки, формируемые у студентов ВУЗа для их дальнейшей проектно-исследовательской
деятельности (ПИД); 2) содержательный компонент- содержание обучения ПИД (цель, принципы, концепты, алгоритм - основные этапы и т.д.); 3) процессуальный компонент - основные формы обучения студентов ПИД: а) специальная подготовка студентов по изучению теоретических основ инновационной технологии; б) текущая учебная деятельность студентов с использованием элементов проектно-
исследовательской технологии; в) проектно-исследовательская деятельность по учебной дисциплине (например, по курсу «Иностранный язык»); г) комплексная (междисциплинарная) проектно-исследовательская деятельность; 4) ресурсное обеспечение образовательного процесса по формированию навыков ПИД (нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, материальное и т.д.).
Процесс формирования навыков проектно-исследовательской деятельности у студентов -поэтапный процесс. В практике работы мы использовали следующие этапы:
1 этап - диагностический. На данном этапе выявляется уровень сформированности у студентов представления и первоначальных умений проектно-исследовательской деятельности, полученных ими в школе, а также уровень сформированное™ общеучебных умений [4].
2 этап - практический. Непосредственный выход студентов на проектный уровень. Первая задача - познакомить студентов с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов с целью перевода умений
проектно-исследовательской деятельности,
сформированных в школе и ВУЗе, в навыки.
Выполнение проекта проходило на трех уровнях самостоятельности.
1 уровень - студенты выполняли проект под непосредственным руководством преподавателя на конкретном учебном материале. 2 уровень -студенты самостоятельно изучали учебный материал. 3 уровень - студенты выполняли проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности.
3 этап - заключительный. Цель этапа - анализ деятельности, мониторинг результатов. Выявлено то, что формирует проектно-исследовательскую деятельность у студентов. Реализация данной модели сформировало и обеспечило развитие у студентов: а) общеучебных умений и навыков, в том числе таких навыков, как: постановка проблем, выдвижение гипотез, определение методов решения, подготовка выводов, анализ результатов; б) навыков работы на компьютере [5].
В результате проведенной работы студенты:
а) получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной проектно-исследовательской работы, научились оформлять проекты в виде презентаций, в том числе на электронных носителях;
б) увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта.
В целом, повысился уровень проектно-исследовательских работ студентов, расширился их тематический диапазон. Студенты, выполнившие работу по одной учебной дисциплине, с успехом реализуют свой опыт и в другой предметной области. У значительной части студентов проектно-исследовательские умения получили дальнейшее развитие. Они перешли в разряд автоматизированных действий, то есть в навыки.
Целенаправленная работа по формированию у студентов указанных навыков позволяет реализовать в ВУЗе технологию проектно-исследовательского обучения, являющейся эффективной технологией современности и будущего. Данная технология обеспечивает мотивацию и самостоятельную работу обучаемых, практическую направленность обучения, создает возможность организации групповой работы, а также обеспечивает индивидуальные траектории обучения и развития студентов.
Модель формирования проектно-исследовательских навыков у студентов, разработанная нами, была экспериментально проверена и апробирована в образовательной деятельности Казанского государственного
энергетического университета. Результаты исследования позволили сделать вывод о положительном влиянии данной модели на учебный процесс в учреждении высшего профессионального образования, его ресурсы и результаты. В ходе эксперимента отмечены следующие изменения: а) повышение качества конечных результатов в работе
профессиональной школы (количество студентов экспериментальных групп, выдержавших экзамены на «4» и «5», с 31,4% увеличилось до
46,8%); б) повышение качества и эффективности образовательного процесса (количество учебных занятий в экспериментальных группах, на которых осуществляется активная проектно-исследовательская деятельность с 23% увеличилась до 81%); в) повышение профессиональной компетентности и уровня творческого саморазвития научно-педагогических работников (НИР) (количество НПР с высоким уровнем творческой самореализации с 21,5% увеличилось до 62,1%).
Литература:
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. - М., 2010.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев. -
Народное образование. - М., 2000. - № 9. - С. 177-180.
4. Воскобойникова Е.А. Проектные работы / Е.А. Воскобойникова. - М., 2012.
5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии / В.В. Гузеев. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44.
Сведения об авторах:
Галиахметова Альбина Тагировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки», КГЭУ, e-mail: [email protected]
Андреева Елена Анатольевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки», КГЭУ, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
A. Galiahmetova (Kazan, Russia), Ph.D., Associate Professor of the Department "Foreign Languages", Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]
E. Andreeva (Kazan, Russia), Ph.D., Associate Professor of the Department "Foreign Languages", Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]