ПЕДАГОГИКА
УДК 378
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ КОНТРОЛЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
А. Т. Галиахметова, Е. В. Артамонова
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY BASED ON THE INTEGRATION OF CONTROL AND ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF ACADEMIC STAFF
A. T. Galiakhmetova, E. V. Artamonova
В статье представлены результаты исследования деятельности высших учебных заведений по решению актуальной проблемы - проблемы перехода на инновационное развитие. Одним из важных условий инновационного развития вузов является интеграция контроля и дополнительного профессионального образования научнопедагогических работников (НПР). Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование системы интеграции контроля и дополнительного профессионального образования НПР, ориентированной на инновационное развитие образовательной организации. Были использованы такие методы, как анализ существующих систем контроля и дополнительного профессионального образования преподавателей, моделирование, эксперимент и др. Результаты. Предложен подход перехода на инновационное развитие вуза на основе интеграции контроля и дополнительного профессионального образования научно-педагогических работников. Предлагаемый подход может быть применен как в вузах, так и других образовательных организациях.
The paper presents the results of researching activities of higher educational institutions regarding the urgent problem of transition to innovative development. One of the important conditions for the development of innovative high schools is to integrate control and additional professional education of academic staff. The purpose of this study is the development and theoretical basis of integration system of control and additional professional education focused on innovative development of the educational organization. The methods of analysis, modeling, experimenting, etc. were used. As the result, the authors suggest an approach of transition to innovative development of the university based on the integration of control and additional professional education of academic staff. The proposed approach can be applied both at universities and other educational organizations.
Ключевые слова: интеграция, интеграция контроля и дополнительного профессионального образования, инновационное развитие вуза, управление качеством вузовского образования.
Keywords: integration, integration of control and additional professional education, innovative development of the university, management of the quality of high school education.
Решение основных задач модернизации российского образования невозможно без повышения качества и эффективности управления вузом и его подразделениями, повышения качества контроля и дополнительного профессионального образования научнопедагогических работников.
Качество и эффективность контроля и дополнительного профессионального образования педагогических работников во многих образовательных организациях остаются невысокими. Вскрываемые в ходе контроля недостатки в дальнейшем часто не устраняются, они отмечаются и в процессе последующих проверок [1]. Проводимый в настоящее время контроль не реализует своей основной функции - не стимулирует профессорско-преподавательский состав на повышение квалификации, совершенствование профессиональной деятельности. Система дополнительного профессионального образования не всегда полностью удовлетворяет профессиональные потребности и интересы педагогических работников. Об этом свидетельствует также и невысокий уровень конечных результатов работы значительной части образовательных организаций (профессиональная компетентность выпускников), а также не изменяющиеся в положительную сторону условия преподавательского труда. Работа образовательных организаций осущест-
вляется в режиме функционирования, некоторой части - в режиме экстенсивного развития.
Одной из основных причин такого положения является отсутствие необходимой взаимосвязи между такими взаимообусловленными направлениями управленческой деятельности, как контроль и дополнительное профессиональное образование научнопедагогических работников.
Контрольно-оценочная функция работников образования часто рассматривается изолированно от их основных задач, связанных с обеспечением результативности работы и формирования необходимого уровня профессиональной квалификации преподавателя [3].
Система дополнительного профессионального образования научно-педагогических работников не развивается, функционирует без достаточного учета данных контроля. Научно-методическая работа, повышение квалификации в вузах в основном организуются фронтально, без учета индивидуальных профессиональных затруднений и уровня профессиональной квалификации преподавателя. Слаба практическая направленность научно-методической работы. В основном она проводится в теоретической форме. Отсутствует связь между теоретической и практической формами научно-методической работы.
А. Т. Галиахметова, Е. В. Артамонова, 2014
65
ПЕДАГОГИКА
Значительная часть научно-педагогических работников не заинтересована в фактическом повышении своего профессионализма, ибо труд преподавателя оценивается далеко не по уровню профессиональной квалификации и конечным результатам работы. В процессе контроля не анализируются ход и эффективность практической реализации изучаемых в процессе научно-методической работы и курсовой подготовки достижений педагогической науки и передовой практики.
Исследование подтвердило, что одним из важных направлений повышения эффективности управления, создания вузом и его подразделениями системы устойчивого инновационного развития образовательного учреждения является интеграция контроля и дополнительного профессионального образования научно-педагогических работников.
Интеграция, как общенаучное понятие, рассматривается нами как процесс и результат становления целостности, сопровождаемый уплотнением связей между её составляющими [3]. Общими принципами интеграции являются:
а) единство информативности (интеграция основана на единстве информационной базы подсистем);
б) принцип интегрированного целого («выход одной подсистемы является «входом» другой»);
в) единство методов (общность методов на всех уровнях системы);
г) многоаспектность и комплексность (интеграция элементов системы осуществляется на всех уровнях управления и по нескольким направлениям деятельности с учетом всех составляющих факторов системы (технологических, материальных, технических, трудовых, финансовых);
д) гомеостатичность (обеспечение постоянства, сохранности процесса реализации функций системы с учетом обратных связей) и др.
Основой создания любой системы является построение её модели. Построенная нами модель единой системы контроля и дополнительного профессионального образования научно-педагогических работников опирается прежде всего на взаимообусловленность этих процессов (явлений). Контроль работников образования ни в коем случае нельзя рассматривать отдельно от системы их непрерывного профессионального образования (вне системы повышения квалификации), ибо профессиональная квалификация преподавателя, оцениваемая в ходе контроля, формируется в процессе получения профессионального образования (в том числе, и в системе повышения квалификации). В то же время система дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава может успешно функционировать лишь в том случае, если она опирается на данные, полученные в ходе контроля. В процессе контроля выявляются профессиональные затруднения и потребности НПР.
В центре этих явлений находится модель основных характеристик профессиональной квалификации преподавателя, основными составляющими которой являются:
а) требования к профессиональной компетентности научно-педагогического работника (т. е. требова-
ния к его конкретным профессиональным компетенциям);
б) требования к профессиональной деятельности НПР (требования к эффективности учебного процесса, организуемого преподавателем);
в) требования к конечным результатам работы преподавателя (к компетенциям студентов).
Для выявления квалификации специалиста необходимо оценивать все три её составляющие. В настоящее время очень важно привести в соответствие требования, предъявляемые при оценке в процессе:
а) контроля; б) дополнительного профессионального образования НПР вузов.
Под моделью профессиональной квалификации научно-педагогического работника мы понимаем аппроксимированное (сокращенное) представление таких его значимых характеристик, как:
а) профессиональная компетентность (профессиональные компетенции);
б) эффективность профессиональной деятельности;
в) качество конечных результатов работы.
Основой интеграции является единство информационной базы составляющих компонентов системы [4]. Поэтому моделирование единой системы контроля и дополнительного профессионального образования научно-педагогических работников целесообразно начать с приведения в соответствие требований, предъявляемых при оценке в процессе контроля и повышения квалификации НПР. С этой целью строится модель профессиональной квалификации преподавателя.
В соответствии с данными критериями в процессе контроля заполняется база данных на преподавателя. Обобщение данной информации позволяет в целом определить квалификацию научно-педагогического работника.
Выявленные в процессе контроля пробелы и «западающие» элементы в профессиональной компетентности и деятельности можно дифференцированно устранять в процессе: а) научно-методической работы на уровне структурного подразделения или в целом вуза; б) научно-методической работы на уровне межвузовской работы; в) курсов повышения квалификации.
Интеграция любых объектов ведет к появлению в интегративной системе новых качеств, свойств [5]. Исследование показало, что единая система контроля и повышения квалификации научно-педагогических кадров, кроме традиционных, реализует новые интегративные функции:
а) маркетинговую (диагностика и формирование образовательных потребностей и профессиональных потребностей педагогов, реклама и пропаганда образовательных возможностей вуза);
б) мотивационно-целевую (комплексное определение целей в учебном процессе и работе с педагогическими кадрами, комплексная мотивация деятельности по достижению данных целей);
в) адаптационного развития (реализация ориентационной, коммуникативной, реабилитационной, профилактической функций);
66 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1
ПЕДАГОГИКА
г) инновационного развития (исследовательская, внедренческая функции, функции моделирования и проектирования, концептуализации);
д) регулятивно-коррекционную (установление логико-корреляционных связей между связанными блоками, коррекционная функция).
Реализация интегративных функций способствует повышению качества и эффективности реализации каждой из составляющей.
Обновление организационной структуры управления вузом в условиях единой системы работы с научно-педагогическим кадрами направлено на реализацию интегративных возможностей системы по обеспечению адаптивного и инновационного развития образовательного учреждения. Оно представляет собой создание матрично-полифункциональной структуры, сочетающей вертикальные и горизонтальные связи управления, структуры, включающей в свой состав центры, отвечающие за реализацию конкретной интегративной функции.
В вузе и его структурных подразделениях создаются центры: информационно-аналитический, маркетинга образовательных услуг и профессиональных потребностей педагогов, дополнительного профессионального образования НПР, адаптивного и инновационного развития и т. п.
Содержание, методы и формы работы центров определяются его целями и задачами.
Литература
1. Андреева Т. П. Развитие образования в XXI веке. М: РАГС, 2010. 254 с.
2. Безрукова В. С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации и интеграционные процессы в педагогической теории и практике // сб. науч. трудов. Свердловский пед. институт, 1990.
3. Лукичева Л. И. Управление организацией. М: Омега-Л, 2005. 360 с.
4. Теория управления / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М: РАГС, 2008. 556 с.
5. Яхонтова Е. С. Эффективные технологии управления персоналом. СПб.: Питер, 2003. 272 с.
Информация об авторах:
Галиахметова Альбина Тагировна - доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета, alta261 @.ramblcr.ru.
Albina T. Galiakhmetova - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Foreign Languages Department, Kazan State Power Engineering University.
Артамонова Екатерина Валерьевна - доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета, Artamonova [email protected].
Ekaterina V. Artamonova - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Foreign Languages Department, Kazan State Power Engineering University.
Активная деятельность администрации и научнопедагогического коллектива вуза, ведущая к резким изменениям структуры, функций образовательной организации, определяющих его сущность, способствует переходу на качественно другой уровень развития - инновационный.
Под инновационным развитием вуза мы понимаем качественное изменение образовательной организации на основе реализации инноваций (проведения исследований, внедрения достижений психологической и педагогической науки). Создание механизмов инновационного развития обеспечивает становление системы управления качеством вузовского образования (т. е. управления, обеспечивающего необходимое качество).
Первый уровень характеризует систему работы с научно-педагогическими кадрами по экстенсивному повышению качества образования. Второй уровень системы управления обеспечивает интенсификацию роста показателей качества вузовского образования.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали положительное влияние интеграции контроля и дополнительного профессионального образования НПР на основные характеристики развития вуза.
Таким образом, интеграция контроля и дополнительного профессионального образования научнопедагогических работников является важным условием инновационного развития вуза.
Статья поступила в редколлегию 05.05.2014 г.
Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1
67