ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 53(07):3(07):378 ББК 74.262.23:74.263:74.480
Бабина Светлана Николаевна
доктор педагогических наук, профессор кафедра общетехнических дисциплин Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Шарипова Эльвира Фоатовна кафедра технологии и предпринимательства и методики преподавания технологии и предпринимательства Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Babina Svetlana Nikolaevna Doctor of Pedagogics, Professor Chair of General Technical Subjects Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Sharipova Elvira Foatovna
Chair of Technology and Business and Teaching Methods of Technology and
Business
Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Интегративный подход как условие формирования профессиональных
компетенций учителей физики и технологии Integrative Approach As a Condition of Physics and Technology Teachers'
Professional Competence Forming
В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты реализации интегративного подхода в профессиональной подготовке учителей физики и технологии, раскрывается роль педагогической интеграции в формировании компетентной личности будущего педагога, обосновывается необходимость интегративного подхода в формировании общетехнологической компетенции будущих учителей технологии.
This article discusses the theoretical and practical aspects of integrated approach realization in physics and technology teachers' training; reveals the role of educational integration in a competent personality forming of a future teacher; substantiates the necessity for integrated approach in general technology competence forming of future technology teachers.
Ключевые слова: педагогическая интеграция, формирование профессиональных компетенций, межпредметные связи, дидактический синтез, целостность.
Key words: pedagogical integration, professional competence forming, interdisciplinary links, didactic synthesis, integrity.
Разнообразие направлений развития интеграционных процессов в социально-природном мире обусловлено разнообразием объективно существующих и развивающихся связей элементов реального мира как целостности.
Подготовка будущего учителя к организации познавательного процесса школьников в условиях педагогической интеграции является социально значимым направлением его профессиональной подготовки. Особенно она важна в структуре профессиональной деятельности учителей физики и технологии, которые раскрывают перед учащимися научные основы существования и развития природной и технико-технологической среды.
Для обоснования выбора направления педагогической интеграции нами была исследована интегративная сущность опыта преобразующей деятельности, предъявляемого к освоению в образовательной области «Технология», и естественнонаучные основы преобразующей деятельности, изучаемые, в частности, в учебном предмете «Физика». Результаты исследования показали, что для освоения содержания образования и опыта преобразующей деятельности в каждой из содержательных линий образовательной области «Технология» требуется интеграция содержания образования, предъявленного к освоению во всех образовательных областях (1).
Особое значение имеют связи технологии с физикой. Основные элементы системы научных знаний - факты, понятия, законы, теории, фундаментальные идеи, методы науки - являются общими как для естественных, так и для технических наук.
Интегрирующим центром является ученик во всем многообразии своих образовательных связей и отношений. Интегративным базисом в школе становится образовательная область «Технология», интегративная по своей сути. Интеграция технологического и физического образования должна осуществляться системно на уровне целей, содержания, форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся. Технологическая подготовка на всех её этапах интегрирует знания и умения, полученные в дисциплинах естественно-математического блока, способствует их закреплению и
систематизации. Для осознания учащимися места технологической культуры в общекультурном пространстве требуется усиление технологической направленности преподавания естественнонаучных дисциплин.
Процессуальный аспект интеграции технологического и физического образования рассматривался в следующих основных составляющих своей структуры. Формирование у будущих учителей физики и технологии готовности к осуществлению интегративной педагогической деятельности, знание структуры и содержания этой деятельности способствует их самопознанию, самоорганизации и профессиональной адаптации.
Поскольку педагогическая интеграция полиаспектна, конкретизируем те ее характеристики, которые наиболее важны, с нашей точки зрения, для подготовки будущего учителя к интеграции технологического и физического образования учащихся.
1. Педагогическая интеграция как условие системной организации образовательного пространства. В условиях педагогической интеграции возможно установление множества содержательных и процессуальных связей между элементами образовательного пространства и превращение его в целостную образовательную систему, имеющую социальную цель функционирования и прогнозирующую свое развитие.
2. Педагогическая интеграция как условие освоения студентами целостной системы содержания образования. В условиях педагогической интеграции содержание образования может быть представлено как целостная система элементов, связанных между собою в мотивационном, целевом, содержательном, процессуальном и результативно-прогностическом аспектах.
3. Педагогическая интеграция как процесс формирования личности будущего учителя. Личность будущего учителя, формирующаяся в профессионально-педагогическом аспекте в образовательном пространстве вуза, должна быть готова к интеграции в образовательное пространство школы как системы.
Реализация педагогической интеграции наиболее ярко иллюстрируется в общетехнических дисциплинах, изучаемых как физиками, так и технологами.
Методологический, теоретический и практический типы интеграции на каждом из уровней интеграции технологического и физического содержания образования могут быть реализованы при использовании общих методов научного познания, научных понятий, законов, теорий и приемов познавательной деятельности. По разным параметрам интеграционных взаимодействий (хронологическим, содержательно-информационным и деятельностным) общетехнические дисциплины связаны с естественнонаучными, математическими, психолого-педагогическими и специальными дисциплинами. Отражение в предметно организованном содержании образования интегративных процессов, происходящие в технике, технологии и социуме, должно осуществляться в условиях интеграции технологического и физического образования.
Подготовка будущих учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования учащихся школы должна осуществляться в условиях интегративных образовательных взаимодействий педагога и студента, реализуемых в мотивационном, целевом, содержательном, процессуальном и результативно-прогностическом аспектах. Необходимым условием ее осуществления является формирование у студентов умений устанавливать связи содержания образования и содержания обучения естественнонаучных и технологических дисциплин, ориентируя результат своего познания на профессионально-педагогическую деятельность (2).
В контексте распространения в образовательной среде компетентностного подхода проблема педагогической интеграции приобретает особое значение. Компетенция как готовность и способность эффективно действовать в определенной сфере в своем когнитивном аспекте не только базируется на знаниях из различных областей науки, но и требует от субъекта способности к переносу знаний, их объединению с целью решения поставленных задач. Таким образом, интегративный подход является непременным условиям формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
Сказанное справедливо и для профессиональной подготовки учителей физики и технологии. Учитывая активное развитие технологий и их внедрение во все сферы деятельности человека, современному учителю технологии уже не достаточно владеть отдельными преобразовательными технологиями. Он должен владеть технологией как методологией деятельности, быть готов содействовать освоению школьниками технологического подхода к преобразовательной деятельности различной предметной направленности. Можно говорить о необходимости формирования у будущих учителей технологии общетехнологической компетенции, которая представляет собой набор свойств и качеств личности будущего учителя технологии, обеспечивающий ему способность организовывать преобразовательную деятельность различной предметной направленности в соответствии с технологическими принципами, осваивать и эффективно использовать в своей деятельности современные преобразовательные технологии. Даная компетенция выступает как составляющая технологической компетенции, отражая инвариант технологической деятельности.
Исследование, в котором приняли участие студенты-технологии, подтвердило важность интегративного подхода в формировании общетехнологической компетенции будущих учителей технологии. Освоение инварианта технологической деятельности требует обобщенного анализа материальных, информационных и социальных технологий, выявления их сходства и различий. Кроме того, составляющей когнитивного аспекта общетехнологической компетенции являются знания о естественнонаучных основах технологий. Только с опорой на данные знания возможны осознанный отбор методов преобразования, прогнозирование результатов и последствий. Понимание того, что в основе каждого технологического процесса лежит естественнонаучная база, не сводимая к отдельной области наук и имеющая интегративный характер, является важным условием формирования у студентов-технологов общетехнологической компетенции. Таким образом, интегративный характер содержания образования, наряду с принципом проблемности, необходимостью отражения деятельности человека в
содержании дисциплин и отражением специфики технологической деятельности как одного из видов организации преобразовательной деятельности человека, выступает как обязательное требование, обеспечивающее формирование общетехнологической компетенции.
Между тем, реализация интегративного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей физики и технологии не может выступать исключительно как средство подготовки будущего педагога. Необходимо, чтобы будущие учителя сами были готовы реализовывать интегративный подход в своей профессиональной деятельности в школе. Только в этом случае можно будет говорить о построении эффективной системы подготовки будущего субъекта профессиональной деятельности к целостному восприятию окружающего мира и компетентному использованию знаний из различных областей науки в своей преобразовательной деятельности. Это требует как разработки методологического базиса педагогической интеграции в школе, так и методической подготовки учителей к его реализации (3,4).
Процессуальный аспект организации интегративной педагогической деятельности направлен на организацию: образовательных взаимодействий учащихся и педагогов; взаимодействий педагогов в процессе интегративно-педагогической деятельности; информационного пространства школы в аспектах обеспечения образовательного процесса, мониторинга и прогнозирования его развития, принятия педагогических и управленческих решений для его коррекции; медико-психолого-профориентационного сопровождения образовательного процесса.
Теоретические основы исследования проблемы интеграции технологического и физического образования и опыт, полученный в экспериментальной работе с учащимися и педагогами школ различного профиля, дал нам основания для организации интегративного педагогического процесса в педвузе. Интегративная педагогическая деятельность в педвузе в соответствии с разработанной концепцией и моделью педагогической интеграции осуществлялась в течение 2001 - 2010 г.г. Концепция интегративной педагогической деятельности в вузе разрабатывалась на основе
сопоставительного анализа образовательного процесса в техническом и педагогическом вузе. В соответствии с ней модель подготовки учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования учащихся была построена на содержании образования общетехнических дисциплин. С нашей точки зрения, общетехнические дисциплины являются образовательной моделью интеграции науки, техники и технологии. При обучении общетехническим дисциплинам в условиях педагогической интеграции возможно построение интегративного познавательного процесса, ориентированного на целостное освоение содержания образования и формирования готовности будущих учителей к интегративной педагогической деятельности в школе.
Разработанная методика интеграции технологического и физического образования студентов в педвузе была проверена в длительном педагогическом эксперименте. Теоретически обоснована и практически проверена гипотеза о необходимости осуществления подготовки учителей физики и технологии в педагогическом вузе к интегративной педагогической деятельности в системе «школа - вуз», что подтверждает достоверность полученных результатов. Как показывает анализ, проведенное исследование отличается научной новизной, которая заключается в следующем.
1. Сформулировано понятие «общетехнологическая компетенция будущих учителей технологии» и обосновано значение данной компетенции как инвариантного компонента технологической компетенции в подготовке студентов-технологов к реализации технологического подхода к преобразовательной деятельности различной предметной направленности.
2. Разработана содержательно-процессуальная модель формирования общетехнологической компетенции будущих учителей технологии.
Библиографический список
1. Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования. - М.: Совершенство, 1998. - 192с.
2. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. - М.: Альфа-М, 2005. - 288 с.
3. Старченко, С.А. Интеграция содержания естественнонаучного образования в лицее. Теоретико-практический аспект. - М.: Изд-ий дом «Подмосковье», 2000. - 280 с.
4. Чапаев, Н. А. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: дисс. .. .д-ра пед. наук / Н. А. Чапаев. - Екатеринбург, 1998. - 492 с.
Bibliography
1. Berulava, M.N. Theoretical Bases of Educational Integration / M.N. Berulava. - M.: Perfection, 1998. - 192 p.
2. Chapaev, N.A. Theoretical and Methodological Foundations of Pedagogical Integration: Diss. ... Dr of Ped. / N.A. Chapaev. - Ekaterinburg, 1998. - 492 p.
3. Modular Programs Development Based on Competences: Textbook / O. Oleynikov, A. Muravyov, V. Konovalov, E. Sartakova. - M.: Alpha-M, 2005. - 288 p.
4. Starchenko, S.A. The Integration of Natural Science Education Content in Lyceum. Theoretical-and-Practical aspect / S.A. Starchenko. - M.: "Podmoskovie" Publishing House, 2000. -280 p.