3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. Уч. пособие. 2-е изд. / Э Ф. Зеер. - М., 2007. - 240 с.
4. Кринчик Е. П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов психологов / Е. П. Кринчик // Вестник МГУ Сер. 14. - Психология. - 2004. - №4. - С. 61-69. - 2005. - №2. - С.45-55.
5. Ситаров В. А. Дидактика. Уч. пособие. 3-е изд. М., «Академия» - 2008.
- 416 с.
6. Ярмакеев И. Я. Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя. - Педагогика.
- 2006. - №2 с.43-51
МЕСТО И РОЛЬ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Н. Сергеев
Представлен подробный сравнительный анализ понятий «общетехническая подготовка», «технологическая подготовка» и «политехническая подготовка». Концепция общетехнической подготовки рассматривается в качестве составной части значительно более общей концепции непрерывного технологического образования. Подчеркивается, что необходимым условием реализации идей и принципов технологической подготовки учащихся является подготовка компетентностных педагогических кадров.
Ключевые слова: общетехническая подготовка, технологическая подготовка, политехническая подготовка, компетенции.
A detailed comparative analysis of the following notions «general technical training», «technological training», «polytechnic training». The concept of general training is considered as a component of a much more comprehensive concept of life-long technological education. It is emphasized that the condition of the implementation of the ideas and principles of technological education of the students is the training of competent educational staff.
Key words: general technical training, technological training, polytechnic training, competence.
Важное значение для современной педагогической теории имеет сравнительный анализ понятий «общетехническая подготовка», «технологическая подготовка» и «политехническая подготовка».
Понятие «общетехническая подготовка» ранее достаточно широко
использовалось в педагогической литературе. Так, например, В. С. Леднев рассматривал содержание и структуру общетехнической подготовки при изучении основ производства [5]. В. В. Шапкин и И. М. Скородумов изучали пути совершенствования общетехнической подготовки рабочих в
средних профтехучилищах [7]. Теоретическое рассмотрение этого понятия проведено в работе В. М. Брагинского, который справедливо отмечает, что уточнение понятия «общетехническая подготовка» необходимо как в интересах педагогической теории, так и в интересах педагогической практики [4]. При этом, однако, сравнения общетехнической подготовки с политехнической он не дает. Сделать это трудно, так как единой концепции не существует.
В крупной обобщающей работе Н. И. Бабкина, посвященной изучению дидактических основ политехнического образования школьников, приведен краткий анализ развития взглядов на эту проблему [2]. В концепции В. Г. Зубова подчеркивается роль научных знаний, высокий уровень изучения которых обеспечивает полноценную политехническую подготовку. При этом не рассматриваются другие пути приобретения обобщенных технических знаний и умений: трудовое обучение, производительный труд, внеклассная работа по технике и т.д.
В основу личностно-деятельностной концепции П. И. Ставского положена модель деятельности рабочего индустриального производства. В методологическом плане эта концепция интересна, однако, многие из конкретных рекомендаций по определению «перспективных компонентов деятельности», «сквозных профессий», «обобщенных политехнических умений» устарели.
Дидактическая концепция отраслевого политехнизма на основе трудовой подготовки, в основном в области
машиноведения и металлообработки, разработана И. А. Жиделевым и Д. А. Эпштейном. Основу концепции П. Р. Атутова составляет положение о функциональной природе политехнических знаний. При этом рассматривается система политехнических знаний, обусловленная только содержанием учебных предметов школьного курса, в основном физики [1].
На основе концепции профессионально-политехнической подготовки, разработанной С. Я. Батышевым, была создана система трудового и профессионального обучения в советской средней школе [3].
В рамках существующих концепций рассмотрены следующие основные проблемы:
- политехническое образование и всестороннее развитие личности школьника;
- исследование проблем политехнической подготовки и профессиональной ориентации молодежи [6].;
- реализация принципа политехнизма в основных учебных предметах;
- дидактические проблемы политехнического трудового обучения;
- принципы отбора политехнических знаний и умений;
- политехнический аспект межпредметных связей;
- социально-экономический аспект политехнической подготовки.
Уже сам перечень проблем, концепций и многочисленных педагогических исследований свидетельствует о том, что практически все, что имеет хотя бы какое-то отношение к изучению техники в средней школе,
- это, прежде всего, трудовое профессиональное обучение и связанные с ним проблемы подготовки к трудовой деятельности: технические аспекты школьных естественнонаучных дисциплин, развитие технического творчества учащихся, воспитательные стороны этого процесса и многие другие более конкретные теоретические и практические вопросы. В подобной ситуации, казалось бы, трудно найти место для более новой концепции общетехнической подготовки.
Однако в работе, специально посвященной сравнительному анализу рассматриваемых понятий, отмечается, что «политехническое образование и политехническая подготовка -это два ведущих понятия, с помощью которых ведется описание процесса формирования личности, способной к высокопроизводительному труду в условиях непрерывно меняющейся техники и технологии»[1]. Отметив недостаточность и противоречивость в использовании понятия «общетехническая подготовка» В. С. Ледневым [5], а также ограниченность этого понятия в трактовке В. В. Шапкина [7], П. Р. Атутов и В. М. Брагинский приводят следующее определение общетехнической подготовки: «Сущность общетехнической подготовки можно выразить следующим определением: это процесс подготовки учащихся к технической деятельности на основе формирования в их сознании технической картины мира как важнейшего элемента коммунистического мировоззрения и развития таких качеств личности, как техническое мышление и технические способности»[1].
Попытка определить такое сложное, на наш взгляд, понятие заслуживает внимания, несмотря на некоторые недостатки.
Авторы на основании приведенного определения, сравнения целей и содержания обще- и политехнической подготовки, формируемых качеств личности и воспитательных аспектов делают следующий вывод: «... Политехническое образование и общетехническая подготовка - нетождественные педагогические явления, понятия «политехническое образование» и «общетехническая подготовка» не являются равнозначными, содержание их различно. Между ними существует соотношение подчинения. Объем первого шире второго в той мере, в какой понятие «трудовая деятельность» шире понятия «техническая деятельность»»[1]. При этом отмечается, что так как «техническая деятельность является центральным звеном трудовой деятельности», то общетехническая подготовка является «стержневым элементом» политехнического образования [1].
Аналогичной точки зрения придерживается В. С. Леднев. Он, в частности, пишет: «Общетехническая подготовка наряду с общетехнологической (подобное разделение вряд ли оправданно, так как технология производства является технической дисциплиной), будучи составным звеном политехнического образования, является как бы промежуточным звеном между общим и специальным образованием, относясь одновременно и к тому, и к другому»[5]. Новым в данном случае можно считать только пред-
ложенную автором графическую иллюстрацию, наглядно отражающую взаимосвязь различных компонентов образования. Связано это с тем, что специальное (профессиональное) образование рассматривается с политехнических позиций.
Следует выделить несколько аспектов, определяющих общетехническую подготовку в качестве целостного педагогического процесса в системе общего и профессионального образования.
В условиях резкого возрастания роли современной техники во всех сферах человеческой деятельности, включая культуру, образование и досуг, в нашей стране и во многих странах мира в число обязательных школьных предметов вводят изучение техники и производства. При этом существенно, что технические дисциплины являются самостоятельными учебными предметами, а не практическим приложением к естественным наукам.
Научно-технический прогресс и задачи совершенствования общего и профессионального образования сделали актуальной проблему теоретической разработки и практического использования общенаучного и общетехнического уровня знаний. Концепция общетехнической подготовки рассматривается нами в качестве составной части значительно более общей концепции непрерывного технологического образования. Выделение общетехнической подготовки в качестве самостоятельной педагогической концепции соответствует общеизвестной тенденции к дифференциации
наук. Этот процесс связан не только с современным уровнем техники и возросшими требованиями к уровню ее изучения в школе, но во многом и с высокой степенью развития концепции политехнического образования.
Если сравнить обе концепции так, как мы их себе представляем, то общетехническая подготовка не полностью поглощается политехническим образованием; ее специфической областью являются специальные технические предметы. Политехническое образование шире общетехнического в той части, которую составляет многопредметная подготовка. Она, по нашему мнению, является наиболее развитой и «сильной» стороной политехнической концепции.
Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, образовательная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.
Применительно к нашей стране в системе технологической подготовки под технологией понимается наука о явлениях, законах и закономерностях существования и развития техносферы, а также о деятельности человека в этой технологической среде и взаимном их влиянии на жизнеобеспечение
и безопасность человека и общества. В свою очередь, техносфера - это совокупность (система) объектов и процессов, созданных в результате материально преобразующей деятельности человеческого разума. К техносфере могут быть отнесены машины, аппараты, инструменты, дороги, подземные и подводные сооружения, сельскохозяйственные угодья, лесопарки, выведенные человеком породы животных, сорта растений, микроорганизмы, процессы преобразования материалов, энергии и информации и т.п.
Предметом изучения технологии можно считать состав, структуру и функции техносферы (в т. ч. функцию преобразования исходных ресурсов в некоторый промежуточный или конечный продукт), ее происхождение, распространение и развитие, а также связи с человеком, человеческим сообществом, живой и неживой естественной природой. К задачам технологии могут быть отнесены: раскрытие сущности техносферы, изучение явлений, законов и закономерностей строения и развития, присущих самой техносфере и ее взаимодействию с другими элементами планетной системы, изучение влияния техносферы на физическое, интеллектуальное и духовно-психическое развитие человека и общества. Цель технологии: совершенствование управления развитием техносферы в направлении ее оптимизации.
Технология является интегратив-ной образовательной областью, раскрывающей механизмы использования научных достижений математики,
физики, химии, биологии и информатики в общественном производстве по созданию искусственных объектов. И если раньше под технологией понимали технологический процесс в сфере производства, то теперь - всю совокупность методов и средств воздействия на материальный мир и его преобразование.
Технологические процессы и объекты составляют в совокупности технологическую среду жизнедеятельности, обеспечивающую не только механизацию и автоматизацию человеческою труда, но и его кибернетизацию, т. е. заменяет труд человека по проектированию и выполнению некоторых технологических задач в производстве, быту, экономике, транспорте, связи и т.п. Иными словами, практически во всех сферах технологической деятельности от человека как участника процесса требуется все в большей мере интеллектуальное участие в выполнении либо преимущественно умственных, либо физических, но более квалифицированных процедур и операций, не требующих больших физических усилий.
Общеобразовательные предметы не могут дать целостного представления о технологическом подходе к процессам преобразования окружающей среды. Поэтому каждый человек и как личность, и как частица общества должен овладеть знаниями о технологическом мире, созданном человечеством, рациональными компетенциями в этом мире, исключая ее негативные последствия. Более того, отсутствие необходимых знаний о технологическом мире влечет за собой снижение
уровня культуры в обществе, которое чревато непредсказуемыми последствиями.
Целью технологического образования можно считать формирование мировоззрения школьников о системе технологической преобразующей деятельности, результатах, последствиях и тенденциях ее развития, а также формирование интеллектуально-духовной и физически развитой личности, ориентированной на достижение высокого результата личной деятельности в условиях свободы выбора и конкурентной состязательности.
Изучение технологии - это объективный, закономерный процесс развития общества и его важнейшей составляющей - технологической среды.
Технологическое образование необходимо рассматривать как средство формирования технологической культуры в обществе и как системообразующий элемент учебного плана в целом. Это связано с тем, что технология, рассматриваемая как наука о техносфере, одновременно и базируется (вбирает в себя) на естественнонаучном знании, и создает основу развития для других областей знаний, в частности, для гуманитарных общественных и тех же естественных наук.
Технология, таким образом, в качестве образовательного предмета призвана выполнять в школе интегрирующую функцию, которая позволяет рассматривать все предметы учебного плана как единую систему.
Технологическая грамотность связана с овладением умениями сознатель-
ного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее влияния на общество и окружающую среду, проведением информационного поиска, обеспечивающего самосовершенствование личности и развитие ее творческих способностей, необходимых для решения проектно-конструк-торских и технологических задач при выполнении проектно-созидательной деятельности.
Технологическая образованность понимается как непрерывный процесс освоения необходимого и достаточного объема технологических знаний умений и навыков, формируемых на различных уровнях образования и обеспечивающих человеку возможность их применения в будущей профессиональной деятельности и создающий предпосылки к созидательному непрерывному самосовершенствованию, позволяющему правильно принимать решение в экстремальных ситуациях и адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям рынка труда и трудовой деятельности.
Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, социальных и экологических последствий приме-
нения технологии, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, освоения культуры труда, планирования и организации трудового процесса, технологической дисциплины, грамотного оснащения рабочего места, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, культуры человеческих отношений, основ творческой и предпринимательской деятельности, выполнения проектов.
Технологическая культура включает ряд сторон: культура труда, информационную и графическую культуры, культуру дизайна, предпринимательскую и проектную культуры, культуру человеческих отношений и экологическую культуру. Особую роль в современном мире играет информационная культура (культура получения и работы с ней) и проектная культура (культура выполнения проектов, необходимая при выборе любой профессии от токаря до врача, учителя и программиста).
Необходимым условием реализации идей и принципов технологической подготовки учащихся является подготовка компетентностных педагогических кадров. Реформирование технологической подготовки школьников должно производиться в направлении ее совершенствования, а не в обратном направлении, которое наблюдается в настоящее время. Несмотря на снижение количества часов, выделяемых в учебном плане на тех-
нологическую подготовку школьников, необходимо повышать качество и эффективность подготовки учителя технологии, способного на практике решать задачи формирования технологической культуры в современных социально-экономических условиях.
Литература:
1. Атутов, П. Р. О понятиях «политехническое образование» и «общетехническая подготовка» / П. Р. Атутов, В. М. Брагинский // Сов. педагогика, 1965. № 11.
2. Бабкин, Н. И. Дидактические основы политехнического образования школьников: Автореф. дис.... д-ра пед. наук: Н. И. Бабкин. - М., 1986.
3. Батышев, С. Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики/ С. Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1981.
4. Брагинский, В. М. О содержании понятия ''общетехническая подготовка» / В. М. Брагинский // Новые исследования в пед. науках. - М., 1986.
5. Леднев, В. С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры / В. С. Леднев. - М.: Педагогика, 1980.
6. Мухаметзянова, Г. В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему // отв. ред. Н. Б. Пугачева. - Казань: «Идел-Пресс», 2008. - 608 с.
7. Шапкин, В. В. Пути совершенствования общетехнической подготовки квалифицированных рабочих в средних профтехучилищах / В. В. Шапкин, И. М. Скородумов, Г. С. Гутаров. - М., 1964.