УДК 378.16:62.002 ББК Ч486.81
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
Э.Ф. Шарипова
Челябинский государственный педагогический университет
FORMATION OF GENERAL AND TECHNOLOGIC COMPETENCE OF FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS
E. Sharipova Cheyabinsk State Pedagogical University
Рассматривается понятие «общетехнологическая компетенция» будущих учителей технологии, его значение и структура; представлена модель и методика формирования общетехнологической компетенции. Дан анализ экспериментальной работы по формированию общетехнологической компетенции будущих учителей технологии.
Ключевые слова: общетехнологическая компетенция будущих учителей технологии, технология, активные методы обучения, преобразовательная деятельность.
The notion “general and technologic competence” of future technology teachers, its meaning and structure are considered. The model and methodology of forming general and technologic competence is presented. The analysis of experimental work which is in forming general and technologic competence is shown.
Keywords: general and technologic competence of future technology teachers, technology, active methods of teaching, transforming activity.
Одной из актуальных задач в рамках проектирования основной образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения является определение состава компетенций, необходимых будущему специалисту для успешного решения профессиональных задач. Именно компетенции выступают в качестве главных целевых установок, определяющих общую стратегию проектирования стандартов нового поколения.
На сегодняшний день существует несколько различных подходов к определению самого понятия «компетенция» и его соотношения с понятием «компетентность». Мы придерживаемся подхода, в рамках которого компетенция рассматривается как некоторые внутренние потенциальные психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [1]. Сторонники данного подхода, к числу которых относятся
И. А. Зимняя, А.В. Хуторской, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Л.А. Петровская и др., указывают на сложную, интегративную природу компетентности, составными частями которой являются компетенции. Таким образом, компетентность понимается как комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций [2].
Вследствие активного внедрения современных технологий во все сферы общественного производства все чаще в содержание профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля включают технологическую компетенцию. Анализ научнопедагогической литературы по проблеме формирования технологической компетенции показал, что при определении данного понятия исследователи чаще всего опираются на частную, предметную трактовку понятия «технология», рассматривая технологическую
компетенцию в контексте производственных, педагогических или иных конкретных технологий. В результате этого специфические черты деятельности зачастую «заслоняют» те инвариантные признаки технологии, которые дают возможность называть деятельность технологической. В связи с этим мы считаем необходимым выделить в структуре технологической компетенции в качестве ключевого компонента общетехнологическую компетенцию, отражающую инвариантные особенности технологической деятельности различной предметной направленности.
Важную роль в освоении будущими субъектами общественного производства общетехнологической компетенции играет учитель технологии. Однако для реализации данной задачи учитель технологии должен, прежде всего, сам владеть технологией как методологией преобразовательной деятельности, обладать высоким уровнем развития общетехнологической компетенции.
Определяя общетехнологическую компетенцию, мы исходим из принятой нами трактовки понятия «компетенция» как совокупности внутренних потенциальных психологических новообразований (знаний, представлений, программ действий, систем ценностей и отношений) и тех задач, которые, на наш взгляд, позволит эффективно выполнять данная компетенция.
Таким образом, опираясь на понимание технологии как методологии преобразовательной деятельности, под общетехнологической компетенцией будущих учителей технологии мы понимаем такой набор свойств и качеств личности, который обеспечит ему способность организовывать преобразовательную деятельность различной предметной направленности в соответствии с технологическими принципами, осваивать и эффективно использовать в своей деятельности современные преобразовательные технологии. К принципам технологической деятельности, отражающим ее инвариантные признаки, мы относим принципы системности, научности, прогнозируемости и эффективности результата, оптимальности, оперативности управления, интегративности содержания.
Анализ работ, посвященных проблеме формирования компетенций, показал, что наиболее часто наряду со знаниями, умениями и навыками в структуре компетенций выделяют мотивы и ценностные установки, личностные качества (определенные черты ха-
рактера) и опыт деятельности. Данная тенденция находит отражение и в исследованиях, направленных на выявление инвариантной структуры компетенций [3]. На основе данных выводов и с учетом тех знаний, умений и качеств личности, которые, на наш взгляд, необходимы для успешного освоения современных технологий и технологичной организации собственной деятельности, мы определили структуру общетехнологической компетенции. В ее состав мы включаем когнитивный, операционно-деятельностный, и личностный компоненты, опосредованные ценностносмысловыми установками и мотивами преобразовательной деятельности, составляющими аксиологический компонент технологической компетенции.
Для изучения процесса формирования общетехнологической компетенции будущих учителей технологии мы обратились к методу моделирования. На основе системного, деятельностного и компетентностного подходов нами была разработана модель процесса формирования общетехнологической компетенции будущих учителей технологии (см. рисунок). Данная модель послужила основанием для разработки методики формирования рассматриваемой компетенции.
Целевой аспект методики включает цель процесса формирования общетехнологической компетенции будущих учителей технологии. Для достижения основной цели - формирования общетехнологической компетенции будущих учителей технологии, необходимо взаимосвязанное и сбалансированное формирование всех знаний, умений, качеств личности и ценностных ориентаций, входящих в состав данной компетенции, а также формирование у будущих учителей технологии опыта планирования, организации и реализации технологической деятельности.
Содержательный аспект разработанной нами методики в значительной мере определяется спецификой дисциплин, в рамках которых она реализуется. Однако чтобы процесс формирования общетехнологической компетенции был эффективным, важно при отборе содержания учитывать следующие требования: 1) интегративность содержания; 2) проблемность содержания; 3) деятельность человека как основу содержания дисциплины; 4) отражение специфики технологической деятельности как одного из видов организации преобразовательной деятельности человека.
Теория и методика профессионального образования
Общетехнологическая компетенция будущих учителей технологии
Операционно-деятельностный компонент ТК
Личностный
компонент
*
Аксиологический
компонент
п Г ^ П г\ п
-J ^ : 1
О
VD
5S
Л
X
-О
<и
I-
го
X
Q.
ш
сс
о
U
К1. Знания о методах и средствах преобразовательной деятельности.
К2. Знания о существенных признаках технологии, специфике технологии как способа организации преобразовательной деятельности человека. КЗ. Знания о естественнонаучных основах преобразовательной деятельности
0 VO
-О
1 -О
с:
03
>*
и
о
си
=г
о
Q*
1=
Информационно-
аналитический
аспект
Прогностический ^ N Контрольно-
аспект рефлексивный
аспект
И1. Умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации.
И2. Умение осуществлять поиск и оценку материальных и нематериальных ресурсов.
ИЗ. Умение формулировать цель и задачи деятельности
Jt
П1. Умение выдвигать и формулировать гипотезы.
П2. Умение планировать деятельность, выбирать оптимальные методы деятельности. Умение подробно представить желаемый результат. ПЗ. Умение прогнозировать и оценивать последствия своих действий
________L
..............I...........................W-»..........1-W...........
Р1. Умение определять критерии качества и соотносить полученный результат с желаемым.
Р2. Умение оценивать результаты своей работы с учетом целей, соответствия оптимальности.
РЗ. Умение выявлять несоответствия и вносить коррективы
л
^ § §5
g S 5
у §г &
^ ~ «о
JC S»
4^о
C\j .
^ в
А1. Готовность к принятию ответственности за свои выбор и последствия своих действий.
А2. Осознание роли преобразовательной деятельности в развитии человека и общества.
АЗ. Гуманистическая ориентация, осознание ответственности за сохранность биосферы, собственного здоровья и здоровья окружающих
\JLJt______________-
Проблемные методы обучения: проблемные вопросы, проблемные задания, анализ конкретных ситуаций и т. д.
Отбор содержания изучаемых дисциплин в соответствии с принципами:
1. Принцип интегра-тивности.
2. Принцип проблем-ности.
3. Деятельность человека как основа содержания дисциплины.
4. Отражение специфики технологической деятельности как одного из видов организации преобразовательной деятельности человека
Метод коллажа: «Модели идеального учителя технологии», «Модель конкурентоспособной личности выпускника»
............. . Т
• «Опросные» формы • Составление инди-
проведения занятии: видуальных планов
лекции-интервью, саморазвития
семинар-опрос и т.д.
• Освоение различных способов обработки информации: конспектирование, составление планов-конспектов, тезирова-ние, аннотирование, составление структурно-логических схем и т.д.
• Методика «древо понятия»
• Применение на занятиях различных форм рефлексии: индивидуальная и групповая рефлексия при подведении итогов занятий, «лист оценки»
• Дискуссионные методы.
• Проблемные беседы
• Рейтинговая система оценивания.
• Сочетание индивидуальной, бригадной и групповой работы
ГГ
Результативный блок
V ----- V,
Сформированная общетехнологическая компетенция будущих учителей технологии
"л___________________U_______“_______________________________________ґ
Модель процесса формирования общетехнологической компетенции будущих учителей технологии
Специфика построения учебных программ в соответствии с ФГОС нового поколения создает необходимость учитывать данные элементы методики еще на стадии проектирования программы. Это обусловлено как взаимозависимостью между трудоемкостью дисциплины (а следовательно, и временем на ее
изучение) и системой «цели (формируемые компетенции) - содержание - виды деятельности», так и необходимостью построения логической цепочки реализации целей образовательной программы от требований к выпускнику и к компетенциям, формируемым в конкретных модулях отдельных дисциплин.
Таким образом, для реализации задачи формирования общетехнологической компетенции будущих учителей технологии при проектировании образовательных стандартов нового поколения необходимо определить, в рамках каких дисциплин будет развиваться данная компетенция, и при проектировании их содержания опираться на правила, изложенные выше. Наиболее перспективными в этом отношении представляются дисциплины естественнонаучного и профессионального циклов, а также дисциплины методической подготовки как наиболее полно отражающие различные стороны преобразовательной деятельности человека.
В основу процессуальной составляющей разработанной нами методики было положено применение системы активных методов обучения, способствующих формированию опыта технологической деятельности как основы формирования общетехнологической компетенции. Выбор методов обучения осуществлялся таким образом, чтобы обеспечить сбалансированное развитие всех компонентов общетехнологической компетенции будущих учителей технологии. Так, в развитии умений, входящих в состав операционно-деятельностного компонента общетехнологической компетенции, применялись проблемные вопросы и задания, задания на анализ конкретных ситуаций. Важную роль в развитии общетехнологической компетенции мы отводим заданиям по планированию деятельности (построение планов саморазвития, составление развернутых планов достижения определенных целей). С целью повышения их эффективности мы включили в данные задания в качестве обязательного пункта определение критериев достижения цели и средств контроля.
Большое внимание нами уделяется формированию умений поиска и анализа информации, включающих в себя умение задавать конструктивные вопросы. Для этих целей использовались такие методы, как построение «древа понятия» на основании анализа словарных статей и специальной литературы, изучение и применение на занятиях различных форм записи и систематизации информации, включение в лекционный курс элементов лекции-интервью.
Для проверки эффективности разработанных модели и методики формирования общетехнологической компетенции будущих учителей технологии на базе кафедры «Технологии и предпринимательства и методики преподавания технологии и предприниматель-
ства» Челябинского государственного педагогического университета была организована опытно-экспериментальная работа. Эксперимент проводился в рамках занятий по дисциплине «Основы теории технологической подготовки» и на факультативных занятиях по курсу «Введение в специальность». В эксперименте приняли участие студенты I, II курсов, разделенные на три группы: экспериментальная группа № 1 (Э.Г.1) - 2008/2009 и 2009/2010 учебный год, с 1-й по 4-й семестр, экспериментальная группа № 2 (Э.Г.2) - 2009/2010 учебный год, первый семестр, контрольная группа (К.Г.) - 2007/2008 и 2008/2009, с 1-го по 4-й семестр. Для выявления уровня сфор-мированности общетехнологической компетенции применялся следующий диагностический материал: разработанная нами анкета самооценки уровня общетехнологической компетенции, «Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности», методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и анализ результатов работы студентов на практических занятиях.
Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень развития общетехнологической компетенции у испытуемых контрольной и экспериментальных групп. На низком уровне находились от 1 до 2 %, на среднем - от 71 до 74 %, на достаточном - от 21 до 24 %. Студентов с высоким уровнем общетехнологической компетенции не зафиксировано. Результаты первого и второго контрольных срезов выявили наличие положительной динамики во всех рассматриваемых группах, однако в группах, обучавшихся с применением разработанной нами методики, данная динамика носила более выраженный характер. На этапе первого контрольного среза средний коэффициент уровня сформированности общетехнологической компетенции в контрольной и экспериментальных группах составил: 0,46; 0,56; 0,51 соответственно, по результатам второго контрольного среза: 0,52; 0,69 - для контрольной и первой экспериментальной группы. Для оценки уровня сформированности общетехнологической компетенции использовалась двенадцатибалльная шкала. Покомпонентный анализ динамики развития общетехнологической компетенции показал, что наибольшее различие между контрольной и экспериментальными группами наблюдается по когнитивному, контрольно-рефлексивному и аксиологическому компонентам исследуемой компетенции. Именно по этим компонентам
Теория и методика профессионального образования
зафиксирована минимальная динамика развития в контрольной группе. В экспериментальных группах развитие компонентов общетехнологической компетенции протекало в целом равномерно.
Сравнение данных по группам с помощью ранговых критериев Крускала-Уоллиса для сравнения трех групп и Манна-Уитни для попарного сравнения подтвердило статистическую значимость выявленных отличий. Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили нам сделать вывод о том, что разработанные нами модель и методика формирования общетехнологической компетенции будущих учителей технологии эффективны и могут быть использованы в системе подготовки будущих учителей технологии.
Литература
1. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компе-тентностного подхода / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. -С. 3-13.
2. Мильруд, Р.П. Компетентность в овладении языком / Р.П. Мильруд // Проблемы преподавания иностранных языков в контексте модернизации образования: сб. материалов и тез. докл. IXМежрегион. науч.-практ. конф. -Самара, 2003. - 214 с.
3. Петров, А. Основные концепты ком-петентностного подхода как методологической категории / А. Петров // А1таММег. Вестник высшей школы. - 2005. - № 2. -С. 54-57.
Поступила в редакцию 15 июля 2011 г.