ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Омельченко В. Г. Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171018.htm.
ART 171018
УДК 378.147
Омельченко Владимир Григорьевич,
старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования и общетехнических дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани owg [email protected]
Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки бакалавра. Изменения требований к учителю технологии обусловливают необходимость коррекции существующей модели реализации содержания его профессиональной подготовки. Работа освещает некоторые аспекты интеграции содержания профессиональной подготовки учителя технологии для реализации процесса формирования у учащихся школы системы знаний и умений по технологической обработке конструкционных материалов.
Ключевые слова: интеграция, профессиональная подготовка, педагогический вуз, условия реформирования высшей школы, подготовка будущего бакалавра. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Качество обучения в условиях реформирования высшей школы становится сегодня ключевой категорией образовательной политики РФ. Современный этап развития общества, вызванные им изменения требований к учителю технологии обусловливают необходимость в коррекции существующей модели реализации содержания его профессиональной подготовки, ведь основным недостатком этой модели является несостоятельность создания условий для целенаправленного синтеза получаемых знаний и умений, превращения их в целостную систему.
Разъединенность родственных дисциплин в учебных планах вуза, неоправданные различия их понятийно-терминологического аппарата, недостаточное использование межпредметных связей приводят к тому, что систематизация учебной информации стихийно возлагается на самих студентов и если даже осуществляется ими, то весьма малоэффективно.
Всё это не согласуется с тенденцией перехода к новой образовательной парадигме, определяющей ориентиры высшей педагогической школы, тормозящей процессы интеграции образовательных программ, которые действуют в мире и нашей стране.
Возникает целый ряд социально-педагогических противоречий:
а) между интеграционно-предметным характером педагогической деятельности учителя и дискретно дисциплинарной системой его профессиональной подготовки в вузе;
б) необоснованно широкой номенклатурой дисциплин профессиональной подготовки студентов в вузе и тенденцией к интеграции образовательных программ;
в) потребностью вуза в реализации интеграции содержания профессиональной подготовки учителя технологии и отсутствием концепции эффективной методики педагогической интеграции дисциплин соответствующих циклов.
Необходимость решения указанных противоречий определяет потребность в разработке педагогических технологий, позволяющих осуществить интеграцию содержания профессиональной подготовки будущего учителя технологии. Она важна для
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Омельченко В. Г. Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171018.htm.
эффективного формирования системности профессиональных знаний у студентов педагогических вузов, ведь именно профессиональная деятельность учителя технологии характеризуется наиболее высокой степенью интегрированности и требует от него определенной «интеграции» мышления.
В контексте исследуемой проблемы интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе актуальными являются труды А. П. Беляевой (интегративно-модульная педагогическая система педагогического образования); Н. К. Чапаева (теоретико-методологические аспекты педагогической интеграции), П. Р. Атутова (теоретико-методологические аспекты дидактической интеграции) и других ученых.
В статье мы рассматриваем лишь некоторые аспекты интеграции содержания профессиональной подготовки учителя технологии для реализации процесса формирования у учащихся школы системы знаний и умений по технологической обработке конструкционных материалов.
Между тем в современных условиях интеграции научного знания и интенсификации процесса познания, повышения роли человеческого фактора в решении актуальных проблем всё большую значимость приобретает переход от предметоцентризма к усилению интеграции внутри образовательных отраслей. Это дает целостно-логическое видение структуры реальной картины мира, научного знания путем установления естественной историко-культурной и диалектической взаимосвязи между явлениями и процессами социума, формирует историчность мышления [1].
Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе является сложным междисциплинарным научным понятием, применяемом в целом ряде гуманитарных, естественнонаучных, общетехнических наук.
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей.
Сущность процесса интеграции - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе.
Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определении содержания обучения, его форм и методов, единой дидактической системы (форм, методов, приемов, средств обучения) подготовки будущего учителя технологии в вузе. Концептуальные принципы дидактической интеграции вытекают из общей концепции развития профессионального образования, которым предусмотрено:
- углубление фундаментальных знаний;
- дифференцирование содержания обучения по основным видам или объектам профессиональной деятельности;
- установление рационального соотношения теоретической и практической подготовки;
- формирование творческого мышления личности студента, его готовности к решению учебно-воспитательных задач в современной общеобразовательной школе [2].
Осуществление в школе учебно-воспитательных задач и создание воспитательной среды в процессе изучения технологии обработки конструкционных материалов (металла, древесины, ткани и др.) невозможно без обеспечения интегрированной технологической подготовки в вузе бакалавров на политехнической основе, с включением механизмов их активной познавательной деятельности, развития творческих мотивов и других факторов.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Омельченко В. Г. Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171018.htm.
Для этого необходимо формировать у студентов интегративные знания об основных наиболее распространенных и перспективных технологиях и систему умственных, сенсорных и физических действий, воспитывать и развивать самостоятельность и способность студентов решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи.
Учитывая, что в эпоху информатизации и компьютеризации различных сфер жизнедеятельности человека, модернизации систем среднего и высшего образования повышаются требования к профессиональной компетенции современного учителя технологии, необходимо в содержании интегрированной подготовки бакалавров широко использовать возможности информационных технологий.
Такая подготовка должна соответствовать требованиям к интеллектуальному и компетентностному уровню педагогов современных общеобразовательных учреждений.
Среди первостепенных задач системы педагогического образования бакалавра на основе интеграции содержания его профессиональной подготовки в педагогическом вузе выделяется задача обеспечения соответствующего уровня владения будущими учителями технологии информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Широкое распространение информационных технологий в условиях междисциплинарной интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе и овладение им массивом специальных знаний, которые необходимы учителям технологии для их использования, позволяют говорить об обучении с помощью компьютера как о направлении в методике преподавания технологии, с позиций которой рассматривается образовательный процесс интегрированной подготовки будущего бакалавра в двухуровневой системе профессионального образования (бакалавр - магистр).
Решение вышеназванной задачи коренным образом зависит как от технической оснащенности вуза электронно-вычислительной техникой с соответствующим программным обеспечением, учебным, демонстрационным оборудованием, которое функционирует на базе СНИТ, так и от готовности студентов к восприятию постоянно растущего потока информации, в том числе и учебной, профессионально развивающей [3].
Применение компьютерных информационных систем в педагогическом образовании бакалавра технологического профиля на основе интеграции содержания его профессиональной подготовки в педагогическом вузе рассчитано на умение использовать определенный массив информации, доступной в данный момент обществу в сфере педагогической деятельности, позволяет усовершенствовать механизмы управления образовательным процессом в школе и развитием учащихся на занятиях технологии, способствует гуманизации и демократизации обучения школьников, повышает уровень их интереса к занятиям по технологии.
Информатизация обучения на основе интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе способствует не только интеллектуализации всех видов его будущей педагогической деятельности, но и созданию условий для включения школьников в качественно новую информационную среду социума, которая обеспечивает развитие творческого потенциала индивида в сфере компьютерного дизайна [4].
Необходимо отметить, что в условиях становления информационного общества широкое применение ИКТ в образовании учителя технологии дает возможность:
- способствовать ускорению передачи знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества подрастающему поколению;
- повысить качество профессионального образования учителя технологии, его адаптации к окружающей среде и социальным изменениям, которые происходят в обществе;
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Омельченко В. Г. Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171018.htm.
- совершенствовать систему профессиональной подготовки будущего бакалавра, которая отвечала бы требованиям информационного общества и процесса реформирования традиционной системы образования в свете требований современного социума.
Среди первостепенных задач системы педагогического образования на основе интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе приоритетом развития его образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, которые должны обеспечить последующее совершенствование учебно-воспитательного процесса через доступность и эффективность технологической подготовки молодежи к трудовой деятельности в информационном обществе [5].
Необходимо отметить, что в современной методике преподавания технологии в рамках коммуникативного подхода происходит качественный скачок, связанный с возможностями ИКТ, основанных на Интернете, телекоммуникационных сетях. Они становятся не вспомогательными средствами обучения предметным технологиям, методике их преподавания в сельских и городских школах, а принципиально меняют среду обучения.
Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе с использованием ИКТ, основанных на Интернете, телекоммуникационных сетях, обеспечивает коммуникативную и межкультурную направленность обучения студентов технологиям.
Это открывает новые возможности для знакомства с актуальной и аутентичной информацией о современных технологиях обработки материалов, дизайне изделий и методике их преподавания в школе [6].
Актуальность решения данной проблемы в системе педагогического образования на основе интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля объективно обусловлена ускорением научно-технического прогресса, основанного на внедрении в материальное производство компьютерной техники и связанной с ней современной информационной технологии.
Такие факторы активизации и модернизации производства поставили перед современной педагогической наукой важное задание - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с его глобальной информатизацией.
Принимая во внимание эти положения и факторы, мы определили требования к содержанию учебного материала профессиональной подготовки бакалавра.
Учебный материал должен:
а) систематизировать полученные технологические знания и умения студентов с учетом межпредметных связей;
б) отвечать перспективным направлениям развития общества;
в) иметь связь с практикой и жизнью;
г) учитывать ценностные социокультурные приоритеты;
д) быть ориентированным на формирование научного мировоззрения, технического мышления, основ технологической культуры, правовых аспектов профессиональной деятельности;
е) обеспечивать развитие ключевых компетентностей бакалавра;
ж) реализовываться на основе использования современных инновационных методов обучения и исследования;
з) содействовать развитию творческих способностей личности, содержания и форм деятельности в сфере современного материального производства и индустрии многоотраслевого сервиса [7].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Омельченко В. Г. Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171018.htm.
Реализуют механизмы интеграции содержания профессиональной подготовки учителя технологий для формирования у учащихся системы знаний и умений по обработке конструкционных материалов:
- модель дидактической системы, в основе которой лежит принцип системности подготовки будущего бакалавра;
- технология объединения общих (интеграционных) признаков педагогических технологий и факторы образовательной среды высшей школы;
- инструментально-методические средства подготовки будущего бакалавра технологического профиля в педагогическом в вузе (методический комплекс учебных дисциплин);
- интегрированный курс учебных дисциплин; комплексные контрольные задания и т. п.) [8].
Усилия многих исследователей в области профессионального образования сфокусированы на методологии и методике интегрирования компьютерных технологий в содержание обучения бакалавров, а также в формировании методик и моделей дистанционного обучения. Данной проблеме посвящены научные труды А. Л. Назаренко, Е. С. По-лат, М. А. Татариновой, С. С. Хромова, J. Abbott, H. R. Slavin, R. Williamson и др. [9]
Современные образовательные учреждения оснащаются необходимым оборудованием, компьютерами, сенсорными досками, доступом в Интернет, однако недостаточно разработанная концептуальная и теоретическая база технических основ использования ИКТ в дидактическом процессе реализации интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля ведет к отсутствию моделей дистанционной и смешанной форм интегрированной профессиональной подготовки бакалавров.
Поэтому необходимо обучить будущих учителей технологии овладению дидактическими основами и навыками использования ИКТ и современных образовательных технологий в учебном процессе.
Приобщение будущих педагогов к такому относительно новому образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, в условиях интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавров технологического профиля, использование методов сетевого обучения как важнейшего компонента развивающейся системы открытого образования составляет важную часть профессионального образования будущего учителя и развития не только его информационной, но и в целом технологической компетенции.
Таким образом, теоретически обоснованная интеграция содержания подготовки бакалавра технологического профиля и механизм её реализации допускают методическое стремление к целесообразному, сбалансированному объединению дидактических компонентов, педагогических усилий и ресурсов с целью его систематизации и продуктивной реализации.
Ссылки на источники
1. Интегрированное_обучение // Википедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
2. Чапаев Н. К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: автореф. ... дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1998. - 40 с.
3. Заречный А. В. Подготовка учителя к формированию у школьников технологических знаний и умений на основе интегрированного подхода. - Армавир: ИЦ АГПИ, 2001. - С. 40-45.
4. Чапаев Н. К. Указ. соч.
5. Заречный А. В. Указ. соч.
6. Чапаев Н. К. Указ. соч.
7. Там же.
8. Интегрированное_обучение.
9. Там же.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Омельченко В. Г. Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171018.htm.
Vladimir Omelchenko,
Senior Lecturer, Theory and Methods of Professional Education and Technical Disciplines Chair, branch of Kuban State University, Slavyansk-on-Kuban. owg [email protected]
Content integration of technology bachelor professional training in pedagogical university Abstract. The article is devoted to the training of bachelor students. Changes in requirements for technology teacher necessitate the correction of his training content implementation existing models. The work highlights some aspects of technology teacher professional training content integration to implement the process of development in student's knowledge and skills concerning technological processing of structural materials. Key words: integration, professional training, pedagogical university, conditions of higher school reforming, future bachelors training. References
1. "Integrirovannoe _obuchenie", Vikipedija. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki (in Russian).
2. Chapaev, N. K. (1998). Struktura i soderzhanie teoretiko-metodologicheskogo obespechenija pedagog-icheskojintegracii: avtoref. ... dis. ... d-ra ped. nauk, Ekaterinburg, 40 p. (in Russian).
3. Zarechnyj, A. V. (2001). Podgotovka uchitelja k formirovaniju u shkol'nikov tehnologicheskih znanij i umenij na osnove integrirovannogo podhoda, IC AGPI, Armavir, pp. 40-45 (in Russian).
4. Chapaev, N. K. (1998). Op. cit.
5. Zarechnyj, A. V. (2001). Op. cit.
6. Chapaev, N. K. (1998). Op. cit.
7. Ibid.
8. Integrirovannoe_obuchenie.
9. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 29.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.07.17
Принята к публикации Accepted for publication 25.07.17 Опубликована Published 30.09.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Омельченко В. Г., 2017
977230412017309