Научная статья на тему 'Интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания в подготовке учителя технологии'

Интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания в подготовке учителя технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNOLOGICAL EDUCATION / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / ALL-TECHNICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрачева Анна Николаевна

В статье рассматриваются вопросы интеграции гуманитарных и технических наук в профессиональной подготовке будущих бакалавров профиля «Технология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF HUMANITARIAN AND NATURAL-SCIENCE KNOWLEDGE IN TRAINING OF THE TEACHER OF TECHNOLOGY

In article questions of integration of humanitarian and technical science in vocational training of future bachelors of the Technology profile are considered.

Текст научной работы на тему «Интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания в подготовке учителя технологии»

УДК 378 ББК 74.489

ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Добрачева Анна Николаевна,

ассистент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин ФГОУ ВО Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы интеграции гуманитарных и технических наук в профессиональной подготовке будущих бакалавров профиля «Технология».

Ключевые слова: интеграция, компетентность, технологическое образование, общетехнические дисциплины, готовность к профессиональной деятельности.

INTEGRATION OF HUMANITARIAN AND NATURAL-SCIENCE KNOWLEDGE IN TRAINING OF THE TEACHER OF TECHNOLOGY

Dobracheva A.N., applicant, master of technological education

Abstract. In article questions of integration of humanitarian and technical science in vocational training of future bachelors of the Technology profile are considered.

Key words: integration, competence, technological education, all-technical disciplines, readiness for professional activity.

На сегодняшний день современная система высшего профессионального образования ставит перед собой цель - формирование конкурентоспособного, мобильного, компетентного специалиста, готового к высокопродуктивной профессиональной деятельности. Осуществление данного процесса невозможно без научно-ориентированной и технологической подготовки высококвалифицированных кадров. Источником реализации данной задачи может стать предметная область «Технология», цель которой в системе общего образования состоит в том, чтобы средствами трудовой подготовки способствовать социальному и трудовому становлению учащихся, их эффективному само-

определению в существующих на сегодняшний момент условиях рынка труда. А также овладению общетехнологическими и специальными компонентами знаний, умений и навыков, содействию экономическому и экологическому просвещению школьников, развитию их познавательной активности и творческой инициативы.

Основная часть содержания учебной программы по технологии представляется в виде деятельности учащихся, направленной на создание и преобразование материальных, духовных, информационных и иных объектов; результатом данного вида деятельности здесь является осмысленный опыт практической деятельности.

Реализация вышеизложенной цели технологического образования непосредственно связана с профессиональной подготовкой учителя технологии.

Одной из важнейших тенденций современного научного знания является его интеграция, которая четко отражается в системе непрерывной подготовки будущего учителя технологии. Наличие взаимосвязанных циклов общеобразовательных, общетехнических и специальных учебных предметов в содержании образования отражает объективно существующую структуру научного знания и вместе с тем тенденцию к интеграции наук.

Интеграция (от лат. Integer - полный, цельный, ненарушенный) - процесс установления взаимосвязей между элементами, процессами, явлениями.

Первую попытку раскрытия сущностных характеристик понятия «интеграция» предпринял И.Ф. Гербарт, который выделил четыре направления в обучении, такие как: ясность, ассоциация, система, метод. Данные направления представляют собой ступени познания, первые две - направлены на приобретение знаний, а две вторые направлены на то, чтобы привести в связь ранее полученные знания.

В отечественной науке вопросами интеграции занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Н.В. Бураков, В.И. Водовозов и др., которые придерживались позиции того, что интеграция в процессе обучения предполагает осмысление системы и логики предмета и тех связей, которые существуют между отдельными темами различных предметов. Они также считали, что основное преимущество использования интегратив-ных связей в обучении направлено на устранение дублирования учебного материала, взаимное использование полученных знаний, формирование целостной системы взглядов учащихся.

Сегодня проблема интеграции научного знания находит отражение в работах В.С. Без-руковой, Г.М. Доброва, В.М. Максимовой, И.П. Яковлева и др.

И.П. Яковлев считает интеграцию одной из ведущих тенденций развития общества, науки и образования и указывает на большое значение выявления условий наиболее успешного протекания интегративных процессов в образовании и на необходимость их теоретического анализа.

По мнению С.Е. Мансуровой, интеграция представляет собой: «процесс и результат, новое качественное состояние, которое приводит к развитию системы» [4, с. 17].

В. П. Кузьмин считает, что методологической основой изучения процессов интеграции может выступать системный подход [2, с. 62].

По мнению В. А. Сластенина, системный подход является общенаучным и предполагает под собой «всеобщую связь и взаимодействие явлений и процессов окружающей действительности» [5, с. 96].

Использование данного подхода ориентирует исследователя на необходимость рассмотрения явлений как систем, развивающихся по своим определенным законам. Сущностью системного подхода является рассмотрение всех компонентов системы в совместной взаимосвязи, развитии, движении. Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. В основе системности лежит свойство быть единым и неделимым целым с одной стороны, а с другой иметь свойство множественности. Таким образом, понятие системы описывает целое - объект, обладающий интегративными свойствами.

Вопросам целостности педагогического процесса посвящены труды Н.Т. Абрамовой, Ю.К. Бабанского, Г.С. Батищева, В.П. Беспаль-ко, Б.К. Лебедева, В.А. Сластенина и других.

Целостный подход предполагает ориентацию педагогического процесса на интегра-тивные (целостные) характеристики личности, таким образом, личность понимается как целостность со своей психологической системой, имеющей особенную структуру, функции и внутреннее строение.

Главная идея системно-целостного подхода состоит в том, что: «свойства целого не являются суммативным порождением свойств его элементов, система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе. Изменение одного компонента неизбежно вызывает изменения в других и во всей системе в целом» [5, с. 98].

В современном мире процессы глобализации естественным образом ориентируют науку на интеграцию, на углубление междисциплинарного взаимодействия. Определяя различия между естественнонаучным и гуманитарным

знанием, объектом естественнонаучного знания являются причинно-следственные связи, природные закономерности, которые носят объективный характер. Основой естественнонаучного знания является научный метод, с помощью которого выявленные закономерности объясняются по итогам научного эксперимента. Объектом же гуманитарного знания являются социокультурные закономерности, которые зависят от деятельности конкретного человека, социума и носят альтернативный характер. В гуманитарном знании закономерности носят статистическую природу, а факты могут пониматься с различных точек зрения.

По мнению С.Е. Мансуровой, «гуманитарное знание, в отличие от естественнонаучного, ассоциируется с субъективностью, аксиоло-гичностью, доминирующей интуитивностью, в отличие от естествознания, которое открывает законы, оно наделяет жизнь человека смыслами» [4, с.17].

Также С.Е. Мансурова утверждает, что «интеграция знаний проявляется в унификации понятийного аппарата как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. В выявлении общенаучных понятий, в универсализации научных методов» и определяет понятие интеграции в образовании как «системно-целостный процесс получения социокультурного опыта, направленного на познавательное и ценностно-мировоззренческое развитие личности, как гуманистическую цель образования» [4, с. 18].

Таким образом, интеграция образования ориентирует на единство естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования, способствует формированию системного мышления и ценностных установок личности.

В педагогической литературе наряду с понятием «интеграция содержания образования» также имеет место понятие «интеграция знаний, обучающихся», первое широко отражает единство процессуальной и содержательной сторон обучения, второе - характеризует уровень формирования содержания образования (уровень знаний). Таким образом, интеграция знаний обучающихся может являться итогом интеграции всего образования.

Курина В. А. считает, что «в основе перехода от одного звена этой цепи к другому лежит принцип учета возрастания субъективного момента содержания научного знания по мере

перехода от естественных наук к техническим, далее общественным» [3, с. 135].

Сегодня имеет место такая точка зрения, что современный этап интеграции науки связан непосредственно с ее технизацией, что влечет за собой увеличение значения доли технических наук в профессиональной подготовке будущего учителя технологии. Для установления взаимосвязи между общим и технологическим образованием наибольшие возможности имеет здесь связь между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами (основой которых являются естественные и общетехнические дисциплины).

Важнейшим компонентом профессиональной подготовки будущего учителя технологии является её практикориентированность. С этой точки зрения анализ ФГОС ВО третьего поколения (3+) по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» на уровне бакалавра показал, что источником формирования модели представлений о будущей педагогической деятельности (гуманитарного знания) бакалавров профиля «Технология» является изучение таких модулей, входящих в базовую часть дисциплин, учебной программы как модуль «Педагогика», модуль «Психология», модуль «Внеучебная деятельность» которые включают следующие учебные дисциплины: «Введение в педагогику и основы самообразования», «История педагогики и образования», «Теория и технология обучения», «Теория и методика воспитания», «Профессиональная этика педагога», «Психология человека», «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Система работы классного руководителя», «Методика воспитательной работы в детском учреждении отдыха, «Социальная педагогика» и др.

Источником формирования технического (естественнонаучного) знания будущего учителя технологии является изучение таких модулей, входящих в вариативную часть обязательных дисциплин, которая представлена следующими учебными модулями: модуль «Графика», модуль «Техническая механика», модуль «Машиноведение», модуль «Электро-радиотехнологии», которые включают следующие учебные дисциплины: «Начертательная геометрия», «Техническая графика», «Машиностроительное черчение», «Теоретическая механика», «Сопротивление механизмов»,

«Теория машин и механизмов», «Детали машин», «Гидравлика», «Теплотехника», «Радиотехника», «Электротехника», «Современные технологии передачи и приема информации», «Автоматика и цифровая электроника», «Основы получения и преобразования энергии» и др.

Изучение общетехнических дисциплин в основном ориентирует обучающихся на содержание данных дисциплин (формулы, законы, аксиомы и т. д.), когда аспекты гуманитарного знания, необходимого в будущей профессиональной деятельности учителя, в данных дисциплинах почти не реализуются.

Интеграция общетехнических дисциплин с дисциплинами гуманитарного цикла в подготовке будущих бакалавров профиля «Технология» основывается на понятиях философии о взаимосвязи, единстве, преемственности, которые выражают объективное единство окружающего мира, взаимосвязь процессов преподавания и обучения, преемственность в развитии любых видов деятельности.

Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» в рамках изучения общетехнических дисциплин может быть реализовано через:

- развитие познавательного интереса и мотивов профессиональной деятельности;

- формирование целостного знания о технико-технологических основах современного производства;

- формирование профессионально значимых практических умений и навыков.

Таким образом, целью общетехнической подготовки будущих бакалавров профиля «Технология» является не только усвоение теоретических основ данных наук, но и развитие профессиональной компетенции (профессионально значимых знаний, умений и навыков), личностного роста, готовности к профессиональной деятельности, как необходимых составляющих профессионально-педагогической деятельности учителя.

Для решения поставленной цели необходимо решить такие методические задачи как:

- на лекциях необходимо рассматривать историю техники и технологий, знакомить обучающихся с личностями знаменитых ученых, обязательно преломляя рассказ к области будущей профессиональной деятельности;

- на лабораторных работах имеет место организация решения исследовательских задач с помощью лабораторного оборудования и компьютерного моделирования технологических процессов;

- введение творческих заданий для развития мотивации профессиональной деятельности, ситуационных задач по темам дисциплины, с обязательным решением задания на нахождение необходимости применения полученных знаний в профессиональной деятельности на уроках технологии;

- введение проектного обучения, которое развивает у учащихся умение видеть проблему, ставить цель для ее решения, умение найти оптимальный путь достижения данной цели, умение рефлексивно оценить результаты собственной деятельности, провести экономическую и экологическую оценку исследуемого объекта или изготовленного в процессе объекта труда.

Таким образом, решением главной задачи нашего исследования - выявление педагогических условий формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего бакалавра профиля «Технология» - может стать преломление содержания интересующих нас общетехнических дисциплин (естественнонаучной составляющей) в плоскость будущей профессионально-педагогической деятельности (гуманитарная составляющая).

Литература:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 29.05.2017 г.).

2. Кузьмин, В. П. Системный подход в современном научном познании // Вопросы философии. - 1980. -№1. - С. 62.

3. Курина, В.А. Интеграционные процессы в непрерывной системе технологической подготовки / Вестник Оренбургского государственного университета. -2003. - № 4. - С. 134-137.

4. Мансурова, С.Е. Общенаучный феномен интеграции в современном образовании / История и педагогика естествознания. - 2014. - № 3. - С. 16-20.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сла-стенина. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.