Научная статья на тему 'Инновационный потенциал мотивационного программноцелевого управления образованием как предмет диссертационных исследований и передового опыта'

Инновационный потенциал мотивационного программноцелевого управления образованием как предмет диссертационных исследований и передового опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTIVIZATIONAL PROGRAMMATIC-AIMED MANAGEMENT (MPAM) / THE OBJECT OF DISSERTATIONAL''S RESEARCHES AND ADVANCED EXPERIENCE / МОТИВАЦИОННОЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (МПЦУ) / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДМЕТ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА / INNOVATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалаев И. К.

В статье указывается место мотивационного программно-целевого управления в истории развития мировой управленческой науки, вносятся предложения диссертантам и субъектам передового опыта по решению актуальных проблем управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INOVATIONAL POTENTIAL THE MOTIVATSIATIONAL PROGRAMMATIC-AIMED MANAGEMENTAS THE OBJECT OF DISSERTATIONAL'S RESEARCHES AND ADVANCED EXPERIENCE

The article turns attention upon the place motivizational programmatic-aimed management (MPAM) in the history of the development of the world in management's science, submit proposals with the author of a dissertation and the type advanced experience over the decision of the urgent problems of the management with the education by means of realization of the innovational potential of the motivizational programmatic-aimed management (MPAM).

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал мотивационного программноцелевого управления образованием как предмет диссертационных исследований и передового опыта»

Реализация идеи инновационной модели требует постоянного мониторинга общественного мнения с тем, чтобы муниципальные органы управления образованием руководствовались знанием конкретной ситуации и могли законодательные положения государственных документов применять к жизни школы.

Для проведения современной региональной политики в системе повышения квалификации, учитывающей местные особенности, необходим научно-исследовательский, методический,

УДК 371:351.851

координационный центр. Роль такого центра может выполнять институт повышения квалификации или институт развития образования, который руководил бы разработкой программ, подготовкой адаптированных учебников и пособий, осуществлял бы интеграцию уже имеющихся элементов в единую поликультур-ную систему образования Сибири. Такой центр мог бы вырабатывать рекомендации для проведения современной образовательной политики.

Статья поступила в редакцию 20.03.12

Shalaev I.K. THE INOVATIONAL POTENTIAL THE MOTIVATSIATIONAL PROGRAMMATIC-AIMED MANAGEMENT AS THE OBJECT OF DISSERTATIONAL'S RESEARCHES AND ADVANCED EXPERIENCE. The

article turns attention upon the place motivizational programmatic-aimed management (MPAM) in the history of the development of the world in management's science, submit proposals with the author of a dissertation and the type advanced experience over the decision of the urgent problems of the management with the education by means of realization of the innovational potential of the motivizational programmatic-aimed management (MPAM).

Key words: motivizational programmatic-aimed management (MPAM), innovational potential, the object of dissertational's researches and advanced experience.

И.К. Шалаев, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ КАК ПРЕДМЕТ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

В статье указывается место мотивационного программно-целевого управления в истории развития мировой управленческой науки, вносятся предложения диссертантам и субъектам передового опыта по решению актуальных проблем управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ Ключевые слова: мотивационное программно-целевое управление (МПЦУ), инновационный потенциал, предмет диссертационных исследований и передового опыта.

Известные в истории развития мировой управленческой науки глобальные направления - рационалистическое (начиная от исследований Тейлора и Файоля до современного программно-целевого подхода) и поведенческое (начиная от работ Фоллет и Мэйо до современной модели мотивационного управления) - развивались в относительно автономном режиме, каждое в своей технологической системе.

Основательное знакомство с этими системами и многолетнее исследование проблем управления образованием в процессе 60-летней управленческой практики автора, специальный комплект изданий, отражающий авторский вклад в развитие управления образованием, и его признание научно-педагогической общественностью1 позволяют освятить инновационный потенциал МПЦУ как предмет диссертационных исследований для тех аспирантов, докторантов, практиков, которых интересуют проблемы управления образованием.

Естественно, этим исследователям необходимо знать:

- историю развития науки управления образованием и, в частности, достижения в этой области научной школы МПЦУ;

- суть развития моносистемы программно-целевого подхода как потенциально составляющей метасистемы МПЦУ;

1 а) «Учебные пособия и монографии И.К. Шалаева служат повышению эффективности управления и могут использоваться в повышении конкурентоспособности российской системы образования в мировом сообществе» - из отзыва зам. Губернатора Алтайского края, начальника управления по образованию и делам молодежи, профессора Ю.Н. Денисова.

б) «Работы, входящие в комплект... представляют собой крупный вклад в науку управления образованием» - из отзыва ректора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В.Я. Синенко.

в) «Работы И.К. Шалаева способствуют успешной подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и руководящих работников образования» - из отзыва Ученого совета ГОУ ВПО Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина (подписано ректором академии, профессором В.П. Никишаевой) и др.

- суть развития моносистемы мотивационного подхода как потенциально составляющей метасистемы МПЦУ;

- характеристику метасистемы МПЦУ как результата интеграции мотивационного и программно-целевого подходов в управлении;

- инновационный потенциал МПЦУ как следствие синергетического эффекта и ориентация научного поиска в теории и технологии управления образованием.

Изучающим обсуждаемый предмет потенциальных диссертационных исследований и передового опыта необходимо уметь:

- использовать методологию МПЦУ в своей исследовательской работе;

- устанавливать специфические противоречия в системе управления образованием как показания к использованию инновационного потенциала МПЦУ;

- осуществлять анализ опыта развития теории и практики управления образованием в аспекте научной школы МПЦУ.

1. В таблице представлен феномен МПЦУ в сравнительном анализе научных школ глобальных направлений мировой управленческой науки (рационалистического и поведенческого).

В комплекте авторских изданий (см. список литературы) содержится материал по всем позициям знаний и умений аспирантов, обращенных к инновационному потенциалу МПЦУ как к предмету исследования. В статье представлены лишь самые актуальные элементы инновационной сущности МПЦУ, на которые целесообразно ориентироваться в своих диссертационных работах.

С образованием МПЦУ обнажается прорыв в науке управления и возникновение нового направления в психолого-управ-ленческой науке - программно-целевая психология управления [1, с. 53-57].

Так, соискательницей Л.И. Любавской в докторской диссертации «Управление системой воспитания в среднем учебном заведении» (2005 г.) убедительно раскрывается эвристический ресурс теории мотивационного программно-целевого управления и выявляются возможности её применения в управлении воспитанием в качестве теоретической основы. Исследование

Таблица 1

Школы Направления Вклад

Школа научного управления (1885 - 1920) Рационалистическое 1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечения их обучения. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Классическая школа управления (1920 -1950) Рационалистическое • Развитие принципов управления. • Описание функций управления. • Систематизированный подход к управлению всей организации.

Школа человеческих отношений (1930 - 1950) и школа поведенческих наук (1950 - по настоящее время) Поведенческое 1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности. 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления (1950 - по настоящее время) Рационалистическое 1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям принимающим решения в сложных ситуациях.

Школа МПЦУ (1965 - по настоящее время) Интегративное 1. Установление и технологическое применение законов МПЦУ: закона дерева целей, закона социально-психологической стратегии, закона социально-психологической тактики. 2. Разработка и технологическое применение методов мотивационного управления: ситуации критической самооценки, ситуации делегированной инициативы, ситуации установки, организационно-деятельностной ситуации. 3. Разработка и применение целостной технологии МПЦУ: системный анализ - построение дерева целей - разработка исполняющей программы -системное планирование - системная организация - системный контроль -системное регулирование. Преодоление векового противостояния рационалистического и поведенческого направлений управленческой науки. 4. Построение моделей объекта и субъекта управления, выявление количественных соотношений их функционирования. Разработка методики аттестации педагогических и руководящих работников системы образования.

Л.И. Любавской своим теоретическим направлением вписывается в методологию социокультурного цикла развития российского общества, имеет фундаментальное значение для теории и методики профессионального образования, открывает новые научные направления в системе управления воспитанием студентов ССУЗов в современных социокультурных условиях.

В практике это может быть использовано:

- при разработке государственных программ воспитания студенческой молодёжи;

- при организации спецкурсов в системе переподготовки кадров педагогических вузов;

- при повышении эффективности воспитательных систем;

- государственным и муниципальным органам в управлении воспитательными процессами в учреждениях профессионального образования.

ю 11 1.2 і з 14 1.5 V? 18 1.9 го 2.1 г.г гз м г5 2.6 21 :.в 2,9 зо

2. Законы МПЦУ в повышении эффективности управленческой практики

Установленные автором на уровне докторской диссертации законы МПЦУ [1, с. 97-111] служат гарантом значимости всей теории МПЦУ в повышении профессионализма руководителей образовательных учреждений и эффективности их управленческой деятельности. Практическое значение законов МПЦУ заключается в том, что они обусловливают рациональность труда

коллектива, определяют новые методы реализации управленческих функций целевой ориентации коллектива, позволяют повышать результативность учебно-воспитательного процесса в целом.

Нами экспериментально доказана рабочая гипотеза: овладение знаниями законов МПЦУ должно повышать профессионализм руководителей и эффективность их управленческой деятельности [1, с. 111-115].

Чем выше уровень знаний законов МПЦУ, тем выше профессионализм руководителей и эффективность их управленческой деятельности.

Официальный эксперимент по гипотезе подтверждается опытом сотен руководителей образовательных учреждений Алтайского края. Например, в статье «Мотивационное программно-целевое управление инновационным развитием образовательного учреждения» Н.И. Жукова - директор МОУ СОШ № 9 г. Новоалтайска информирует читателей: «С начала инновационной деятельности в стенах МОУ СОШ № 9 г. Новоалтайска уже прошло 12 лет. С тех пор её коллективом были достигнуты значительные результаты, намного превосходящие первоначальные планы. Теория и технология МПЦУ явилась основой для построения школьной системы управления инновациями. Ныне успешно осуществляются такие процедуры как целеполагание и планирование, широко применяется механизм создания сти-мульных ситуаций, разработанный И.К. Шалаевым... Школа стала работать без отстающих и дети ежегодно заканчивают школу с золотыми и серебряными медалями... Во всероссийском конкурсе «Школа года» МОУ СОШ № 9 г. Новоалтайска стала лауреатом» [6, с. 127-133].

3. Проблемы управления развитием образования и предложения по их решению на основе МПЦУ.

Все эти проблемы и составляющие их вопросы актуализируют инновационный потенциал МпЦу как предмет диссертационных исследований и передового опыта.

Так, исследователь А.В. Гришин — педагог-новатор научной школы МПЦУ в статье «Мотивационное программно-целевое управление в практике школы» делает следующие обобщающие выводы и предложения:

Таблица 2

№ Выявленные проблемы и их суть Предложения и ожидания результативности их реализации Где опубликовано

1. Проблема методологии оценки качества образования. Педагогическая теория и практика организации педагогического труда вынуждены признать отсутствие надежной методологии оценки качества образования, отрицательно отражающейся на решении многих сложных вопросов в образовании. Об этом свидетельствует анализ «хронического недуга», который в свою очередь ведет к непростому выводу: процесс смены методик оценки качества образования может быть бесконечным, а методики опять и опять не удовлетворять ни педагогов, ни органы образования, если разработчики методик не опираются на надежную методологию, основанную на достижениях российской и зарубежной науки. Сменить не обоснованные научно и наносящие вред образованию «методики» оценки педагогического труда на унифицированную методику, базирующуюся на достижениях мировой науки управления качеством. В результате будут сняты конфликты при аттестации педагогических кадров, при определении поощрительных надбавок к зарплате, возрастет доверие к органам управления, акты аттестации будут носить истинно стимулирующий характер. 1. И.К. Шалаев Методология управления качеством образования в управленческой практике: актуальность проблемы и установление признаков методологического знания // Модернизация системы повышения квалификации работников образования. Барнаул: АКИПКРО, 2010, с. 53-61 2. И.К. Шалаев Проблема оценки качества образования в условиях аттестации педагогических кадров // Региональная система оценки качества образования в Алтайском крае: опыт, проблемы, перспективы. Барнаул: АКИПКРО, 2009, с. 49-51

2. Проблема массового осознания инновационного потенциала мотивационного программно- целевого управления через Шире пропагандировать опыт деятельности научной школы МПЦУ в региональной системе образования. Для этого, в частности: а) представить в специальном кабинете полное содержание научной школы МПЦУ; б) РМЛ УРО провести серию краевых семинаров по управлению развитием образования. В результате число сторонников МПЦУ увеличится и, соответственно, эффективность управления образовательными учреждениями повысится. 1. Стенды в кабинете научной школы МПЦУ (кабинет №304, корпус 1 АлтГПА): - Наука МПЦУ: возникновение и потенциал; - История МПЦУ от диссертации до научной школы; - Школа МПЦУ в науке: выставка авторефератов с ремарками основателя школы; - Педагоги-новаторы школы МПЦУ; - Школа МПЦУ: результативность деятельности. 2. Монографии а) История региональной научной школы управления образованием: Коллективная монография / под ред. И.К. Шалаева.- Барнаул: АлтГПА, 2010.- 327 с. б) Церникель Л.А. Человек науки: монография / Л.А. Церникель, Ю.П. Березуцкая.- Барнаул: АлтГПА, 2010.264с.

познание результатов деятельности научной школы МПЦУ. Реализация инновационного потенциала МПЦУ, с одной стороны, вызвала прорыв в науке (десятки кандидатских и докторских диссертаций) и в практике (десятки новаторов школы МПЦУ стали победителями в конкурсах по нацпроекту), с другой стороны, для многих руководителей образовательных учреждений Алтайского края этот потенциал оказался недоступным и они не имеют тех результатов, которые присущи новаторам школы МПЦУ.

3. Проблема повышения качества образовательного сервиса в регионе, суть которой обусловлена необходимостью: - верификации региональной методологии управления качеством образования посредством сопоставления ее с зарубежными достижениями науки (не открываем ли мы велосипед и не стучимся ли в открытую дверь?); -попыток сопряжения региональной методологии управления качеством образования с зарубежными достижениями науки в процессе международного сотрудничества; - создания научно- методической модели решения задач повышения эффективности управления образованием; -разработки технологии картограммирования эффективности управления образованием; - целесообразного использования региональной методологии управления качеством образования: а) в деятельности образовательных округов Алтайского края; б) в непрерывном повышении квалификации педагогических кадров по индивидуальным образовательным траекториям; в) в аттестации руководящих и педагогических кадров по параметрам эффективности профессиональной деятельности. Довести научный задел по выявленной проблеме до завершенности исследования и внедрение результатов в региональную практику. Качество образовательного сервиса повысится за счет: - достижения полного доверия к региональной методологии управления образованием, корреспондирующейся с соответствующими достижениями мировой управленческой науки; - цикловой модели научнометодической работы в решении задач повышения эффективности управления образованием; - технологии картограммирования эффективности управления образованием; - мотивационного программноцелевого обеспечения решения актуальных проблем управления развитием образования в Алтайском крае. Научный задел опубликован: 1. Шалаев И.К. Методология управления качеством образования в диссертационных работах // Вестник БГПУ: психолого- педагогические науки, выпуск 8. - 2008. - С. 19-26 2. Шалаев И.К. «Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография / И.К. Шалаев.- Барнаул: АлтГПА, 2010.- 203 с. 3. Статьи в рецензируемом ВАКом журналах: Шалаев, И.К. Мотивационное программно-целевое управление в сфере образования: инновационный потенциал и его реализация / И.К. Шалаев // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 1 (32). - С. 149-153. Шалаев, И.К. Концептуализация роли оценки качества образования в деятельности образовательного округа // Современные проблемы науки и образования. - 2012. №2.

1. Система мотивационного программно-целевого управления в школе универсальна (применима во всех классах и по всем учебным предметам, в управлении административными и общественными организациями).

2. Система мотивационного программно-целевого управления деятельностью учащихся технологична (можно и нужно вводить новые алгоритмы по различным видам деятельности).

3. На современном уроке по системе МПЦУ совершенствуются функции роли учащихся и учителя.

4. Мероприятия по системе МПЦУ способствуют развитию творчества учителей и учащихся, укрепляют связи науки и педагогической практики.

5. Уроки по системе МПЦУ способствуют: увеличению объема усваиваемых учащимися знаний, умений, навыков, их творческой деятельности; более рациональному использованию учебного времени и включению в деятельность учащихся; росту сплоченности в коллективе; совершенствованию навыков педагогов в анализе и самоанализе проводимых уроков.

6. Система МПЦУ создает равные возможности для творческого поиска учителей и учащихся.

7. Открытые уроки и внеклассные мероприятия способствуют успешной аттестации учителей, являются престижным видом деятельности педагогического коллектива.

Ю.П. Березуцкая в заключении своей монографии «Мотивационное программно-целевое обеспечение анализа управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения» отмечает: «... анализ - это вид исследовательской дея-

тельности по изучению какого-либо объекта для глубокого познания его сущности с целью решения определённых задач, связанных с этим объектом.... Системой, с помощью которой можно осуществить такой анализ для нас стала система мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), имеющая широкое распространение в практике руководителей образовательных учреждений как на территории Алтайского края, так и за его пределами. С целью проверки на универсальность нами был произведён подробный анализ системы МПЦУ, а также её сравнительный анализ ведущими подходами мирового менеджмента. Сравнительный анализ осуществлялся без учёта специфических, соответствующих какой-либо отрасли черт применения, с ориентировкой на деятельностный аспект управления. Результат проведенного анализа подтвердил универсальность и преимущество системы МПЦУ в сравнении с отдельными управленческими подходами».

Вывод. Инновационный потенциал МПЦУ может служить для диссертантов и исследователей передового опыта:

- своеобразной «дорожной картой» в выборе актуальной темы исследования по направлению управления образованием;

- базой в определении методологии исследования;

- «точкой роста» нового знания по причине синергетического эффекта и благоприятным условием успешного теоретического обобщения практики управления образовательными учреждениями.

В библиографическом списке представлен комплект авторских изданий по теории, технологии и практике МПЦУ.

Библиографический список

1. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология: учеб. пособие. - Барнаул: БГПУ, 2007.

2. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления качеством образовательного процесса в вузе: учеб. пособие. - Барнаул,

2008.

3. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход / под ред. И.К. Шалаева. -Барнаул, 2003.

4. Школа МПЦУ в развитии управленческой теории и практики / составитель И.К. Шалаев. - Барнаул, 2003.

5. Инновационный потенциал МПЦУ в решении управленческих задач: межвузовский сб. науч. статей. - Барнаул, 2006.

6. МПЦУ в развитии профессионального образования и в практике управления образовательными учреждениями: некоторые итоги деятельности научной школы МПЦУ. - Барнаул, 2008.

7. Шалаев, И.К. Эффективность воспитательных систем: монография / И.К. Шалаев, Л.И. Любавская. - Новосибирск, 2003.

8. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. - Барнаул, 2010.

9. История региональной научной школы управления образованием: коллективная монография / под ред. И.К. Шалаева. - Барнаул, 2010.

10. Шалаев, И.К. Развитие теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ: пролегомены. - Барнаул, 2011.

Bibiography

1. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya: ucheb. posobie. - Barnaul: BGPU, 2007.

2. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya kachestvom obrazovateljnogo processa v vuze: ucheb. posobie. - Barnaul, 2008.

3. Khrestomatiya po ehffektivnosti upravleniya obrazovaniem: motivacionnihyj programmno-celevoyj podkhod / pod red. I.K. Shalaeva. - Barnaul, 2003.

4. Shkola MPCU v razvitii upravlencheskoyj teorii i praktiki / sostavitelj I.K. Shalaev. - Barnaul, 2003.

5. Innovacionnihyj potencial MPCU v reshenii upravlencheskikh zadach: mezhvuzovskiyj sb. nauch. stateyj. - Barnaul, 2006.

6. MPCU v razvitii professionaljnogo obrazovaniya i v praktike upravleniya obrazovateljnihmi uchrezhdeniyami: nekotorihe itogi deyateljnosti nauchnoyj shkolih MPCU. - Barnaul, 2008.

7. Shalaev, I.K. Ehffektivnostj vospitateljnihkh sistem: monografiya / I.K. Shalaev, L.I. Lyubavskaya. - Novosibirsk, 2003.

8. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya: monografiya. -Barnaul, 2010.

9. Istoriya regionaljnoyj nauchnoyj shkolih upravleniya obrazovaniem: kollektivnaya monografiya / pod red. I.K. Shalaeva. - Barnaul, 2010.

10. Shalaev, I.K. Razvitie teorii i praktiki upravleniya obrazovaniem posredstvom realizacii innovacionnogo potenciala MPCU: prolegomenih. -Barnaul, 2011.

Статья поступила в редакцию 20.03.12

УДК 37:36

Sheptenko P.A., Shatalova E.A. PREVENTION OF THE TEENAGER DRUG ADDICTION WITH THE HELP OF THE FUTURE SOCIAL TEACHERS IN THE PROCESS OF THE SOCIALLY - PEDAGOGICAL PRACTICE. The main idea of this article is the problem of drug addiction and its prevention between teenagers. Here it is also proposed the socially -pedagogical programm to prevent the teenager drug addiction. This programm was realised by the future social teachers in the process of the socially -pedagogical practice. It was shown the importance of this programm.

Key words: drug addiction, socially -pedagogical prevention, dependent behaivor, deviant behaivor, psychoactive substances, risky group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.