результат, то такая гипотеза носит эмпирический характер, ее часто именуют функциональной. Если гипотеза заключает предположение и о механизме исследуемых связей, их внутренней закономерности, то она носит теоретический характер, ее именуют объяснительной гипотезой. Важным условием научного характера гипотезы является ее экспериментальная и практическая проверяемость. Речь идет о принципиальной возможности её проверки и о технических возможностях осуществления этой проверки.
При исследовании гипотезы проверяются, верифицируются. После проверки они либо становятся научной теорией, либо меняют свою форму, либо отвергаются. Сама гипотеза представляет собой вероятностное познание. Если гипотеза подтвердилась, если она доказана, то это познание становится истинной теорией. Решающим фактором в переходе гипотезы в истинную теорию является практическая проверка идеи, которая заключается в ее основе.
Большое значение на этапе проверки имеет эксперимент. Он способствует переходу от гипотезы к научно обоснованной теории.
Любой поиск, любой эксперимент так или иначе включает определенные факторы риска. Это неудивительно, ибо изменяется, трансформируется пусть не очень эффективная, но работающая система, и утверждается нечто новое. Нужно, конечно же, стремиться к минимизации риска, отсечь наиболее опасные варианты. Затем, в процессе мысленного прорабатывания нововведений, нужно постараться выявить возможные осложнения, потери, конфликты, чтобы предусмотреть меры их профилактики и компенсации.
Решение педагогических задач исследования проходит в зависимости от этапа, формы, региональных особенностей образования, искусства и культуры, целого ряда объективных и субъективных факторов. Без учёта их своеобразия и специфики невозможно не только решить, но и верно поставить педагогические задачи. Однако в полной мере выявить проблемы, наметить перспективные линии их решения, обосновать эти решения, сформировать методическое наполнение педагогического процесса и использовать его невозможно без знания и учёта общей направленности современной педагогики [4]. Направле-
Библиографический список
ния педагогической мысли излагаются в концепциях. Ядро современных педагогических концепций составляют важнейшие положения и соответствующие им закономерности и принципы:
1. Социальная обусловленность и непрерывное обновление целей, содержания и методов воспитания и образования в соответствии с требованиями общества.
2. Целостность воспитательного процесса, формирующего личность человека как в официально структурированной, так и в неофициальной, специально не организованной, открытой среде.
3. Единство, перспективность и преемственность целей, содержания и методов воспитания и образования, обеспечивающие единое образовательное пространство и целостность образовательной системы.
4. Педагогическая многомерность, отражение всех наиболее важных сторон педагогического процесса.
5. Единство социализации и индивидуализации.
6. Вариативность и свобода выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей, как для педагога, так и для воспитанников.
7. Деятельностный подход.
8. Формирующая роль отношений в нравственно-эмоциональном развитии личности.
9. Комплексность и целостность функционирования образовательно-воспитательных структур обусловлены многогранностью педагогических задач, внутренней взаимосвязью сфер личности и ограниченностью времени на обучение и воспитание.
10. Единство оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации педагогического процесса.
На основе указанных подходов и концептуальных положений в каждом конкретном случае диссертантом разрабатывается категориальный аппарат и решаются задачи педагогического исследования. В процессе работы аспирантур, докторантур, диссертационных советов их необходимо конкретизировать с точки зрения тематики и развития научно-экспериментальной базы. В свою очередь, сама исследовательская работа учреждения, анализируемая и организованная с таких позиций, оснащается стратегией обновления и развития, основывающейся на оптимальных базовых требованиях.
1. Сабитов, РА. Основы научных исследований: учеб. пособие / РА. Сабитов. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т., 2002.
2. Новиков, М.А. Методология. / М.А. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 2007.
3. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2009.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И.Загвязинский, Р Атаханов. -М.: Академия, 2001.
Bibliography
1. Sabitov, R.A. Osnovih nauchnihkh issledovaniyj: ucheb. posobie / R.A. Sabitov. - Chelyabinsk : Chelyab. gos. un-t., 2002.
2. Novikov, M.A. Metodologiya. / M.A. Novikov, D.A. Novikov. - M.: SINTEG, 2007.
3. Shklyar, M. F. Osnovih nauchnihkh issledovaniyj: uchebnoe posobie. - M.: Dashkov i Ko, 2009.
4. Zagvyazinskiyj, V.I. Metodologiya i metodih psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya : ucheb. posobie / V.I.Zagvyazinskiyj, R. Atakhanov.
- M.: Akademiya, 2001.
Статья поступила в редакцию 13.12.2011
УДК 371:351.851
Shalaev IK. THE MOTIVATSIATIONAL-PROGRAMMATIC-AIMED MANAGEMENT IN THE SPHARE OF EDUCATION: INNOVATIVE POTENTIAL AND ITS REALIZATION. This artical reveals the innovative essence of the motivatsiational-programmatic-aimed management and substantiates as reguired so sufficient minimum publications of MPAM and points the expediency its itilization in the development of theory and practice of the management with the education
Key words: the motivatsiational-programmatic-aimed management; innovative potential; the development theory and practice of the management with the education.
И.К. Шалаев, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
МОТИВАЦИОННОЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО РАЕЛИЗАЦИЯ
В статье раскрывается инновационная сущность мотивационного программно-целевого управления, обосновывается необходимый и достаточный минимум изданий по МПЦУ, указывается целесообразность его использования в развитии теории и практики управления образованием.
Ключевые слова: мотивационное программно-целевое управление, инновационный потенциал, развитие теории и практики управления образованием.
Мотивационное программно-целевое управление (МПЦУ) возникло из потребностей практики управления и оформилось в самостоятельную область знания в результате развития и интеграции рационалистического и поведенческого направлений мировой управленческой науки.
Актуальность темы статьи заключается в принципе менеджмента «Постоянное совершенствование как неизменная цель», в острой потребности управленческой практики в развитии молодой науки управления, в частности, с использованием комплекта изданий по МПЦУ как необходимого и достаточного минимума знаний для развития истории и практики управления образованием посредством реализации его инновационного потенциала. Актуальность конкретизуется приведенными в статье противоречиями и ответами на острые вопросы методологического и технологического характера:
- Как определить сходственные технологические функции интегрируемых моносистем с целью корректного их объединения в целостную технологию образовавшейся метасистемы?
- Каковы причины возникновения инновационного потенциала МПЦУ?
- Каково представление структуры инновационного потенциала МПЦУ?
- Каковы показания к использованию МПЦУ в исследованиях проблем управления образованием?
Известно, что до 80-х годов прошлого века система повышения квалификации руководящих работников институтов усовершенствования учителей, которые, не располагая системными знаниями по управлению образованием (их просто не было!) организовывали обмен опытом руководителей образовательных учреждений; имело место острое противоречие: для создания педагогической системы подготовки руководителей образования, с одной стороны, были её социально значимые 1-й и 5-й компоненты - педагогическая цель и учащиеся (в данном случае руководители образования), с другой стороны, не было 2-го, 3-го, 4-го её компонентов - содержания в соответствии с педагогической целью (теории управления), педагогических коммуникаций, адекватных содержанию и педагогов (профессорско-преподавательского состава), владеющих педагогическими целями, содержанием и педагогическими коммуникациями; чтобы разрешить это противоречие, необходимо было воссоздание недостающих трёх компонентов, в том числе самого сложного из них систематического знания управления образованием.
А теперь представим себе молодого человека в возрасте 21 года, в то время назначенного сразу после студенческой скамьи на должность директора школы (признаюсь, что таким человеком оказался автор этой статьи младший по возрасту, но старший по должности, а заместителем стал бывший знатный директор и очень уважаемый педагог, у которого вновь назначенный директор недавно сидел за ученической партой в 8-10 классах).
Перед молодым директором обнажилось противоречие: с одной стороны, в силу политеса он не мог позволить себе воспользоваться должностным положением для заявления твёрдой позиции субъекта управления по отношению к управляемым, а с другой стороны, в силу скрываемого чувства собственного достоинства, не мог позволить быть «мальчиком на побегушках». Не имея научных оснований для разрешения противоречия, молодой директор обратился к интуитивному конструированию ситуаций критической самооценки, которые через некоторое время стали называться «социально-психологическими зеркалами», позволяющими учителям видеть себя с обнажёнными достоинствами и недостатками, осуществлять самоанализ, заменяющий в каких-то особых случаях открытый анализ и избавляющий в какой-то мере директора от непосильных прямых замечаний старшим, более солидным коллегам.
В молодой науке управления образованием молодой директор школы пока не мог найти подтверждения своим представле-ниям...1
1 И.П. Раченко - первый официальный оппонент по кандидатской диссертации «Стимулирование деятельности педагогического коллектива посредством создания ситуаций критической самооценки»: «Разработанное И.К. Шалаевым мотивационное управление по своей сути является воодушевляющим управлением.». Н.В. Кузьмина на защите сказала, что эта диссертация не имеет аналога и напоминает ей «живой родник» в педагогике. А несколько позднее Нина Васильевна назвала создание ситуаций критической самооценки «педагогическим изобретением И.К. Шалаева» [10; с. 205].
Определенным свидетельством молодости науки управления, вообще, и науки управления образованием, в частности, может служить тот факт, что первой и единственной до 1990 г. докторской диссертацией в СССР по управлению образованием была диссертация «программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффективность»2, защищённой в Ленинградском государственном университете.
Однако управленческие знания постепенно накапливались, а к 80-м годам прошлого века основы научных знаний по управлению образованием сложились, и в ведущих педагогических вузах стали открываться факультеты повышения квалификации руководителей школ. Формированию научных основ управления образованием служили работы И.П. Раченко, Т.И. Шамовой, Ю.А. Конаржевского, П.В. Худоминского, Г.Г. Габдуллина, М.М. Поташника, А.М. Моисеева, В.С. Лазарева, Е.А. Ямбурга и др.
Созданным факультетам повышения квалификации Министерство образования рекомендовало учебные пособия автора статьи3. За небольшой промежуток времени (с 1987 г. по настоящее время) опубликованы сотни научных трудов по проблемам мотивационного программно-целевого управления).
Только у разработчика МПЦУ, основателя одноименной научной школы более двухсот публикаций на эту тему. Неслучайно известный эксперт ВАКа И.А. Зимняя ещё в прошлом веке заявляла, что нет в нашей стране региона, из которого бы не поступали диссертации со ссылками на МПЦУ.
Соискатели, магистранты, аспиранты и молодые докторанты, избирающие темы диссертации по управлению образованием, стали испытывать известные трудности ориентации в большом числе изданий по МПЦУ. Отсюда становится очевидной актуальность определения необходимого и достаточного минимума источников по МПЦУ для развития теории и практики управления образованием посредством реализации его инновационного потенциала.
Возможность интеграции мотивационного и программноцелевого подходов (достижений соответственно поведенческого и рационалистического направлений науки) требовала адекватного исходного уровня их развития и аналитического выражения
1. Развивая мотивационный подход поведенческого направления мировой управленческой науки, автор:
а) разработал социально-психологическую стратегию (ас^пс^ос^кс^рс)4 как процесс целевой ориентации коллектива и установил закон социально-психологической стратегии;
б) разработал социально-психологическую тактику (ат^ пт^от^кт^рт)5 как процесс подведения базы убеждения под новые задачи управления и установил закон социально-психологической тактики;
в) разработал специфические методы мотивационного управления [1]:
2 М.М. Поташник, А.М. Моисеев. Диссертации по управлению образование: состояние, проблемы, современные требования. Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. - М: Новая школа, 1998 - с. 124-125.
3 Шалаев И.К. Социально-психологические основы руководства педагогическим коллективом общеобразовательной школы. - М.МГПИ 1985.
- 196 с.
Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогически коллективом общеобразовательной школы. - М.МГПИ, 1987. - 136с.
4 ас - традиционный анализ, предметом которого является социально-психологическое состояние коллектива (отношение к труду, к товарищам по труду, к самому себе); пс - планирование стратегическое, результатом которого являются конструкции стимульных ситуаций, адекватные показаниям ас; ос - организация стратегическая, направленная на осуществление пс; кс - контроль стратегический, предметом которого является процесс достижения цели стимульной ситуации; рс - регулирование стратегическое, направленное на процесс осуществления социально-психологической стратегии.
5 ат - анализ тактический, предметом которого является база убеждений под новые задачи управления и уровень реализации социальнопсихологических функций управления; пт - планирование тактическое , адекватное показаниям ат; от - организация тактическая, направленная на осуществление пт; кт - контроль тактический, предметом которого является процесс достижения базы убеждения по новые задачи управления; рт - регулирование тактическое, направленное на процесс осуществления социально-психологической тактики.
Инновационный потенциал МПЦУ
кой науки к метатеории МГЩУ как
н ктегратяному вброомнню, снимающему квоввсоратнввстояные между ггнми направлениям и
Июювацнонный потенциал теории МПЦУ
Инновационный потенциал технологии МПЦУ
Новая нормативная и
дескрип-
тивная
методо-
логия
Распрост-
ранение
МГЩУ
на
новые предметные ПОЛЯ
Инновационный потенциал средств повышения эффективности практики управления
Модели объекта и субъекта з образовательном учреждении,
отражающие реалии адекватными параметрами и
количест-
венными
соотношен-
иями
Законы дерева целей, социально-психо-логической стратегии и социа-лыкь психо-логической тактики
Мето-
ды
МПЦУ
екс
ст.
СУ7
оде
Теоретическое Развитие
основание к педагогиче
аттестации ских
педагогических систем
кадров
Решение классических задач психологии управления
Механизмы
МПЦУ
Разрушение антистимулов в учебнопедагогической деятельности
Решение
проблемы
демократизации
отношений
руководителя с
коллективом
Аттестация
педагогнчссютх
кадров
Перевод учреждения образования в режим развития
Кон- Интерна
цепту ризаних
аль- - целевой
ное ориента-
обес- ции
пече- коллекти
ние за
лен ИЯ /
педа- Квалимет-
гоги- рическая
чееки- оценка
ми результати-
систе- вности
мами педагогиче-
ских
систем
- создание ситуаций критической самооценки (СКС);
- создание ситуаций делегированной инициативы (СДС);
- создание ситуаций установки (СУ);
- создание организационно-деятельных ситуаций (ОДС).
г) осуществил целостную конструкцию модели мотивационного управления, используя при этом «иллюстративную воронку» Е.С. Кузьмина, «оптимальный мотивационный комплекс» Кэтэмина Замфира и, разумеется, авторские технологические компоненты.
2. Развивая программно-целевой подход как высшее достижение рационалистического направления мировой управленческой науки:
а) предложил альтернативный вариант логики построения дерева целей и установил закон дерева целей;
б) разработал альтернативный вариант исполняющей про-
граммы в виде норм-образцов деятельности, адекватных дере-
ву целей;
в) определил последовательность технологических функций программно-целевого подхода (а^-Пдц ^Рип ^п ^о ^к ^р)6.
3. Осуществил интеграцию моносистем мотивационного и программно-целевого подходов в метасистему мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), которая силу синергетического эффекта не сводится к сумме ее составляющих, а порождает значительный инновационный потенциал:
6 а - традиционный анализ, предметом которого является учебновоспитательный (производственный) процесс; п - традиционное планирование, адекватное показаниям а; о - организация традиционная, направленная на осуществление п; к - контроль традиционный, предметом которого является соответствие учебно-воспитательной работы государственным стандартам; р - регулирование традиционное как составляющая управленческого цикла применительно к учебно-воспитательному процессу.
Дерево целей комплекта учебных пособий и научных изданий по теме «Развитие теории и практики управления образованием на основе инновационного потенциала МПЦУ»
а) в развитии теории и практики управления образованием;
б) в росте числа сотрудников научной школы МПЦУ.
4. Основал научную школу МПЦУ, деятельность которой широко известна в России, а методология МПЦУ распространяется от управления образованием и бизнес-процессами до управления государством [1; 3-7 и 252 - 256], [9; 3-379],
[10; 6-255], [12; 3 -107], а также на сайте АлтГПА: http://www.uni-altai.ru/rml-uro/rml-uro-work/
5. Лично сам основатель МПЦУ подготовил 12 докторов наук и 40 кандидатов наук. В настоящее время является научным руководителем 4-х аспирантов и научным консультантом 3-х докторантов, которые реализуя инновационный потенциал МПЦУ, продолжают успешно развивать теорию управления образованием.
6. Доказал, что соблюдение законов и технологии МПЦУ существенно повышает эффективность практики управления. Осуществил системную верификацию авторской концепции МПЦУ посредством сопоставления ее с достижениями зарубежной науки (имеем в виду всемирно известные концепции «Всеобщего управления качеством» - TQM и «Компетентного подхода»). - [8; с. 6-53]. Более 80 % школ Алтайского края программы своего развития разработали на основе МПЦУ.
7. Представил теорию МПЦУ в образовательных программах (более десяти программ) и неоднократно прочитал востребованные авторские учебные курсы по этим программам для соответствующих категорий слушателей ФПК и ППРО и ФПК ППС.
8. Вскрыл специфические противоречия в практике управления образованием на основе МпЦу.
9. Выявил структуру инновационного потенциала МПЦУ (см.структурно-ло-гическую схему «Инновационный потенциал МПЦУ»), который вызвал противоречие между новой методологией управления и традиционной психологией управления; разрешение противоречия привело к образованию нового направления психолого-управленческой науки -программно-целевая психология управления; отсюда авторский курс [1], выдержавший уже 5 изданий.
10. Определил «Комплект авторских изданий7 по проблеме развития теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ», который открывает дополнительные возможности потенциальным субъектам развития управления образованием выявления своего направления исследования в теории и практике управления (см. структурно-логическую схему «Дерево целей комплекта учебных пособий и научных изданий по теме «Развитие теории и практики управления образованием на основе инновационного потенциала МПЦУ»).
Развитие теории и практики управления образованием на основе инновационного потенциала мотивационного программно-целевого управления осуществлялось в условиях педагоги-
7 « Учебные пособия и научные издания Комплекта И.К. Шалаева служат повышению эффективности управления и могут использоваться в повышении конкурентоспособности российской системы образования в мировом сообществе» (из отзыва зам. Губернатора алтайского края, начальника управления по образованию и делам молодёжи, профессора Ю.Н. Денисова).
8 В списке литературных источников первых девять наименований [1-9]
ческого процесса на факультете повышения квалификации и в порядке научно-практических исследований профессиональной переподготовки работников образования (ФПК и ПП РО). С этим связана специфика комплекта, включающего в себя и учебные пособия и научные издания 8.
Если в системе управления образованием имеют место противоречия:
• с одной стороны, принимается неопровержимый принцип менеджмента «Постоянное совершенствование как неизменная цель», с другой стороны, для достижения этой цели неполно используются новые достижения науки, в частности, образовавшаяся в результате интеграции моносистем мотивационного и программно-целевого подходов метасистема МПЦУ;
• с одной стороны, в психолого-управленческой науке достигнут прорыв с образованием инновационного потенциала ИПЦУ, с другой стороны, этот потенциал недостаточно реализуется в развитии теории и практики управления образованием из-за инерции субъектов деятельности с автономными знаниями, сложившимися в рамках рационалистического управления и психологии управления, сложившейся в рамках поведенческого управления;
• с одной стороны, психолого-управленческая наука получила в свой арсенал инновационный потенциал МПЦУ, с другой
стороны, этот потенциал слабо используется в повышении качества образовательного сервиса из-за недостаточного познания механизмов МПЦУ его пользователями;
• с одной стороны, объективно оказывается необходимо вооружение руководителей образования междисциплинарным знанием и адекватной целостной технологией, органически сочетающей в себе достоинства рационалистического и поведенческого направлений управленческой науки, с другой стороны, отсутствуют образовательные программы, учитывающие специфику профессиональной деятельности разных категорий работников образования и место новых знаний в повышении их компетентности, то для развития теории и практики управления образованием самоактуализированным субъектам этого направления деятельности (аспирантам, докторантам, опытным учёным, руководителям образовательных учреждений и школьным психологам) необходимо и достаточно использовать инновационный потенциал МПЦУ на основе знаний: Библиографический список
• его структуры в педагогических системах и опыта реализации в развитии теории и практики управления образованием (по учебным пособиям);
• способов выявления динамики развития теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ в научно-практической деятельности аспирантов, докторантов, опытных учёных, руководителей образовательных учреждений и школьных психологов (по научным изданиям);
• практики повышения качества образовательного сервиса и истории региональной научной школы управления образованием (по монографиям);
• документов, материалов, изданий независимой экспертизы процесса и результата развития теории и практики управления образованием на основе инновационного потенциала МПЦУ (например, монографии «Человек науки»).
1. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления : учебное пособие. - Изд-е 5-е, дополненное, переработанное / И.К. Шалаев. - Барнаул : БГПУ, 2007.
2. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления качеством образовательного процесса в вузе : учебное пособие / И.К. Шалаев. - Изд-е 2-е, доп, - Барнаул : БГПУ, 2008.
3. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход / под ред. И.К. Шалаева.
- Барнаул : БГПУ, 2003.
4. Шалаев, И.К. Эффективность воспитательных систем : монография / И.К. Шалаев, Л.И. Любавская. - Новосибирск, 2003.
5. Школа МПЦУ в развитии управленческой теории и практики. - Барнаул : БГПУ, 2003.
6. Инновационный потенциал МПЦУ в решении психолого-управленческих задач : межвузовский сборник научных статей / научный ред.: Л.А. Церникель. - Барнаул : БГПУ, 2006.
7. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления : монография / И.К. Шалаев. — Барнаул : АлтГПА, 2010.
8. МПЦУ в развитии профессионального образования и в практике управления образовательными учреждениями : Некоторые итоги деятельности научной школы МПЦУ/ научный ред.: Л.А. Церникель. - Барнаул : БГПУ. 2008.
9. История региональной научной школы управления образованием: Коллективная монография / под ред. И.К. Шалаева. — Барнаул: АлтГПА, 2010.
10. Церникель, Л.А. Человек науки: монография/ Л.А. Церникель, Ю.П. Березуцкая. - Барнаул : АлтГПА, 2010.
11. Шалаев, И.К. Развитие теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ: пролегомены / И.К. Шалаев. - Барнаул : АлтГПА, 2011.
12. Школа МПЦУ в монографиях и региональной практике: методические рекомендации / отв. за выпуск Шалаев И.К. - Барнаул : АлтГПА, 2011.
Bibliography
1. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya : uchebnoe posobie. - Izd-e 5-e, dopolnennoe, pererabotannoe / I.K. Shalaev. -Barnaul : BGPU, 2007.
2. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya kachestvom obrazovateljnogo processa v vuze : uchebnoe posobie / I.K. Shalaev.
- Izd-e 2-e, dop, - Barnaul : BGpU, 2008.
3. Khrestomatiya po ehffektivnosti upravleniya obrazovaniem: motivacionnihyj programmno-celevoyj podkhod / pod red. I.K. Shalaeva. - Barnaul : BGPU, 2003.
4. Shalaev, I.K. Ehffektivnostj vospitateljnihkh sistem : monografiya / I.K. Shalaev, L.I. Lyubavskaya. - Novosibirsk, 2003.
5. Shkola MPCU v razvitii upravlencheskoyj teorii i praktiki. - Barnaul : BGPU, 2003.
6. Innovacionnihyj potencial MPCU v reshenii psikhologo-upravlencheskikh zadach : mezhvuzovskiyj sbornik nauchnihkh stateyj / nauchnihyj red.: L.A. Cernikelj. - Barnaul : BGPU, 2006.
7. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya : monografiya / I.K. Shalaev. — Barnaul : AltGPA, 2010.
8. MPCU v razvitii professionaljnogo obrazovaniya i v praktike upravleniya obrazovateljnihmi uchrezhdeniyami : Nekotorihe itogi deyateljnosti nauchnoyj shkolih MPCU/ nauchnihyj red.: L.A. Cernikelj. - Barnaul : BGPU. 2008.
9. Istoriya regionaljnoyj nauchnoyj shkolih upravleniya obrazovaniem: Kollektivnaya monografiya / pod red. I.K. Shalaeva. — Barnaul: AltGPA, 2010.
10. Cernikelj, L.A. Chelovek nauki: monografiya/ L.A. Cernikelj, Yu.P. Berezuckaya. - Barnaul : AltGPA, 2010.
11. Shalaev, I.K. Razvitie teorii i praktiki upravleniya obrazovaniem posredstvom realizacii innovacionnogo potenciala MPCU: prolegomenih / I.K. Shalaev. - Barnaul : AltGPA, 2011.
12. Shkola MPCU v monografiyakh i regionaljnoyj praktike: metodicheskie rekomendacii / otv. za vihpusk Shalaev I.K. - Barnaul : AltGPA, 2011.
Статья поступила в редакцию 13.12.2011
УДК 371 Zharikova L. I. PROBLEMS OF CONTINUOUS FORMATION ON A BOUNDARY OF DECADES. Article is devoted the analysis of problems of continuous formation. Its essence is opened, the basic functions are revealed, signs of continuous formation on a boundary of decades.
Key words: continuous formation, concept of continuous formation, problems of continuous formation.
Л.И. Жарикова, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУБЕЖЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Статья посвящена анализу проблем непрерывного образования. Раскрыта его суть, выявлены основные функции, описаны признаки непрерывного образования на рубеже десятилетий.
Ключевые слова: непрерывное образование, концепция, непрерывное обучение, проблемы.