При решении вопроса о необходимости заключения договора со студентом-практикантом нужно все-таки исходить из того, возникают ли трудовые отношения между организацией и студентом либо студент при прохождении практики только обучается.
Как известно, трудовыми признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором (ст. 15 ТК РФ) [7].
Таким образом, если при прохождении практики студенту с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы) и студент обязуется подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, такие отношения должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Профессиональную подготовку специалистов сферы сервиса и туризма можно рассматривать как процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности и имеющими
целью ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения работы или группы работ, и не предусматривающими повышение образовательного уровня обучающегося.
Факультет сервиса и туризма СахГУ сотрудничает с 45 предприятиями сферы сервиса и туризма Сахалинской области. Кроме этого, студенты имеют возможность осуществлять все виды практик за пределами Российской Федерации:
- Китай: посещение предприятий сферы сервиса и туризма, туристских объектов городов Харбин, Пекин, Далянь, Выйхай, Байдайхэ;
- Южная Корея: остров Чеджу, города Сеул, Пусан;
- Таиланд: обучение в Азиатском Университете. Данный вид практики осуществляется в летний период, по окончании обучения студенты проходят контрольный тест и получают международный сертификат;
- Южная Корея: обучение в ДОНГСО Университете. Данный вид практики осуществляется в течение шести месяцев (зимне-весенний период). По окончании обучения студенты проходят контрольный тест и получают международный сертификат.
Необходимо отметить, что главной задачей социального взаимодействия традиционно является поддержание баланса интересов работодателей, который постоянно изменяется под воздействием научно-технического прогресса, конкуренции и других основополагающих тенденций современного социального и экономического развития современного рынка труда.
Библиографический список
1. Инструктивное письмо «Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 03.08.2000. - № 14-55-484 ин/15.
2. Медведенко, Н.В. Основные параметры, характеристика и требования к педагогическому контролю будущих менеджеров в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4.
3. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.92 № 3266-1: сб. законов РФ.
4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 г. - № 125-ФЗ: сб. законов РФ. - № 36.
5. СТП 1.001-2003 Система вузовской учебной документации. Основные положения.
6. СТП 1.002-2003 Система вузовской учебной документации. Формы организации учебного процесса.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. - № 197-ФЗ.
8. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет» от 20.01.2011. - № 01/2011.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Bibliography
1. Instruktivnoe pisjmo «Rekomendacii po organizacii praktiki studentov obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj vihsshego professionaljnogo obrazovaniya» ot 03.08.2000. - № 14-55-484 in/15.
2. Medvedenko, N.V. Osnovnihe parametrih, kharakteristika i trebovaniya k pedagogicheskomu kontrolyu buduthikh menedzherov v vuze // Sibirskiyj pe-dagogicheskiyj zhurnal. - 2008. - № 4.
3. Ob obrazovanii: Federaljnihyj zakon ot 10.07.92 № 3266-1: sb. zakonov RF.
4. O vihsshem i poslevuzovskom professionaljnom obrazovanii ot 22 avgusta 1996 g. - № 125-FZ: sb. zakonov RF. - № 36.
5. STP 1.001-2003 Sistema vuzovskoyj uchebnoyj dokumentacii. Osnovnihe polozheniya.
6. STP 1.002-2003 Sistema vuzovskoyj uchebnoyj dokumentacii. Formih organizacii uchebnogo processa.
7. Trudovoyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii ot 30.12.2001. - № 197-FZ.
8. Ustav federaljnogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya «Sakhalinskiyj gosu-darstvennihyj universitet» ot 20.01.2011. - № 01/2011.
9. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 100400 «Turizm» (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr»).
Статья поступила в редакцию 01.10.11
УДК 378.1+37.018.46
Melnikova N.S. CONCEPT OF IMPROVING THE QUALITY OF PUBLIC OFFICERS EDUCATION(TRAINING) BASED ON INNOVATIVE POTENTIAL OF THE MOTIVATIONAL PROGRAMM - ORIENTED APPROACH TO MANAGEMENT. The article presents the conceptualizing of quality training improvement of public servants by using the innovative potential of motivational program-oriented approach to management as an integrative result of both global systems in management science directions: be-haviorist and rationalistic one. Now it is high time to develop two biggest directions: public service and high education system. Innovative technologies intensify this process and precipitate the successful integration of Russia in the Bologna process. The modern society needs high qualified experts and it gives us an opportunity to use the innovative potential of motivational program-oriented approach to management to profit the both systems.
Key words: motivational program-oriented approach to management, high education system, modernization, the technology, innovative potential, public service, lifelong learning, competence, competent approach, conceptualizing, management technology.
Н.С. Мельникова, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ (МПЦУ)
В статье обоснована концептуализация повышения качества подготовки государственных гражданских служащих посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ. На сегодняшний день необходимо развивать и модернизировать две крупные отрасли: отрасль государственного управления и отрасль высшего профессионального образования. Применение инновационных управленческих технологий в образовательном процессе будет способствовать развитию, совершенствованию и интеграции России в Болонский процесс. Потребности современного общества в высококвалифицированных управленческих кадрах обусловливают целесообразность применения инновационной технологии МПЦУ как результата интеграции двух глобальных направлений управленческой науки: поведенческого и рационалистического1.
Ключевые слова: мотивационное программно-целевое управление, система высшего профессионального образования, модернизация, технология, инновационный потенциал, государственная гражданская служба, образование в течение всей жизни, компетенция, компетентность^ подход, концептуализация, технология управления.
Россия на сегодняшний день переживает эпоху реформ различных сфер деятельности, в первую очередь речь идёт о модернизации государственной сферы управления. Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения соответствующих видов социальной деятельности службы. Современное состояние государственной службы РФ со значительным количеством накопившихся проблем и противоречий, обусловленных становлением государственности РФ и возникновением гражданского общества, а также состоянием экономики страны явились главным толчком (стимулом) проведения мероприятий по реформированию государственной сферы управления. Контекстуальным проблемным полем выступает недостаточно эффективная государственная кадровая политика в сфере подготовки кадров для государственной гражданской службы. В данном случае речь идет о проблеме-айсберге, то есть истинные причины возникновения проблемы скрыты, а следствие проблемы на поверхности. В результате изучения проблемы мы установили следующие причинно-следственные связи:
- отсутствие у большинства государственных гражданских служащих высшего образования по профилю управленческой деятельности «Государственное и муниципальное управление», а значит, большинство участников управленческого процесса не соответствует современным требованиям сформированности базовых компетенций управленца, предъявляемым к государственной гражданской службе;
- наличие несовершенной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственной гражданской службы (устаревшая образовательной модель);
- отсутствие модели непрерывного образовательного процесса («Lifelong Learning»1[1]) (отсутствие образовательных кластеров по направлению подготовки кадрового состава государственной гражданской службы);
- наличие недостаточного уровня профессионализма и компетентности государственных служащих;
- высокая текучесть кадров государственной гражданской службы и критическому, а порой и недопустимому уровням мотивационной готовности к профессиональной деятельности;
Мы склонны согласиться с мнением большинства исследователей сферы государственного управления (Н.А. Акимова, М.Ю. Зенков, Е.Р. Метелева, А.В. Новокрещенов, Н.Н. Таушка-нов, А.З. Фахрутдинова и др.) [2] и констатировать факт, что эффективность и оперативность действий властных структур
1 МПЦУ - это наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе построения дерева целей, разработки адекватной дереву целей исполняющей программы и реализации управляющей программы, органично сочетающей в себе социально-психологическую стратегию, социально-психологическую тактику и традиционный управленческий цикл.[4]1 Lifelong Learning (перев. с англ.) - непрерывность образовательного процесса
2 Кластер - (от англ cluster) - объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельная едини-
ца, обладающая определенными свойствами.
зависит от целого ряда факторов, но главное, что определяет успешность их функционирования, а также важность принятия грамотных управленческих решений - это высокая квалификация управленческих кадров. Факторы, определяющие успешность функционирования управленческих структур, напрямую зависят от эффективности функционирования системы профессионального образования [3]. Эффективность же функционирования системы профессионального образования обусловливается модернизацией устаревшей «знаниевой» образовательной системы посредством перевода данной управляемой системы по всем ее процессам из состояния функционирования в состояние постоянного развития (непрерывность образовательного процесса) [4]. Напомним, что согласно Федеральной программе, одной из ведущих целей модернизации государственной сферы является формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной гражданской службы [3]. С помощью модернизации профессионального образования посредством внедрения инновационных управленческих технологий в образовательный процесс предполагается обеспечить и повысить уровень эффективности государственного управления, развить гражданское общество и инновационную экономику [3]. Достижение оптимального уровня эффективности государственной сферы управления возможно при условии актуализированной концептуализации повышения качества подготовки государственных гражданских служащих на основе инновационного потенциала МПЦУ. Говоря иначе, повышение эффективности формирования и функционирования управляемой образовательной системы возможно при научно обоснованной последовательности использования интегративных научных знаний и методологий, объединяющих высшие достижения рационалистического и поведенческого направлений управленческой науки, в технологическом цикле МПЦУ [5], разработчиком которого является профессор И.К. Шалаев.
Особый интерес к вопросам образования в последнее время обусловлен тем, что в XXI веке система высшего профессионального образования переживает период серьезных реформ, от результата течения и эффективности которых напрямую зависит будущее современной России. Реформирование одной отрасли (реформирование системы государственной службы) неразрывно связано с реформированием смежной отрасли (реформирование системы высшего профессионального образования), обеспечивающей, в частности, развитие у кадрового состава государственной гражданской службы личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО3 [1]. В качестве обязательного условия успешной реализации указанных реформ необходима и достаточна концептуализация повышения качества подготовки государственных гражданских служащих посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ. Методология МПЦУ является уни-
3 ФГОС ВПО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 41
версальной и применимой в различных отраслях: от управления качеством образовательных услуг и управления бизнес-процессами до управления государством. Мы рекомендуем применять методологию МПЦУ для решения следующих задач:
1) повышение качества обучения специалистов в области государственного управления, их подготовки к решению сложных профессиональных, социальных и технологических задач, часто не имеющих однозначного решения, на основе формирования профессиональных знаний и навыков, выбора образовательных целей, стратегии и совершенствования системы профессиональной подготовки посредством ФГОС ВПО, отвечающих реальным потребностям государственной гражданской службы [3].
Решение данной задачи в ракурсе заявленной ранее концептуализации предполагает:
а) опережающую реализацию социально-психологических функций (ц - целевая ориентация коллектива; в - воспитание и профессиональное совершенствование; е - формирование ценностно-ориентационного единства на основании комфортного социально-психологического климата в коллективе; с - стимулирование) по отношению к оперативно-технологическим функциям (анализ - планирование - организация - контроль -регулирование), что является сущностью социально-психологической тактики МПЦУ, обеспечивающей психологическую
почву успешной деятельности всех участников образовательного процесса (реализация модели «на входе»);
б) последовательное применение модели мотивационного управления в виде оптимального мотивационного комплекса ВМ>ВПМ>ВОМ (внутренняя мотивация > внешняя положительная мотивация > внешняя отрицательная мотивация, т. е. факт мотивационной готовности всех участников образовательного процесса к успешной деятельности (реализация модели «на выходе») [6].
Выбранная нами модель применения технологии МПЦУ приведет в итоге к переходному процессу от «входов» в «выходы», а значит к достижению генеральной цели нашего исследования - повышение качества подготовки государственных гражданских служащих путем достижения социально-значимой цели средствами определенной программы действий (определенного сценария).
2) тестирование выпускников на профессиональную пригодность посредством технологии картограммирования, обеспечивающее прозрачность связей между процессом и результатом деятельности субъекта управления и обусловливающих более эффективное использование имеющихся ресурсов для повышения качества образования. Вышеперечисленное будет способствовать успешному завершению формирования единой системы управления государственной службой.
Компетенции согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Госу-даретвенное и муниципальное управление (кв&тпфикация (степень) «бакалавр»)
Реализация установок МПЦУ и кгГ
ФГОС ВПО в логике
ОК
ПК
универсальные, ключевые, надпрофес-снональные
общепрофессиональные, предметноспециализированные
Общая характеристика компетенций
ОК не являются профессионально обусловленными. ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности.
ОК образуют базу для профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться.
ПК способствуют успешной деятельности на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
ПК способствуют выполнению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями должности (задачи и стандарты выполнения профессиональной деятельности).
Инвариантные блоки субъекта управления
Базовые компетенции (наукоемкая технология профессиональной деятельности: системный анализ (са)—► построение дерева целей (Пт)—» разработка адекватной дереву целей исполняющей программы (нормы-образцы) (Рнп) —* системное планирование (сп) —► системная организация (со)—> системный контроль (ск)—* системное регулирование (ср))
Ключевые комиетен-
иии
(профессионально-
личностные качества субъ-
екта управления: А -
самоактуализация, И- идей-
ность и личностные ценно-
сти. Э - эрудиция и рост
профессионализма, О - ор-
ганизаторские способности
и умение управлять собой. Ч
- человечность и личные
цели. С - стиль руководства
и знание современных
управленческих подходов, Р
- управленческая эмпатия и
рефлексия)
Вариативные блоки профессионализма субъекта управ-
■ ■ Г
Специальные компетенции (профессиональные знания функций государственного гражданского служащего, реализация которых обеспечивает конечный результат -должностные инструкции)
Опеночно-пеАлексивные компетенции (адекватная самооценка конечных результатов труда)
Рис. 1. Реализация установок ФГОС ВПО в логике МПЦУ и КП
Согласно ФГОС ВПО ведущим направлением и фактором достижения оптимального результата образовательной деятельности заявлен компетентностный подход (КП) с его подструктурами в виде общекультурных и профессиональных компетенций как базовый элемент в вопросе подготовки кадрового потенциала государственной гражданской службы. Заметим, что своей сущностью КП корреспондируется с МПЦУ в логике «хочу - могу - делаю - получаю», в которой неизбежно реализуется установка ФГОС ВПО. Достижение генеральной цели субъекта деятельности (кадровый потенциал государственной гражданской службы) осуществляется через установление и реализацию специфических для данного направления деятельности компетенций в системе самодостаточного структурно-логического ряда совокупностей: ключевые компетенции (профессионально-личностные качества государственного
гражданского служащего, необходимые для овладения базовыми компетенциями); базовые компетенции «хочу» - «могу» (технологический цикл МПЦУ в реализации функций государственного гражданского служащего); специальные компетенции «делаю» (профессиональные знания функций государственного гражданского служащего, реализация которых обеспечивает конечный результат); оценочно-рефлексивные компетенции «получаю» (адекватная самооценка конечных результатов труда) [5, с. 42].
Анализ измеряемых параметров профессиональной деятельности привел к выводу, что функционирующий в технологическом цикле МПЦУ компетентностный подход с подструктурами в виде ключевых, базовых, специальных и оценочнорефлексивных компетенций корреспондируются с заявленными компетенциями в ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квали-
Библиографический список
фикация (степень) «бакалавр») общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК) следующим образом: ОК коррелируют с ключевыми и базовыми компетенциями, а ПК -со специальными и оценочно-рефлексивными компетенциями технологического цикла МПЦУ. Концентрированно эти связи представлены на рис. 1.
В результате изучения проблемы были установлены причинно-следственные связи обоснованности актуализированной концептуализации повышения качества подготовки государственных гражданских служащих на основе инновационного потенциала МПЦУ. Потребности современного общества в высококвалифицированных управленческих кадрах обусловливают целесообразность применения инновационной технологии МПЦУ как результата интеграции двух глобальных направлений управленческой науки: поведенческого и рационалистического. Концептуальная модель управляемого процесса перевода образовательной системы из состояния функционирования в состояние постоянного развития (новое качество образования) базируется на логике МПЦУ и корреспондируется с логикой современного КП. Достижение генеральной цели субъекта деятельности (кадровый потенциал государственной гражданской службы) осуществляется через установление и реализацию специфических для данного направления деятельности компетенций в системе самодостаточного структурно-логического ряда совокупностей. Совокупности же измеряемых параметров профессиональной деятельности, выстраиваемых в логической и взаимосвязанной последовательности инвариантных блоков и вариативных блоков профессионализма субъекта управления, неизбежно реализуют установку ФГОС ВПО, что, на наш взгляд, обусловливает перспективность исследования.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011. - № 41.
2. Фахрутдинова, А.З. Основы государственного управления и государственной службы: учеб. пособие. СибАГС / А.З. Фахрутдинова, А.В. Но-вокрещенов, Н.Н. Таушканов, Н.А. Акимова, М.Ю. Зенков, Е.Р. Метелева. - Новосибирск, 2010.
3. Указ президента РФ о Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013годы)» - № 261 от 10 марта 2009.
4. European strategy and co-operation in education and training [Э/р]. - Р/д: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc28_en.htm
5. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе МПЦУ: монография. - Барнаул, 2010.
6. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца : учебнометодическое пособие. - Барнаул, 2009.
Bibliography
1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 081100 «Gosu-darstvennoe i municipaljnoe upravlenie» (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr»), utverzhdennihyj prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 17 yanvarya 2011. ? № 41.
2. Fakhrutdinova, A.Z. Osnovih gosudarstvennogo upravleniya i gosudarstvennoyj sluzhbih: ucheb. posobie. SibAGS / A.Z. Fakhrutdinova, A.V. Novo-
krethenov, N.N. Taushkanov, N.A. Akimova, M.Yu. Zenkov, E.R. Meteleva. ? Novosibirsk, 2010.
3. Ukaz prezidenta RF o Federaljnoyj programme «Reformirovanie i razvitie sistemih gosudarstvennoyj sluzhbih Rossiyjskoyj Federacii (2009-2013godih)» ? № 261 ot 10 marta 2009.
4. European strategy and co-operation in education and training [Eh/r]. - R/d: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc28_en.htm
5. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove MPCU: monografiya. ? Barnaul, 2010.
6. Shalaev, I.K. Normih-obrazcih realizacii tekhnologicheskikh funkciyj MPCU kak bazovihe kompetencii sovremennogo upravlenca : uchebno-metodicheskoe posobie. - Barnaul, 2009.
Статья поступила в редакцию 01.10.11
УДК 373.1.02:372.8; 378.02:372.8
Ryzhova N.I. MATHEMATICAL GROUNDS OF INFORMATICS AS A COMPONENT OF INFORMATICS TEACHER'S MATHEMATICAL PREREQUISITE. The work deals with the matters of teaching mathematical grounds of informatics teacher's mathematical prerequisite within the context of his fundamental subject training. As instructional content's components the authors distinguish the following basic notions of mathematical grounds of informatics: the system of formal languages, formal theories' formalization, algorithms and methods, their verification, proving the theory correctness on the basis of axiomatic and genetic methods etc. The authors set up logical structure of mathematical grounds of informatics' instructional content and suggested variants of it's practical realization for teaching future informatics teacher in an institute of higher pedagogical education.
Key words: mathematical grounds of computer science, formal language, formal theories, formalization algorithms and methods, computer science/informatics informal theories, axiomatic and genetic method, verification, proving the theory correctness.