Научная статья на тему 'Проблемы непрерывного образования на рубеже десятилетий'

Проблемы непрерывного образования на рубеже десятилетий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / CONTINUOUS FORMATION / CONCEPT OF CONTINUOUS FORMATION / PROBLEMS OF CONTINUOUS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарикова Л. И.

Статья посвящена анализу проблем непрерывного образования. Раскрыта его суть, выявлены основные функции, описаны признаки непрерывного образования на рубеже десятилетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарикова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CONTINUOUS FORMATION ON A BOUNDARY OF DECADES

Article is devoted the analysis of problems of continuous formation. Its essence is opened, the basic functions are revealed, signs of continuous formation on a boundary of decades.

Текст научной работы на тему «Проблемы непрерывного образования на рубеже десятилетий»

стороны, этот потенциал слабо используется в повышении качества образовательного сервиса из-за недостаточного познания механизмов МПЦУ его пользователями;

• с одной стороны, объективно оказывается необходимо вооружение руководителей образования междисциплинарным знанием и адекватной целостной технологией, органически сочетающей в себе достоинства рационалистического и поведенческого направлений управленческой науки, с другой стороны, отсутствуют образовательные программы, учитывающие специфику профессиональной деятельности разных категорий работников образования и место новых знаний в повышении их компетентности, то для развития теории и практики управления образованием самоактуализированным субъектам этого направления деятельности (аспирантам, докторантам, опытным учёным, руководителям образовательных учреждений и школьным психологам) необходимо и достаточно использовать инновационный потенциал МПЦУ на основе знаний: Библиографический список

• его структуры в педагогических системах и опыта реализации в развитии теории и практики управления образованием (по учебным пособиям);

• способов выявления динамики развития теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ в научно-практической деятельности аспирантов, докторантов, опытных учёных, руководителей образовательных учреждений и школьных психологов (по научным изданиям);

• практики повышения качества образовательного сервиса и истории региональной научной школы управления образованием (по монографиям);

• документов, материалов, изданий независимой экспертизы процесса и результата развития теории и практики управления образованием на основе инновационного потенциала МПЦУ (например, монографии «Человек науки»).

1. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления : учебное пособие. - Изд-е 5-е, дополненное, переработанное / И.К. Шалаев. - Барнаул : БГПУ, 2007.

2. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления качеством образовательного процесса в вузе : учебное пособие / И.К. Шалаев. - Изд-е 2-е, доп, - Барнаул : БГПУ, 2008.

3. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход / под ред. И.К. Шалаева.

- Барнаул : БГПУ, 2003.

4. Шалаев, И.К. Эффективность воспитательных систем : монография / И.К. Шалаев, Л.И. Любавская. - Новосибирск, 2003.

5. Школа МПЦУ в развитии управленческой теории и практики. - Барнаул : БГПУ, 2003.

6. Инновационный потенциал МПЦУ в решении психолого-управленческих задач : межвузовский сборник научных статей / научный ред.: Л.А. Церникель. - Барнаул : БГПУ, 2006.

7. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления : монография / И.К. Шалаев. — Барнаул : АлтгПА, 2010.

8. МПЦУ в развитии профессионального образования и в практике управления образовательными учреждениями : Некоторые итоги деятельности научной школы МПЦУ/ научный ред.: Л.А. Церникель. - Барнаул : БГПУ. 2008.

9. История региональной научной школы управления образованием: Коллективная монография / под ред. И.К. Шалаева. — Барнаул: АлтГПА, 2010.

10. Церникель, Л.А. Человек науки: монография/ Л.А. Церникель, Ю.П. Березуцкая. - Барнаул : АлтГПА, 2010.

11. Шалаев, И.К. Развитие теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ: пролегомены / И.К. Шалаев. - Барнаул : АлтГПА, 2011.

12. Школа МПЦУ в монографиях и региональной практике: методические рекомендации / отв. за выпуск Шалаев И.К. - Барнаул : АлтГПА, 2011.

Bibliography

1. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya : uchebnoe posobie. - Izd-e 5-e, dopolnennoe, pererabotannoe / I.K. Shalaev. -Barnaul : BGPU, 2007.

2. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya kachestvom obrazovateljnogo processa v vuze : uchebnoe posobie / I.K. Shalaev.

- Izd-e 2-e, dop, - Barnaul : BGpU, 2008.

3. Khrestomatiya po ehffektivnosti upravleniya obrazovaniem: motivacionnihyj programmno-celevoyj podkhod / pod red. I.K. Shalaeva. - Barnaul : BGPU, 2003.

4. Shalaev, I.K. Ehffektivnostj vospitateljnihkh sistem : monografiya / I.K. Shalaev, L.I. Lyubavskaya. - Novosibirsk, 2003.

5. Shkola MPCU v razvitii upravlencheskoyj teorii i praktiki. - Barnaul : BGPU, 2003.

6. Innovacionnihyj potencial MPCU v reshenii psikhologo-upravlencheskikh zadach : mezhvuzovskiyj sbornik nauchnihkh stateyj / nauchnihyj red.: L.A. Cernikelj. - Barnaul : BGPU, 2006.

7. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya : monografiya /

I.K. Shalaev. — Barnaul : AltGPA, 2010.

8. MPCU v razvitii professionaljnogo obrazovaniya i v praktike upravleniya obrazovateljnihmi uchrezhdeniyami : Nekotorihe itogi deyateljnosti nauchnoyj shkolih MPCU/ nauchnihyj red.: L.A. Cernikelj. - Barnaul : BGPU. 2008.

9. Istoriya regionaljnoyj nauchnoyj shkolih upravleniya obrazovaniem: Kollektivnaya monografiya / pod red. I.K. Shalaeva. — Barnaul: AltGPA, 2010.

10. Cernikelj, L.A. Chelovek nauki: monografiya/ L.A. Cernikelj, Yu.P. Berezuckaya. - Barnaul : AltGPA, 2010.

11. Shalaev, I.K. Razvitie teorii i praktiki upravleniya obrazovaniem posredstvom realizacii innovacionnogo potenciala MPCU: prolegomenih /

I.K. Shalaev. - Barnaul : AltGPA, 2011.

12. Shkola MPCU v monografiyakh i regionaljnoyj praktike: metodicheskie rekomendacii / otv. za vihpusk Shalaev I.K. - Barnaul : AltGPA, 2011.

Статья поступила в редакцию 13.12.2011

УДК 371 Zharikova L. I. PROBLEMS OF CONTINUOUS FORMATION ON A BOUNDARY OF DECADES. Article is devoted the analysis of problems of continuous formation. Its essence is opened, the basic functions are revealed, signs of continuous formation on a boundary of decades.

Key words: continuous formation, concept of continuous formation, problems of continuous formation.

Л.И. Жарикова, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУБЕЖЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

Статья посвящена анализу проблем непрерывного образования. Раскрыта его суть, выявлены основные функции, описаны признаки непрерывного образования на рубеже десятилетий.

Ключевые слова: непрерывное образование, концепция, непрерывное обучение, проблемы.

Основные тенденции в развитии российского образования на сегодняшний день определяются нормативно-правовыми актами, принимаемыми компетентными органами государства; в порядке делегированного законодательства; в порядке референдума. Одним из наиболее горячо обсуждаемых в сфере образования на рубеже десятилетий стал проект федерального закона об образовании. Вопросы, касающиеся проблем непрерывного образования, рассмотрены в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», где одним из принципов является «обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» [1, с. 8]. В статье 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» говорится: «Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, содействует развитию системы образования в целях создания необходимых условий и расширения возможностей для удовлетворения потребностей граждан в получении образования (обучении) различного уровня и направленности на протяжении всей жизни» [1, с. 12].

В обоих случаях используется термин «образование на протяжении всей жизни», который, по нашему мнению, не соответствует тем потребностям, которые есть у современного человека. Данное понятие отражает лишь временной аспект образовательного процесса, но совершенно игнорирует глубинный, сакральный смысл термина «непрерывное образование».

Этот термин был впервые использован в ХХ веке, но его суть была описана великим чешским педагогом Я.А. Коменским. В своем трактате «Всеобщий совет исправления дел человеческих» он писал: «Как для всякого рода человеческого весь мир - это школа, от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь - школа, от колыбели до гроба; мало сказать вместе с Сенекой: «Учиться ни в каком возрасте не поздно», но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе» [2, с. 454-455].

Подтверждение тому, что непрерывное образование имеет давнюю историю, можно найти у зарубежных ученых-просвети-телей Ж. Кондорсэ, Б. Саймона, Ч. Кулисевича, А.Л. Смита и других. Например, во Франции появление идеи непрерывности образования связано с именем Жана Кондорсэ, который предложил проект программы народного образования. Этот проект имел основой принципы непрерывности, всеохватности, распространенности образования на всех граждан. Известный педагог и психолог Брайан Саймон в своей книге «Общество и образование» упоминает школьные советы в Англии в 1888 году, которые стремились создать систему непрерывного образования, при которой каждый последующий этап обучения органично вытекает из предыдущего, от начальной школы и до высшего учебного заведения. Однако этой идее не пришлось до конца осуществиться, хотя по мнению Б. Саймона, она казалась в конце 90-х годов XIX века вполне реальной.

Есть другая точка зрения на проблему возникновения непрерывного образования. Л.Л. Литвиненко в диссертации «Личность в социокультурном пространстве непрерывного образования» ссылается на О.В. Купцова, который считает, «что сам факт появления идеи непрерывного образования имеет непосредственное отношение к фундаментальным для развития современной цивилизации процессам, связанным с качественными изменениями в социальной роли образования. Другими словами, НТР провоцирует быстроту старения знаний, ибо темпы обновления общественного производства, форм его организации, качественных характеристик труда ускоряются в геометрической прогрессии. На протяжении трудовой деятельности одного поколения происходят систематические изменения в различных сферах деятельности, что с необходимостью пролонгирует процесс обучения» [3, с. 5].

Ряд авторов утверждает, что непрерывное образование -термин, не имеющий общепринятого определения. Очевидно, что непрерывное образование как понятие является исторически изменяющейся категорией. В повседневном сознании непре-

рывное образование предстает как непрерывное обучение. Но эти понятия не тождественны и не подчинены одно другому. Это, скорее, перекрещивающиеся понятия, имеющие как общую часть, так и различные, то есть самостоятельные части объема. И в самом деле, в прошлые века, да и в настоящее время, понятие «вечный студент» несет и негативную окраску. Понимание непрерывного образования как непрерывного обучения отражает идею о том, что человек во время своей трудовой деятельности не должен терять контакт с учебными заведениями. Но такое формальное толкование придает идее непрерывного образования упрощенный вид и препятствует претворению ее в жизнь. Под термином «образование» современная наука понимает не только обучение, но и воспитание, развитие личности, формирование и становление ее качеств и новообразований. С другой стороны, механическое объединение всех ступеней учебного процесса: детский сад, школа, вуз, повышение квалификации, зачастую не несет в себе таких характеристик как преемственность, гуманизация, интеграция и других, свойственных непрерывному образованию.

В одном из подходов к определению сущности непрерывного образования ставится акцент на его дополнительности: дополнение существующей системы новыми знаниями, компенсация функций и возможностей личности, приращение дополнительных профессиональных знаний, необходимых специалисту в новых социально-экономических условиях.

Часть авторов под непрерывным образованием понимают образование только взрослых людей. Однако эта точка зрения противоречит современной парадигме образования, когда знания передаются не только от старших поколений младшим, от учителя к ученику, но и в обратном направлении: от младших -старшим поколениям, от ученика - учителю. Возможны и горизонтальные связи: учитель - учителю, ученик - ученику и т. д. Система непрерывного образования способна охватить людей любого возраста, любого уровня образования, любого социального и экономического статуса.

Переход к непрерывному образованию означает существенный пересмотр действующих программ общего и профессионального (включая среднее специальное и высшее) образования. Такой пересмотр призван обеспечить большую, чем до сих пор, маневренность, подвижность каждого работника, его подготовленность к быстрой смене привычных технологий и форм организации производства. Наличие разнообразных форм «после-базового» образования позволит не только овладевать новыми профессиями и специальностями (в большей мере это делается уже сегодня), но и «выравнивать» качество самой базовой подготовки (общеобразовательной и профессиональной) до уровня, требуемого развитием производства, появлением научнотехнических новшеств, ростом общественного самоуправления в трудовых коллективах, укреплением их экономической самостоятельности. Тем самым можно в значительной степени преодолеть фактическое неравенство знаний, связанное с особенностями конкретных учебных заведений, различиями между городом и деревней, спецификой регионов страны и т. д.

Постоянное обучение и переобучение, повышение квалификации становятся одной из необходимых гарантий полной занятости, отсутствия безработицы. Прежняя формула «не хочешь учиться - иди работать» все больше заменяется в повседневной жизни людей принципиально новой формулой «хочешь найти работу и удержаться на ней - учись». Люди с разной степенью подготовленности к желаемой работе конкурируют за право занять привлекательное для них рабочее место, и победа в таком конкурсе одних будет тем самым означать поражение других, а этим последним придется с еще большей настойчивостью браться за учебу, чтобы их последующая попытка оказалась более удачной. Более того, оказываются неизбежными конкурсы за право участвовать в состязании такого рода.

Непрерывное образование становится все более необходимым фактором социального продвижения - перевода на лучше оплачиваемую и позволяющую получить другие дополнительные льготы работу. Оно стало важнейшей предпосылкой формирования резерва руководящих кадров, их выдвижения на все более сложную и ответственную работу.

В начале XXI века интерес к непрерывному образованию не только сохранился, но и значительно вырос. В 2003 г. коллегия Минобразования России и Минтруда России приняли реше-

ние «О ходе реализации Договора о сотрудничестве между Минобразованием России и Минтрудом России на 2000-2005 годы по развитию системы непрерывного профессионального образования». Министр образования России В.М. Филиппов в своем приказе, в частности, указал на необходимость создания новой концепции развития непрерывного образования и механизмов ее практической реализации в Российской Федерации, предусматривающей проблематику профориентации и адаптации к рынку труда обучающихся всех уровней образования. Большое внимание непрерывному образованию уделяет Торгово-промышленная палата Российской Федерации. В декабре 2003 г. на заседании комитета Торгово-промышленной палаты, посвященного содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности, выступил заместитель Министра образования Российской Федерации Ю.В. Шленов. В своем докладе он проинформировал членов Комитета о деятельности Министерства образования Российской Федерации по модернизации непрерывного образования в России.

В сентябре 2003 г. Россию приняли в Болонский процесс, что накладывает определенные обязательства в области совершенствования образования в стране. В связи с этим, было высказано предложение по участию членов Комитета в совместной работе по подготовке законопроекта «О непрерывном образовании в России». В 2004 г. новый министр образования и науки А.А. Фурсенко на совместном заседании Совета Российского Союза ректоров, Российского общественного совета по развитию образования и Союза директоров средних специальных учебных заведений России в своем выступлении сказал, что одним из аспектов модернизации российского образования является непрерывное профессиональное образование, особенно на этапе вузовского обучения, которое должно будет обеспечить кадрами трудовой рынок страны.

Интерес государства к непрерывному образованию указывает на переход проблемы из теоретического аспекта в аспект прикладной и практико-ориентированный.

В настоящее время формируется новое представление о непрерывном образовании у представителей различных научных школ. Представители ЮНЕСКО утверждают, что общество нуждается в новом взгляде на образование, основой которого должно стать образование для всех в течение всей жизни. Ж. Бэнде считает, что «нужно отказаться от разграничительной концепции «трех периодов жизни» (обучения, трудовой деятельности и выхода на пенсию) и основываться на идее так называемого «просвещенного общества», в котором образовательные учреждения приобретают новую роль: перестают быть фабриками по производству дипломированных специалистов и стано-

вятся одним из главных ресурсов социального и культурного развития регионов» [3, с.12].

Можно констатировать, что нет единой теории непрерывного образования, скорее это комплекс идей и подходов, сложившийся под влиянием опыта зарубежной и российской науки и образовательной практики.

Система непрерывного педагогического образования в настоящее время направлена на решение множества самых разных научных и практических задач. Она обеспечивает выпускникам учебных заведений более эффективную адаптацию на рынке труда в новых социально-экономических условиях.

Однако не разработана система форм осуществления непрерывного образования в разных профессиональных сферах и требуется, по нашему мнению, единая система функционирования непрерывного образования, объединяющая разные профессии, науки, специальности и квалификации. Решение данной проблемы является нашей первоочередной задачей.

Таким образом, на рубеже десятилетий в сфере непрерывного образования сложился ряд проблем, требующих незамедлительного решения:

1. закрепление в государственных нормативно-правовых актах места и сути непрерывного образования;

2. разработка каналов обратной связи образовательных учреждений и организаций, предоставляющих работу;

3. объединение всех ступеней учебного процесса на основе принципов преемственности, гуманизации, интеграции и других, свойственных непрерывному образованию;

4. дополнение существующей системы новыми знаниями, компенсация функций и возможностей личности, приращение дополнительных профессиональных знаний, необходимых специалисту в новых социально-экономических условиях;

5. возможность пользования системой непрерывного образования людьми любого возраста, любого уровня образования, любого социального и экономического статуса;

6. существенный пересмотр действующих программ общего и профессионального образования, обеспечивающих большую, чем до сих пор, маневренность, подвижность каждого работника, его подготовленность к быстрой смене привычных технологий и форм организации производства;

7. преодоление фактического неравенства знаний, связанного с особенностями конкретных учебных заведений, различиями между городом и деревней, спецификой регионов страны и т. д.

По нашему мнению, решить эти и другие проблемы непрерывного образования можно лишь совместными усилиями государства и общества.

Библиографический список

1. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (на 15 июля 2011 года) [Электронный ресурс]. II URL! http!! Imon.gov.ruIfilesImaterialsI7786I11.07.15-obr.proekt-3.doc. (дата обращенияі 25.11.2011)

2. Российская педагогическая энциклопедия. - M^ Издательство «БРЭ», 1993. - Т. 1.

3. Литвиненко Л. Л. Личность в социокультурном пространстве непрерывного образования і дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов-на-Дону,

2003.

Bibliography

1. Proekt federaljnogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii» (na 15 iyulya 2011 goda) [Ehlektronnihyj resurs]. II URL: httpVImon.gov.ruI filesImaterialsI7786I11.07.15-obr.proekt-3.doc. (data obratheniya: 25.11.2011)

2. Rossiyjskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya. - M^ Izdateljstvo «BREh», 1993. - T. 1.

3. Litvinenko L. L. Lichnostj v sociokuljturnom prostranstve neprerihvnogo obrazovaniya і dis. ... d-ra filos. nauk. - Rostov-na-Donu, 2003.

Статья поступила в редакцию 01.02.2011

УДК 371.3

Alyabysheva Y. A. Veryaev A.A. HIERARCHY IN STRUCTURE OF EDUCATIONAL EMPLOYMENT AND THE PROBLEM OF ITS ORGANIZATION. In this article we pay attention to discrete character of the organization of pedagogical process. From the point of view of authors transitions from one educational problem to another are important. The specified transitions should be defined basically by psychological and pedagogical laws of mastering of a material, motives of educational activity, instead of the subject matter maintenance.

Key words: structure of educational employment, hierarchy, interaction of levels, transition from level to level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.