Библиографический список
1. Педагогический энциклопедический словарь. Под редакцией Б.М. Бим-Бада. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002.
2. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. Москва: МИРОС, 2002.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва, 1968.
4. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. Москва, 1978.
5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. Москва, 1996.
6. Куликова Л.Н. Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие. Межвузовский сборник науч. статей. Хабар. гос. пед. ун-т; Редкол.: Л.Н. Куликова и др. Хабаровск: ХГПУ 1995.
References
1. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Pod redakciej B.M. Bim-Bada. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2002.
2. Gazman O.S. Neklassicheskoe vospitanie: Ot avtoritarnoj pedagogiki kpedagogike svobody. Moskva: MIROS, 2002.
3. Bozhovich L.I. Lichnost' iee formirovanie v detskom vozraste. Moskva, 1968.
4. Suhomlinskij V.A. Potrebnost' cheloveka v cheloveke. Moskva, 1978.
5. Shadrikov V.D. Psihologiya deyatel'nostii sposobnostejcheloveka. Moskva, 1996.
6. Kulikova L.N. Lichnost' v vospitatel'noj sisteme: obschenie i samorazvitie. Mezhvuzovskij sbornik nauch. statej. Habar. gos. ped. un-t; Redkol.: L.N. Kulikova i dr. Habarovsk: HGPU, 1995.
Статья поступила в редакцию 21.05.19
УДК 378.637
Darvish O.B., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF MOTIVATIONAL PROGRAM-TARGET APPROACH IN PROFSSIONAL TRAINING OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS. The paper is written in memory of Pr. I.K. Shalaev, Doctor of Sciences in Pedagogy. The article reveals the use of motivational program-target approach in professional training of teachers-psychologists. It is proposed to build a tree of goals that are adequate to it performing and managing programs that are implemented by students in the process of training at the university and in the period of pedagogical practice, which gives positive results. The general goal is considered, the obstacles to achieving the goal, the problem field are presented, which are built in the logic of I want - can - do - get it. The levels of readiness of teachers-psychologists to professional activity are singled out: optimal (has sufficient knowledge, technology MPTSU), acceptable (knowledge in standard pedagogical situations on the model), critical (difficult to find ways to carry out activities), unacceptable (has a weak knowledge of the essence of professional activity).
Key words: program-target approach, general goal, self-development, professional attitudes, readiness for professional activity, professional and personal development.
О.Б. Дарвиш, канд. психол. наук, доц., проф. каф. психологии Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
В память доктора педагогических наук, профессора И.К. Шалаева
В статье раскрывается использование мотивационного программно-целевого подхода в профессиональной подготовке педагогов-психологов. Предлагается построение дерева целей, адекватных ему исполняющей и управляющей программ, которые реализуется студентами в процессе обучения в вузе и в период педагогической практике, что дает положительные результаты. Рассмотрена генеральная цель, представлены препятствующие факторы достижения цель, проблемное поле, выстроена в логике «хочу-могу-делаю-получаю». Определены уровни готовности педагогов-психологов к профессиональной деятельности осуществляется в баллах: оптимальный (имеет достаточные знания, технологии МПЦУ), допустимый (знания в стандартных педагогических ситуациях по образцу), критический (затрудняются находить пути осуществления деятельности), недопустимый (имеет слабые знания сущности профессиональной деятельности).
Ключевые слова: программно-целевой подход, генеральная цель, саморазвитие, профессиональные установки, готовность к профессиональной деятельности, профессионально-личностное развитие.
В концепции модернизации образования Российской Федерации одним из приоритетов государственной образовательной политики ставится повышение профессионализма педагогических кадров.
На первый план выдвигаются задачи развития и формирования личности педагогов-психологов, использование в их подготовке таких технологий, которые в большей степени способствовали бы активизации мотивационной сферы, формированию положительных установок на инновационную деятельность, развитие их психологической устойчивости.
Наше исследование проведено на базе Алтайского государственного педагогического университета, где ведется подготовка педагогов-психологов в процессе обучения в вузе и при проведении педагогической практики.
Подготовка психологов образования осуществляется нами на основе мотивационного программно-целевого подхода (МПЦУ, И.К. Шалаев), технологический алгоритм которого включает в себя три основных составляющих: разработку дерева целей, исполняющей и управляющей программ [1]. В соответствии с этим подготовка практических психологов начинается с анализа состояния их готовности к профессиональной деятельности: мотивационного, содержательного и операционального компонентов готовности.
Далее осуществляется построение дерева целей, которое имеет следующую логику: определение генеральной цели подготовки психологов к профессиональной деятельности; выявление препятствующих факторов для достижения генеральной цели формирования проблемного поля; систематизация проблем и оформление дерева целей (в логике «хочу - могу - делаю - по-
лучаю») а именно: а) формирование готовности будущих психологов к работе с педагогическим коллективом, учащимися («хочу»), которое предусматривает обоснование и принятие обучающимися социальной и личной значимости рассматриваемой проблемы профессиональной деятельности; б) формирование содержательно-операциональной готовности будущих психологов к работе с педагогами и детьми («могу») в процессе специально организованной деятельности; в) реализация психологической и содержательно-операциональной готовности к профессиональной деятельности в ходе выполнения практических заданий и решения учебно-познавательных задач («делаю»); г) соотнесение реального результата обучения с выделенными критериями его эффективности («получаю») [1].
Нами учитывалось, что мотивационно-программно-целевое обеспечение предполагает реализацию исполняющей программы в виде разработанных «норм-образцов» (уровневые качественно-количественные характеристики готовности к профессиональной деятельности), которые являются конкретизацией положений государственного образовательного стандарта [2].
Построенная мотивационно-управляющая программа направлена на многоуровневый анализ, вскрывающий факторы, препятствующие достижению оптимального уровня мотивационной, теоретической и технологической готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности; создание условий, способствующих их эффективной подготовке; установление обратной связи по измерению уровня подготовки будущих специалистов по мере достижения конечной цели их готовности.
Определялась генеральная цель, устанавливались препятствующие факторы достижения целей, выявлялось проблемное поле, формулировались соответствующие цели, выстроенные в логике «хочу - могу - делаю - получаю» (построение дерева целей, адекватных ему исполняющей и управляющей программ).
При изучении теоретических основ учебных предметов по психологии мы исходили из того, что предметом психологии является человек, а не только субъективное в нем. Человек, понимаемый как психологическая система, выступает не в противопоставлении объективному миру, а в единстве с ним, в своей прод-ленности в ту часть этого мира, которая им освоена, имеет для него значение, смысл, ценность, т.е. как раз то, что позволяет человеку избирательно относиться к миру и на основе самооценки (а не постоянных оценок взрослого) строить свое поведение, делать самостоятельный выбор (В.Е. Клочко) [3]. У будущих педагогов-психологов происходит развитие установок на понимание и принятие ученика вне зависимости их ценностей, модели поведения и оценок, а также отрабатывается умение оценивать свои возможности как будущего специалиста, свои сильные и слабые качества, эмоциональные проявления, особенности самооценки, саморегуляции и т. д.
В процессе обучения студентов в вузе нами предлагается система практикумов, психологических тренингов по общению с детьми, арт-терапии, по организации взаимодействия с агрессивными и гиперактивными детьми, педагогами, родителями. Практические задания по психологическим дисциплинам помогают студенту овладеть общей культурой, культурой поведения, общения вообще и педагогического общения в частности. Изучение многих тем помогает студентам лучше разобраться в себе, отрефлексировать и скорректировать образ «Я», наметить пути саморазвития.
В период практики будущие психологи помогают учащимся в адаптации к школьной среде, в освоении им новых социальных ролей, создают условия для освоения методов познания себя и других, помогают им в выборе способов проявления своего «Я». Студенты оказывают влияние на мотивационно-потребност-ную сферу личности детей - «хочу» по средством предъявления нормы-образца, объяснения каким может стать ребёнок в процессе и результате саморазвития, а также с помощью использования методов критической самооценки, установки, делегированной инициативы и др. Затем выявляют достоинства личности, его проблемное поле и составляют программу достижения целей, реализация которой позволяет помочь воспитаннику в его саморазвитии. Студенты отслеживают развитие детей в процессе обучения через изучение уровней их актуального развития, зоны ближайшего развития и зоны саморазвития.
Включенный в деятельность, психолог имеет возможность постоянно оценивать себя на каждом этапе деятельности, анализировать свои профессиональные личностные возможности воздействия на педагогический коллектив, учащихся, переосмысливать накопленный опыт и приобретать новые умения деятельности в нестандартных ситуациях, требующих творчества, определенных усилий по преодолению затруднений. Именно рефлексия активизирует, обогащает самосознание психолога, побуждая его к самоорганизации.
Библиографический список
Наше исследование показывает, что изучение программно-целевого подхода и использование его в реальной практике помогает стимулировать, а в случае необходимости изменить установки, а в конечном итоге позволяет психологам подняться на более высокий уровень осмысления современного психологического знания и своей собственной психологической концепции. По мере изменения установок психологи приходят к новым смыслам и ценностям своего труда, которые выступают в качестве новообразований, на основе учета которых развивается и сам процесс управления развитием личности.
Будущие психологи в реальной практике приходят к выводу о том, что профессиональная деятельность становится более эффективной при наличии мотивов («хочу»), технологической готовности психолога («могу») , знания конкретных приемов, методов, видов деятельности для достижения поставленной цели («делаю»), а также при наличии психологической устойчивости в её достижении, умения определять критерии эффективности профессиональной деятельности и объективно оценивать её результаты («получаю»).
Степень выраженности профессиональной установки на восприятие учеников у выпускников, прошедших все виды практики: по преимуществу выражены активно-положительные установки, способствующие психологической устойчивости личности, и менее выражены скрытно-отрицательные [4].
После этого определяется объективизированное значение готовности. Определение уровня готовности педагогов-психологов к профессиональной деятельности осуществляется в баллах: 9-10 - оптимальный, 6-8 - допустимый, 4-5 - критический, 0-3 - недопустимый.Оптимальный - имеет достаточные знания, технологии МПЦУ, успешно применяет их в реальной практике.Допу-стимый - знания об организации деятельности на основе МПЦУ по развитию личности применяет в стандартных педагогических ситуациях по образцу, предложенному преподавателем.Критический - владеет знанием организации деятельности на основе МПЦУ по развитию личности, но затрудняется находить пути осуществления, организует процесс развития учащихся после подсказки преподавателя.Недопустимый - имеет слабые знания сущности профессиональной деятельности на основе МПЦУ и не использует мотивационный программно-целевой подход в своей практической деятельности.
Анализ результатов исследования показывает, что более 50% будущих педагогов-психологов находится на оптимальном уровне, 34% - на допустимом уровне, и только небольшая часть студентов находится на критическом и недопустимом уровнях. Реализация мотивационного программно-целевого подхода позволяет качественно вести подготовку педагогов-психологов от недопустимого и критического уровней их готовности к допустимому и оптимальному.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что использование мо-тивационного программно-целевого подхода в профессиональной подготовке педагогов-психологов дает положительные результаты. Представленная технология обеспечивает профессионально-личностное развитие будущих педагогов-психологов и их эффективную подготовку к реализации концепции развития учащихся.
1. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика: учебное пособие по психологии управления. Барнаул: БГПУ 2001: 236.
2. Лопаткин В.М., Шептенко П.А. Технология мотивационного программно-целевого управления в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации. Управление современным российским образованием в логике концепции мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ): сборник научных статей международной (заочной) научно-практической конференции. Под редакцией Б.А. Черниченко, Л.А. Церникель. Барнаул: АлтГПУ 2016: 125 - 129.
3. Клочко В.Е. Самореализация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ 2005: 174.
4. Дарвиш О.Б. Развитие психологической устойчивости будущих психологов на основе мотивационного программно-целевого подхода. Управление современным российским образованием в логике концепции мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ): сборник научных статей международной (заочной) научно-практической конференции под ред. Б.А. Черниченко, Л.А. Церникель. Барнаул: АлтГПУ, 2016: 74 - 77.
References
1. Shalaev I.K. Motivacionnoe programmno-celevoe upravlenie: teoriya, tehnologiya, praktika: uchebnoe posobie po psihologii upravleniya. Barnaul: BGPU, 2001: 236.
2. Lopatkin V.M., Sheptenko P.A. Tehnologiya motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya v podgotovke nauchno-pedagogicheskih kadrov vysshej kvalifikacii. Upravlenie sovremennym rossijskim obrazovaniem v logike koncepcii motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya (MPCU): sbornik nauchnyh statej mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej B.A. Chernichenko, L.A. Cernikel'. Barnaul: AltGPU, 2016: 125 - 129.
3. Klochko V.E. Samorealizaciya v psihologicheskih sistemah: problemy stanovleniya mental'nogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnyj analiz). Tomsk: TGU, 2005: 174.
4. Darvish O.B. Razvitie psihologicheskoj ustojchivosti buduschih psihologov na osnove motivacionnogo programmno-celevogo podhoda. Upravlenie sovremennym rossijskim obrazovaniem v logike koncepcii motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya (MPCU): sbornik nauchnyh statej mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii pod red. B.A. Chernichenko, L.A. Cernikel'. Barnaul: AltGPU, 2016: 74 - 77.
Статья поступила в редакцию 05.07.19
УДК 373.5
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Melnikova Yu.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
POSSIBILITIES OF TRAINING SELF-REGULATION AS A MEANS OF INTEGRATION OF STUDENTS INTO A SOCIAL ENVIRONMENT SCHOOLS. The
article shares the authors' training system aimed at the development of self-regulation skills in adolescents, according to the developers, contributing to more effective integration into the school environment. The training program is directed at developing the skills of conscious self-regulation of schoolchildren in order to change "Im-