УДК 338.436.33 © Иванова Е.В.
Информационно-консультационное обеспечение управления устойчивым развитием сельского хозяйства северного региона
В статье рассматриваются сущность, особенности и методические основы информационно-консультационного обеспечения управления устойчивостью аграрного сектора. Показаны принципы и формы организации информационно-консультационной деятельности. Обобщен опыт консультационного обслуживания сельского хозяйства в дореволюционной России и за рубежом. Выявлены региональные особенности формирования информационно-консультационной службы в аграрном секторе Республики Коми. Исследованы основные направления развития информационно-консультационного обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства региона. Даны практические рекомендации по освоению инновационных разработок с помощью информационно-консультационной службы. Предложена система информационноконсультационного обслуживания организаций и хозяйств, включающая республиканский информационно-консультационный центр и межрайонные ИКЦ, тесно взаимодействующие с федеральной информационно-консультационной службой.
Информационно-консультационная служба, устойчивое развитие, информационное обеспечение, источники информации, организационная структура консультационной службы, Республика Коми.
Елена Валентиновна ИВАНОВА
инженер Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН ivanov@iespn.komisc.ru
Сущность и особенности информационноконсультационного обеспечения управления устойчивостью аграрных предприятий Устойчивость сельского хозяйства как сложной экономической, социальной и экологической системы определяется внешними и внутренними факторами и условиями. Среди важнейших факторов, способствующих обеспечению устойчивости аграрного производства, особое место занимает информационно-консультационное обеспечение. Хорошо налаженная система информационного и консультационного обеспечения управления устой-
чивостью позволяет наиболее полно и достоверно охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду хозяйствующего субъекта, принять оптимальное для каждой конкретной ситуации управленческое решение, снизить риски в его деятельности и обеспечить устойчивое развитие сельхозорга-низаций и хозяйств. Поэтому потребность в информации для управления устойчивым развитием аграрных субъектов хозяйствования постоянна, информационно-консультационное обеспечение должно поддерживать их функционирование на всех стадиях производственного цикла.
Актуальность и значимость информационно-консультационного обеспечения управления устойчивым развитием сельского хозяйства в районах Севера обусловлена существенным сокращением за годы реформ производства, деградацией ресурсного потенциала, усилением оттока квалифицированных специалистов из села, отходом отрасли от инновационного развития. Эффективность управления устойчивостью отрасли в определяющей степени зависит от деятельности информационноконсультационных служб (ИКС).
Анализ научной литературы свидетельствует о наличии множества подходов к выявлению сущности устойчивого развития. Следует согласиться с точкой зрения авторов, определяющих устойчивое развитие аграрного сектора (предприятия) как способность в течение длительного времени обеспечивать в единстве и взаимодействии воспроизводство производственного потенциала, человеческих ресурсов и природной среды. Они выделяют три тесно взаимосвязанные составляющие устойчивого развития: экономическую, социальную и экологическую [6].
Информационное обеспечение является важнейшим фактором стабильного развития аграрного производства. Хорошо налаженная система информационного обеспечения позволяет снижать риски в деятельности хозяйствующих субъектов, принимать оптимальные управленческие решения для каждой конкретной ситуации. Информационное обеспечение рассматривается в литературе с разных позиций. В Экономической энциклопедии дано наиболее обобщенное определение информационного обеспечения, которое рассматривается как: 1) сведения, знания, предоставляемые потребителю в ходе работ по удовлетворению его информационных потребностей; информация, соответствующим образом обработанная (отобранная,
систематизированная и оформленная); 2) одна из составляющих современных автоматизированных информационных систем; 3) процесс предоставления информации отдельным лицам или группам в соответствии с их информационными потребностями [16, с. 248].
Информационное обеспечение включает такие элементы, как информация, источники информации, методы сбора и анализа информации, средства сбора, выдачи, обработки, хранения и защиты информации, информационные системы и технологии, коммуникационные процессы.
Основа информационного обеспечения
— информация, которая является одним из важнейшим ресурсов наряду с материальными, трудовыми и финансовыми. Информация о технологиях и организации аграрного производства и переработки сельхозпродукции, средствах механизации и автоматизации технологических процессов, сортах растений и породах животных, новых формах организации управления, конъюнктуре рынка продукции и материальных ресурсах служит важнейшей составляющей процесса управления устойчивым экономическим развитием аграрного сектора. Роль информации в обеспечении устойчивого развития сельского хозяйства возрастает в связи переходом отрасли к наукоемкой специализации. Современное аграрное производство широко использует биотехнологию и генную инженерию.
Возросшая необходимость передачи сельхозпроизводителям информации о научных разработках вызвана также тем, что в отличие от крупных промышленных предприятий сельхозорганизации и крестьянские (фермерские) хозяйства, в силу недостатка финансовых ресурсов, не могут осуществлять научные исследования и самостоятельно организовывать научнотехническое обслуживание аграрной деятельности.
К тому же за годы рыночных преобразований резко сократилось количество высококвалифицированных специалистов в сельхозорганизациях. В дореформенный период на крупных сельхозпредприятиях специалисты фактически выполняли роль консультантов, как носители информации о новшествах.
Основными источниками информации для различных видов устойчивости являются образовательные учреждения, научные организации, субъекты агропродо-вольственного рынка, органы законодательной и исполнительной власти. Высшие и средние специальные учебные заведения, институты по переподготовке и повышению квалификации работников АПК формируют учебно-методические, научнометодические материалы. Информация научно-исследовательских организаций
— научные труды, научно-методические материалы, сведения о научных разработках для использования в производственной деятельности. Источниками информации производственной и рыночной сферы выступают показатели деятельности сель-хозорганизаций и хозяйств, рыночной конъюнктуры. Информацией органов государственной власти являются нормативноправовые акты, а также аналитическая и оперативная информация.
В ходе практической деятельности сельхозпроизводители получают важную информацию из министерств (департаментов) сельского хозяйства регионов, муниципальных управлений сельского хозяйства, от ИКС, индивидуальных консультантов. Источниками информации служат также телевидение, периодические издания, Интернет, научно-практические семинары и конференции, специализированные выставки-демонстрации.
Сельхозорганизации используют различные виды информации: научно-техническую, производственную, управленческую, экономическую, социальную, правовую.
В зависимости от источников получения информация подразделяется на внутреннюю и внешнюю. К внутренней информации относятся все виды учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, договорные отношения с поставщиками и покупателями, инвесторами, различные виды планов, бизнес-план и др.
Информация, получаемая вне субъекта хозяйствования, относится к внешней. В ее состав входит информация в области налогообложения, кредитования, ценообразования; о состоянии спроса и предложения на продовольственные товары; процентных ставках за кредит; деятельности покупателей сельхозпродукции и поставщиков различных ресурсов промышленного производства, об оказании ремонтных и строительных услуг; о новых технологиях, сортах растений и породах животных; формах организации производства и управления; информация консультационного характера по законодательным, правовым и финансовым вопросам; по организации бухучета и отчетности и др. Использование различных источников информации, ее обработка и хранение позволяют принимать решения по устойчивому развитию аграрных предприятий.
Существует целый арсенал средств и методов передачи информации от источника к потребителю. Процесс распространения знаний, передачи информации сельхозпроизводителям прошел через многие стадии развития, начиная с устной лекторско-консультационной службы, первоначальной издательской деятельности и заканчивая современной компьютеризированной системой связи.
Извлечение из системы сложившихся знаний и информационных фондов актуальной информации, являющейся комбинацией этих информационных источников, это и есть суть информационно-консультационного обслуживания клиентов [10, с. 16].
Роль ИКС заключается в передаче пользователям научной, технологической и рыночной информации, передового отечественного и зарубежного производственного опыта. Основными действующими лицами этой службы являются специалисты-консультанты, хорошо знающие законодательство, аграрное производство, владеющие рыночными методами хозяйствования, навыками подготовки управленческих решений, а также общения, обучения. Пользователи информационноконсультационных услуг — сельскохозяйственные и агропромышленные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, органы государственного управления АПК, население. Каждый субъект заинтересован получить от оказанных услуг экономический, социальный и экологический эффект.
Имеется довольно много определений служб сельскохозяйственного консультирования. По мнению Джона Рассела, сельскохозяйственная служба консультирования может быть определена как предоставление знаний и навыков, необходимых фермерам для освоения и применения более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве с целью повышения продуктивности и улучшения жизненных стандартов.
Примерно такое же определение дают службе К.М. Фишер и другие. В их трактовке сельскохозяйственная служба консультирования и обучения фермеров ставит своей задачей передачу информации и практических навыков для более эффективного использования имеющихся ресурсов.
Однако наиболее четко выразили сущность службы А.В.Ван Ден Бан и Х.С. Хокинс: «Сельскохозяйственная служба консультирования — это сознательная передача информации с целью помочь людям формировать здравое мнение и принимать правильные решения» [цит. по: 3, с. 7].
Служба сельскохозяйственного консультирования не только организует передачу идей, информации, знаний, советов, навыков, но и оказывает практическое содействие по их освоению в производстве. ИКС выступает связующим звеном между наукой, образованием и производственной сферой. Основными направлениями работы службы являются: информационная, консультационная, инновационная, образовательная, выставочная, издательская деятельность, а также участие в разработке и реализации агропродовольствен-ной политики (рис. 1).
Рисунок 1. Основные направления деятельности информационно-консультационной службы
Важную роль в консультационной службе играют консультанты, деятельность которых призвана обеспечить доведение новых знаний до сельхозтоваропроизводителей. Однако, как отмечал А.В. Чаянов, работник общественной агрономии (консультант) «является деятелем не столько техническим, сколько социальным. Объектами его деятельности являются люди, их психика, их воля и сознание, а не только поле, скот и другие предметы хозяйства» [14].
В настоящее время система информационно-консультационного обеспечения АПК включает федеральный, региональный и районный (межрайонный) уровни (рис. 2).
В Республике Коми информационноконсультационный центр создан на региональном уровне при Институте переподготовки и повышения квалификации работников АПК и является его структурным подразделением в составе двух человек. Сотрудники центра совмещают консультационную деятельность с преподавательской работой. На районном (межрайонном) уровне ИКС отсутствует.
В настоящее время организационная структура ИКС ориентирована на оказание в основном безвозмездных услуг. Данные анкетного опроса показали, что платные услуги (составление бизнес-планов и учредительных документов) готовы оплачивать лишь 6% сельхозтоваропроизводителей республики. В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 гг. на оказание консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям и на переподготовку специалистов для сельского хозяйства выделяются значительные бюджетные средства.
Таким образом, информационно-консультационная служба — это единая государственная многоуровневая система, активно взаимодействующая с наукой, образованием и агропромышленной сферой в целях доведения до хозяйствующих субъектов и органов управления информации для практического ее применения. Служба функционирует преимущественно за счет финансовой поддержки государства.
Рисунок 2. Организационная структура информационно-консультационной службы АПК России
Опыт консультационного обслуживания сельского хозяйства в дореволюционной России и за рубежом
Россия является одной из первых стран, где зародилось сельскохозяйственное консультирование. Известные ученые в области информационно-консультационного обслуживания аграрного сектора В.М. Баутин и В.В. Лазовский считают, что наилучшим материалом по освещению истории развития информационно-консультационной службы в дореволюционной России является обзорно-аналитический доклад голландского ученого A.W.Van Den Вапа, представленный им в 1998 г. на конференции по ИКС [19].
В 1765 г. в России было организовано первое сельскохозяйственное общество, положившее «основание первому особому институту агрономов для подачи советов в разных губерниях». В 1797 г. при Сенате была создана правительственная Экспедиция, а при ней «Практическая школа земледелия». Закончившие школу направлялись в отдаленные деревни, где им выделялась земля для устройства учебного хозяйства и обучения местных крестьян передовым навыкам земледелия.
В 1833 г. был создан Комитет по усовершенствованию земледелия в России, а в 1834 г. Министерство финансов приступило к созданию «института практических агрономов». Конечной целью деятельности агрономов представлялось развитие агрономического сознания в разных слоях населения и духа соревнования между земледельцами, для чего устраивались выставки и конкурсы с раздачей премий и наград. В 1886 г. стали создаваться земства, первые российские общественные организации, к задачам которых, в частности, относилось и решение сельскохозяйственных проблем на местном уровне.
С 1906 г. начала организовываться участковая агрономия, суть которой заключалась в оказании агроэкономической помощи населению. Участковый агроном был на службе у земства, т.е. представлял общественную агроэкономическую организацию, финансирование которой осуществлялось за счет членов. С 1908 г. правительство начало оказывать участковой агрономии постоянную поддержку, и к 1911 г. в России насчитывалось более 3600 участковых агрономов. По функциям, задачам и зонам обслуживания дореволюционный участковый агроном соответствовал современному полевому консультанту, считающемуся основной фигурой в системе информационно-консультационной службы развитых стран.
В период проведения второй аграрной реформы появился новый тип представителя агрономической службы — хуторной агроном. В 1911 г. в России работало уже более 1580 хуторных агрономов. Их главной задачей было оказание помощи единоличному крестьянину. Со временем им было разрешено оказывать помощь и членам общин. Хуторной агроном являлся правительственным чиновником и получал государственное содержание.
В 1913 г. в российской системе сельскохозяйственного консультирования работали 9 тыс. служащих. A.W. Van Den Ban отмечает, что в то время сельскохозяйственная консультационная служба была в России, может быть, лучшей в мире [19].
Первые теоретические разработки и дальнейшее развитие службы сельскохозяйственного консультирования, особенно в 1916 — 1924 гг., связаны с именем выдающегося русского ученого-агронома А.В. Чаянова. Он считал, что «никакой системе, никакому общественному размаху, хотя бы и располагающему всей мощью государственной организации, не под силу с большим успехом провести организационную реформу сельского хозяйства.
Следует использовать интерес частных товаропроизводителей, народнохозяйственные силы. Общественная агрономия (консультирование) должна сыграть в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей роль фермента, возбуждающего и направляющего их работу» [5]. Идеи А.В. Чаянова, являющегося основоположником научных подходов к сельскохозяйственному консультированию, широко используются во всем мире.
К сожалению, в нашей стране развитие этого направления работ было прервано на многие годы. Только в 1993 г. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации начало заново восстанавливать информационно-консультационную службу.
Первые службы государственного консультирования появились в конце XIX
— начале XX столетия в Голландии и США. Несомненный интерес для создателей отечественной ИКС представляет американская модель. В США начало формирования службы распространения знаний по вопросам сельского хозяйства относится к 1862 г., когда был принят закон об организации науки, сельскохозяйственного образования и распространения знаний среди фермеров. В соответствии с законом функции были возложены на 74 сельскохозяйственных колледжа штатов, получивших от государства бесплатно землю для обеспечения этой задачи. На федеральном уровне служба распространения знаний стала создаваться в 1914 г., когда был принят закон Смита — Левера о ее создании.
В настоящее время американская служба распространения знаний «экс-теншн» организационно представляет государственную кооперативную службу распространения знаний, объединяющую федеральный уровень в составе Министерства сельского хозяйства США и объединенные системы служб штатов, включаю-
щие в себя службы «экстеншн» университетов и округов. Всего в службе «экстеншн» штатов задействовано 74 государственных университета, 130 колледжей сельского хозяйства, 27 колледжей ветеринарной медицины, 59 опытных станций, 63 школы лесоводства и 3150 офисов «экстеншн» в административных округах (графствах).
На федеральном уровне служба «экс-теншн» функционирует в составе Министерства сельского хозяйства США в виде управления со штатной численностью около 200 сотрудников. Федеральная служба обеспечивает координацию деятельности всех партнеров системы службы «экстеншн» страны, охватывая широкий круг производственных и общественносоциальных проблем: сельскохозяйственное производство, развитие экономики сельской местности, развитие фермерской семьи, природные ресурсы и управление окружающей средой.
На уровне штатов служба «экстеншн» представляет объединенную систему, включающую в себя службы «экстеншн» университетов и окружные службы.
В каждом графстве имеется своя служба «экстеншн» с численностью от 3 до 15 человек. Окружные службы подчинены службам штатов. Для специалистов служб округов регулярно проводится инструктаж в университете. Обязательное требование для специалистов — уровень подготовки не ниже магистра [3].
Обобщение зарубежного опыта информационно-консультационного обслуживания сельского хозяйства, наиболее полно представленного в отечественных и зарубежных публикациях [1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 18], показывает, что службы сельско хозяйственного консультирования функционируют многие десятилетия и играют заметную роль в совершенствовании технологии, организации и управления производством фермеров.
В мировой практике существует ряд моделей организации служб консультирования товаропроизводителей: консультационные службы при министерствах сельского хозяйства и продовольствия (Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Польша); университетская модель (наибольшее распространение получила в США); ИКС, созданные на базе ведущих аграрных колледжей (Шотландия, в некоторых землях ФРГ); ИКС, созданные на базе фермерских организаций (Финляндия); частные консультационные службы, функционирующие в настоящее время во многих аграрно развитых странах (Англия, Уэльс, Новая Зеландия и др.).
Несмотря разнообразие организационных форм, консультационные службы имеют сходства, которые выражаются в следующем:
• в большинстве стран службы создавались по решению государственных органов и длительное время содержались за счет бюджетных средств и только по мере завоевания авторитета и устойчивого развития сельского хозяйства постепенно переходили с полного государственного финансирования на частичное возмещение своих услуг за счет взимания платы с клиентов;
• консультационные службы формируются на национальном, региональном и местном уровнях при тесном их взаимодействии;
• к деятельности служб привлекаются работники научных и образовательных учреждений, средства массовой информации.
В России и ее регионах невозможно полностью копировать зарубежные модели ИКС в силу специфических особенностей развития отечественного аграрного сектора, связанных со сложившейся в нем социально-экономической ситуацией, много-укладностью аграрной экономики, слабой господдержкой сельхозтоваропроизводи-
телей, исторически сформировавшимся менталитетом крестьян, выраженным в их склонности к коллективному труду.
Региональные особенности формирования информационно-консультационной службы
Формирование региональной ИКС связано со специфическими особенностями развития АПК. Агропродовольствен-ный сектор Республики Коми не занимает доминирующего положения в экономике. Сейчас на его долю приходится 2,6% валового регионального продукта, 0,8% инвестиций в основной капитал, 2,8% среднегодовой численности занятых в экономике.
Индустриальный характер развития республики обусловил преобладание городского населения. Доля его в общей численности населения равна 77%. На начало 2011 г. оно составляло 899,7 тыс. чел., из них 693,2 тыс. — в городах и 206,5 тыс. чел. — в сельской местности.
Одна из отличительных особенностей сельскохозяйственного воспроизводства
— его большая зависимость от природных и экономических условий. Республика Коми занимает 2,4% территории России. Доля наиболее продуктивных угодий — пашни — составляет лишь 0,2% площади, в то время как по стране этот показатель равен 7,1%. Распаханность достигает 25% против 55% в среднем по стране. Низкая освоенность территории республики объясняется неблагоприятными для сельского хозяйства природными условиями, огромными площадями, занятыми лесом (74,6%), и малой ее населенностью.
Наибольшую долю сельхозугодий (83%) используют коллективные организации. В распоряжении личных подсобных хозяйств граждан — 15% общей площади, в среднем на одну семью приходится 0,4 га. Площадь земельных участков, предоставленных фермерским хозяйствам, составляет 7,7 тыс. га (2% сельхозугодий), или в среднем по 28 га на одно хозяйство.
В связи с трудными природными и экономическими условиями развития сельского хозяйства Республика Коми имеет низкую продовольственную самообеспеченность. Сейчас уровень самообеспечения населения мясом и мясопродуктами составляет 27%, молоком и молокопродук-тами — 27, яйцом и яйцепродуктами — 72, картофелем — 75, овощами — 24%.
Однако в регионе имеются благоприятные условия для производства социально значимых продуктов. Агроприрод-ный (достаточное количество осадков, длинный световой день в период вегетации, значительные массивы природных кормовых угодий, в том числе пойменных лугов) и экономические потенциалы позволяют вести эффективное картофелеводство, скотоводство, оленеводство, птицеводство. Республика располагает возможностями для производства органической продукции и формирования соответствующего рыночного сегмента. От реализации экологически безопасной продукции можно получать своего рода рентный доход. Продукция традиционных отраслей (оленеводство, рыболовство, охотничьи промыслы, сбор дикорастущих грибов и ягод) конкурентоспособна не только на региональном, но и национальном и международном рынках.
Формирование региональной ИКС тесным образом связано с организационноправовыми формами хозяйствования, обеспеченностью руководителями, специалистами и кадрами массовых профессий, уровнем их профессиональной подготовки.
Продовольственный комплекс республики представлен многоотраслевыми сельскохозяйственными организациями, производителями пищевой продукции, фермерскими и личными подсобными хозяйствами граждан. В 2010 г. производством сельхозпродукции занимались 190 сельхозорганизаций и подсобных хозяйств учреждений, свыше 93 тыс. личных подсоб-
ных хозяйств, 437 крестьянских (фермерских) хозяйств, 76 тыс. семей садоводов и 30 тыс. семей огородников.
В общем объеме валового производства сельхозпродукции на долю сельхозоргани-заций приходится 55%, хозяйств населения
— 41, крестьянских (фермерских) хозяйств
— 4%. Сельхозорганизации доминируют в производстве продукции животноводства (рис. 3).
За годы аграрной реформы произошло значительное снижение концентрации производства и разукрупнение сельхозоргани-заций. Если в 1990 г. на одно хозяйство приходилось в среднем 428 работников, 4 тыс. га сельхозугодий, 1021 га посевов, 1694 гол. крупного рогатого скота, в т.ч. 661 корова, 65 тракторов, то сейчас — соответственно 99 работников; 1,1 тыс. га; 376 га; 307 гол., в т.ч. 133 коровы; 14 тракторов.
Переход к рынку негативно отразился на аграрном секторе. За 1990 — 2010 гг. производство молока сократилось в 3,4, а мяса крупного рогатого скота (в убойном весе) — в 3,1 раза. За этот период, при сокращении населения более чем на треть, производство мяса в расчете на одного жителя в год снизилось с 31 до 19 кг, молока — со 166 до 68 кг, яиц — с 294 до 186 шт.
За годы реформ произошло снижение производственного потенциала отрасли, которая во многом утратила индустриальный характер.
Площади сельхозугодий, используемых землепользователями, занимающимися сельхозпроизводством, за рассматриваемый период сократились с 353 тыс. до 191 тыс. га, посевные площади—со 100,5 тыс. до 40,5 тыс. га; поголовье крупного рогатого скота уменьшилось со 173,5 тыс. до 38,7 тыс. гол. (в том числе коров — с 71,0 до 18,3 тыс.); свиней — со 136,3 до 25,0, оленей — со 123,6 до 83,8 тыс. гол. Численность работников в сельхозорганизациях снизилась более чем в три раза.
Рисунок 3. Доля различных типов хозяйств в производстве продукции в 2010 г., %
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
О
55
41
Валовая
продукция
53
40
Молоко
78
Мясо
99
Яйцо
1
4
95
Картофель
22
77
Овощи
Большое значение при формировании ИКС имеет наличие научно-образовательного потенциала, способного взаимодействовать с консультационной службой, степень активизации инновационной деятельности в АПК. Республика Коми располагает существенным научно-образовательным потенциалом.
Для активизации информационно-консультационной деятельности целесообразно использовать разработки научноисследовательского и проектно-технологического института АПК РАСХН, институтов биологии, физиологии, химии, социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми Научного центра УрО РАН, научно-исследовательского института «Комимелиоводхоз-проект», Сыктывкарского лесного института, Сыктывкарского государственного университета, Коми республиканского агропромышленного техникума и др. Совместная работа специалистов информационно-консультационных служб с
учеными и преподавателями может быть направлена на использование в хозяйственной деятельности новых высокопродуктивных сортов растений, высокоэффективных удобрений, производимых из отходов деревообработки и местных агроруд; биологического азота; сапропеля; инновационных технологий в молочном и мясном скотоводстве и оленеводстве, а также на разработку концепций и программ устойчивого развития аграрного сектора и сельских территорий на региональном и муниципальных уровнях.
Вузы республики должны обеспечить подготовку современных специалистов-консультантов, что позволит решать практические задачи инновационного развития аграрной сферы.
Тесное взаимодействие консультационной службы республики с научными и вузовскими учреждениями возможно при привлечении работников НИИ и профессорско-преподавательского состава вузов к обучению сотрудников ИКС.
В свою очередь, высококвалифицированные консультанты службы примут участие в подготовке специалистов для аграрного сектора и региональной ИКС. Сотрудники консультационной службы совместно с научными и вузовскими работниками могут проводить прикладные исследования по актуальным проблемам АПК, заниматься издательской и рекламной деятельностью. Взаимодействие ИКС с учреждениями среднего профессионального аграрного образования будет осуществляться при использовании их учебнопроизводственной базы для организации опытно-демонстрационной деятельности консультационной службы региона.
Схема возможного взаимодействия ИКС на уровне Республики Коми с органами управления и обслуживания аграрного сектора, научными, обучающими и информационными учреждениями показана на рисунке 4.
Итак, при формировании и развитии региональной ИКС требуется учет факторов и условий функционирования аграрной отрасли, связанного с природными условиями, социально-экономическими фак-
торами, управлением и обслуживанием агропромышленного производства, менталитетом крестьян, обеспеченностью АПК кадровым и научно-образовательным потенциалом, инновационной активностью сельхозорганизаций. Региональная служба сельскохозяйственного консультирования, тесно взаимосвязанная с органами управления и обслуживания АПК, научными и образовательными учреждениями, опытными и передовыми организациями, не только организует передачу научной, технологической и рыночной информации, передового отечественного и зарубежного опыта, но и оказывает практическое содействие по освоению новшеств в производстве.
Концептуальные подходы к созданию региональной информационно-консультационной службы
В настоящее время информационноконсультационное обеспечение сельхозпроизводителей в Республике Коми находится на начальном этапе своего развития. Остаются нерешенными вопросы с определением статуса ИКС, формированием этой службы на районном уровне, ее финансированием.
Рисунок 4. Взаимодействие региональной ИКС при освоении новшеств с органами управления и обслуживания АПК, научными, образовательными и информационными учреждениями
Из-за отсутствия финансовых средств информационно-консультационный центр (ИКЦ) республики не занимается рекламно-издательской деятельностью, выпуском информационных материалов, бюллетеней, обзоров; недостаточно удовлетворяются потребности сельхозтоваропроизводителей в информации по вопросам производства, хранения, переработки и сбыта продукции; медленно развивается система информационно-консультационного обеспечения сельского населения; трудно привлечь высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы, в органы ИКС. Из-за неудовлетворенности заработной платой штатные работники вынуждены совмещать работу с преподавательской деятельностью. В результате снижается качество и объем оказанных услуг.
Анализ существующей организации информационно-консультационной деятельности в других регионах Европейского Севера России свидетельствует об аналогичной ситуации. Например, в Вологодской области основными факторами, сдерживающими развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельхозорганизаций, являются: неукомплектованность консультационной службы специалистами; отсутствие мониторинга развития сельхозтоваропроизводителей; слабая материально-техническая обеспеченность службы; отсутствие четкого разделения функций в информационноконсультационном центре; неразвитость организационных структур; отсутствие финансовых источников для оплаты консультационных услуг [11, с.13].
В эффективном функционировании интегрированной информационной и консультационной службы заинтересованы не только сельхозпроизводители, но и органы управления регионального АПК. Эта заинтересованность связана с реализацией ИКС
агропродовольственной политики, стратегии устойчивого аграрного и сельского развития путем распространения и внедрения нововведений, передового опыта и методов хозяйствования, рыночной информации. Региональные власти и органы управления обеспечивают финансовую поддержку сельхозпроизводителей. В среднем за 2008
— 2010 гг. доля госбюджета Республики Коми на поддержку аграрного сектора составила 89%, а федерального — лишь 11%.
При формировании и развитии ИКС Республики Коми необходимо учитывать природные, социально-экономические факторы, институциональные особенности сельскохозяйственного производства. Наиболее перспективной для республики является ИКС в форме некоммерческой организации на базе научных и образовательных учреждений с использованием их материального и кадрового потенциала. Потребность в услугах республиканского ИКЦ будут удовлетворять сельхозоргани-зации и хозяйства пригородных районов и муниципальных образований городов. Нецелесообразно создавать ИКС в каждом удаленном сельском районе. Реально требуется создание межрайонных ИКС. Предлагаемая система информационноконсультационного обслуживания коллективных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения показана на рис. 5.
В настоящее время большинство сельхо-зорганизаций и крестьянских хозяйств Республики Коми утратили экономическую и социальную устойчивость. Поэтому в обеспечении устойчивости этих хозяйствующих субъектов особую роль играет модернизация аграрного производства с использованием инновационных технологий. Зарубежный опыт свидетельствует, что около 60 — 80% сельхозпроизводителей в состоянии освоить новшества с помощью службы сельскохозяйственного консультирования.
Рисунок 5. Схема информационно-консультационного обслуживания аграрного сектора Республики Коми
Поэтому деятельность региональной ИКС должна быть сориентирована на масштабное распространение научных разработок и передового опыта. Это может быть достигнуто посредством формирования банка данных об инновационных разработках; методической, информационноконсультационной поддержки субъектов хозяйствования АПК при освоении инновационных технологий; оказания помощи в оценке эффективности инновационных проектов.
В целях координации и выбора наиболее эффективных направлений инновационной деятельности целесообразно при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия республики создать научнокоординационный совет. В его состав войдут представители ИКС, организаций науки, образования, отраслевых ассоциаций сельхозтоваропроизводителей, специалисты и руководители агропромышленных предприятий, региональных и муниципальных органов управления.
Основные задачи этого органа — определение стратегии и тактики инновационного развития регионального АПК, мониторинг реализации инновационной стратегии. Для оценки реализации инновационной деятельности, эффективности инновационных проектов создается независимая экспертная комиссия.
В непростой ситуации, сложившейся в аграрном секторе, не следует ориентироваться на полную коммерциализацию консультационной деятельности. Финансирование ИКС должно осуществляться в основном за счет бюджетных средств. Мировой опыт свидетельствует о том, что повсеместно на первых этапах своего развития консультационные организации оказывали безвозмездные услуги. По мере завоевания авторитета и только в условиях стабильного развития сельского хозяйства, пользующегося государственной поддержкой, происходил постепенный переход ИКС к оказанию платных услуг.
Этот промежуток времени является достаточно продолжительным. Нидерландам и Дании, например, потребовалось 120 лет, чтобы просто поставить этот вопрос, а в Англии консультационные службы смогли перейти на частичное самофинансирование только после 50 лет работы [5, с. 15]. Введение льготных платных индивидуальных услуг целесообразно по мере завершения процесса формирования и в ходе развития ИКС.
Подводя итог вышеизложенному, отметим следующее:
• хорошо налаженная система информационного и консультационного обеспечения аграрного сектора позволяет наиболее полно и достоверно охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду, снизить риски в деятельности хозяйствующих субъектов и обеспечить их устойчивое развитие.
• изучение отечественного и зарубежного опыта формирования и функционирования информационно-консультационного обслуживания сельского хозяйства показывает: службы создавались по решению государственных органов на национальном, региональном и местном уровнях при тесном их взаимодействии; длительное время информационно-консультационные службы оказывали услуги за счет бюджет-
ных средств с постепенным переходом на платную основу; специфика отечественного аграрного сектора не позволяет полностью копировать зарубежные модели информационно-консультационных служб;
• анализ организации информационно-консультационного обслуживания свидетельствует, что основными факторами, сдерживающими развитие системы информационно-консультационного обеспечения аграрного производства Республики Коми, являются: неукомплектованность службы специалистами; отсутствие финансовых средств для оплаты консультационных услуг; недостаточная взаимосвязь между информационно-консультационным центром и органами управления и обслуживания регионального АПК, научными, образовательными и информационными учреждениями; отсутствие на муниципальном уровне информационноконсультационных служб;
• предлагаемая система информационно-консультационного обеспечения аграрного сектора республики включает региональный и межрайонные уровни, тесно взаимодействующие с научными и образовательными организациями, органами управления и информационными учреждениями.
Литература
1. Баутин, В.М. Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса России / В.М. Баутин, В.В. Лазовский. - М.: Колос, 1996. - 442 с.
2. Белицкая, О.Л. Датская модель организационно-консультационной службы фермеров / О.Л. Белицкая // Информ. бюлл. Минсельхоза России. — 1999. — № 9 — 10. — С. 46 — 51.
3. Веселовский, М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России (Вопросы теории и практики) / М.Я. Веселовский. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. — 228 с.
4. Веселовский, М.Я. Организация сельскохозяйственного консультирования в Финляндии / М.Я. Веселовский, Ю.И. Клименко // Информ. бюлл. Минсельхоза России. — 2001. — № 8. — С. 43 — 46.
5. Демишкевич, Г. Государственная поддержка и механизм формирования территориальной сети центров сельскохозяйственного консультирования / Г. Демишкевич // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2009. — № 5. — С. 14 — 16.
6. Иванов, В.А. Методологические основы устойчивого развития аграрного сектора / В.А. Иванов,
A.С. Пономарева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011. — № 4(16). - С. 109 - 121.
7. Маковецкий, В.В. Сельскохозяйственная служба «экстеншн» в США / В.В. Маковецкий // Информ. бюлл. Минсельхозпрода России. — 1997. — № 7-8. — С. 51 — 53.
8. Маковецкий, В.В. Сельскохозяйственные консультационные службы в Англии, Уэльсе / В.В. Маковецкий // Информ. бюлл. Минсельхозпрода России. — 1998. — № 5 — 6. — С. 51 — 54.
9. Михайленко, И.М. Информационно-консультационное обслуживание АПК / И.М. Михайленко. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. — 194 с.
10. Михайленко, И.М. Система аграрного консультирования в Польше / И.М. Михайленко // Информ. бюлл. Минсельхозпрода России. — 1998. — № 33 — 4. — С. 55 — 60.
11. Михайловская, А.Л. Организация управленческого консультирования в агропромышленном комплексе региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Вологда, 2006. — 25 с.
12. Назаренко, В.И. Информация, информатика и консультационная служба в сельском хозяйстве /
B.И. Назаренко. — М.: АМБ-агро, ТОО «Диз-Арт», 1998. — 118 с.
13. Рунов, Б.А. Служба «экстеншн»: чем она полезна в России! / Б.А. Рунов // Аграрная Россия. — 1997.
— № 312. — С. 31 — 32.
14. Филатов, Ф.И. Система консультационной службы в сельском хозяйстве Германии / Ф.И. Филатов // Информ. бюлл. Минсельхозпрода России. — 1997. — № 7 — 8. — С. 49 — 51.
15. Чаянов, А.В. Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии / А.В. Чаянов. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во Наркомзема «Новая деревня», 1924. — 132 с.
16. Экономическая энциклопедия / науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; гл. ред. Л.И. Абалкин. — М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. — 1055 с.
17. Corten I.M. Net Kennis — en informative systeem van de Nederlandse bosbouwsector Nederl. Bosb. Tijdschr.
— 1992. — Jg. 64, Р. 4.
18. Rasmussen W. D. Yaking the university to the people, Seventy five years of cooperative extension. Ames (Iowa); Iowa state univ. Press, 1989. — 300 p.
19. Van Den Ban A.W. Forms and methods of work of information-consulting service in Russia: Sd. Mater. Konf. po IKS. — M., 1998.