Экономика
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, мы вводим понятие «агрофакторинг» и предлагаем следующее его определение в виде модификационной модели, учитывающее разнообразие подходов и полноту принципов. Агрофакторинг - это комплекс финансовых услуг, сложная системная финансовая операция, сущность которой состоит:
— в выполнении функций и задач по управлению портфелем долговых обязательств, основанных на таких
литература
1. Инженерная экономика : учебник / под ред. А. А. Колобова, А. И. Орлова. М.
2008. С. 139-141.
2. Ярыгина И. З. Банковские системы и банки в условиях развития геоэкономики академия при Правительстве РФ, 2008. С. 93.
3. Факторинг: чтобы деньги работали (Итоги года 2011: Екатеринбург. Лидеры бизнеса.) // National Business. 2011. C. 20-21.
4. McMillan English Dictionary. C. 554.
5. Стровский Л. Е. Указ соч. С. 255.
6. Конвенция Унидруа по международным факторным операциям, заключена в Оттаве 28.05.1988 г.
7. Гольдштейн С. Л. Системная интеграция бизнеса, интеллекта, компьютера. Екатеринбург : ПироговЪ, 2006.
8. Трейвиш М. И. Банковская судьба небанковской услуги // Банковское дело в Москве. 2006. № 3. С. 28-30.
9. Веретенникова О. Б. Финансовое планирование хозяйствующих субъектов. Екатеринбург : АМБ, 2004. 380 с.
10. Ковалев В. В. Курс финансового менеджмента. М. : Велби, 2008. 448 с.
общих принципах, как гибкость, и таких специфических принципах, как сбалансированность и лояльность, путем взыскания дебиторской задолженности и финансирования поставок на основе договора между фактор-фирмой и сельхозпредприятием с целью минимизации рисков и активизации продаж, пополнения оборотных средств и улучшения финансового состояния предприятия.
Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, монография. М. і Финансовая
организация консалтинговых компаний в области оказания информационно-консультационных служб сельскохозяйственным товаропроизводителям в условиях присоединения россии к вто
з. Б. ХМЕЛЬНИЦКАЯ,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и международного бизнеса,
С. Ю. зоЛоТУХИН, 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42;
преподаватель, Уральская ГСХА тел. 89022597076; е-та'|: ^44@там.ги
Положительная рецензия представлена О. Н. Яшиной, кандидатом экономических наук, доцентом, заведующей кафедрой мировой экономики Института экономики, управления и права.
Ключевые слова: ВТО, консалтинг, информационно-консультационная служба, экстеншн. Keywords: WTO, consulting, information consulting service, extension.
Решение вопроса присоединения России к ВТО находится на стадии завершения. Предположительный срок присоединения конец 2011 г. Для некоторых отраслей экономики (металлургия, добыча углеводородов, нефтехимия, и др.) данный факт будет означать расширение рынков сбыта, улучшение конкурентной среды.
Для большинства предприятий малого и среднего бизнеса, предприятий АПК присоединение России к ВТО повлечет за собой процесс повышения уровня конкурентоспособности предприятия во всех сферах его деятельности. Те компании, которые окажутся не готовыми к изменениям как организационно, так и на стратегическом уровне, вынуждены будут уйти с рынка под давлением все возрастающей конкуренцией со стороны зарубежного бизнеса, зачастую более опытного, финансово устойчивого и высокоорганизованного.
Быстрый процесс преобразования российских компаний с точки зрения уровня менеджмента, использования современных методов управления, эффективности бизнес-процессов, маркетинговой ориентированности, глубины освоения информационных технологий,
шшш.т-ауи. пагоб. ги
возможен, по нашему мнению, при широком применении консалтинговых услуг в своей деятельности. Именно привлечение консалтинговых компаний и независимых консультантов может помочь пройти процесс приведения российского малого и среднего бизнеса, предприятий АПК к уровню зарубежных компаний в наиболее короткий срок.
Под консалтингом понимается вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационноэкономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Фактически консалтингом является любая помощь в решении стоящих перед предприятием проблем, оказываемая внешними консультантами. При этом основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства и управляемости предприятия, повышении эффективности его деятельности в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого сотрудника [1].
95
Консалтинговые компании оказывают свои услуги в следующих формах:
• аналитическая деятельность (например, анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой деятельности предприятия, анализ рынков сбыта, движения цен и пр.);
• прогнозирование на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик;
• ревизия деятельности предприятия;
• участие в деятельности предприятия (например, формирование стратегических и бизнес-планов, сопровождение информационных систем и т. д.) и аутсорсинг (outsoursing) — подход, основанный на полной или частичной передаче рутинных функций предприятия консалтинговой компании с целью сосредоточения собственных усилий на решении ключевых стратегических задач;
• консультации по самому широкому кругу вопросов, касающихся как деятельности компании-клиента, так и рынка в целом [1].
Укрупнено консалтинговые услуги можно разделить на следующие наиболее востребованные направления:
• консалтинг в области налогообложения и юридические услуги;
• аудит, бухгалтерский учет, отчетность и ревизионная деятельность;
• консалтинг в области управления.
Первые два направления достаточно жестко регламентированы законодательством, включают в себя стандартные виды услуг, базирующихся на ограниченном количестве методологий, методов и методик. Консалтинг в области управления или управленческий консалтинг только по классификации Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) включает более 100 видов консалтинга [1].
Под управленческим консалтингом понимают решение всего спектра проблем, с которыми сталкивается организация в процессе управления сложными системами в различных сферах деятельности.
Управленческий консалтинг в России в последние годы существенно увеличивает свою долю на рынке консалтинговых услуг. По вкладу в ВВП управленческий консалтинг России соответствует европейскому уровню 90-х гг. прошлого столетия. Основной вклад в общий объем продаж российских консалтинговых компаний вносят маркетинговый консалтинг, ИТ-консалтинг, производственный консалтинг и консультирование в области управления персоналом (в т. ч. организация тренинговых мероприятий). Сельскохозяйственный консалтинг имеет крайне незначительное распространение (по различным оценкам не более 0,5-1 % всех консалтинговых услуг). Очевидно, что при таком количестве жителей сельской местности, а также социальном значении сельского хозяйства для нашей страны, уровень сельскохозяйственного консалтинга находится на крайне низком уровне.
Между тем, одной из наиболее уязвимых отраслей при присоединении России к ВТО, по мнению экспертов, является отечественный агропромышленный комплекс (АПК). Российские сельхозпроизводители только начинают, по сути, заново организовывать эффективное сельское хозяйство. К этому необходимо прибавить сложные климатические условия на большинстве территории страны, гигантские расстояния между сельскохозяйственными регионами и основными потребителями продукции,ограниченность финансовых ресурсов и т. п. При этом нельзя не отметить, что в последние несколько лет в российском АПК произошли структурные
положительные сдвиги (повышается уровень государственной поддержки, регуляторы рынка активно влияют на экспортно-импортные операции с сельхозпродукцией, многие предприятия осуществляет многомиллионные инвестиционные программы в отрасли).
Основным фактором, который окажет значительное влияние на российское сельское хозяйство после вступления в ВТО, станет изменение системы государственной поддержки отечественного АПК. Если ранее государство само определяло формы поддержки (включая различные виды таможенного регулирования), ее размер и объекты, то после вхождения в ВТО мы будем вынуждены соотносить предполагаемые меры государственной поддержки с правилами ВТО (конкретно с Соглашением по сельскому хозяйству ВТО).
В рамках ВТО государственная поддержка сельскому хозяйству подразделятся на три основных вида, или, пользуясь терминологией ВТО, «корзины», по степени прямого влияния на процесс торговли. Это:
• «голубая» корзина — предполагающая меры, направленные на ограничение размеров сельхозугодий и поддержку фермеров.
• «зеленая» корзина — меры, которые могут применяться без ограничений. К ним относятся затраты на страхование урожаев в пределах 70 % потерь, развитие консалтинга и информационного обеспечения в сельской местности, строительство и поддержание инфраструктуры, научные изыскания, образование и подготовку кадров, инвестиционное субсидирование, ветеринарные услуги, выставочное дело и т. п.
• «желтая» корзина — это все остальные меры государственной помощи АПК, которые стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. Речь идет о субсидиях на изготовление конкретных видов продукции, приобретение средств производства и погашение кредитов, а также прямых платежах производителям, поддержке рыночных цен, списании долгов и ряде других мер. Государства, ставшие членами ВТО, обязуются поэтапно сокращать применение этих инструментов, отражаемых показателем, именуемым сумма максимальной поддержки (СМП) [2].
В большинстве случаев в нашей стране в качестве методов государственной поддержки сельхозпроизводителей используются меры «желтой» корзины. Что касается зарубежной практики, то одним из наиболее эффективных методов государственной поддержки АПК из мер «зеленой» корзины ВТО является организация системы информационно-консультационных служб (ИКС). По объективным причинам консалтинговые услуги на платное основе не могут найти широкое распространение в сельском хозяйстве, в том числе и за рубежом. В связи с этим именно создание региональной системы ИКС может решить проблему доступности предприятий АПК к консалтинговым услугам, а значит, повысится уровень инновационной составляющей сельскохозяйственных товаропроизводителей.
История создания ИКС во многих странах связана с необходимостью обеспечить продовольственную безопасность страны и преодолеть кризис сельского хозяйства в конкретный момент. Создание этих служб было вызвано необходимостью помочь фермерам, не имеющим необходимого образования и опыта работы эффективно хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах. Фермеры, для того чтобы обеспечить народ продуктами питания, должны были вести интенсивное производство, применять зачастую новые технологии сельскохозяйственного производства. Самим фермерам, находящимся вдали от научных и учебных
96
№№№. т-Э¥и. пагоб. ги
центров, при отсутствии средств связи, трудно было следить за новинками сельскохозяйственного производства и использовать их в своих хозяйствах. Для этого были необходимы специальные службы.
Основные функции ИКС можно определить как:
1. Обеспечение доступности современных научных данных для предприятий АПК;
2. Формирование, актуализация и доведение до сельхозпроизводителей коммерческой информации о рынках сбыта, ценовой ситуации;
3. Оказание помощи в стратегическом развитии предприятий;
4. Образование и переподготовка кадров предприятий АПК. Речь идет, прежде всего, об организации обучающих курсов, семинаров, встреч [3].
Основная роль ИКС в сельскохозяйственном производстве состоит в оказании помощи фермерам принимать наиболее эффективные решения.
Основными принципами организации ИКС за рубежом являются:
1. Инициирование, руководство и финансовая поддержка со стороны государства. Роль государственных органов в деятельности в различных моделях ИКС присутствует во всех странах в той или иной степени. Более того, изучение опыта функционирования зарубежных ИКС показывает, что эти службы не менее 20 лет с момента создания должны финансироваться за счет федеральных и региональных бюджетов.
2. Совместное финансирование ИКС, когда их деятельность финансируется из различных источников (федеральный бюджет, региональные и муниципальные органы власти, фермерские и кооперативные организации, частные организации).
3. Наличие разветвленной системы внедрения, охватывающей все регионы.
4. Тесная связь с образовательными и исследовательскими учреждениями. Офисы ИКС часто располагаются при университетах (США, Канада).
5. Привлечение к работе в ИКС высококвалифицированных специалистов в одной или нескольких отраслях сельскохозяйственных знаний.
6) Получение фермерами бесплатно или за символическую плату консультаций и информационных услуг, связанных с внедрением новой техники, передовых технологий, решением экологических проблем.
7. Открытость, наличие обратной связи между консультантами, исследователями, преподавателями, специалистами ИКС и фермерами.
8. Использование разнообразных методов консультирования (прямых индивидуальных и групповых контактов сельхозпроизводителей с работниками ИКС) [4].
Конкретными результатами работы ИКС, как правило, являются:
• выбор более производительных технологий (семена, удобрения, механизмы);
• выбор более эффективного метода применения данных технологий;
• повышение уровня менеджмента на предприятии;
• определение оптимального сочетания имеющихся в наличии ресурсов;
• изменение системы ведения хозяйства:
= переход на производство более эффективных культур;
= изменение самого характера деятельности сельского хозяйства (переход от растениеводства к животноводству);
= лучшая организация маркетинговой деятельности;
= расширение рынков сбыта, увеличение объемов шшш.т-ауи. пагоб. ги
продаж продукции, в т. ч. за счет усиления кооперации;
= повышение рентабельности производства;
• изменения внешних факторові
= улучшение системы поставки ресурсов;
= улучшение системы предоставления кредитов;
= изменение сельскохозяйственной политики региона [З].
Рассмотрим формы организации ИКС за рубежом. Так, в Дании такие службы были созданы более 100 лет назад самими фермерами и существуют по настоящее время.
Датская консультационная служба выполняет следующие задачи;
• дает фермерам современные знания о методах производства и экономике;
• дает советы в конкретных ситуациях по вопросам планирования и организации производства;
• проводит регистрацию и обработку экономических данных, способствуя рентабельному ведению хозяйства;
• организует курсы повышения квалификации и профессионального мастерства фермеров;
• служит связующим звеном между фермерами и научно-исследовательскими учреждениями;
• ведет бухгалтерский учет, рассчитывает исходные данные для заполнения налоговых деклараций, дает советы по ведению хозяйства, в том числе по вопросам финансирования.
В США созданию такой службы (экстеншн сервис, от англ. extension «расширение») послужил закон об организации науки, сельскохозяйственного образования и распространения знаний среди фермеров, принятый в 1862 г. Эта задача возлагалась на сельскохозяйственные колледжи, которые создавались в каждом штате. Консультационная служба в сельском хозяйстве в каждом штате США входит в организационную структуру университета и имеет центральный офис и филиалы во всех графствах. Система экстеншн предоставляет свои услуги бесплатно, поэтому в бюджетах ее структур не предусматривается поступлений от коммерческих структур. Финансирование службы идет в основном из трех источников! федеральное правительство, правительство штата, администрация графства.
Голландия, сельскохозяйственная модель которой признана одной из самых эффективных в мире, в вопросах образования, исследования и внедрения в сельском хозяйстве опирается на Министерство сельского и рыбного хозяйства и окружающей среды. В структуре Министерства имеются национальные консультационные центры (DLV), которые оказывают информационную помощь работникам образования и советникам внедренческих организаций ^КС), имеющим непосредственный контакт с фермерами.
Ведущая консультационная служба Англии АДАС была создана более 50 лет назад, в те годы, когда страна испытывала недостаток продовольствия, и ее основная функция заключалась в увеличении производства продуктов питания путем внедрения передового опыта, новых технологий.
В Германии консультационные службы включают в себяі федеральные или земельные консультационные службы (государственные организации), сельскохозяйственные палаты, частные консультационные фирмы и объединения, а также частных консультантов.
Общей тенденцией для всех земель Германии является предоставление бесплатной консультационной помощи крестьянам и членам их семей государственными учреждениями или возмещение государством затрат при получении таких услуг от частных консультационных фирм, если речь идет о перспективах развития
внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта. Большинство региональных служб не ведут мониторинг потребностей сельхозпроизводителей и практически не оказывают влияние на формирование заказов для науки на решение проблем, необходимых рыночному производству. Отсутствие требуемого бюджетного финансирования не позволяет обеспечить необходимую материально техническую базу служб и комплектование их высококвалифицированными кадрами [5].
Изучение нормативных документов и зарубежной практики в деле организации ИКС позволило сделать следующие выводы:
1. В контексте вступления нашей страны в ВТО необходимо переосмыслить подходы к государственной поддержке сельского хозяйства. Больше внимания следует уделять инфраструктурным, образовательным, научным, консультационным проектам, которые оказывают более долговременный положительный эффект, носят стратегический характер. Именно такие формы поддержки имеют распространение в международной практике и, что особенно важно сейчас, ни коем образом не ограничены рамками ВТО.
2. Необходимо внедрять запланированные Правительством РФ мероприятия по увеличению числа ИКС в России, повышению качества оказываемых услуг. Следует повышать уровень квалификации агроконсультантов, проводить их аттестацию. В качестве приоритетных моделей развития ИКС считаем правильным выбрать Университетскую модель ИКС, а также ИКС как структурные подразделения органов управления сельским хозяйством как наиболее проработанные и распространенные.
3. Государству необходимо обеспечивать доступность услуг ИКС, в том числе за счет максимально полного финансирования ИКС и/или компенсации стоимости оказываемых услуг для фермера. Государственным структурам надлежит также корректировать направление исследований ИКС, определять их актуальность и эффективность.
4. В целях предотвращения трансформации ИКС в структуры, занимающиеся исключительно «освоением» бюджетных средств, необходимо проработать четкий и простой механизм финансирования, который будет учитывать прежде всего эффективность услуг, получение конкретного результата и удовлетворенность конечных потребителей — предприятий АПК.
5. Обязательным является использование передового опыта работы ИКС за рубежом, а также методов работы международных консалтинговых корпораций в части использования современных методов управления процессом оказания консалтинговых услуг.
сельхозпредприятий и о социально-экономических проблемах работающих и членов их семей, т. е. о вопросах, имеющих весомое общественное и социально-политическое значение.
Функции государственной консультационной службы осуществляются через научно-исследовательские институты, сельскохозяйственные школы и университеты.
Таким образом, в международной практике можно выделить следующие модели организации ИКС:
1. ИКС как структурные подразделения органов управления сельского хозяйства. Финансирование при этом осуществляется как государством, так и специализированными объединениями в пропорции 1 : 1.
Такая форма особенно популярна в Китае, Германии,
Прибалтийских государствах.
2. Университетская модель ИКС, для которой характерно выполнение консультационных работ непосредственно на местах у фермеров. В университетах разрабатываются конкретные программы ИКС, которые реализуются на местном уровне в округах. Такая форма консультирования широко применяется в Канаде,
Великобритании и США.
3. ИКС на базе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций, которая наиболее развита в Дании, где консультационные центры создаются фермерскими союзами и функционируют под их наблюдением и с их поддержкой.
4. Консультационные фирмы в составе коммерческих предприятий. Основная часть консультационных услуг и обучающих мероприятий проводятся на «бесплатной» основе, т. е. затраты на консультационную деятельность учитываются в цене на продукцию этой фирмы.
5. Частные консультационные службы, играющие значительную роль в сельскохозяйственном секторе и сосредотачивающие свою деятельность на областях, которыми пренебрегает правительство.
6. Торговые советы и торговые фонды, которые выполняют производственное и маркетинговое сельскохозяйственное консультирование чаще всего для традиционных плантаций и для производства предметов потребления на экспорт [5].
В России развитие сельскохозяйственного консультирования предусмотрено Сводным планом реализации мероприятий Минсельхоза России по выполнению Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [6].
К настоящему времени в России информационноконсультационные службы (ИКС) созданы в 65 регионах и 265 районах. Однако эти информационноконсультационные службы всех уровней недостаточно целенаправленно осуществляют поиск, апробацию и
литература
1. Калянов Г. Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе : учебник для вузов. 2-е изд., дополн. М. : Горячая линия — Телеком, 2011. 210 с.
2. Подъяпольский С. А. Вступление в ВТО: Рубикон перейден // Агро-Сибирь. 2010. № 12.
3. Ториков В. Е., Мальцев В. Ф., Квитко Б. И. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве : учебное пособие. Брянск, 2004. 276 с.
4. Жданова Н. В. Совершенствование государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных производителей через систему информационно-консультационного обслуживания (на примере Челябинской области) : дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2009.
5. Ивахненко О., Лисситса А. Информационно-консультационная служба в аграрно-промышленном комплексе России на примере Омской области. Дискуссионные материалы Института аграрного развития в странах Центральной и Восточной Европы (ИАМО). Германия, 2005. 48 с.
6. Доклад «О результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. в части оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению». Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Москва, 2011.
98 www.m-avu.narod.ru