УДК 338.43(571.56)
вопросы развития
информационно-консультационной деятельности в аграрной сфере
республики сАХА (ЯКУТИЯ)
А. Г. НИКИФОРОВ, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики севера E-mail: nikitol@yandex. ru северо-Восточный федеральный университет им. м. К. Аммосова
В статье анализируется развитие информационно-консультационной деятельности в аграрной сфере, которая призвана обеспечить руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства, всех сельских жителей информацией, необходимой для их эффективной и инновационной деятельности в современных условиях хозяйствования. Отмечено, что внедрение инновационной деятельности с обеспечением информационно-консультационного обслуживания невозможно без государственной поддержки.
Ключевые слова: информационно-консультационная служба, инновация, научно-технический потенциал.
В настоящее время в аграрном секторе России происходят глубокие социально-экономические преобразования. Реорганизованные сельскохозяйственные предприятия превратились в самостоятельно хозяйствующие субъекты, активно идет процесс становления крестьянских (фермерских) хозяйств, проведена земельная реформа. На всех уровнях коренным образом изменились функции органов управления сельскохозяйственным производством и их взаимоотношения с товаропроизводителями всех форм собственности и хозяйствования.
Переход на рыночные отношения обусловил создание новых информационно-консультацион-
ных звеньев в структуре управления, призванных обеспечить руководителей и специалистов сель-хозпроизводства информацией, необходимой для их эффективной и инновационной деятельности в современных условиях хозяйствования. Требования сельскохозяйственных товаропроизводителей к перечню и объему информации адекватно возрастали по мере формирования рыночных отношений. На первом этапе они вполне удовлетворялись информацией о рынках сбыта продукции, ценах на семена, химикаты, технику и другие. С углублением рыночных отношений и, соответственно, усилением конкурентной среды руководителями и специалистами аграрных формирований востре-буется дополнительная информация о последних научно-технических разработках и передовом опыте, а также информация в области маркетинга, бизнес-планирования, налогообложения.
На нынешнем этапе возникла объективная необходимость в информационно-консультационной службе (ИКС), не только обеспечивающей оперативное доведение до сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимой научной, рыночной и технологической информации, но и оказывающей им содействие в освоении инновационных разработок и передового опыта. В
связи с этим повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей заслуживает особого внимания и, в частности, требует обоснования теоретических и методологических подходов к развитию ИКС в сельском хозяйстве на региональном уровне [1].
Информация, информационные технологии, информационная и профессиональная поддержка принятия управленческих решений, а также проблемы реализации и распространения новых технологий через систему консультирования в различных аспектах всегда были в поле зрения научных организаций и ученых. Этой теме были посвящены труды отечественных ученых-специалистов А. В. Чаянова, А. В. Фортунатова, Д. Н. Прянишникова и других, приложивших много усилий к развитию информационных служб России.
Результаты исследований использованы при разработке концепции федеральной и региональной ИКС агропромышленного комплекса и служат основой для определения ее стратегических направлений развития. Вместе с тем, не в полной мере разработаны вопросы, связанные с развитием ИКС АПК регионов и межрайонных информационно-консультационных центров, оценкой эффективности деятельности региональной информационно-консультационной службы, организацией отраслевого консультирования специалистами ИКС совместно с экспертами и ведущими учеными. Необходимость решения данной проблемы предопределила потребность в ее исследовании [2].
Исследования показали, что в Республике Саха (Якутия) [далее — РС (Я)] организационная структура информационно-консультационной службы представлена двумя уровнями: региональным и районными центрами.
Автономное учреждение РС (Я) «Консультационно-методологический центр АПК Республики Саха (Якутия)» было создано в рамках национального приоритетного проекта развития сельского хозяйства республики распоряжением Правительства РС (Я) 248-р от 26.03.2009. Основной целью центра является оказание информационно-консультационной, методологической помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности, сельскому населению республики по юридическим, экономическим и различным технологическим вопросам.
Центр оказывает консультационно-методологическую помощь по вопросам организации различных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, кредитных кооперативов путем проведения лекций, семинаров и обучающих мероприятий. Оказывает помощь в разработке технологических карт, бизнес-планов и технико-экономических обоснований, создании демонстрационных площадок на базе передовых хозяйств, а также оказывает непосредственную помощь в организации и оснащении хозяйств, проведении в них обучающих и ознакомительных мероприятий и др.
Направление работ доводится учредителем центра Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я), который является заказчиком выполняемых работ и может ежегодно меняться в зависимости от проводимой политики учредителя. Так, в первые годы работы учреждения основная деятельность была направлена на разъяснительную работу по созданию потребительских кооперативов, развитию кооперации на селе. В 2006 г. имелось 221 организованное сельскохозяйственное предприятие [кроме крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ)], а в 2008 г. — 437. В 2009—2010 гг. основное внимание было уделено правильной организации созданных кооперативов, их соответствию законодательству РФ, а также, в связи с приоритетным направлением поддержки малого предпринимательства на селе, — помощи в организации собственных хозяйств и предприятий.
В 2011 г. перед учреждением поставлена задача по разъяснительной работе среди товаропроизводителей о новых механизмах поддержки сельского хозяйства и проведении экономического обучения работников кооперативов и хозяйств. За помощью и консультацией обращаются непосредственно в офис учреждения в г. Якутске, а также в районные ИКЦ, которые имеются в следующих районах: Намский, Усть-Алданский, Чурапчинский, Мегино-Канга-ласский, Амгинский, Горный, Вилюйский. Кроме того, специалисты в течение всего года выезжают во все районы республики, проводят семинары, дают индивидуальные и групповые консультации.
За время работы с 2007 по 2011 г. проведено 559 семинаров с охватом 12 125 чел., составлено 975 бизнес-планов и технико-экономических обоснований (ТЭО) для получения заемных средств, софинансирования из республиканского бюджета для участия в инвестиционных и муниципальных программах, для получения поддержки грантов,
субсидий, предусмотренных Министерством по развитию предпринимательства и центром занятости населения.
Оказано более 54 тыс. консультационных услуг и более 1,2 тыс. услуг практической помощи по экономическим, юридическим, организационным вопросам, вопросам животноводства, растениеводства, технологии содержания и т. д. На базе сельскохозяйственного потребительского кооператива «Чурапча» с. Чурапча Чурапчинского улуса третий год работает демонстрационная площадка. За истекшее время прошли обучение и посетили производственные (демонстрационные) объекты 2 857 чел. Центр уделяет большое внимание освещению передового опыта ведения сельского хозяйства по всей РС (Я). Так, центром изучена деятельность 13 хозяйств, в том числе 9 кооперативов, 4 КФХ, составлено 9 брошюр. Начиная с 2009 г. КМЦ АПК РС (Я) издает методическую литературу, подготовленную отделами и департаментами минсельхоза и продовольственной политики РС (Я), ФГУП «ГВЦ Минсельхоза России». Всего с 2007 г. издано и распространено более 16 тыс. экземпляров брошюр. С ноября 2010 г. учреждение получило лицензию на осуществление деятельности в сфере образования — обучение и повышение квалификации
коневодов 3-го разряда, операторов машинного доения, трактористов категории «С», бухгалтеров кооперативов по программе «1С Бухгалтерия».
В преддверии вступления России в ВТО и инновационного развития экономики система информационно-консультационного обеспечения АПК должна учитывать основные направления национальной политики и экономики, в связи с этим тесно сотрудничать с региональным правительством и органом управления АПК.
В контексте интеграции в ВТО информационно-консультационная служба должна осуществлять реализацию информационных программ по нормативно-правовому обеспечению, экологической безопасности, кредитно-инвестиционной деятельности для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Исследования региональной ИКС выявили, что создание и развитие региональной сети обусловлены поэтапным подходом и учетом социально-экономических преобразований на селе. Кроме того, организационная форма создаваемой ИКС определялась объемом государственной поддержки Правительства РС (Я) в зависимости от изменений приоритетных направлений регионального АПК. Оказание услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности автономным
Оказание услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям автономным учреждением «Консультационно-методологический центр АПК Республики Саха (Якутия)» в 2007—2011 гг.
Показатель Год 9 мес.
2007 2008 2009 2010 2011 г.
Районные пункты, ед. 7 7 7 7 7
Численный состав КМЦ, чел. 59 46 32 31 28
Общее количество потребителей, воспользовавшихся 36 731 8 476 10 192 11 690 10 019
консультационными услугами
Количество услуг на 1 специалиста 668 202 364 433 417
В том числе сельскохозяйственные предприятия, ед. 4 770 854 4 060 8 504 7 572
Крестьянские (фермерские) хозяйства, ед. 295 705 807 489 740
Личные подсобные хозяйства граждан, садоводы, огородники 25 700 6 001 1 845 1 648 1 134
Другие юридические и физические лица 5 966 916 3 480 1 049 573
Консультационные услуги, ед. 35 401 7 608 4 446 3 300 1 029
Разработка бизнес-планов, технико-экономических 327 236 80 142 190
обоснований, ед.
Обучение специалистов сельского хозяйства — — 648 1 103 37
в созданных демонстрационных центрах, ед.
Изготовление и распространение брошюр, шт. 18 9 6 12 13
Проведено семинаров с указанием количества слушателей, ед. 5 218 46 44 246
Принимало участие в семинарах, чел. 500 3 270 1 840 1 364 5 151
Выпуск статей в республиканских и улусных газетах 30 69 30 26 28
Выпуск радиопередачи «Советы специалиста» 36 47 78 131 98
Выступление по республиканскому и улусному телевидению 57 31 4 6 3
' По данным АУ КМЦ АПК РС (Я).
_ ОД
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность '
Рис. 1. Тематика консультационных услуг КМЦ АПК РС (Я) за 9 мес. 2011 г: 1 — животноводство — 16 %; 2 — переработка сельскохозяйственной продукции — 5 %о; 3 — занятость населения — 5 %о; 4 — экономика и организация производства — 35 %о; 5 — кредитование — 12 6 — юридические услуги — 11 о%; 7 — бухучет — 11 о%; 8 — растениеводство и кормопроизводство — 5 %
учреждением «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» представлено в таблице.
За 9 мес. 2011 г. наибольший процент консультационных услуг приходился на экономику и организацию производства — 35 %, наименьший — на вопросы переработки сельхозпродукции и занятости населения — 5 % (рис. 1).
В целом консультационные услуги с 2007 г. (35 401 ед.) сократились до 1 029 ед. в 2011г. Это
Рис. 2. Потребители услуг КМЦ АПК РС (Я) за 9 мес. 2011 г.: 1 — сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы — 75,6 %%; 2 — крестьянские (фермерские) хозяйства — 7,4 %%; 3 — личные подсобные хозяйства — 11,3 о%; 4 — другие — 5,7 %
40-
связано с тем, что в 2007 г. был большой запрос на консультационные услуги по участию в ПНП «Развитие АПК» — 30 168 ед. запросов. Идет рост запросов среди сельскохозяйственных предприятий с 4 770 ед. до 7 572 обращений и КФХ — с 295 до 740 запросов в 2011 г. Преобладающими среди пользователей услуг КМЦ АПК РС (Я) являются сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы (75,6 % от общего объема потребителей), ЛПХ — 11,3 %% и КФХ — 7,4 %% (рис. 2).
В настоящее время появилась необходимость исследования тенденций развития ИКС, поиска методов прогнозирования потребления информационно-консультационных услуг, влияния развития информационно-консультационного обслуживания на повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства, определения основных направлений реформирования, выработки рекомендаций по реализации реформы применительно к аграрному сектору.
Специфика регионов требует формирования для каждого субъекта отдельного направления ИКС. В этой связи развитие ИКС должно быть основано на интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур (при соответствующей государственной поддержке), направленной на обеспечение ускоренного продвижения в производство достижений научно-технического прогресса, на рост объемов сельхозпроизводства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также на устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни коренного населения Севера.
Практика показала, что организация проекта сельского консультационного центра на уровне наслега и села является необходимым условием для их дальнейшего социально-экономического развития. При формировании сельского консультационного центра основным фактором должна быть исходящая инициатива от сельского населения. В данной ситуации самым оптимальным вариантом может быть организация в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива. Основными функциями должны быть оказание помощи хозяйствам и населению путем организации консультаций с участием специалистов различных сфер производства и услуг, органов исполнительной власти и научных учреждений по вопросам новых технологий в животноводстве и растениеводстве, финансово-кредитной политики, законодательства и права, нало-
Улусное управление сельским хозяйством
Филиал КМЦ АПК РС (Я)
опхяниисх,
филиалы ЯГСХА
Ж
СПК «Сельский консультационный центр»
Исполнительный директор
Специалист-консультант
Экономист-бухгалтер
и
Сельскохозяйственные товаропроизводители
Примечание: ОПХ ЯНИИСХ — опытно-производственное хозяйство Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйста; ЯГСХА — Якутская государственная сельскохозяйственная академия.
Рис. 3. Организационная форма СПК «Сельский консультационный центр» [2]
гообложения и бухгалтерского учета предприятий различных форм собственности, информирование о проводимых реформах в экономике и политике. Организационная структура сельского консультационного центра представлена на рис. 3.
Таким образом, эффективное сельскохозяйственное производство предъявляет повышенное требование к организационно-экономическим механизмам формирования информационно-консультационной службы с учетом результативности и качества обслуживания, вместе с тем и многоук-ладности формирования ИКС. В перспективе нужно создать специализированный центр трансферта и коммерциализации агротехнологий, который будет внедрять в практику и коммерциализировать научные разработки. Работа КМЦ АПК РС (Я) позволит решить задачи повышения эффективности реализуемых прорывных проектов по созданию мо-лочно-товарных ферм и откормочных комплексов, повышения уровня продуктивности скота, доли племенного поголовья КРС, лошадей и выведения новых сортов картофеля, зерновых культур, устойчивых к суровым климатическим условиям.
Как известно, научные инновации носят глобальный характер, дают быстрый эффект и уменьшают затраты и риски при международной научно-технической кооперации. Создание инфраструктуры распространения и внедрения научных разработок — центров распространения знаний, которые представляют собой демонстрационные и информационные площадки, где могут встретиться все участники инновационного процесса — сами
разработчики, покупатели и пользователи продуктов и новых технологий, а также потенциальные инвесторы.
Вместе с тем следует отметить некоторые недочеты в работе КМЦ АПК РС (Я): отсутствие системы мониторинга сельскохозяйственных предприятий, позволяющей прогнозировать их развитие, благодаря которой можно поддерживать связь с инновационной наукой или органами управления АПК; слабое обеспечение современными телекоммуникационными средствами и компьютерной техникой; отсутствие единого информационного пространства между федеральным, республиканским и районным ИКЦ.
Внедрение инновационной деятельности с обеспечением информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей всех категорий невозможно без государственной поддержки. Прекращение или сокращение бюджетного финансирования вынуждают ИКЦ крайне ограничить объем предоставляемых услуг. С углублением рыночных отношений и усилением конкурентоспособности повышается востребованность информации в области новых научных разработок, маркетинга, налогообложения, бухучета и др.
Все эти факторы и обусловили формирование ИКС как государственное предприятие под началом Министерства сельского хозяйства и продовольственной продукции РС (Я). Исходя из этого, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
• на сегодняшнем этапе развития КМЦ АПК республики недостаточно обеспечивает номенклатуру оказываемых услуг, слабо участвует в проектировании и реализации региональных, муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий;
• районные ИКЦ оказались слабо обеспеченными современными телекоммуникационными средствами и компьютерной техникой. Отсутствуют федеральные и региональные информационные базы данных, система мониторинга сельскохозяйственных предприятий, позволяющая прогнозировать их развитие и на этой основе
поддерживать связь с наукой или органами управления АПК РС (Я);
• не в полной мере используется научно-технический потенциал как научных, так и образовательных учреждений аграрного профиля РС (Я) — ЯНИИСХ и ЯГСХА. На современном этапе развития региональной ИКС необходимо создать условия перехода к новой организационной структуре управления региональной ИКС. На взгляд авторов, можно предложить следующую организационную структуру — сельские консультационные центры на уровне наслегов, отвечающие современным реалиям развития ИКС;
• районные ИКЦ слабо представлены или их вообще нет в северных (арктических) улусах РС (Я). Расширение сети ИКС сыграло бы большую роль в предоставлении практической помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению по юридическим, экономическим, бухгалтерским вопросам, помощи в организации собственного
дела, разработке бизнес-планов и технико-экономических обоснований. Реализация научных предложений позволит организовать региональную взаимосвязанную интегрированную ИКС АПК, внедрить сельские консультационные центры. Тем самым будет найдено решение дальнейшего развития ИКС АПК в РС (Я), которое будет способствовать развитию сельского хозяйства, повышению уровня занятости и доходности сельского населения.
Список литературы 1. Игошкин О. В. Развитие информационно-консультационного обслуживания как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного производства: на материалах Самарской области. Самара, 2008.
2 . Павлова М. Б. Организация и управление информационно-консультационной службой в региональном АПК (на примере Республики Саха (Якутия). Якутск, 2005.