ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
Е.Л. Золотарева, И.И. Степкина, А.Д Дымов, М.С. Сорокина, Е.В. Котрякова
Аннотация. Исследованы этапы становления сельскохозяйственных информационно-консультационных служб в России и за рубежом, рассмотрены их отличительные особенности и направления развития.
Ключевые слова: информационно-консультационная служба, сельскохозяйственные товаропроизводители, функции информационно-консультационных служб.
В современных условиях информационно -консультационная служба - это важнейший фактор устойчивого развития сельского хозяйства. Задачей службы является содействие решению проблем сельскохозяйственных товаропроизводителей путем интеграции образования, аграрной науки в производство, обеспечение взаимодействия с организациями, влияющими на развитие аграрного сектора.
Россия является одной из первых стран, где зародилось сельскохозяйственное консультирование. В 1765 г. в России было организовано первое сельскохозяйственное общество, положившее основание первому «институту агрономов» для подачи советов в разных губерниях. В 1797 г. при Сенате была создана правительственная «Практическая школа земледелия». Закончившие школу направлялись в отдаленные деревни, где им выделялась земля для устройства учебного хозяйства и обучения местных крестьян передовым навыкам земледелия.
В 1833 г. был создан комитет по усовершенствованию земледелия в России, а в 1834 г. Министерство финансов приступило к созданию «института практических агрономов» [1].
Впервые теоретическое обоснование деятельности информационно-консультационной службы изложил А.В. Чаянов в работе «Основные идеи и методы работы общественной агрономии». По его замыслу одной из основных функций информационно-консультационной службы явилось увеличение темпов развития сельского хозяйства. Информационно-консультационная служба путем предоставления информации сельскохозяйственным товаропроизводителям о новых научных открытиях, результатах опытов и новых возможностях рынка давала возможность им увеличить объем производства продукции без увеличения издержек. Информационноконсультационная служба стимулировала развитие сельского хозяйства путем ускорения процесса обучения, что было не только в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и в интересах общества в целом [3].
Становление и развитие сельскохозяйственных консультационных служб на Западе и в России происходило одновременно. Однако В.Д. Бан подчеркивая первенство русской общественной агрономии, приводил статистические данные, согласно которым в 1913 г. в сельском хозяйстве России работало 9000 консультантов, в то время как в Нидерландах - только 35, несмотря на то, что население России на тот момент было в 10 раз больше [4. - С. 9].
В России быстрый рост численности сельских консультантов был вызван прежде всего отсталостью крестьянского земледелия и постоянной угрозой очередного бедствия - неурожая. Причины этой отсталости кроются в соответствующей политике государства. Российским земским агрономам приходилось решать задачи, которые Запад уже давно и безболезненно ре-
шил. Основной крестьянской массе доказывалась польза травосеяния, применения минеральных удобрений, новых усовершенствованных орудий труда, сортов растений, пород животных - на это уходили годы.
Становление и укрепление административнокомандной системы в нашей стране на долгие годы прервало в экономике процесс развития сельскохозяйственных информационно-консультационных служб.
Возрождение информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России началось в 90-е годы ХХ века.
Если появление общественной агрономии в России было вызвано причинами постоянной угрозы голода в деревне, то развитие системы сельскохозяйственного консультирования на Западе в первую очередь необходимо связывать с аграрным кризисом конца XIX в., впервые отчетливо выявившего незащищенность фермера в условиях рыночной экономики.
Возможности прежних технологий обработки почвы, возделывания сельскохозяйственных культур и содержания скота вошли в противоречие с реальными запросами рынка, требовалось технико-технологическое перевооружение отрасли.
Во многих развитых странах уже в течение многих десятков лет функционируют сельскохозяйственные консультационные службы как форма распространения знаний среди сельхозпроизводителей. Создание этих служб было вызвано необходимостью помочь фермерам, не имеющим должного образования и опыта работы эффективно хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах.
В США созданию сельскохозяйственной информационно-консультационной службы послужил закон об организации науки, сельскохозяйственного образования и распространения знаний среди фермеров, принятый в 1862 году. Эта задача возлагалась на сельскохозяйственные колледжи, которые создавались в каждом штате.
Сегодня консультационная служба в сельском хозяйстве в каждом штате США входит в организационную структуру университета и имеет центральный офис и филиалы во всех графствах. Такая система предоставляет свои услуги бесплатно, поэтому в бюджетах ее структур не предусматривается поступлений от коммерческих структур. Финансирование службы идет в основном из трех источников. Например, в штате Пенсильвания из общего объема финансирования 50 млн. долларов в год, доля федерального правительства составляет 35%, правительства штата - 55%, администрации графства 9% и от частных инвесторов поступает до 1%. В консультационной деятельности занято 275 профессоров университета и столько же консультантов в графствах [1].
Кроме государственной консультационной службы в США имеются коммерческие консалтинговые структуры и системы информационного обеспечения.
К консалтинговым структурам относятся различные фирмы-поставщики, осуществляющие весь комплекс оперативных консультационных услуг по основным аспектам сельскохозяйственного производства - технологическим, финансовым, правовым, техническим.
В Германии целью организации консультационной службы явилось повышение эффективности хозяйственной деятельности ферм и доходов фермерских хозяйств.
Таблица 1 - Информационно-консультационное обеспечение АПК в разных странах
Субъекты отношений Дания Голландия Германия Финляндия США Англия Россия
Государственный уровень ОС* ОС ОС ОС ОС ОС ОС
Региональный уровень Отсут. Отсут. ОС (в части земель) Отсут. ОС Отсутс. ОС
Местные органы самоуправления ДОП* ДОП ДОП ОС ДОП
консультационная служба участием государства ДОП (ГУ)* Формир.
Самостоятельная консультационная служба при государственной поддержке ДОП ДОП ДОП (с/п) Формир.
Фермерские ассоциации ОС
Сельскохозяйственные палаты Отсут. Отсут. ЭС (в части земель) Отсут. Отсут. Отсут. Отсут.
Высшие учебные заведения (Очень значимо)
Профсоюзы Отсут. Отсут. Отсут. Отсут. Отсут.
Сельскохозяйственный совет ОС Отсут. Отсут. Отсут.
*где ОС - основная функция, ДОП - дополнительная функция, ГУ - служба является частью регионального государственного университета; с/п - консультационная служба входит в состав региональных сельскохозяйственных палат
Важный гарант эффективной деятельности консультационной службы в Германии - это государственная поддержка. Структура и организация сельскохозяйственной консультационной службы едины в стране и включают в себя федеральные или земельные консультационные службы (государственные организации), сельскохозяйственные палаты, частные консультационные фирмы и объединения, а также частных консультантов.
Консультационные службы, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств, считаются официальными.
Общей тенденцией для Германии является предоставление бесплатной консультационной помощи крестьянам и членам их семей государственными учреждениями или возмещение государством затрат при получении таких услуг от частных консультационных фирм, если речь идет о перспективах развития сельскохозяйственных предприятий.
Функции государственной консультационной службы осуществляются через научно-исследовательские институты, сельскохозяйственные школы и университеты. Они могут оказывать постоянные или разовые консультации, готовить или проводить экспертизу строительных проектов, адаптировать новейшие технологии в растениеводстве и животноводстве, давать консультации при покупке техники и оборудования.
Во Франции большую часть консультационных услуг предоставляют сельскохозяйственные палаты, которые были организованы в 50-х годах при финансовой помощи правительства. В структуре сельскохозяйственных палат страны имеется 94 региональных отделения, где работает около 11 тысяч экспертов, а также сотни консультантов из торговых сельскохозяйственных предприятий. Они предоставляют широкий спектр услуг: от анализа почв до экономического прогноза развития хозяйства. Государство оплачивает от 30 до 40 процентов эксплуатационных затрат сельскохозяйственных палат, а также проведение отдельных программ и мероприятий. Все обслуживание проводится по установленным расценкам.
Государственные информационно-консультационные службы в развитых странах все больше осознают, что коммерческие фирмы играют важную роль в оказании консультационных услуг сельским товаропроизводителям. Они занимают значительное место на рынке консультационных услуг и фактически являются конкурентами для государственных сельскохозяйственных кон-
сультационных служб. Поэтому государственные службы практически поставлены перед фактом существования сильного соперника и стараются больше дополнять, чем дублировать функции служб коммерческих фирм, предлагая те услуги, которые они могут обеспечить дешевле или более высокого качества.
Обобщение зарубежного опыта информационноконсультационного обслуживания сельского хозяйства показывает, что службы сельскохозяйственного консультирования функционируют многие десятилетия и играют заметную роль в совершенствовании технологии, организации и управления производством фермеров. Почти все сельскохозяйственные информационно-консультационные службы декларируют, что их деятельность заключается в оказании помощи фермерам в освоении новых форм, методов и технологий ведения агропромышленного производства. Однако на практике эта деятельность в разных странах имеет существенные отличия.
Основными источниками информации для различных видов устойчивости являются образовательные учреждения, научные организации, субъекты агропро-довольственного рынка, органы законодательной и исполнительной власти. Высшие и средние специальные учебные заведения, институты по переподготовке и повышению квалификации работников АПК формируют учебно-методические, научно-методические материалы. Информация научно-исследовательских организаций - научные труды, научно-методические материалы, сведения о научных разработках для использования в производственной деятельности. Источниками информации производственной и рыночной сферы выступают показатели деятельности сельскохозяйственных организаций и хозяйств, рыночной конъюнктуры. Информацией органов государственной власти являются нормативно-правовые акты, а также аналитическая и оперативная информация.
В мировой практике существует ряд моделей организации служб консультирования товаропроизводителей: консультационные службы при министерствах сельского хозяйства и продовольствия (Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Польша); университетская модель (наибольшее распространение получила в США); ИКС, созданные на базе ведущих аграрных колледжей (Шотландия, в некоторых землях ФРГ); ИКС, созданные на базе фермерских организаций (Финляндия); частные консультационные службы, функционирующие в настоящее время во многих развитых странах (Англия,
Уэльс, Новая Зеландия) [2].
Несмотря разнообразие организационных форм, консультационные службы имеют сходства, которые выражаются в следующем:
- в большинстве зарубежных стран службы создавались по решению государственных органов и длительное время содержались за счет бюджетных средств и только по мере завоевания авторитета и устойчивого развития сельского хозяйства постепенно переходили с полного государственного финансирования на частичное возмещение своих услуг за счет взимания платы с клиентов;
- консультационные службы формируются на национальном, региональном и местном уровнях при тесном их взаимодействии;
- к деятельности служб привлекаются работники научных и образовательных учреждений, средства массовой информации.
В России невозможно полностью копировать зарубежные модели сельскохозяйственных информационно-консультационных служб в силу специфических особенностей развития отечественного аграрного сектора, связанных со сложившейся в нем социальноэкономической ситуацией, многоукладностью аграрной экономики, слабой господдержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей, исторически сформировавшимся менталитетом крестьян, выраженным в них склонности к коллективному труду.
В целом, не смотря на то в какой стране развиваются и функционируют информационно-консультационные службы перед ними стоят одинаковые задачи. В их функции входит формирование, актуализация и доведение до сельхозпроизводителей информации о рынках сбыта, ценовом мониторинге, представляющей интерес для потребителей, взаимодействующих в рыночном пространстве. Одной из главных задач служб является процесс обобщения мнений и запросов первичных товаропроизводителей по интересующим их проблемам.
Важной функцией сельскохозяйственных информационно-консультационных служб является оказание помощи сельскохозяйственным производителям по вопросам стратегии их развития. Большое место в деятельности информационных служб занимает образовательная функция. Это, прежде всего работа по организации встреч, семинаров, обучающих курсов, клубов обучения, фермерских кружков самообразования.
Во многих странах консультационные центры занимаются предоставлением услуг на коммерческой основе, таких, как помощь в организации поставок ресурсов, переработке сельскохозяйственной продукции, осеменении сельскохозяйственных животных, маркетинг, оценке качества почвы, кормов, продукции.
Хорошо налаженная система информационного и консультационного обеспечения управления устойчивостью позволяет наиболее полно и достоверно охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду хозяйствующего субъекта, принять оптимальное для каждой конкретной ситуации управленческое решение, снизить риски в его деятельности и обеспечить устойчивое развитие сельскохозяйственных организаций и хозяйств. Поэтому потребность в информации для управления устойчивым развитием аграрных субъектов хозяйствования постоянна, информационно-консультационное обеспечение должно поддерживать их функционирование на всех стадиях производственного цикла.
Список использованных источников
1 Иванова Е.В. Информационно-консультационное обеспечение управления устойчивым развитием сельского хозяйства северного региона. - Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - №4 (22). - С. 174 - 187.
2 Михайленко И.М. Информационно-консультационное обслуживание АПК. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. -194 с.
3 Чаянов А.В. Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во Наркомзема «Новая деревня», 1924. - 132 с.
4 Van Den Ban A.W. Forms and methods of work of information-consulting service in Russia: Sd. Mater. Konf. po IKS. -M., 1998.
Сведения об авторах
Золотарева Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел.89508788343.
Степкина Ирина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Дымов Антон Дмитриевич, соискатель ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».
Сорокина Марина Сергеевна, соискатель ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет».
Котрякова Екатерина Владимировна, магистрант кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».