Б01: 10.15838^с/2017.2.50.16 УДК 061.66:338.43(479.13), ББК 65.32
© Иванова Е.В.
Сельскохозяйственное консультирование в системе инновационного развития аграрного сектора
северного региона
Елена Валентиновна ИВАНОВА
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра УрО РАН
Сыктывкар, Российская Федерация, 167982, ул. Коммунистическая, д. 26 E-mail: ivanova@iespn.komisc.ru
Аннотация. Формирование и развитие аграрного консультирования в северных и арктических территориях потребует учета особенностей функционирования здесь сельского хозяйства. В статье рассмотрены сущность, специфические черты сельскохозяйственного консультирования. Предложено авторское определение соответствующей службы. Обоснованы социально-экономические предпосылки создания системы сельскохозяйственного консультирования. Показана ключевая роль данной системы в освоении и трансферте инноваций в аграрный сектор. Исследованы региональные особенности формирования информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве Республики Коми, обусловленные сложившимися типами аграрных структур, обеспеченностью кадровым и научно-образовательным потенциалом, инновационной активностью сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств. Проанализировано современное состояние деятельности консультационной службы, выявлены факторы, сдерживающие ее развитие. С целью увеличения охвата сельхозтоваропроизводителей и сельского населения информационно-консультационным обслуживанием, распространения инноваций для средних и малых форм аграрных структур разработаны направления развития системы сельскохозяйственного консультирования. Предложена схема размещения и обслуживания межмуници-
Для цитирования: Иванова, Е.В. Сельскохозяйственное консультирование в системе инновационного развития аграрного сектора северного региона / Е.В. Иванова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - Т. 10. - № 2. - С. 284-300. DOI: 10.15838/esc/2017.2.50.16
For citation: Ivanova E.V. Agricultural consulting in the system of innovative agriculture development of the north. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2017, volume 10, no. 2, pp. 284-300. DOI: 10.15838/esc/2017.2.50.16
пальных центров сельскохозяйственного консультирования, их обеспеченности спец и?] ми и финансовыми ресурсами. Определены функции головного центра и межмуниципальных консультационных служб. Обоснованы приоритетные направления участия службы сельскохозяйственного консультирования в освоении и трансферте инноваций в аграрное производство. Результаты исследования могут быть использованы Минсельхозпродом Республики Коми для организации службы сельскохозяйственного консультирования на региональном и муниципальном уровнях, а также при реализации мероприятий по повышению инновационной активности сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств северного региона.
Ключевые слова: сельскохозяйственное консультирование, предпосылки востребованности консультационных услуг, инновационное развитие, особенности формирования, состояние и направления развития аграрного консультирования, Республика Коми.
Стратегия инновационного развития аграрного сектора экономики является решающей в современных условиях. Инновационное развитие невозможно без формирования инновационной системы аграрного сектора и его ключевого звена — сельскохозяйственного консультирования. Консультационные службы, тесно взаимодействующие с другими субъектами инновационной системы, служат эффективным инструментом освоения и трансферта инноваций в аграрный сектор. Мировой опыт свидетельствует, что около 60—80% сельхозтоваропроизводителей в состоянии освоить новшества с помощью службы сельскохозяйственного консультирования [8].
Создание системы аграрного консультирования требует учета специфических особенностей развития сельского хозяйства различных регионов страны, связанных с природными, экономико-географическими, социально-экономическими условиями и факторами. Она не может быть одинакова для всех субъектов Федерации. Механический перенос модели организации службы сельскохозяйственного консультирования с регионов с развитым сельским хозяйством в районы Севера и Арктики не даст положительных результатов. Здесь, в силу особенностей функционирования агропромыслового хозяйства,
формирование и развитие системы аграрного консультирования будет существенно различаться.
В связи с этим разработка путей формирования и развития системы сельскохозяйственного консультирования для северных и арктических территорий со сложными условиями ведения аграрного производства является весьма актуальной задачей. Именно с позиций повышения роли аграрного консультирования в активизации инновационной деятельности сферы сельского хозяйства автор рассматривает вопросы развития информационно-консультационной службы в Республике Коми.
Консультирование, по свидетельству ученых, существовало очень давно — ещё в Месопотамии, Египте, Греции и Финикии. В развитом виде консультационная деятельность как процесс оказания фермерам консультационных услуг сформировалась на Западе в 1950-1960-е гг. Основной причиной возникновения служб сельскохозяйственного консультирования был кризис сельского хозяйства, которое не могло самостоятельно, без государственной поддержки, перейти на эффективный путь развития [7, с. 40].
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), сельскохозяйственные консультационные службы успешно развиваются
странах мира, в них работают более 550 тыс. специалистов-консультантов [15]. Россия является одной из первых стран, где зародилось сельскохозяйственное консультирование. Консультационное обслуживание прошло долгий путь развития, основные его этапы связаны с развитием сельскохозяйственной науки и образования. Рассматривая историю развития информационно-консультационной службы (ИКС) в дореволюционной России, голландский ученый А.В. Ван Ден Бан отметил: «Создается впечатление, что в то время ИКС в России была на самом высоком уровне в мире» [17].
В 1913 г. в российской системе сельскохозяйственного консультирования работали 9 тыс. служащих. Их главной задачей было оказание помощи единоличному крестьянину.
Первые теоретико-практические разработки сельскохозяйственного консультирования (общественной агрономии) связаны с именем выдающего русского ученого А.В. Чаянова. Он считал, что задачами сельского консультирования являются ускорение и рационализация стихийно совершающейся эволюции сельского хозяйства в сторону большого соответствия изменяющимся условиям. По мнению А.В. Чаянова, сельский консультант может быть назван организатором и проводником совершающегося развития сельского хозяйства. Желая создать новое земледелие, консультант создает новую человеческую культуру, новое народное сознание [10, с. 14]. Идеи А.В. Чаянова, основоположника научных подходов к сельскохозяйственному консультированию, широко используются во всем мире.
К сожалению, в нашей стране развитие этого направления работ было прервано на многие годы. Только в 1993 г. Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации начало заново восстанавливать информационно-консультационную службу.
К наиболее значительным работам зарубежных исследователей в области теории и методологии сельскохозяйственного консультирования можно отнести труды А.В. Ван Ден Бана, Х. Хавкинса [18], Ю. Кристенсена, Д. Педерсена, Б. Якобсе-на [12], Ф. Хоффмана [14] и др. Существенный вклад в разработку научных основ развития системы сельскохозяйственного консультирования в постсоветский период внесли отечественные экономисты-аграрники. Некоторые определения понятия консультирования приведены в таблице.
Процесс консультирования представляет взаимодействие консультанта и клиента для решения возникших проблем и осуществления изменений, приносящих эффект сельхозтоваропроизводителям. Пользователями консультационных услуг являются сельскохозяйственные и агропродовольственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельское население (владельцы личных подсобных хозяйств, садоводы-огородники), органы государственного управления АПК и местного самоуправления.
В современных условиях система аграрного консультирования служит основным инструментом трансферта инноваций от производителей новшеств до сельхозпо-требителей. С помощью консультационной службы идет распространение информации об инновациях посредством выпуска специальной литературы, информирования через Интернет, радио и телевидение, проведения обучающих мероприятий. Консультанты-специалисты демонстрируют новые знания, новые технологии на опытных полях и фермах, реализуют инновационные проекты в аграрном производстве.
Определение понятия «сельскохозяйственное консультирование»
Авторы, источник Определение
Демишкевич Г.М. [2, с. 14] Сельскохозяйственное консультирование - это деятельность консультантов по оказанию профессиональных консультационных услуг, носящих рекомендательный характер и помогающих сельским товаропроизводителям и населению в реализации целей и задач путем размещения проблем различного характера, выявления и использования новых возможностей, внедрения изменений и обучения.
Козлов В.В. [3, с. 77] Консультирование представляет собой особый вид информационной, проектной и обучающей деятельности, связанной с выработкой и принятием решений, в процессе которой консультант оказывает методологическую и практическую поддержку клиенту, побуждает его к целесообразным и решительным действием по ликвидации возникших или назревающих проблем.
Михайленко И.М. [5, с. 16] Извлечение из системы сложившихся знаний и информационных фондов актуальной информации, являющейся комбинацией этих информационных источников, это и есть суть информационно-консультационного обслуживания клиентов.
Организационно-экономические аспекты... [7, с. 15] Систему сельскохозяйственного консультирования мы определяем как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов (субъектов), осуществляющих решение задач по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральных, региональных и районных уровнях.
Цит. по: Веселовский И.Я. [1, с. 7] По мнению Джона Рассела, сельскохозяйственная служба консультирования может быть определена как представление знаний и навыков, необходимых фермерам для освоения и применения более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве с целью повышения продуктивности и улучшения жизненных стандартов.
Цит. по: Консультирование в сфере агробизнеса. [4, с. 94-95] К.Н. Фишер считает, что служба консультирования и обучения фермеров ставит своей задачей передачу информации и практических навыков с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов.
Хилек К.Е. [9, с. 89] Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве рассматривается как форма государственного участия в его развитии и преобразовании сельских территорий.
Greiner L.E., Metzger R.O. [13, р.37] Управленческое консультирование - это консультационная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений.
Steele F. [16, p.9] Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это.
Van Den Ban A.W., Hawkins H.S. [18, p.10] Сельскохозяйственная служба консультирования - это сознательное использование информации с целью помочь людям выработать правильное мнение и выполнить надлежащее решение.
Обобщая существующие определения сельскохозяйственного консультирования, учитывая его роль и место в активизации инновационной деятельности, можно дать следующую формулировку. Аграрное консультирование — деятельность консультантов по оказанию услуг, необходимых сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению для освоения новых знаний, новых технологий, селекционно-генетических, маркетинговых, организационно-экономических и социально-экологических инноваций, получения экономического, социального и экологического эффекта.
Необходимость создания системы аграрного консультирования вызвана следующими причинами.
1. Дефицит и отток квалифицированных специалистов из аграрного сектора. Если в конце 1980-х гг. в Республике Коми на один совхоз приходилось в среднем 11 специалистов с высшим и 28 специалистов со средним профессиональным образованием, то в настоящее время на одну сельхо-зорганизацию приходится только три специалиста с высшим и четыре — со средним профессиональным образованием. До рыночных реформ каждый пятый работавший в сельском хозяйстве имел высшее и
специальное образование. Из числа специалистов с высшим образованием 36% имели специальность инженера, 57 — агронома, 45 — зоотехника, 41 — ветврача, 67% — экономиста. Специалисты фактически выполняли роль консультантов как носители информации о новшествах, оказывали практическое содействие по их освоению в растениеводстве и животноводстве. В предреформенный период 84% руководителей сельхозорганизаций имели высшее профессиональное образование и 16% — среднее, а на сегодняшний день — соответственно 45 и 34%. 21% руководителей не имеют высшего и среднего профессионального образования. Особенно низкий уровень профессионального образования выявлен среди руководителей и специалистов сельхозорганизаций и кре-стьянско-фермерских хозяйств сельской периферии. В то же время высшее профессиональное образование имеют 36% специалистов аграрных хозяйств и только 8% руководителей среднего звена.
2. Деградация ресурсного потенциала и необходимость инновационной модернизации сельского хозяйства. В большинстве сельских районов республики основные фонды изношены на 70—80%. В аграрном секторе разрушена осушительная мелиорация, резко упало внесение удобрений, что привело к превышению выноса питательных веществ из почвы над их возвратом.
Инновационную деятельность осуществляют лишь 10% агропродовольственных организаций. В большинстве их, как и фермерских хозяйств, преобладают примитивные методы и технологии, применяются устаревшие сорта растений и породы скота, несовершенные формы организации и управления. Самым плохим состоянием инновационных процессов характеризу-
ются сельхозорганизации периферийных районов. Анкетный опрос1, проведенный автором в 2014 г., показал следующие результаты в сферах: селекционно-генетических инноваций — «очень плохие» (24,9%), «плохие» (33,3), «средние» (41,8); технико-технических: «плохие» (20,2), «средние» (60,7), «хорошие» (19,1); организационно-экономических и управленческих инноваций — «очень плохие» (32,6), «плохие» (38,3), «средние» (29,1%).
Аналогичная ситуация с освоением инноваций и в других субъектах Европейского Севера. В Вологодской области ежегодно осваивали новые технологии лишь 7,7% сельхозорганизаций, использовали прогрессивную технику — 9,6%, улучшенные сорта растений, гибриды и кроссы птицы - 21,2% [11, с. 55].
3. Неопределенность и быстро меняющаяся внешняя и внутренняя среда (вступление в ВТО, санкции, экономические кризисы, высокие темпы инфляции, постоянно изменяющиеся нормативно-правовые документы).
4. Ослабление органами управления АПК усилий по распространению научных знаний и освоению инноваций. В дореформенный период в Министерстве сельского хозяйства Республики Коми было специальное подразделение, обеспечивавшее взаимосвязь с научно-внедренческими учреждениями и аграрными предприятиями, пропаганду достижений науки и передового опыта. Министерство финансировало мероприятия по инновационной деятельности в рамках плана внедрения дости-
1 Опросом было охвачено почти % всех руководителей и специалистов сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. На долю руководителей с высшим образованием приходилось 55%, со средним специальным — 48%. Общие черты выборочной совокупности свидетельствуют о том, что полученные данные достаточно объективно отражают процессы и проблемы инновационного развития.
жений науки и передовой практики, оказывало аграрным предприятиям целевую государственную поддержку.
5. Трудности, испытываемые сельскими товаропроизводителями в получении информации о селекционно-генетических, технологических, организационно-экономических, маркетинговых и социально-экологических инновациях, а также о передовом производственном опыте.
6. Неразвитость аграрной инновационной инфраструктуры. Сейчас в сельском хозяйстве нет научно-производственного объединения, разрушены опытно-производственные хозяйства НИИ, отсутствуют инновационно-технологические центры, технопарки и бизнес-инкубаторы в научно-образовательном секторе.
В сложившейся социально-экономической ситуации система сельскохозяйственного консультирования является эффективным инструментом оказания разнообразных услуг сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению, распространения знаний, освоения инноваций, повышения эффективности производства.
В настоящее время система сельскохозяйственного консультирования в России включает федеральный, региональный и районный (межрайонный) уровни. Квалифицированную консультационную помощь сельхозтоваропроизводители и сельские жители могут получить в 60 субъектах Федерации, где функционируют 73 региональных и более 0,5 тыс. районных организаций сельскохозяйственного консультирования. Анализ организационно-правовых форм региональных центров сельскохозяйственного консультирования свидетельствует о преобладании государственных учреждений (47%). Доля консультационных центров при образовательных учреждениях составляет 35%, кон-
сультационных некоммерческих о{ заций — 8%, частных консультационных организаций — 7%, консультационных организаций в составе органов управления АПК - 3%.
Менее всего развиты службы консультирования в северных и арктических территориях с экстремальными условиями ведения сельскохозяйственного производства и аграрными особенностями. Из шести регионов Европейского Севера центры сельскохозяйственного консультирования созданы лишь в Карелии и Коми.
В зоне Севера формирование системы сельскохозяйственного консультирования имеет свои особенности. Здесь аграрный сектор не занимает доминирующего положения в экономике. На его долю в Республике Коми приходится 1,4% валового регионального продукта, 0,4% инвестиций в основной капитал, 1,2% среднегодовой численности занятых в экономике. В отраслевой структуре сельского хозяйства преобладают молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство и оленеводство. На долю животноводства приходится 68%, а растениеводства — 32% валовой продукции.
В общем объеме валового производства сельхозпродукции в 2015 г. на долю сельхо-зорганизаций приходилось 61%, хозяйств населения — 34%, крестьянских (фермерских) хозяйств — 5%. В сельских районах, кроме Сыктывдинского района (пригородного по отношению к Сыктывкару), практически отсутствуют крупные сельхо-зорганизации. Преобладающая доля в производстве картофеля (92%) и овощей (79%) сконцентрирована в личных подсобных хозяйствах, садоводстве и огородничестве. Хозяйства населения обеспечивают свыше половины (51%) объемов выращенного мяса крупного рогатого скота.
гёяьшое значение при формировании и развитии системы сельскохозяйственного консультирования имеет наличие научно-образовательного потенциала, способного взаимодействовать с консультационной службой, степень активизации инновационной деятельности в агропро-довольственном секторе. Республика Коми располагает существенным научным потенциалом. Вопросами научного обеспечения сельского хозяйства занимаются Научно-исследовательский институт сельского хозяйства РК, институты биологии, физиологии, химии, социально-экономических и энергетических проблем Севера и Выль-гортская научно-экспериментальная биологическая станция Коми научного центра УрО РАН, Научно-исследовательский институт «Комимелиоводхозпроект», два учебных заведения — Институт переподготовки и повышения квалификации работников АПК и Сыктывкарский лесной институт. Научные исследования по развитию аграрного сектора проводит 51 сотрудник, в том числе 25 кандидатов, а также 10 докторов наук, из которых пять докторов биологических наук, два — сельскохозяйственных, два — экономических, один доктор ветеринарных наук. В составе кандидатов наук: шесть — биологических, пять — сельскохозяйственных, пять — экономических и два — химических, один — технических и один кандидат географических наук.
Научные организации могут распространять через систему сельскохозяйственного консультирования информацию о новшествах с помощью печатной, видеопродукции, демонстрационных мероприятий, осуществлять консультирование специалистов службы при освоении инноваций, разработку, экспертизу и оценку эффективности инновационных проектов. Совместная работа специалистов информационно-консультационных служб с уче-
ными может быть направлена на использование в хозяйственной деятельности новых высокопродуктивных сортов растений, новых пород и типов скота, кроссов птицы, инновационных технологий в растениеводстве, молочном и мясном скотоводстве и оленеводстве, а также на разработку концепций и программ устойчивого развития аграрного сектора и сельских территорий на региональном и муниципальных уровнях.
В Коми в марте 2003 г. был создан республиканский информационно-консультационный центр как структурное подразделение Института переподготовки и повышения квалификации работников АПК. Сотрудники центра (состав которых колебался от 2 до 3 человек) совмещали консультационную деятельность с преподавательской работой, что снижало качество и объем оказанных услуг. С апреля 2013 г. функционирует информационно-консультационный отдел Минсельхозпрода Республики Коми. На муниципальном уровне аграрное консультирование отсутствует. Это сдерживает доступ жителей, особенно отдаленных мест, к информации и консультационным услугам.
В составе службы сейчас работают 6 консультантов-специалистов, среди них агроном, зоотехник, два экономиста, бухгалтер и юрист. Все консультанты имеют высшее образование и обеспечены компьютерами. Своих автомобилей информационно-консультационный центр не имеет, поездки в хозяйства и районы осуществляются транспортом гаража администрации Главы Республики Коми. Отдельного помещения у консультационной службы нет. Приборы и техника технологического назначения отсутствуют.
Финансирование деятельности службы аграрного консультирования осуществляется из бюджета Республики Коми. Феде-
ральный бюджет не выделяет средства на консультационное обслуживание сельхозтоваропроизводителей и сельского населения. Служба также не привлекает внебюджетные источники финансирования.
Количество консультационных услуг, оказанных информационно-консультационным отделом за 2013—2015 гг. сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению, увеличилось на 74%, в том числе личным подсобным хозяйствам, садоводам и огородникам — в 6,3 раза. В 2015 г. консультационной службой оказано 595 услуг или около 100 на одного консультанта-специалиста. Основными пользователями услуг являются крестьянско-фермерские хозяйства и сельхозорганизации. На их долю приходилось соответственно 48 и 28% консультационных услуг.
Как показал анализ, наиболее востребованы услуги в области бухгалтерского учета и растениеводства (рис. 1).
За период своей работы консулы специалисты подготовили и выпустили шесть наименований методической и рекомендательной литературы по вопросам государственной поддержки сельхозпроизводителей и налогообложения — для крестьянско-фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей и сельхо-зорганизаций, а также по вопросам технологии заготовки кормов, содержания и кормления коров, организации и технологии мясного скотоводства, ведения тепличного хозяйства — для малых форм хозяйствования.
С целью изучения состояния, ограничений информационно-консультационного обеспечения аграрного сектора и улучшения деятельности в этой сфере автором в 2014 г. проведен опрос среди руководителей и специалистов сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Всего было опрошено 18 руководителей и
Рисунок 1. Структура консультационных услуг информационно-консультационного отдела Республики Коми по направлениям деятельности в 2015 г., %
Растениеводство; 25 \ --- Бухгалтерский учет; / 54
Экономика и организация производства; 12
Земельные ^^ отношения; 7 ^Правовые вопросы; 2
Источник: данные информационно-консультационного отдела.
Штдаалистов из 18 сельхозпредприятий и 42 руководителя крестьянско-фермер-ских хозяйств. Социологическим обследованием было охвачено 82% сельхозорга-низаций и 79% крестьянских (фермерских) хозяйств.
Анализ результатов анкетирования показал следующее:
— на вопросы анкеты ответили преимущественно руководители средних и малых предприятий и крестьянско-фермер-ских хозяйств; практически не откликнулись руководители крупных аграрных предприятий, видимо, не нуждающиеся в услугах консультационной службы;
— в основном информацию (почти половину) респонденты получают от специалистов Минсельхозпрода РК, отделов сельского хозяйства районов и городов, а также на семинарах, совещаниях и при прохождении обучения; почти 2/3 опрошенных не обращались за информацией к научно-исследовательским и образовательным учреждениям, в отношении которых были высказаны пожелания об улучшении качества оказываемых услуг;
— наибольшим интересом у сельхозпроизводителей пользуется информация о спросе на аграрную продукцию и ее ценах на локальных и региональных рынках, ценах на материально-технические ресурсы, новых технологиях, селекционно-генетических инновациях, о действующих нормативно-правовых актах; респонденты согласны оплачивать консультационные услуги по внедрению инноваций, разработке бизнес-планов, стратегии развития хозяйства, разработке и оценке инновационно-инвестиционных проектов, оказанию помощи в решении конкретных проблем;
— в ходе социологического опроса предпочтение отдано консультированию в хозяйстве, т.к. посещение специалистами
консультационной службы сельхозоргани-заций и крестьянско-фермерских хозяйств требует больших финансовых и временных затрат;
— при изучении перспективных организационно-правовых форм информационно-консультационных служб респонденты отдали предпочтение службам в составе Минсельхозпрода республики и муниципальных отделов сельского хозяйства.
Оценка современного состояния сельскохозяйственного консультирования в Республике Коми позволяет отметить, что консультационная служба находится на начальном этапе своего развития. Она не занимается продвижением инновационных разработок в производство, обобщением и распространением передового производственного опыта, не оказывает влияния на формирование заказов для проведения прикладных исследований. У службы отсутствуют тесные связи с органами управления и обслуживания регионального АПК, научными и образовательными учреждениями.
Основными факторами, сдерживающими развитие консультационно-инновационной деятельности, являются следующие: отсутствие специального федерального закона «О сельскохозяйственном консультировании»; неукомплектованность службы консультантами-специалистами по земельным отношениям, механизации в автоматизации производства, 1Т-технологиям, оценке эффективности бизнес-планов и инновационных проектов, управлению финансами, маркетингу; отсутствие на муниципальном уровне информационно-консультационных служб, что не позволяет обеспечить доступность консультационных услуг для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения; отсутствие финансовой поддержки сельскохозяйственного
консультирования из федерального бюджета; низкий платежеспособный спрос у сельхозтоваропроизводителей на консультационные услуги в области использования инноваций и передового производственного опыта. Аналогичные ограничения развития консультирования выявлены в АПК Вологодской области [6].
Учитывая региональные особенности аграрного производства республики, нецелесообразно создавать информационно-консультационную службу в каждом муниципальном образовании. Реально потребуется создание межмуниципальных центров (МПЦ) консультирования (рис. 2). Для Южной зоны МПЦ предлагается создать в с. Визинга, ареал действия которого распространяется на Сысольский, Койго-родский и Прилузский районы; для Вос-
точной зоны — в с. Корткеросс (обе; ет Корткеросский и Усть-Куломский районы); для Северо-Западной зоны — в г. Емва (Княжпогостский, Усть-Вымский и Удор-ский районы); для Северной зоны — в с. Ижма (Ижемский и Усть-Цилемский районы); для Северо-Восточной зоны — в г. Ухта (городской округ Ухта, Сосногорский, Вуктыльский и Троицко-Печорский муниципальные районы); для районов Крайнего Севера — в г. Печора (зона обслуживания муниципальный район Печора, городские округа Усинск, Инта, Воркута). Потребность в услугах регионального (головного) центра сельскохозяйственного консультирования будут удовлетворять сельхозтоваропроизводители, личные подсобные хозяйства и садоводы-огородники пригородного Сыктывдинского сельского района.
Рисунок 2. Схема размещения и обслуживания центров сельскохозяйственного консультирования в Республике Коми
МПЦ Южной зоны
I , Головной центр сельскохозяйственного консультирования
EZSZ3 МПЦ Восточной зоны
с—-j МПЦ Северо-западной зоны
МПЦ Северо-восточной зоны
МПЦ Северной зоны
1 1 МПЦ районов Крайнего Севера
говнои центр в системе регионального аграрного консультирования выполняет следующие основные функции: осуществляет тесное взаимодействие с федеральными структурами аграрного консультирования; обеспечивает межмуниципальные консультационные центры информацией о передовых технологиях, новых сортах культур и породах животных, маркетинговых инновациях, об инновационных проектах; формирует планы освоения новшеств, участвует в их реализации; готовит предложения для региональных и муниципальных органов управления АПК по формированию прикладных научных исследований; проводит семинары и совещания для сельхозтоваропроизводителей совместно с работниками научных и образовательных организаций по прогрессивным технологиям; осуществляет подготовку методической и рекомендательной литературы по проблемам инновационной деятельности; устанавливает связи сельхозтоваропроизводителей с работниками научных и образовательных учреждений по решению проблем, возникающих в аграрном производстве; принимает участие в организации выставок, демонстрационных полей и ферм для продвижения новых технологий и передового опыта.
Основными видами деятельности муниципальных консультационных центров являются: оказание консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям и населению, проведение экономического анализа деятельности сельхозорганиза-ций и крестьянско-фермерских хозяйств, оказание им помощи в разработке бизнес-планов, установление взаимосвязей с сельскими администрациями по организации консультирования жителей.
Применение новой региональной структуры аграрного консультирования позволит увеличить охват сельхозтоваро-
производителей и сельского населения информационно-консультационным обслуживанием, сделать доступным консультирование и распространение инноваций для средних и малых форм аграрных структур, возможность своевременного обращения за информацией и консультационными услугами сельских жителей периферийных территорий, повысить уровень координации и интеграции службы с аграрной наукой, образованием и сельскими производителями.
Исследование организационных форм сельскохозяйственного консультирования за рубежом и в нашей стране свидетельствует о применении различных моделей служб. Для Республики Коми на период становления службы аграрного консультирования следует сохранить ее в системе управления АПК. По мере ее развития целесообразно создание автономного учреждения.
Для развития системы сельскохозяйственного консультирования предстоит укрепить ее специалистами-консультантами. Схема кадрового обеспечения службы показана на рисунке 3.
Формирование предлагаемой системы сельскохозяйственного консультирования потребует значительного увеличения финансовых средств — в 5 раз по сравнению с уровнем 2015 года. Финансирование деятельности служб сельскохозяйственного консультирования из средств государственного бюджета разрешено без каких-либо ограничений ВТО, так как входит в «зеленую корзину». Введение льготных платных индивидуальных услуг целесообразно по мере завершения процесса формирования и дальнейшего развития системы сельскохозяйственного консультирования, создания условий для устойчивого развития аграрного сектора.
Рисунок 3. Структура и состав службы сельскохозяйственного консультирования
Республики Коми
Для расширения доступа к информации и консультационным услугам сельхозтоваропроизводителей и сельского населения потребуется вовлечение сельских администраций. Их главы могут помочь организовать информационные уголки в библиотеках, помещениях сельских администраций, предоставить помещения для встречи сельских жителей с консультантами, прибывшими из центров аграрного консультирования, обеспечить связи владельцев личных подсобных хозяйств и семейных ферм с консультационными центрами, определить и обустроить базовые хозяйства, в которых можно демонстрировать передовой опыт.
Для развития инновационной деятельности региональной службе сельскохозяйственного консультирования предстоит укрепить связи с научно-образовательным сектором. Служба может подготавливать для научных организаций предложения о востребованных сельхозтоваропроизводителями прикладных научных исследо-
ваниях, формировать банк данных об инновационных проектах, информировать о них потенциальных потребителей — аг-ропродовольственные предприятия и кре-стьянско-фермерские хозяйства, помогать в решении вопросов формирования инновационных проектов, рекомендовать инвесторов для их реализации. Приоритетные направления участия службы аграрного консультирования в освоении и трансферте инноваций в сельскохозяйственное производство показаны на рисунке 4.
Предлагаемые меры по формированию межмуниципальных центров консультирования, укреплению службы аграрного консультирования кадрами специалистов, финансовым обеспечением, совершенствованию форм взаимодействия службы с научными и образовательными учреждениями, повышению ее роли в освоении и трансферте инноваций дадут возможность активировать инновационную деятельность в сельском хозяйстве Республики Коми.
Рисунок 4. Схема участия региональной службы сельскохозяйственного консультирования в освоении инноваций
Заказ на НИОКР
Создатели новшеств (академические НИИ, научные подразделения вузов)
Изучение специфики формирования, состояния и развития аграрного консультирования в северном регионе позволяет сделать ряд выводов и предложений.
1. Дано авторское определение аграрного консультирования как вида деятельности консультантов по оказанию услуг, необходимых сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению для освоения новых знаний, новых технических средств, интенсивных ресурсосберегающих технологий, селекционно-генетических, маркетинговых, организационно-экономических и социально-экологических инноваций с целью получения экономического, социального и экологического эффекта.
2. Необходимость создания системы сельскохозяйственного консультирования обусловлена: дефицитом и оттоком квалифицированных кадров из отрасли; ослаблением органами управления АПК уси-
лий по распространению научных знаний и освоению инноваций; трудностями, испытываемыми малыми и средними аграрными структурами в получении информации об инновационных технологиях и их внедрении в аграрное производство, неопределенностью и постоянно изменяющейся внешней и внутренней средой, неразвитостью аграрной инновационной инфраструктуры.
3. Формирование и функционирование сельскохозяйственного консультирования в районах Севера и Арктики имеет свою специфику, обусловленную природными, социально-экономическими факторами, сложившимися типами аграрных структур, обеспеченностью аграрного сектора кадровым и научно-образовательным потенциалом, инновационной активностью сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств.
4. Сельскохозяйственное консультирование в Республике Коми находится на начальном этапе развития. Основные направления деятельности службы связаны с консультированием, проведением обучающих мероприятий и изданием информационных материалов. Консультационная служба не занимается пропагандой и внедрением инновационных технологий, не участвует в формировании планов прикладных научных разработок, не установила тесных связей с органами управления и обслуживания регионального АПК, научным и образовательным сектором.
5. Анализ деятельности службы сельскохозяйственного консультирования позволил выявить факторы, сдерживающие ее развитие: неразвитость на муниципальном уровне системы аграрного консультирования; неукомплектованность необходимыми специалистами-консультантами; недостаточное финансовое обеспечение; отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность консультаци-
онных услуг; отсутствие тесных гиональной консультационной службы с научными и образовательными учреждениями.
6. Обоснованы направления развития сельскохозяйственного консультирования, связанные с формированием межмуниципальных консультационных центров, кадровым обеспечением служб, с совершенствованием форм взаимодействия службы аграрного консультирования с субъектами инновационной системы.
Разработанная модель формирования системы сельскохозяйственного консультирования на примере Республики Коми, ориентированная на увеличение охвата сельхозтоваропроизводителей и сельского населения информационно-консультационным обслуживанием, распространение инноваций для средних и малых форм аграрных структур, повышение уровня координации и интеграции службы с аграрной наукой и образованием, найдет применение в других субъектах зоны Севера и Арктики.
Литература
1. Веселовский, М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России (Вопросы теории и практики) [Текст] / М.Я. Веселовский. — М.: Росинформагротех, 2002. — 228 с.
2. Демишкевич, Г.М. Формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования [Текст] / Г.М. Демишкевич. — М.: ФГУ РЦСК, 2009. — 296 с.
3. Козлов, В.В. Сущность и основные функции консультирования [Текст] / В.В. Козлов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. — 2009. — № 1. — С. 32—41.
4. Консультации в сфере агробизнеса: учебное пособие [Текст] / под ред. А. Мицкевича и М. Фрайдина. — Щецин-Горки, 1999. — 95 с.
5. Михайленко, И.М. Информационно-консультационное обслуживание АПК: Практикум по организации и управлению [Текст] / И.М. Михайленко. — М.: Росинформагротех, 2000. — 194 с.
6. Михайловская, А.Л. Организация управленческого консультирования в агропромышленном комплексе региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.Л. Михайловская. — Вологда, 2006. — 25 с.
7. Организационно-экономические аспекты развития инновационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе России [Текст] / под ред. И.С. Санду, Г.М. Демишкевич. — М.: ВНИИЭСХ, 2013. — 148 с.
8. Савенко, В. Проблемы формирования механизма инновационного обеспечения АПК [Текст] / В. Савенко, И. Санду // АПК: экономика, управление. — 2013. — № 1. — С. 28—33.
Щ^^шск, К.Е. Информационно-консультационная служба по сельскому хозяйству как инструмент политики развития сельского хозяйства и сельских регионов [Текст] / К.Е. Хилек // Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы АПК России: материалы Межд. научно-практ. конф. (24—24 ноября 1999 г.) — М.: Росинформагротех, 2000. — С. 79—91.
10. Чаянов, А.В. Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии [Текст] / А.В. Чаянов. — Изд. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Новая деревня, 1924. — 132 с.
11. Чекавинский, А.Н. Проблемы использования научно-технических достижений в сельском хозяйстве [Текст] / А Н. Чекавинский, П.М. Советов. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. - 164 с.
12. Christensen, J. Okonomistyring i ladbruget, perspectiver for radgivingen / J. Christensen, D.E. Pedersen, B.H. Jacobsen. Business management on farms, perspectives for advisory services: Kobenhavn. 1989. — 176 p.
13. Greiner, L.E. Consulting to management / L.E. Greiner, R.O. Metzger. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1983.
14. Hoffman, V. Landwirtschaftliche Berating wohin? Leitlinien und Gestaltungsprinzipien einer Organisationsreform des deutschen Land-wirtschaftichen Beratungssystems. / V. Hoffmann. Agrarsttrukrurentwicklunger und Agrar-politikilMunster-Hiltrup, 1996.
15. Report of the global consultation on agricultural extension. Rome: FAO, 1990. — P. 43—76.
16. Steele, F. Consulting for organization change / F. Steele: Amherst, MA, University of Massachusetts, Press, 1975. — 256 p.
17. Van Den Ban, A.W. Forms and methjds of work of information-consulting servict in Russia. / A.W. Van Den Ban. Sd. Mater.Konf. Po IKS — M., 1998. — 26 p.
18. Van Den Ban, A.W. Agricultural Extension. Second edition / A.W. Van Den Ban, H.S. Hawkins. — Second edition / Blackwell Science LTD. — Oxford, 1996. — 294 p.
Елена Валентиновна Иванова — главный научный сотрудник, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра УрО РАН (Российская Федерация, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26; e-mail: ivanova@iespn.komisc.ru)
Abstract. The formation and development of agricultural consulting in Northern and Arctic territories requires consideration of peculiarities of agriculture functioning. The article reviews the essence and specific features of agricultural consulting services. The author presents her definition of the relevant service, justifies the socio-economic background of the agricultural consulting system, explains the key role of this system in innovation development and transfer in the agricultural sector. The article studies the regional features of formation of information-consulting service in the agricultural sector of the Komi Republic influenced by types of agricultural structures, human and scientific-educational potential, innovative activity of agricultural enterprises and private farms. The author analyzes current activities of consulting services and factors constraining its development. To increase the coverage of the information-consulting service for agricultural producers and rural population, disseminate innovation for medium and small agricultural structures, the author has developed directions of the agricultural consulting system development and suggested the scheme of location and maintenance of inter-municipal
Сведения об авторе
Ivanova E.V.
Agricultural Consulting in the System of Innovative Agriculture
Development of the North
agricultural consulting centers, their provision with specialist and financial resources. The article^ the functions of the home office and inter-municipal consulting services. It justifies priority directions of participation of agricultural consulting services in the development and transfer of innovation to agricultural production. The research results can be used by the Ministry of Agriculture and Food of the Komi Republic for establishing agricultural consulting services at the regional and municipal levels, as well as implementing measures for increasing innovation activity of agricultural enterprises and private farms of Northern regions.
Key words: agricultural consulting, prerequisites for demand for consulting services, innovative development, peculiarities of formation, state and directions of agricultural consulting development, Komi Republic.
References
1. Vfeselovskii M.Ya. Informatsionno-konsul'tatsionnaya sluzhba APKRossii (Voprosy teorii ipraktiki) [Informationconsulting service of Russia's agro-industrial complex]. Moscow: Rosinformagrotekh, 2002. 228 p. (In Russian).
2. Demishkevich G.M. Formirovanie i razvitie sistemy sel'skokhozyaistvennogo konsul'tirovaniya [Formation and development of agricultural consulting system]. Moscow: FGU RTsSK, 2009. 296 p. (In Russian).
3. Kozlov YV. Sushchnost' i osnovnye funktsii konsul'tirovaniya [Nature and basic functions of consulting]. Vestnik Saratovskogo gosagrouniversiteta im. N.I. Vavilova [Bulleting of Vavilov Saratov State Agricultural University], 2009, no. 1, pp. 32-41. (In Russian).
4. Mitskevich A., Fraidin M. (Eds.). Konsul'tatsii vsfere agrobiznesa: uchebnoeposobie [Consulting in agro-business: teaching guide]. Shchetsin-Gorki, 1999. 95 p. (In Russian).
5. Mikhailenko I.M. Informatsionno-konsul'tatsionnoe obsluzhivanie APK: Praktikum po organizatsii i upravleniyu [Information-consulting support of the agro-industrial complex: Organization and management practice]. Moscow: Rosinformagrotekh, 2000. — 194 s. (In Russian).
6. Mikhailovskaya A.L. Organizatsiya upravlencheskogo konsul'tirovaniya v agropromyshlennom komplekse regiona: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Organization of management consulting in the region's agro-industrial complex: Ph.D. in Economics dissertation abstract]. Vologda, 2006. 25 p. (In Russian).
7. Sandu I.S., Demishkevich G.M. (Eds.). Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty razvitiya innovatsionno-konsul'tatsionnoi deyatel'nosti v agropromyshlennom komplekse Rossii [Organizational and economic aspects of information-consulting activity development in Russia's agro-industrial complex]. Moscow: VNIIESKh, 2013. 148 p. (In Russian).
8. Savenko V., Sandu I. Problemy formirovaniya mekhanizma innovatsionnogo obespecheniya APK [Problems of formation of a mechanism of innovative support for the agro-industrial complex]. APK: ekonomika, upravlenie [Agro-industrial complex: economics, management], 2013, no. 1, pp. 28—33. (In Russian).
9. Khilek K.E. Informatsionno-konsul'tatsionnaya sluzhba po sel'skomu khozyaistvu kak instrument politiki razvitiya sel'skogo khozyaistva i sel'skikh regionov [Information-consulting agricultural service as a tool for the policy of development of agriculture and rural areas]. Opyt i problemy funktsionirovaniya informatsionno-konsul'tatsionnoi sluzhby APK Rossii: materialy Mezhd. nauchno-prakt. konf. (24—24 noyabrya 1999g.) [Experience and problems of functioning of the information-consulting service of Russia's agro-industrial complex]. Moscow: Rosinformagrotekh, 2000. Pp. 79—91. (In Russian).
10. Chayanov A.V. Osnovnye idei i metody raboty Obshchestvennoi Agronomii [Main ideas and methods of Public Agriculture]. 3rd edition, revised and updated. Moscow: Novaya derevnya, 1924. 132 p. (In Russian).
11. Chekavinskii A.N., Sovetov P.M. Problemy ispol'zovaniya nauchno-tekhnicheskikh dostizhenii v sel'skom khozyaistve [Problems of using scientific and technical advances in agriculture]. Vologda: ISERT RAN, 2015. 164 p. (In Russian).
£î^§gsïffistensen J., Pedersen D.E., Jacobsen B.H. Okonomistyring i ladbruget, perspectiver for radgivingen. Business management on farms, perspectives for advisory services, Kobenhavn, 1989. 176 p. (In Russian).
13. Greiner L.E., Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to management. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1983.
14. Hoffman V. Leitlinien und Gestaltungsprinzipien einer Organisationsreform des deutschen landwirtschaftlichen Beratungssystems. Munster-Hiltrup, 1996.
15. Report of the global consultation on agricultural extension. Rome: FAO, 1990. Pp. 43—76.
16. Steele F. Consultingfor organization change. Amherst, MA, University of Massachusetts, Press, 1975. 256 p.
17. Van Den Ban A.W. Forms and methods of work of information-consulting service in Russia. Sd. Mater.Konf. Po IKS. Moscow, 1998. 26 p.
18. Van Den Ban A.W., Hawkins H.S. Agricultural Extension. Second edition. Blackwell Science LTD. Oxford, 1996.
Elena Valentinovna Ivanova — Engineer, Chief Research Associate, Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North Komi Science Center, Ural Branch of RAS (26, Kommunisticheskaya Street, Syktyvkar, 167982, Russian Federation, e-mail: ivanova@iespn.komisc.ru)
294 p.
Information about the Author
Статья поступила 17.01.2017.