Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в образовании Республики Марий Эл: тенденции развития'

Информационно-коммуникационные технологии в образовании Республики Марий Эл: тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в образовании Республики Марий Эл: тенденции развития»

Сотрудничество «1С» с ОУ ориентировано на разные уровни ОУ и на разные направления их деятельности, активно развивается и дает положительные результаты для всех участников этого взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

в образовании Республики Марий Эл: тенденции развития

А.А. Сушенцов ([email protected])

Министерство образования Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Вопросы информатизации образования являются особенно актуальными, и не только потому, что сегодня активно обсуждаются черты нового так называемого информационного общества, но и в силу того, что информатизация системы образования направлена на поддержку концепции модернизации российского образования и содействует обеспечению доступности, качества, эффективности образовательных услуг.

Проведенное Информационным агентством Федерального института развития образования комплексное сравнение государственных информационных ресурсов регионов России и федеральных сайтов для выявления реального отношения органов управления к вопросам образования показало, что для Правительства Республики Марий Эл вопросы образования являются приоритетными. По экспертным данным официальный сайт Правительства Республики Марий Эл наиболее полно отражает проблемы образования. В рейтинговой таблице он занимает 2 место из 240 проанализированных сайтов органов власти регионального и муниципального уровней всех субъектов Российской Федерации. Проведенное независимое исследование показало реальное отношение к образованию в регионе, позволило оценить качество взаимодействия Правительства Республики Марий Эл и системы образования.

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования Республики Марий Эл, а также определяющим условием модернизации региональной образовательной системы.

Использование современных программ подготовки и повышения квалификации учителей в области информационно-коммуникационных технологий, использование программного обеспечения для административного, учебного процесса, внедрение в практику преподавания цифровых образовательных ресурсов, проведение олимпиад, конкурсов и конференций - все это в комплексе представляет собой мощный ресурс развития, повышения качества образования. Сегодня можно констатировать, что процесс информатизации системы образования в Республике Марий Эл перешел на новый качественный уровень.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование», программ федерального проекта «Информатизация системы образования» и других проектов позволила успешно продолжить развитие региональной инфраструктуры информатизации системы образования, разработать единую целостную стратегию Министерства образования Республики Марий Эл по информатизации системы образования.

В настоящее время Министерством образования Республики Марий Эл на основе программно-целевого подхода ведется работа по следующим ключевым направлениям информатизации системы образования:

- использование сетевых технологий в системе повышения квалификации;

- внедрение программно-аппаратных комплексов и специализированного программного обеспечения в управление образованием;

- развитие дистанционного образования детей-инвалидов;

- развитие мониторингового инструментария для управления сферой образования на региональном и муниципальном уровнях;

- организация сетевого социально-педагогического сообщества Республики Марий Эл;

- поддержка и поощрение лучших учителей и педагогических коллективов, активно использующих информационно-коммуникационные технологии;

- развитие информационно-технологического обеспечения единого государственного экзамена;

- координирование доступа образовательных учреждений к сети Интернет;

- обеспечение технической и методической поддержки стандартного (базового) пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях.

Развитие региональной информационной образовательной среды

13

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году в общеобразовательные учреждения Республики Марий Эл была произведена поставка 309 комплектов программных продуктов, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения и, кроме того, 34 комплекта специализированных коммерческих (лицензионных) программных продукта в общеобразовательные учреждения Республики Марий Эл, внедряющие инновационные образовательные программы.

В целом, реализация проекта по обеспечению лицензионной чистоты программного обеспечения, установленного на персональных компьютерах в общеобразовательных учреждениях, позволила обеспечить всем учащимся равные образовательные возможности, а также решить финансовую проблему приобретения лицензионного программного обеспечения. Проект оказал существенное влияние на повышение насыщенности школ передовыми информационными технологиями, уровня компьютерной грамотности школьников и развития на -выков использования современной компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий учителями в образовательном процессе.

Повышение технической оснащенности образовательных учреждений, бесспорно, является положительным фактором развития современной информационно-образовательной среды, но, тем не менее, важной задачей является системное и целенаправленное повышение квалификации в области информационно-коммуникационных технологий работников системы образования республики.

В 2008 году завершилась реализация проекта «Информатизация системы образования», инициированного Правительством Республики Марий Эл и Международным банком реконструкции и развития. Данный проект позволил обеспечить подготовку более 60% педагогических и руководящих работников образовательных учреждений республики по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что является очень высоким показателем среди регионов Российской Федерации.

Следующим этапом в развитии данного направления стало подписание в 2009 году Соглашения с некоммерческой организацией «Национальный фонд подготовки кадров» о взаимном сотрудничестве и взаимодействии по созданию и развитию социально-педагогических сообществ в сети Интернет.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» все общеобразовательные учреждения Республики Марий Эл получили доступ к сети Интернет. В настоящее время осуществляется процесс поэтапной смены источника финансирования Интернет-трафика с федерального на региональный. Однако подключение школ к Интернет влечет за собой и необходимость решения целого комплекса задач, среди которых приоритетными являются обеспечение информационной безопасности, эффективное использование ресурсов сети и учет персонального времени доступа к Интернет.

За счет подключения всех школ Республики Марий Эл к сети Интернет происходит активное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, значительно обогащается спектр используемых образовательных технологий. Но этой и еще многих возможностей качественного образования пока лишены десятки детей-инвалидов, которые могут обучаться только дома. С 2009 года при поддержке Федеральной целевой программы развития образования в Республике Марий Эл начнется реализация нового мероприятия по поддержке региональных центров дистанционного обучения детей-инвалидов.

Для обеспечения информационной открытости, активного взаимодействия государственных, коммерческих структур и общественных институтов в управлении образованием осуществляется работа по развитию и наполнению официального сайта Министерства образования Республики Марий Эл. Сравнительный анализ с сайтами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, показал ключевое преимущество и отличительную особенность сайта Министерства образования Республики Марий Эл - наличие технологий интерактивного взаимодействия: Интернет-приемная министра, подсистема информационного сопровождения ЕГЭ, опросы, форум.

Сегодня очень важны проекты, касающиеся оценки качества образования, без которых невозможно управление образовательными процессами. Поэтому ведется активная работа по совершенствованию информационно-технологического обеспечения единого государственного экзамена. Большое внимание уделяется разработке автоматизированного информационно-аналитического комплекса по мониторингу образовательной системы Республики Марий Эл. Отдельные статистические данные доступны широкой общественности в Интернете.

Одним из важнейших направлений деятельности Министерства образования Республики Марий Эл является поддержка одаренных в области ИКТ детей, активизация сетевого взаимодействия и дистанционное обучение. Достичь высоких результатов в этом направлении позволяет реализация ряда мероприятий, таких как республиканская научно-практическая конференция «Школьная информатика», региональная научно-техническая

конференция учащихся «Информационные проекты. Практика программирования» и других. Формат проводимых мероприятий позволяет и сельским школьникам в полной мере проявить свой талант и способности. В настоящее время с целью мониторинга индивидуальных «образовательных маршрутов» одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности формируется единая база данных по интеллектуальному потенциалу Республики Марий Эл.

Таким образом, все затронутые вопросы свидетельствуют о том, что только совместными усилиями всех заинтересованных участников образовательного процесса система образования Республики Марий Эл выйдет на тот уровень информатизации, который соответствует запросам информационного века.

Литература

1. Комарова, И. Образовательная информация в государственных Интернет-ресурсах: результаты исследования веб-сайтов органов власти регионального и муниципального уровней / И. Комарова. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2008. - 48 с.

2. Комарова, И. Управляем системой образования с помощью информационных ресурсов: есть возможности, но нет достижений / И. Комарова, Е. Шишмакова // Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 107-113.

3. Кеспиков, В. Информатизация - действия и последействия / В. Кеспиков, О. Осипова // Народное образование. - 2008. - № 9. -С. 148-154.

Школьный сайт: искусство и диалог

Н.А. Адаева ([email protected])

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств № 2, г. Саров

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании дополнили собою ряд известных дидактических методов, формирующих аудиторный учебный процесс. Взамен наглядных пособий, выполненных на листах ватмана, теперь применяются электронные презентации. В объем домашних заданий теперь может входить поиск информации в ресурсах сети Интернет.

Особую группу возможностей ИКТ образуют собою методы, формирующие диалог не в учебной аудитории, а в среде Интернет. Среди них - электронная почта, форумы, интернет-конференции, чаты, дистанционные учебные курсы и пр. Основу общения в среде Интернет создают тематические сайты. Диалог в сайте принципиально отличается от аудиторного диалога. Чтобы его организовать, нужны неординарные решения. Сейчас многие средние образовательные школы имеют свой сайт. К его разработке и функционированию привлекаются ученики, и это само по себе дает хороший образовательный и воспитывающий эффект. Между тем на большинстве сайтов не сформирован диалог. Гостевые страницы пусты, форумы, если и содержат диалоги, то они весьма вульгарны по форме и непритязательны по смыслу. Над формированием диалога в сайте необходимо специально работать.

Чтобы сайт получился хорошим, приходится решать много больших и маленьких задач. Нужны люди, которые взяли бы в руки инициативу и взвалили на плечи труд заниматься сайтом не переставая. Нужны технические средства, нужны деньги. И это только нулевой цикл.

Нужно точно сформулировать, кому адресованы материалы сайта, с какой целью дело начато. Нужно разработать и сделать структуру сайта, придать ему внешний вид, соответствующий цели. Потом нужно разработать конструктивные свойства разделов, каждому разделу - свои особые свойства. Наконец, надо разместить первые материалы и проверить результат на соответствие задуманному. То, что получилось, тоже пока не настоящий сайт. Этот промежуточный продукт можно сравнить с чурбачком, из которого предстоит вырезать изысканную поделку. Можно сравнить с куском глины, из которого после лепки, росписи и обжига получится красивая посуда. Можно даже сравнить его с набором слов и правил русского языка, средствами которого можно написать книгу. Это пока еще «никакой» сайт.

Почему один фильм становится открытием, а другой пустышкой; одна книга заставляет по-новому взглянуть на себя, а другая - лишь занять свободное время; один человек вызывает желание слушать его и думать вместе с ним, а общение с другим сводится к набору стандартных речевых формул? Чтобы родился, жил и развивался школьный сайт, выполнения технических рекомендаций веб-дизайнеров, маркетологов и социальных психологов недостаточно. Сайт надо сделать желанным для школьника, а для этого, как и книге, фильму, беседе, сайту предстоит стать искусством. Школьный сайт нужен не для развлечения, а для обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.