Пленарные доклады
Основные направления развития и внедрения
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Швецова Галина Николаевна
Министр образования Республики Марий Эл
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул, что по-настоящему современным может считаться общество, настроенное на непрерывное обновление, на необратимые перемены в технологической, экономической и культурной областях, на неуклонное повышение качества жизни.
По словам Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко «усиливается разрыв между содержанием образования, используемыми образовательными технологиями, всей инфраструктурой образовательной сферы и вызовами новой экономики». Все это заставляет искать новые средства решения существующих проблем, обратиться к потенциалу, который несет с собой набирающая темп «цифровая революция», компьютерная техника, новые информационно-коммуникационные технологии.
Проблемы информатизации образования были и остаются в центре внимания педагогической науки, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, выполненные за последнее десятилетие. Среди широко известных трудов, на которые опираются современные исследователи проблем информатизации образования в нашей стране, можно назвать работы Григорьева С.Г., Иванникова А.Д., Колина К.К., Кузнецова А.А., Лапчика М.П., Лаптева В.В., Леднева В.С., Роберт И.В., Семенова А.Л., Тихонова А.Н., Хеннера Е.К. и многих других.
Концепция информатизации региональной системы общего образования включает следующие положения:
- информатизация образовательных учреждений на макроуровне представляет собой процесс, который складывается, как совокупное действие множества индивидуальных и/или коллективных проектов, а сам этот процесс достаточно устойчив по начальным условиям;
- информатизация образовательных учреждений в современных условиях - процесс, который по своим результатам является открытым.
Распространенная в конце прошлого века трактовка информатизации образования как процесса оснащения образовательных учреждений средствами информационно-коммуникационных технологий (процесса компьютеризации), в настоящее время развита до трактовки информатизации образования как процесса изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях информатизации общества.
Именно поэтому в 2003 году по инициативе Правительства Республики Марий Эл при Марийском государственном университете создан региональный центр, основная задача которого содействие информатизации системы образования. В Марийском региональном центре информатизации образования успешно реализуются проекты федерального и регионального уровня, сегодня он является научно-методическим центром по внедрению ИКТ в региональное образование.
Процессы информатизации требуют дальнейшей модернизации системы общего образования Республики Марий Эл, поскольку сфера образования является как основным потребителем информационных ресурсов, так и площадкой для развития и применения информационных технологий. Трансформируются практически все звенья современного образовательного процесса, начиная с определения целей и содержания учебной работы и заканчивая подготовкой и методической поддержкой учителей, разработкой учебно-методических материалов и их доставкой в образовательные учреждения.
Возникают новые педагогические практики, ориентированные на использование цифровых технологий, меняются форматы работы педагогов. В рамках реализации проекта «OpenClass» («Открытый класс») развивается виртуальное сообщество педагогов Республики Марий Эл. На сегодняшний день в этом сетевом сообществе зарегистрировано 1977 педагогов республики. Кроме того, в мероприятиях, проводимых в рамках проекта, за прошедший год дополнительно приняли участие более 300 педагогических работников. При этом 193 педагога прошли повышение квалификации по программе «Сетевые сообщества как форма профессионального развития» средствами дистанционных технологий.
Информатизация образования - одна из основных областей педагогических инноваций. Педагоги Республики Марий Эл являются активными участниками портала «Сеть творческих учителей». Особую важность имеет то обстоятельство, что портал «Сеть творческих учителей», патронируемый Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при поддержке компании Microsoft и объединяющий сейчас уже более 70 тысяч учителей, ориентирован на педагогов, использующих новые информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Эти учителя проводят огромную работу по организации и развитию сетевых сообществ, демонстрируют высокий профессионализм в реализации методической поддержки учителей, способствующей созданию механизмов открытой общественной экспертизы профессионального опыта учительства, распространению опыта инновационной деятельности лучших педагогов и общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл.
Педагогическая общественность Республики Марий Эл принимает активное участие в федеральном сетевом проекте общественно-государственной экспертизы учебников, главной целью которого является обеспечение нового качества образования за счет усиления общественной составляющей систе -мы экспертизы учебников. Среди регионов Российской Федерации Республика Марий Эл по численности педагогов, участвующих в проекте (553 человека), занимает 14 место.
Как показывает анализ, в учреждениях образования 92 % педагогов изменили диапазон форм и методов образовательной работы при поддержке информационно-телекоммуникационных технологий. Активно используются системы видеоконференцсвязи, которые установлены в 8 общеобразовательных учреждениях нашей республики в рамках проекта «Гимназический союз России». Только в текущем учебном году осуществлено свыше 50 сеансов телемостов.
Следует отметить, что процесс информатизации школы носит дискретный характер, образовательные учреждения переходят в достаточно устойчивые, качественно новые состояния. Процесс информатизации развивается в школах неравномерно, поэтому в реальности используется кластерный подход к оценке уровня информатизации образовательных учреждений.
В общем образовании республики можно выделить три кластера по типу моделей процесса информатизации. В первой группе делается основной акцент на развитии в образовательном учреждении ИКТ-насыщенной образовательной среды. Вторую группу составляют обобщенные описания преобразований образовательного учреждения в условиях информатизации образования. К третьей группе относятся практико-ориентированные описания процесса информатизации образовательного учреждения, которые обслуживают соответствующие процессы принятия решений.
Основные направления дальнейшего развития и внедрения информационных технологий в образовании ориентированы на развитие региональной информационной инфраструктуры, организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений и сетевого педагогического сообщества, активное использование цифровых образовательных ресурсов, совершенствование системы повышения квалификации педагогических, управленческих и инженерно-технических кадров для осуществления информатизации образования.
Данные направления являются основополагающими в республиканской целевой программе «Развитие информационного общества в Республике Марий Эл (2010-2014 годы)» и ведомственной целевой
программе «Информатизация системы общего образования Республики Марий Эл на 2011-2013 годы». Реализация этих программ придаст новый импульс развития образования Республики Марий Эл в условиях информационного общества.
Современная образовательная система уже пережила несколько волн информатизации школы. Предпосылками разработки основных направлений развития и внедрения информационных технологий в системе общего образования стали следующие образовательные инициативы.
Во-первых, федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», важнейшим результатом которой стал прорыв в оснащении образовательных учреждений компьютерной техникой, а также запуск и развитие региональных программ информатизации образования.
Во-вторых, федеральный проект «Информатизация системы образования», главная цель которого состояла в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных технологий в работе общеобразовательных учреждений, учреждений общего и начального профессионального образования путем изменения системы образования не революционным, а исключительно эволюционным путем. Реализация проекта позволила увеличить число работников образования, владеющих информационными технологиями, с 23,4 % в 2006 году до 80 % в 2009 году, создать 15 учебных площадок (методических центров) и подготовить команду тьюторов для проведения обучения на местах.
В-третьих, приоритетный национальный проект «Образование», реализация мероприятий которого была нацелена на обеспечение доступности, создание равных условий получения образования, в том числе посредством обеспечения для всех школ доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет. Анализ расходования денежных средств, полученных школами-победителями конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, показал, что порядка 60 % финансов были направлены на информатизацию. На эти средства школы приобрели 702 современных компьютера, 148 ноутбуков, сопутствующую оргтехнику и электронные учебно-методические пособия. Сумма финансирования доступа к сети Интернет из консолидированного бюджета Республики Марий Эл за период с 2006 года по настоящее время составила почти 20 млн. рублей.
В рамках приоритетного национального проекта все школы обеспечены лицензионным программным комплексом из 36 широко распространенных и применяемых программ. Одновременно с мерами по легализации программного обеспечения в настоящее время реализуется масштабный проект по внедрению в образовательных учреждениях свободного программного обеспечения. В каждом общеобразовательном учреждении организована «опытная зона», т. е. установлен пакет свободного программного обеспечения не менее чем на 1 компьютере. Представители от каждой школы прошли повышение квалификации в очной или дистанционной формах обучения.
В-четвертых, реализация федеральной и республиканской целевых программ развития образования, представляющих собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, в том числе широкомасштабное использование информационных технологий. В рамках реализации этих программ в настоящее время осуществляется поставка аппаратно-программных комплексов для детей с ограниченными возможностями здоровья, организовано обучение 9 учителей, которые будут осуществлять дистанционное образование 45 детей данной категории.
Важным событием стало открытие регионального центра компьютерной грамотности «Твой курс» при Марийском государственном университете. Новая социальная инициатива компании Microsoft позволит населению региона расширить свои познания в работе с современными информационными технологиями, научиться эффективно использовать ресурсы персонального компьютера и стать полноправными участниками единой информационной образовательной среды республики.
В 2010 году Межрегиональный открытый социальный институт начал реализацию благотворитель -ного проекта - внедрение образовательной программы для школьников «Основы информационных технологий: Программное обеспечение и аппаратные средства персонального компьютера». На сегодняшний день уже прошли специальную подготовку 8 учителей-участников программы. Еще 40 педагогов пройдут обучение в течение июня-августа. Прошедшие обучение учителя, помимо документа о повышении квалификации, получат сертификат международного образца компании «Cisco Systems».
Для системы образования республики это очень значимый социальный проект, поскольку он имеет своей целью подготовку будущих выпускников к работе, связанной с использованием сетевых и информационных технологий в государственном и частном секторах экономики, а также к продолжению образования по инженерным, компьютерным и другим техническим специальностям.
Республика Марий Эл активно включилась в реализацию программы «Путь к успеху», которая является частью глобального проекта компании Intel «Инновации в образовании». Реализация программы Intel «Обучение для будущего» позволяет повысить квалификацию учителей по новым программам и учащимся реализовывать сетевые социальные проекты.
В рамках реализованных мероприятий вышеперечисленных программ были существенно расширены возможности образовательных учреждений Республики Марий Эл по использованию информационных технологий. Показатель обеспеченности компьютерной техникой составляет 18 обучающихся на 1 компьютер. 61 % компьютеров общеобразовательных учреждений подключены к сети Интернет. Доля педагогов, работающих в рамках сетевых педагогических сообществ, или использующих в образовательном процессе электронные учебники и цифровые образовательные ресурсы, составляет 43 % от учительского корпуса.
Сегодня у нас есть все основания рассматривать информатизацию региональной системы общего образования школы не только как искусственный, но и как естественный феномен. Он естествен в той мере, в какой можно предсказывать его развитие, и искусствен в той мере, в какой этим развитием можно управлять.
В то же время динамика совершенствования информационных технологий требует постоянного обновления и развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективное их применение в образовании.
Ключевые инициативы в области информатизации общего образования предполагают в приоритетном порядке:
- внедрение и развитие информационных технологий с использованием преимуществ цифровых образовательных ресурсов для обеспечения равных возможностей в получении качественного обра -зования всем участникам образовательного процесса, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья.
- обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе внедрения и использования информационных технологий, дифференциация учебного материала в зависимости от способностей обучаемого с целью наиболее эффективного усвоения знаний и раскрытия потенциала личности;
- совершенствование условий для переподготовки учителей, получения знаний как в системе национального образования, в том числе и дистанционного, так в пространстве мировой системы образования.
- паспортизацию школ, в рамках которой каждое образовательное учреждение будет охарактеризовано набором показателей по уровню информатизации.
Отдельно нужно отметить создание новых моделей управления. Понимая, что миссия современного образования - не просто отслеживать реалии и подстраиваться под существующие моменты, а определять, конструировать новые тенденции, работать на перспективу. В Республике Марий Эл осуществляется пилотная апробация программно-технологического комплекса «Муниципальный портал», предназначенного для сбора, обобщения и публикации различных данных от образовательных учреждений на уровне муниципальных органов управления образованием на основе web-интерфейса. Это новый проект, который осуществляется Марийским региональным центром информатизации образования в тесном сотрудничество с разработчиками ООО «Хронобус».
На начальном этапе в апробацию включились 30 общеобразовательных учреждений двух муниципальных образований - Параньгинского и Советского муниципальных районов. В настоящее время осуществляется постепенное подключение в структуру портала узлов остальных муниципальных об -разований, что позволит организовать комплексный электронный мониторинг образовательных учреждений с использованием электронного паспорта образовательного учреждения, инициировать внутренний электронный документооборот в рамках муниципалитета, формировать публичные отчеты образовательных учреждений для широкой общественности.
Необходимо подчеркнуть, что решающую роль в инновационном развитии регионального образования играют муниципальные образования, поскольку:
- залогом успеха любой образовательной инициативы является ее муниципальная составляющая: инициатива либо приживается и развивается на муниципальной почве, либо отторгается и умирает;
- успешное продвижение инициатив возможно только при сочетании единых принципов и рамок реализации мероприятий при разнообразии конкретных подходов в отдельных муниципальных образованиях;
- только при активном участии муниципальных образований в реализации данных направлений, возможно увидеть, поддержать и распространить наиболее ценные технологические и содержательные инициативы, в том числе лучших учителей школ. Только такие инициативы позволят достичь поставленной цели и поднять качество образования на новый уровень.
Информатизация системы общего образования будет способствовать созданию условий повышения качества и доступности образования, оптимальных в экономическом плане образовательных систем и усилению связей между уровнями образования, необходимых для опережающего развития Республики Марий Эл.
=10- Литература
1. Уваров, А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования / А.Ю. Уваров. М.: МИОО, 2008. 380 с.
2. Уваров, А.Ю. Информатизация школы. Истоки и движущие силы / Г.М. Водопьян, А.Ю. Уваров // Народное образование. 2007. № 8. С. 157-162.
3. Полилова, Т.А. Инфраструктура образовательного интернет-пространства / Препринт Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. 2000. № 43. 28 с.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
Марийского государственного университета и его влияние
НА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ РЕГИОНА
Миронов Геннадий Иванович, проректор по учебной работе ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Ректорат Марийского государственного университета проводит большую работу по укреплению учебно-материальной базы вуза, оснащению и модернизации его компьютерного парка. В своей деятельности он руководствуется концепцией и программой развития университета на 2009-2013 годы, утвержденной Ученым советом вуза в мае 2009 года. Вопросы укрепления информационного потенциала университета регулярно рассматриваются на заседаниях Ученого совета и ректората. Непосредственно эту деятельность осуществляет информационно-вычислительный центр под руководством ректората.
В рамках реализации подпрограммы информатизации вуза большое место было отведено закупкам как современной техники, так и лицензионного программного обеспечения. В 2009 году, в частности, закуплено 165 компьютеров, 2 сервера и много иной техники. Все это было предназначено для оснащения учебных классов, административных служб, а также Международного центра АРТЕСН.
Особенно примечательным для университета является закупка в минувшем году суперкомпьютера для проведения высокопроизводительных параллельных вычислений. Необходимо отметить, что подобные суперкомпьютеры имеют даже не все ведущие вузы России, между тем как будущее в области информатизации будет связано именно с параллельными высокопроизводительными вычислениями.
В целом, в настоящее время вуз располагает следующими информационными ресурсами:
• Количество компьютеров в университете - 1481.
• Количество учебных компьютерных классов - 35.
• Количество лекционных аудиторий, оборудованных проекторами - 35.
• Суперкомпьютер (вычислительный кластер) - 1.
В университете на 4,76 студентов приведенного контингента приходится один компьютер. Для сравнения отметим, что в вузах западных стран и России подобное соотношение в среднем колеблется от 5 : 1 до 10 : 1.