Научная статья на тему 'Школьный сайт: искусство и диалог'

Школьный сайт: искусство и диалог Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный сайт: искусство и диалог»

14

ИТО Марий Эл - 2009

конференция учащихся «Информационные проекты. Практика программирования» и других. Формат проводимых мероприятий позволяет и сельским школьникам в полной мере проявить свой талант и способности. В настоящее время с целью мониторинга индивидуальных «образовательных маршрутов» одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности формируется единая база данных по интеллектуальному потенциалу Республики Марий Эл.

Таким образом, все затронутые вопросы свидетельствуют о том, что только совместными усилиями всех заинтересованных участников образовательного процесса система образования Республики Марий Эл выйдет на тот уровень информатизации, который соответствует запросам информационного века.

Литература

1. Комарова, И. Образовательная информация в государственных Интернет-ресурсах: результаты исследования веб-сайтов органов власти регионального и муниципального уровней / И. Комарова. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2008. - 48 с.

2. Комарова, И. Управляем системой образования с помощью информационных ресурсов: есть возможности, но нет достижений / И. Комарова, Е. Шишмакова // Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 107-113.

3. Кеспиков, В. Информатизация - действия и последействия / В. Кеспиков, О. Осипова // Народное образование. - 2008. - № 9. -С. 148-154.

Школьный сайт: искусство и диалог

Н.А. Адаева ([email protected])

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств № 2, г. Саров

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании дополнили собою ряд известных дидактических методов, формирующих аудиторный учебный процесс. Взамен наглядных пособий, выполненных на листах ватмана, теперь применяются электронные презентации. В объем домашних заданий теперь может входить поиск информации в ресурсах сети Интернет.

Особую группу возможностей ИКТ образуют собою методы, формирующие диалог не в учебной аудитории, а в среде Интернет. Среди них - электронная почта, форумы, интернет-конференции, чаты, дистанционные учебные курсы и пр. Основу общения в среде Интернет создают тематические сайты. Диалог в сайте принципиально отличается от аудиторного диалога. Чтобы его организовать, нужны неординарные решения. Сейчас многие средние образовательные школы имеют свой сайт. К его разработке и функционированию привлекаются ученики, и это само по себе дает хороший образовательный и воспитывающий эффект. Между тем на большинстве сайтов не сформирован диалог. Гостевые страницы пусты, форумы, если и содержат диалоги, то они весьма вульгарны по форме и непритязательны по смыслу. Над формированием диалога в сайте необходимо специально работать.

Чтобы сайт получился хорошим, приходится решать много больших и маленьких задач. Нужны люди, которые взяли бы в руки инициативу и взвалили на плечи труд заниматься сайтом не переставая. Нужны технические средства, нужны деньги. И это только нулевой цикл.

Нужно точно сформулировать, кому адресованы материалы сайта, с какой целью дело начато. Нужно разработать и сделать структуру сайта, придать ему внешний вид, соответствующий цели. Потом нужно разработать конструктивные свойства разделов, каждому разделу - свои особые свойства. Наконец, надо разместить первые материалы и проверить результат на соответствие задуманному. То, что получилось, тоже пока не настоящий сайт. Этот промежуточный продукт можно сравнить с чурбачком, из которого предстоит вырезать изысканную поделку. Можно сравнить с куском глины, из которого после лепки, росписи и обжига получится красивая посуда. Можно даже сравнить его с набором слов и правил русского языка, средствами которого можно написать книгу. Это пока еще «никакой» сайт.

Почему один фильм становится открытием, а другой пустышкой; одна книга заставляет по-новому взглянуть на себя, а другая - лишь занять свободное время; один человек вызывает желание слушать его и думать вместе с ним, а общение с другим сводится к набору стандартных речевых формул? Чтобы родился, жил и развивался школьный сайт, выполнения технических рекомендаций веб-дизайнеров, маркетологов и социальных психологов недостаточно. Сайт надо сделать желанным для школьника, а для этого, как и книге, фильму, беседе, сайту предстоит стать искусством. Школьный сайт нужен не для развлечения, а для обучения.

Развитие региональной информационной образовательной среды

15

Возможно, нам проще говорить о сайте, как об искусстве, потому что наша школа - Детская школа искусств № 2 города Сарова - во всех своих начинаниях не забывает об искусстве. Наши ученики получают практические навыки, которые многим из них помогут впоследствии выбрать профессию. Они учатся делать красивые вещи своими руками. Но получают они не только технические знания. Маркетри и резьба по дереву, поделки из глины и декорации спектаклей, народный танец и народная песня, театр и вышивка - это виды искусства, которыми заняты наши ученики и учителя. Ведение учебного процесса для наших педагогов тоже не только технология, но и искусство. И в том, что сайт должна быть произведением искусства, у нас нет сомнений.

У любого произведения искусства, как известно, два автора - тот, кто создает его, и кто воспринимает. Сможет ли читатель понять то, что писатель написал для него в книге? Конечно, многое, может быть главное, зависит от готовности читателя. Но если книга написана вяло, мысль автора не увлекает, то прочесть и понять ее смогут лишь особо мотивированные к такому прочтению люди. Другое дело искренняя книга. Она захватит тебя сама - только прочитай первые десять строк. Именно тогда читатель становится еще одним автором книги, когда говорят с ним открыто, не прячась за стандартные безликие формулировки. Собственно, открытым общением, не всегда гладким, но всегда от сердца, отличается Интернет-среда. Такому общению в подростковой аудитории, наиболее близкой Интернету, часто недостает такта. Этот недостаток легко устраним в школьном сайте. В школе достаточно людей, умеющих и любящих открыто и тактично общаться, и это не только учителя, но и многие ученики. Создать условия для такого общения на страницах школьного сайта можно.

Мы пришли к формулированию, возможно, неочевидной максимы: у школьного сайта среди многих задач есть и такая - быть произведением искусства. Только в этом случае возможен полноценный диалог на его страницах. Ну а для того, чтобы диалог действительно был, нужны специальные технологии.

Будьте снисходительны к настойчивости, с которой мы формулируем требования к сайту, как к искусству. Школьный сайт с адресом http://art2sarov.ru, в первом простом варианте начавший работать в конце 2006 года, а к сегодняшнему дню получивший довольно сложную структуру, мы только хотим сделать таким же хорошим местом для общения, каким бывает талантливая книга. Пока мы пробуем первые специфические технологии, позволяющие сделать желанным диалог между учеником и учителем, между родителями и учителями, между нынешними и бывшими учениками. И наши успехи не столь велики, как хотелось бы.

Технологии, предполагающие диалог с обратной связью, мы только-только начинаем развивать. Надо сказать, что по здравому размышлению мы отказались от распространенных в Интернете механизмов обратной связи, таких как форумы и комментарии к сообщениям. За формальной эффективностью такого общения несложно увидеть неготовность к диалогу, своеобразную пустоту общения, цинизм, в котором отражены проблемы общества, но отражены в неоформленном виде. В таком диалоге нет движения к результату, необходимому школе - к развитию личности ученика.

Первым и пока единственным разделом сайта, включившим в себя прямой диалог, стал раздел «Домашнее задание». В нем размещены вопросы, связанные с изучением теории изобразительного искусства, музыки и архитектуры. Вопросы имеют разный уровень сложности и охватывают учебный материал всех лет обучения. Ученик может выбрать из всего разнообразия заданий те, которые ему ближе, интереснее или проще. Ответ на вопрос можно отправлять непосредственно из сайта на электронную почту учителя.

«Домашнее задание» как форма работы с учениками дает возможность развить у них интерес к предмету, проявить творчество, выделиться среди других учеников. В процесс работы включаются и родители, которые хотят помочь своему ребенку или больше узнать об искусстве.

Страница «Домашнее задание» - особая форма учебного процесса. Место у компьютера в восприятии родителей ассоциировано с бессмысленной тратой времени детьми за играми, легкомысленным общением в чатах и просмотром развлекательных сайтов. Благодаря ресурсу «Домашнее задание» оно приобретает качество исследовательского полигона, на котором моделируются события из истории мировой культуры. Исключительность и нестандартность подхода к использованию цифровых технологий в образовательном процессе, воплощенные в разделе сайта «Домашнее задание», требуют изучения возможностей и дальнейшего развития этой методики обучения.

Следующим шагом в развитии обратной связи на сайте станет организация диалога вокруг раздела сайта «Уроки мастерства». Уже сейчас этот раздел содержит ряд материалов, читая которые хочется задать вопрос мастеру, уточнить технологию, поделиться своими знаниями.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании набирают обороты, становятся все более вариативными и, тем самым, привлекательными. Возрастает и роль диалога в Интернет-среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.