А. А. Сушенцов
65
их подготовку к ЕГЭ. Внедрение дистанционных технологий также позволит решить острую проблему дефицита учителей естественно-научного профиля.
Создается коммуникационная инфраструктура региональной системы образования. В настоящее время осуществляется апробация технологий организации и проведения вебинаров в системе образования Республики Марий Эл.
Продолжается перевод в электронный вид 6 государственных услуг, предоставляемых Министерством образования и науки Республики Марий Эл. Переведена в электронный вид услуга по лицензированию образовательной деятельности. Она доступна на Едином портале государственных услуг.
Растет число образовательных учреждений, предоставляющих ряд государственных услуг в электронном виде: предоставление информации об организации дошкольного, общего и дополнительного образования, об образовательных программах и учебных планах, годовых календарных учебных графиках, о текущей успеваемости обучающихся и т. д. Доля общеобразовательных учреждений, предоставляющих некоторые услуги в электронном виде (запись в школу, ответы на обращения и др.), составляет 34 %.
Консультационное и техническое сопровождение процессов информатизации на региональном уровне осуществляет Научно-методический центр профессионального образования Республики Марий Эл. В ряде органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (г. Волжск, Параньгинский муниципальный район, Волжский муниципальный район и др.), созданы и эффективно функционируют информационно-аналитические центры, обеспечивающие поддержку образовательных учреждений. В 30 % общеобразовательных учреждений выделены ставки для технического обеспечения информатизации (инженер, программист, системный администратор, лаборант и т. д.). 36 % общеобразовательных учреждений получают техническую поддержку информатизации на основе договоров с юридическими лицами.
В настоящее время основными финансовыми источниками реализации мероприятий по информатизации образования являются:
- федеральные субсидии на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования;
- федеральные субсидии на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования;
- республиканская программа «Развитие информационного общества в Республике Марий Эл (20102014 годы)» (в 2012 году заложено 7,2 млн рублей);
- бюджеты городских округов и муниципальных районов;
- гранты, внебюджетные средства и т. д.
Дальнейшее развитие единого информационного образовательного пространства Республики Марий Эл предполагает:
- автоматизацию процессов управления образованием, в том числе использование возможностей регионального образовательного портала как основы электронного взаимодействия субъектов образовательной среды;
- организацию перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
- внедрение дистанционных образовательных технологий;
- развитие социальных образовательных сетей;
- внедрение свободного программного обеспечения.
А. А. Сушенцов
Министерство образования и науки Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола Об Общественном координационном совете
ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Сегодня информатизацией образования занимаются многие структуры: государство, общественность, бизнес-сообщество. Прикладываются серьезные усилия, вкладываются большие финансовые средства. Как сделать так, чтобы все усилия были не разобщены, не дублировались, а приносили максимальный эффект? Ответ очевиден — необходимы объединение и координация этих действий, консолидация потенциала всех партнеров системы образования.
По сути, речь идет о создании государственно-общественного механизма информатизации системы образования Республики Марий Эл. 26 января 2010 года приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл создан Общественный координационный совет по информатизации системы образования при Министерстве образования и науки Республики Марий Эл, утверждено Положение о Совете.
В состав Совета вошли представители Министерства образования и науки Республики Марий Эл, государственных, общественных и коммерческих организаций, принимающих участие в информатизации системы
образования. Таким образом, Совет является государственно-общественным. В настоящее время состав Совета насчитывает 15 человек, его председателем является министр образования и науки Республики Марий Эл.
Основной задачей Совета является выработка рекомендаций и предложений по основным направлениям информатизации системы образования Республики Марий Эл. К компетенции нового органа, в частности, относятся:
- определение основных принципов проведения политики в сфере информатизации системы образования на территории Республики Марий Эл;
- согласование проектов республиканских целевых программ в сфере информатизации системы образования, отчетов о ходе их реализации;
- согласование ежегодных планов Министерства образования и науки Республики Марий Эл по вопросам информатизации системы образования;
- разработка предложений по объемам финансирования мероприятий в сфере информатизации системы образования.
За время существования Совета на его заседаниях рассмотрены следующие ключевые вопросы:
- о результатах работы Министерства образования и науки Республики Марий Эл в области информатизации системы образования и приоритетных направлениях деятельности;
- о результатах внедрения проекта «Электронная учительская» и направлениях его развития;
- о результатах апробации проекта «Муниципальный портал» и направлениях его развития;
- о роли методических служб, как важнейшего инструмента в обеспечении информатизации образовательного процесса;
- о состоянии системы дистанционного обучения в Республике Марий Эл;
- об использовании ИКТ в системе специального (коррекционного) образования, в системе дополнительно -го образования детей, в системе начального и среднего профессионального образования Республики Марий Эл
- о предоставлении государственных и муниципальных услуг в системе образования Республики Марий Эл;
- о преподавании курса «Информатика и ИКТ» в системе общего образования Республики Марий Эл: проблемы и решения;
- о реализации республиканской программы «Развитие информационного общества в Республике Марий Эл (2010-2014 годы)» по направлению «ИКТ в образовании».
Учитывая сложность и разноплановость рассматриваемых вопросов, для обеспечения надлежащего качества проведения экспертизы проектных решений, подготовки заключений и рекомендаций, на подготовительном этапе заседаний Совета привлекается широкий круг экспертов, технических специалистов и представителей ИТ-компаний. Такая организация работы позволяет обеспечить принятие оптимальных решений с учетом лучших практик.
Проведенные заседания Совета позволили определить направления эффективного использования и развития существующего потенциала информационно-коммуникационной среды системы образования Республики Марий Эл и подготовить предложения по их совершенствованию.
В целом, за два года работы Совета удалось не только сохранить, но и улучшить взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти, общественными организациями, коммерческими структурами.
Создание Совета позволило обеспечить системный подход к комплексной проблеме информатизации системы образования, сформировать координационную группу, группу единомышленников и профессионалов, работающих по этому направлению в роли «мозгового центра».
В. И. Щелканова
Таштагольский горный техникум, г. Таштагол
Информатизация учебного процесса и управления
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции фундаментальное значение имеет информатизация образования.
Использование педагогическим коллективом техникума в учебном процессе информационных технологий открыли новые возможности совершенствования методологии и стратегии отбора содержания образования, повышения эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения. Широкое применение информационных технологий в профессиональной деятельности стали ключевым элементом на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Такие информационные