6. Сетевыми методистами будет проведена апробация баз данных учебных материалов и Интернет-системы общественной экспертизы (на сайте орепс1аББ), заполнено не менее 10 опросных листов по результатам каждой апробации.
7. Функционирует региональный узел информационно-коммуникационного пространства.
Уже на конец марта 2009 года достигнуты успехи:
- прошла дистанционное обучение первая группа педагогов республики (23 февраля - 10 марта). Из 22 человек успешно закончили 18 человек. Ново, трудно, но интересно;
- создан Клуб сетевых методистов, заседание проходит каждую среду в 15:00 в МРЦПК;
- создано педагогическое сообщество Республики Марий Эл на сайте проекта. Идет обсуждение его структуры и наполнение;
- в план повышения квалификации включен курс обучения сетевых методистов и координаторов (апрель и июнь). Организована самозапись на курсы на сайте.
Однако остаются нерешенными следующие задачи:
- создать команду психологов, социологов, социальных педагогов и классных руководителей для активизации деятельности сообщества СоцОбраз;
- подключиться методистам МИО к сетевым предметным сообществам для активизации их деятельности;
- сформулировать вопросы для обсуждения педагогическим сообществом республики;
- расширение числа участников, включение в программы повышения квалификации информации о новом проекте и его возможностях.
Последняя задача - самая главная. Проанализировав деятельность различных сообществ, можно сформулировать список факторов, которые будут способствовать успеху социально-педагогической сети:
- широкая рекламная кампания, с использованием максимального спектра средств массовой информации;
- наличие удобных и разнообразных инструментов для организации личного пространства;
- постоянные нововведения, подогревающие интерес к активностям сети;
- использование не самостоятельно разработанных, но популярных удобных сервисов;
- наличие инструментов и сетевого пространства для самовыражения без страха быть осмеянным и непринятым;
- учет психологических, возрастных, социальных предпочтений потребителей;
- использование интересов пользователей для проблематизации и постановки актуальных для заказчика задач;
- поощрения, стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников;
- толерантное, креативное, реактивное модерирование и руководство сообществами.
Но наиболее важным является учет активной деятельности педагогов, размещение портфолио в социальных педагогических сообществах при аттестации педагогических работников республики Марий Эл.
Сотрудничество фирмы «1с» с образовательными учреждениями
М.В. Баташан ([email protected]), П.Г. Гудков ([email protected])
Фирма «1С»
Информационные технологии (ИТ), в условиях финансово-экономического кризиса, приобретают особую важность для повышения эффективности деятельности предприятий. Возрастает потребность в высококвалифицированных ИТ-специалистах, занятых построением и сопровождением информационных систем для решения управленческих и учетно-аналитических задач.
Особенно остро нехватка ИТ-специалистов соответствующего профиля будет ощущаться через несколько лет - в период экономического роста после выхода из кризиса. С учетом длительности жизненного цикла подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования вузам в настоящее время особенно актуально ориентироваться на перспективные потребности рынка труда.
В последние годы стала складываться практика успешного взаимодействия работодателей и системы обра -зования. Образовательные учреждения (ОУ) внимательнее относятся к требованиям работодателей и заинтересованы в повышении востребованности своих выпускников на рынке труда. Бизнес, со своей стороны, широко использует различные формы сотрудничества с вузами. Только в результате такого взаимодействия может быть
Развитие региональной информационной образовательной среды
11
обеспечен выпуск конкурентоспособных специалистов и, соответственно, приток квалифицированных кадров в высокотехнологичные сектора экономики.
Фирма «1С» давно и стабильно сотрудничает с образовательными учреждениями. В настоящее время с «1С» в рамках «Договора о сотрудничестве с высшими и средними учебными заведениями» взаимодействует более чем с 3000 образовательными учреждениями.
Фирма «1С» совместно со своими партнерами предоставляет ОУ на льготных условиях программные продукты, методические материалы, бесплатно обучает, сертифицирует и аттестует преподавателей в учебных центрах; обучает студентов на базовых кафедрах, проводит различные мероприятия для студентов и преподавателей (конференции, олимпиады, профессиональные конкурсы, дни карьеры). Благодаря широкой партнерской сети, образовательные инициативы фирмы «1С» являются массовыми и поддерживаются на всей территории России и в странах СНГ.
Учитывая интенсивное развитие информационных технологий, преподавателям ИТ-дисциплин трудоемко поддерживать содержание своих курсов в актуальном состоянии. Изложение значительной части материла не возможно без опоры на прикладные технологии. Фирма «1С» уделяет значительное внимание данной проблеме, поэтому объявила Открытый всероссийский конкурс авторов и авторских коллективов на разработку учебно-методических комплексов (УМК) для системы высшего и среднего профессионального образования. В рамках конкурса планируется создать ряд УМК по наиболее актуальным и перспективным направлениям как в ИТ-области, так и в самых различных областях, где информационные технологии нашли широкое применение. Сайт конкурса www.umk.1c.ru.
В феврале 2009 г. была проведена очередная, Девятая международная конференция «Новые информационные технологии в образовании. Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий «1С» (http://www.1c.ru/news/pressrelise.jsp?id=1008). Тематику конференции определили два ключевых фактора: потребность в проведении комплексной модернизации процессов обучения (в том числе при переходе к уровневому образованию) и совершенствование технологий управления образовательными учреждениями. Более 800 участников из 420 учреждений из 147 городов России, Украины, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана постарались найти решение наиболее насущных вопросов.
С целью поддержки талантливых студентов и преподавателей фирма «1С» проводит Всероссийский конкурс дипломных проектов. Призовой фонд конкурса в 2008 году составил 1 260 000 рублей. Кроме того, призеры и лауреаты этого конкурса принимают участие в отборе для участия в программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» (У.М.Н.И.К.), которую реализует Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
В 2009 году фирма «1С» совместно с Финансовой академией при Правительстве РФ в очередной раз провела ставшие уже традиционными студенческие соревнования: 23-ю Международную олимпиаду по программированию учетно-аналитических задач и Третий Всероссийский профессиональный конкурс по «1С:Бухгалтерии». Организаторами более чем восьмидесяти региональных туров стали учебные заведения и партнеры «1С» в России, Казахстане, Украине. В соревнованиях приняли участие свыше 1500 студентов. В конце марта - начале апреля в Москве в фирме «1С» состоялись финальные туры олимпиады и конкурса, на которые были приглашены 146 студентов со всей страны.
С целью расширения позитивного опыта взаимодействия с молодежью, предоставления объективной информации о рынке информационных технологий, передовых технологиях «1С:Предприятия 8», широко применяемых при автоматизации управления и учета на отечественных предприятиях и в организациях, о масштабах деятельности сообщества «1С», а также с целью ознакомления с конкретными вакансиями (предполагающими работу по гибкому графику, которую возможно сочетать с очной формой обучения) фирма «1С» при поддержке своих партнеров и учебных заведений проводит общенациональный «День 1С: Карьеры». В 2008 году мероприятие состоялось в 73 городах России и стран ближнего зарубежья, его посетили более 8000 молодых людей.
Учитывая, что статус выпускников вузов на рынке труда существенно повышает наличие у них сертификатов известных фирм-производителей программного обеспечения, фирма «1С» уже давно ввела в практику своего сотрудничества с образовательными учреждениями «Соглашение о сертификации учащихся высших и средних учебных заведений по программе «1С:Профессионал». Учащиеся сдают точно тот же сертификационный экзамен, что и все остальные пользователи, проходящие аттестацию в Авторизованных центрах сертификации, и получают в случае успешной сдачи сертификат фирмы «1С». За год учебные заведения сертифицируют порядка 1000 своих студентов.
Сотрудничество «1С» с ОУ ориентировано на разные уровни ОУ и на разные направления их деятельности, активно развивается и дает положительные результаты для всех участников этого взаимодействия.
Информационно-коммуникационные технологии
в образовании Республики Марий Эл: тенденции развития
А.А. Сушенцов ([email protected])
Министерство образования Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Вопросы информатизации образования являются особенно актуальными, и не только потому, что сегодня активно обсуждаются черты нового так называемого информационного общества, но и в силу того, что информатизация системы образования направлена на поддержку концепции модернизации российского образования и содействует обеспечению доступности, качества, эффективности образовательных услуг.
Проведенное Информационным агентством Федерального института развития образования комплексное сравнение государственных информационных ресурсов регионов России и федеральных сайтов для выявления реального отношения органов управления к вопросам образования показало, что для Правительства Республики Марий Эл вопросы образования являются приоритетными. По экспертным данным официальный сайт Правительства Республики Марий Эл наиболее полно отражает проблемы образования. В рейтинговой таблице он занимает 2 место из 240 проанализированных сайтов органов власти регионального и муниципального уровней всех субъектов Российской Федерации. Проведенное независимое исследование показало реальное отношение к образованию в регионе, позволило оценить качество взаимодействия Правительства Республики Марий Эл и системы образования.
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования Республики Марий Эл, а также определяющим условием модернизации региональной образовательной системы.
Использование современных программ подготовки и повышения квалификации учителей в области информационно-коммуникационных технологий, использование программного обеспечения для административного, учебного процесса, внедрение в практику преподавания цифровых образовательных ресурсов, проведение олимпиад, конкурсов и конференций - все это в комплексе представляет собой мощный ресурс развития, повышения качества образования. Сегодня можно констатировать, что процесс информатизации системы образования в Республике Марий Эл перешел на новый качественный уровень.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование», программ федерального проекта «Информатизация системы образования» и других проектов позволила успешно продолжить развитие региональной инфраструктуры информатизации системы образования, разработать единую целостную стратегию Министерства образования Республики Марий Эл по информатизации системы образования.
В настоящее время Министерством образования Республики Марий Эл на основе программно-целевого подхода ведется работа по следующим ключевым направлениям информатизации системы образования:
- использование сетевых технологий в системе повышения квалификации;
- внедрение программно-аппаратных комплексов и специализированного программного обеспечения в управление образованием;
- развитие дистанционного образования детей-инвалидов;
- развитие мониторингового инструментария для управления сферой образования на региональном и муниципальном уровнях;
- организация сетевого социально-педагогического сообщества Республики Марий Эл;
- поддержка и поощрение лучших учителей и педагогических коллективов, активно использующих информационно-коммуникационные технологии;
- развитие информационно-технологического обеспечения единого государственного экзамена;
- координирование доступа образовательных учреждений к сети Интернет;
- обеспечение технической и методической поддержки стандартного (базового) пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях.