После окончания диалога педагог проводит его детальный анализ. При этом он может прибегнуть к контролю записей обучаемых и продемонстрировать положительный опыт отдельных обучаемых. Поинтересоваться их впечатлениями и замечаниями, чувствами.
Последним шагом, завершающим диалог, является оценка выставляемая каждому обучаемому. Её может выставить сам педагог на основе контроля степени готовности к диалогу (тезисы), своих наблюдений за работой обучающихся в диалоге, контрольных вопросов и анализа деталей поведения в ходе диалога и др. Однако высшим пилотажем является прием самооценки обучающимися своих действий при подготовке и проведении диалога.
Дело в том, что самооценка латентно существует. Психологическая проблема заключается в том, чтобы представить её публично.
Расхождения между оценкой педагога и самооценкой ученика могут приводить к конфликтным отношениям в срытом или явном виде.
Представленная обучающимся возможность провозгласить свою самооценку является довольно сложным психологическим барьером, преодолев который, он делает шаг в своем развитии. Тактика поведения педагога может быть двоякой. В одном случае он может сразу начать корректировать самооценку и тогда в следующий раз он может не услышать ее. В другом случае он принимает самооценку, подчеркивая уважение к мнению ученика. Если же, по его мнению, самооценка не адекватна, то педагог имеет возможность корректировать её с помощью вопросов о ходе диалога или других методов контроля, например, тестов.
Практика самооценки показывает, что, получив возможность поставить себе оценку, очень не многие участники публично ставят себе «отлично» не проявив для этого необходимых усилий. А использование компьютерных тестов на этом же занятии дает более объективную оценку знаний, что в последующем повышает адекватность самооценки.
Таким образом, учебный диалог является методикой позволяющей активизировать познавательную активность обучаемых и эффективно развивать коммуникативную компетентность, приобретать коммуникативный опыт, проводить адекватную самооценку получать обратную связь в коммуникациях, осуществлять фронтальный контроль обучающихся на занятиях.
Список литературы
1. Федеральный Закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции».
2. Коростыяева, Л. Л. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. — СПб., 1996. — 66 с.
3. Мясоед, Т. Л. Интерактивные технологии обучения : спец. семинар для учителей. — М., 2004.
4. Панфилова, Л. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений : учебное пособие. — СПб.: Знание, 2005. — 317 с.
5. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технологии игры в обучении и развитии. — М., 1996. — 268 с.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 67. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специалист, квалификация 030301. Психология служебной деятельности.
7. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учебно-методическое пособие. — Саратов: Наука, 2009. — 52 с.
8. Суворова, Н. Интерактивное обучение: новые подходы. — М., 2005.
УДК 378.1 Н.П. Каданцева*
Имидж сотрудников органов внутренних дел России: история и направления развития
В статье рассматриваются тенденции формирования имиджа сотрудника органов внутренних дел России. Автор определяет пути и направления формирования положительного имиджа, как сотрудника органов внутренних дел, так и системы правоохранительных органов России в целом.
Ключевые слова: имидж сотрудников органов внутренних дел, тенденции развития имиджа, профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел, пути и направления формирования имиджа.
N.P. Kadantseva*. Image of staff of law-enforcement bodies of Russia: history and development directions. In article tendencies of formation of image of the employee of law-enforcement bodies of Russia are considered. The author defines ways and directions of formation of positive image, both of the employee of law-enforcement bodies, and of system of law enforcement bodies of Russia as a whole.
Keywords: image of employees of law-enforcement bodies, tendencies of development of image, vocational training of employees of law-enforcement bodies, ways and directions of formation of image.
* Каданцева, Надежда Петровна, адъюнкт кафедры педагогики и общей психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 19820б, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: nadezdakadantseva@yandex.ru.
* Kadantseva, Nadezhda Petrovna, post-graduate student of the department of pedagogics and general psychology, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police captain. Russia, 19820б, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: nadezdakadantseva@yandex.ru.
© Каданцева Н.П., 2012
1B3
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Психология
На протяжении трех столетий структуры органов внутренних дел России реформировались несколько раз. Каждый раз это быгло связано с изменением социально-экономических условий в обществе, когда деятельность правоохранительных органов становилась неэффективной. Это ухудшало отношение граждан к сотрудникам полиции и милиции, определяло имидж сотрудника ОВД и престиж профессии.
Анализ развития образа правоохранительных органов России в сознании граждан позволил выявить некоторые тенденции, которые активно проявляются и в настоящее время.
Первая из них заключается в том, что на протяжении многих лет в сознании граждан отношение к сотрудникам полиции и милиции было двойственным и противоречивым. С одной стороны сотрудник ОВД олицетворяет государство, власть, силу и твердый порядок, а его деятельность жертвенна и требует немалой доли героизма и напряжения. С другой стороны устойчивым является стереотип, обвиняющий сотрудника ОВД в мздоимстве, излишней закрытости, нетерпимости к социально незащищенным слоям населения. Имидж правоохранительных органов в большой мере связан с отношением населения страны к власти, в то время как сама профессиональная группа традиционно оплачивалась невысоко, особенно в низовых ее структурах. Сходные оценки имиджа сотрудников органов внутренних дел выявляются и в настоящее время.
Вторая тенденция. На протяжении столетий руководители ведомства уделяли внимание количественному и качественному составу органов внутренних дел, осознавали значение отношения и доверия граждан к правоохранительным органам для эффективности их деятельности. Со временем задача формирования положительного образа полиции, а затем и милиции стала осознаваться как важнейшая политическая задача.
Третья тенденция — на протяжении трех столетий пути и средства повышения престижа сотрудников правоохранительных органов обогащались, усложнялись и строились по следующим направлениям:
— повышение качества отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел;
— борьба с коррупцией в рядах сотрудников ОВД;
— повышение денежного довольствия, материальное вознаграждение;
— моральное вознаграждение (медали, ордена, чины, приказы, повышающие ранги);
— повышение общей культуры сотрудников ОВД (обучение, клубы, журналы, газеты, конкурсы профессионального мастерства);
— пропаганда деятельности органов внутренних дел через средства массовой информации.
И четвертая: на протяжении практически всего периода существования органов внутренних дел характерной чертой для развития ведомства являлись непрерывные реорганизации. Позитивной тенденцией развития органов внутренних дел, повышающей имидж сотрудника ОВД и престиж службы, является ориентация на законность, гласность, демократизацию, гибкое реагирование структуры на запросы конкретных социально-экономических условий. Сегодня это переориентация с властной на социальную систему, систему для общества, для граждан.
Как показывает история, эффективность деятельности правоохранительных органов зависит от степени взаимодействия с обществом, которая в свою очередь определяется взаимоотношениями между сторонами, зависит от имиджа сотрудников органов внутренних дел. Одной из главных функций имиджа является формирование положительного отношения, как к самому сотруднику, так и к системе в целом.
Трудности формирования положительного имиджа заключаются в том, что, во-первых, сотрудники ОВД не имеют определенной аудитории, которая бы оценивала их имидж. Круг общения сотрудников ОВД не имеет четких границ. Он включает все слои общества самых разных возрастных, профессиональных, социальных групп. Кроме того, это общение затрагивает различные стороны жизни граждан. Нормативные акты предписывают сотруднику ОВД вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом [1].
Во-вторых, существенной особенностью является зачастую конфликтный характер ситуаций, в которых происходит общение сотрудников ОВД с гражданами. При этом сотрудники должны четко выполнять требования закона и в эмоциональных ситуациях сохранять выдержку. Граждане со своей стороны часто проявляют страх, агрессию, не обременяя себя какими-либо обязательствами.
В-третьих, деятельность сотрудника ОВД происходит под постоянным социальным контролем, имеет ярко выраженный публичный характер. Все действия сотрудника, а также внешний вид, манера говорить подвергаются оцениванию со стороны окружающих. Этот фактор сотрудник ОВД должен постоянно учитывать и уметь работать в присутствии публики, что существенно повышает эффективность службы и престиж самого сотрудника[2].
В-четвертых, имидж любого специалиста, и сотрудника ОВД в частности, существенно зависит от того, как сами они относятся к себе как к представителю определенной профессиональной общности.
Кроме того, необходимо учитывать, что за последние годы телевидение и Интернет значительно усилило свое влияние на людей, структуру повседневной жизни, поведение и мировоззрение людей. Любая информация, особенно негативная, мгновенно распространяется в социальных сетях. Любое нарушение законности или преступление, совершенные сотрудником ОВД, вызывает негативную реакцию и широкий резонанс, формируя неверие в незыблемость закона и снижая престиж всей правовой системы. Негативный пример одного сотрудника не может быть нейтрализован положительными примерами десятков сотрудников, поскольку население воспринимает их поведение как ожидаемую норму деятельности [3, с. 97].
Исходя из вышесказанного, необходимо определить пути и направления формирования положительного имиджа, как сотрудника ОВД, так и системы правоохранительных органов в целом.
В силу сложности и многогранности задачи нет единственного универсального метода, который мог бы обеспечить успешное формирование имиджа сотрудников правоохранительных органов. Необходимо продуманное целенаправленное воздействие различных методов формирования имиджа как со стороны государства, Министерства, ведомственных образовательных заведений, так и со стороны каждого сотрудника ОВД. Только в единстве усилий всех сторон возможен успех.
Итак, со стороны государства свою эффективность показали следующие меры: а) социальная пропаганда деятельности органов внутренних дел; б) эффективная работа со средствами массовой информации, открытый диалог с обществом, информирование о существующих проблемах, выстраивание партнерских отношений с обществом; в) социальное обеспечение сотрудников ОВД и членов их семей; г) обеспечение достойной заработной платой; д) профилактика профессиональной деформации; е) качественный отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел с обязательным учетом результатов психологического диагностирования; ж) создание условий для непрерывного образования сотрудников ОВД; з) материальное обеспечение служебной деятельности: современные транспортные и технические средства, информационное обеспечение, ремонт зданий и помещений, красивая и удобная форменная одежда.
Необходимо отметить, что в последние годы много сделано для улучшения условий труда сотрудников ОВД.
Отношение к себе как представителю определенной социальной общности закладывается на этапе профессионального образования, поэтому необходимо уделять внимание этой задаче в процессе воспитательной работы с курсантами и слушателями.
Здесь важнейшим направлением является создание среды и психологического климата, которые бы поддерживали честь и достоинство молодых сотрудников ОВД, их профессиональное самосознание, понимание закономерностей развития государства и правоохранительных органов как гарантов его стабильности.
На формирование имиджа будущего сотрудника ОВД оказывает влияние педагогический потенциал культурно-образовательной среды вуза, которая представляет собой совокупность предметных и коммуникативных действий участников учебно-воспитательного процесса, реализуемых в процессе аудиторной и внеаудиторной работы.
Необходимо создавать такую среду, где возникает потребность творчества, порождается интерес к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, формируется соответствующая мотивация. В этой среде происходит осмысление идеала и проецирование образа самого себя в будущее, результатом чего становится формирование нравственно-эстетического облика курсанта, его привычек в организации взаимодействия с другими людьми. Учебный процесс должен строиться на основе субъект-субъектных связей, когда курсант и преподаватель в равной мере обладают определенной свободой деятельности; когда цель обучения — формирование механизма самореализации личности каждого курсанта как будущего профессионала, побуждение к дальнейшему саморазвитию и самовоспитанию.
Важным внутренним фактором, определяющим целостность формируемого имиджа, являются профессионально-этические и нравственные качества. Профессионально-этические качества личности первоначально формируются в период обучения в образовательном учреждении. При этом должно быть обеспечено органическое единство обучения и воспитания. Необходимые мировоззренческие и нравственно-волевые качества курсантов формируются в вузе, навыки культуры мышления и поведения, закладывающие фундамент их индивидуального имиджа. Главными участниками этого процесса являются преподаватели и руководство курсов и факультетов, поскольку профессиональная этика формируется под их активным воздействием. И тут важны не столько теоретические предписания, сколько те принципы, которые реально проявляются в живом общении, поведении, быту. Это образ жизни, стиль поведения, усваиваемый курсантами сознательно, отчасти бессознательно путем привычки и подражания, это традиции, которые соблюдаются. Для формирования морального облика курсантов большое значение имеет то, как относятся к своей службе, своему труду их руководители, преподаватели. Очень важно, чтобы курсанты гордились своей службой, относились к ней как к служению обществу, а также как к важнейшему средству самовыражения, самоутверждения личности.
В период обучения формируются нравственная культура и нравственные убеждения будущего сотрудника ОВД, дающие ему возможность сознательно следовать общепринятым нормам морали. Тем самым формируется фундамент индивидуального имиджа сотрудника ОВД.
Многочисленные факты свидетельствуют, что сотрудники ОВД видят в гражданах по большей части потенциального правонарушителя, и взаимоотношение происходит из этой установки. Сегодня такой подход неприемлем. Если мы хотим формировать положительный имидж сотрудников ОВД (а значит, положительное мнение у граждан), то необходимо, чтобы сотрудники ОВД относились к другому человеку как к ценности. Формирование у сотрудников установки на партнерство с гражданами, желания опираться в своей работе на общественность будет способствовать формированию положительного имиджа.
В период профессионального обучения преподавателям и руководителям необходимо относится к курсантам с уважением, поддерживая в них чувство собственного достоинства, развивать в них самостоятельность, чувство ответственности и справедливости. Усложнение учебных заданий или поручений позволит курсантам преодолеть трудности, повысить чувство собственного достоинства, расширить круг своих возможностей.
Ведомственные учреждения профессионального образования МВД РФ имеют огромный потенциал, например, возможность открыть в университете бесплатную юридическую помощь гражданам. Привлечение курсантов к работе на добровольных основах в такой консультации позволило бы решить несколько задач:а) получение практического опыта в области юриспруденции; б) получение опыта взаимоотношений с гражданами; в) возможность проверки своих знаний, преодоление трудностей; г) возможность почувствовать
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Психология
курсантам свою значимость, нужность людям, повысить свою самооценку; д) поддержание доверительных отношений с населением, формирование положительного имиджа университета.
Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке [4, с. 88]. Только тогда мы можем быть уверенными, что в своей деятельности они будут руководствоваться высшими человеческими ценностями.
Необходимо обратить внимание на такой компонент имиджа, как вербальная и невербальная культура человека. Культура речи человека является отражением его духовной культуры. Язык жестов, телодвижений и мимика посылают партнеру по общению существенную информацию, которая воспринимается подсознательно и оказывает значимое влияние на восприятие. Работа практически каждого сотрудника ОВД связана с непосредственным общением с гражданами, поэтому важной составляющей имиджа является коммуникативная компетентность. Необходимо учиться выстраивать взаимоотношения с другими людьми на основе партнерства, уважения и терпимости, овладевать культурой вербального общения, что необходимо сотруднику органов внутренних дел как для взаимодействия с близкими людьми, коллегами, так и с гражданами. На формирование культуры речи курсантов оказывает влияние и то, как с ними общаются их непосредственные руководители и преподаватели.
Важным фактором, негативно влияющим на имидж сотрудника органов внутренних дел, является профессиональная деформация. Профессиональная деформация начинается уже во время учебы, когда у курсантов разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира. Одной из причин формирования негативных черт личности на профессиональной основе является частое использование личностью однотипных способов психологической защиты.
В большей мере «симптоматика» профессиональной деформации проявляется среди молодых работников органов внутренних дел, поскольку, столкнувшись с негативными общественными явлениями на практике, они могут ожесточиться и утратить веру в морально-этические ценности, стать сторонниками силовых методов [5, с. 85].
С учетом вышесказанного, необходима серьезная психологическая подготовка, в процессе которой курсанты овладеют широким спектром способов эффективной психологической защиты, саморегуляции, а также будут информированы о возможных индивидуальных (личных) проблемах своей профессиональной деятельности: агрессивности, страхе, сострадании, что будет способствовать предупреждению профессиональной деформации.Работа по формированию имиджа должна иметь комплексный подход, включая работу над всеми составляющими имиджа, и начинаться с осознания самого себя, своих сильных и слабых сторон. Без активной работы самого сотрудника ОВД по формированию имиджа, усилия и меры, предпринимаемые со стороны государства, министерства, учебного заведения, будут неэффективны. Центральным понятием для сотрудника в этой работе, да и для его жизни, должно стать «само-» : самовоспитание, самообучение, саморазвитие, самопознание, самоуважение. Развитие в себе таких личностных черт, как общительность, работоспособность, умение встать на точку зрения другого человека, понять его психологическое состояние, способствует успешности деятельности и формированию положительного имиджа, а такие черты, как подозрительность, авторитарность, мешают ей.
Внешний вид всегда должен быть в поле зрения сотрудника ОВД. Человек в форменной одежде в первую очередь бросается в глаза, является визитной карточкой всей организации в целом. Соблюдение формы одежды, чистый и опрятный вид, красивая осанка создают благоприятное впечатление. Одежда отражает ту или иную функциональную роль человека. В этом очень глубокий смысл обратного влияния символики одежды на самого человека. На внешний вид влияет наше отношение к собственному телу. Если невозможно устранить физические недостатки путем коррекции прически, макияжа, выполнения физических упражнений, то необходимо принять себя, полюбить себя, осознать свою индивидуальность.
Сегодня актуальным становится поддержание хорошей физической формы и психического здоровья, от которых также зависит создание благоприятного образа. А для сотрудника ОВД физическое здоровье необходимо для успешного выполнения служебных обязанностей. Кроме того, сотрудник ОВД должен владеть приемами саморегуляции, чтобы поддерживать психическое здоровье и справляться со стрессовыми ситуациями.
Подводя итоги, можно сказать, что имидж играет значительную роль для сотрудника ОВД, как для повышения эффективности его профессиональной деятельности, так и для личностного развития, способствует гармонизации отношений, повышению самооценки, предупреждению профессиональной деформации. Только комплексный подход к формированию имиджа сотрудника ОВД и всей системы даст положительный результат.
Список литературы
1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
3. Совершенствование политкультурного воспитания сотрудников органов внутренних дел : научнопрактическое пособие / под общ. ред. Н.П. Маюрова. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. — 116 с.
4. Сухомлинскш, В. Л. Сердце отдаю детям. — К.: Рад. шк., 1988. — 272 с.
5. Янбухтин, Р. М. Общественное мнение в механизме социального управления в органах внутренних дел : учебное пособие. — Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008. — 126 с.
6. Бондаренко, Т. Л. Управленческий аспект регулирования формированием престижа органов внутренних дел на макроуровне / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2011.
- № 2 (50). - С. 172-178.