Научная статья на тему 'Имидж сотрудников oвд в контексте современных социокультурных реалий'

Имидж сотрудников oвд в контексте современных социокультурных реалий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
424
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IMAGE OF POLICE OFFICERS / AUTHORITY OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / ИМИДЖ / СОТРУДНИКИ ОВД / АВТОРИТЕТ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Устинова Л. Г., Султанова М. В.

В статье рассмотрена специфика имиджа сотрудников ОВД в современных условиях. Авторы отмечают положительные тенденции в этом процессе, рассматривают общие правила формирования положительного имиджа, а также предпочтительные характеристики, которые должны соответствовать современному сотруднику ОВД в идеале. В статье отмечается, что в основе позитивного имиджа сотрудника должно находиться доверие к структуре, должна осуществляться стереотипизация восприятия имиджа, которая воплощается в различных атрибутах, униформе, знаках, привычках, ценностях. Современный имидж сотрудников органов внутренних должен быть связан с высоким профессионализмом, наличием определенного культурного уровня, профессиональной подготовки, развитыми моральными и нравственными личностными качествами. Авторы делают общий вывод, что благоприятный образ-имидж должен быть адекватным, уникальным, пластичным и адресным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF POLICE OFFICERS IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL REALITIES

The article considers the specificity of the image of police in modern conditions. The authors note a positive trend in this process, study general rules of creating a positive image and preferred characteristics, which a modern police officer needs to be ideal. The researchers note that the basis of a positive image of an employee is his confidence in the police structure, he needs a stereotyped perception of an image, which is embodied in various attributes, uniforms, signs, habits, and values. The modern image of police officers should be associated with high professionalism, a high cultural level, professional training, and highly developed moral and ethical personal qualities. The authors make a conclusion that the favorable image is the one that is appropriate, unique, flexible and has its definite receivers.

Текст научной работы на тему «Имидж сотрудников oвд в контексте современных социокультурных реалий»

УДК 378

Ustinova L.G., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol branch (Stavropol, Russia), E-mail: Larisa151@inbox.ru

Sultanova M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol branch (Stavropol, Russia), E-mail: sultan_777@mail.ru

THE IMAGE OF POLICE OFFICERS IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL REALITIES. The article considers the specificity of the image of police in modern conditions. The authors note a positive trend in this process, study general rules of creating a positive image and preferred characteristics, which a modern police officer needs to be ideal. The researchers note that the basis of a positive image of an employee is his confidence in the police structure, he needs a stereotyped perception of an image, which is embodied in various attributes, uniforms, signs, habits, and values. The modern image of police officers should be associated with high professionalism, a high cultural level, professional training, and highly developed moral and ethical personal qualities. The authors make a conclusion that the favorable image is the one that is appropriate, unique, flexible and has its definite receivers.

Key words: image of police officers, authority of bodies of internal affairs.

Л.Г. Устинова, канд. социол. наук, доц., полковник полиции, нач. каф. общеправовых дисциплин, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: Larisa151@inbox.ru

М.В. Султанова, канд. филос. наук, полковник полиции, доц. каф. общеправовых дисциплин, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: sultan_777@mail.ru

ИМИДЖ СОТРУДНИКОВ OВД

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ

В статье рассмотрена специфика имиджа сотрудников ОВД в современных условиях. Авторы отмечают положительные тенденции в этом процессе, рассматривают общие правила формирования положительного имиджа, а также предпочтительные характеристики, которые должны соответствовать современному сотруднику ОВД в идеале. В статье отмечается, что в основе позитивного имиджа сотрудника должно находиться доверие к структуре, должна осуществляться стереотипизация восприятия имиджа, которая воплощается в различных атрибутах, униформе, знаках, привычках, ценностях. Современный имидж сотрудников органов внутренних должен быть связан с высоким профессионализмом, наличием определенного культурного уровня, профессиональной подготовки, развитыми моральными и нравственными личностными качествами. Авторы делают общий вывод, что благоприятный образ-имидж должен быть адекватным, уникальным, пластичным и адресным. Ключевые слова: имидж, сотрудники ОВД, авторитет органов внутренних дел.

Органы внутренних дел (ОВД) - государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями.

Авторитет органов внутренних дел и их позитивный имидж -это те обстоятельства, которые повышают доверие к сотрудникам полиции и, как следствие, влияют на результаты оперативно-служебной деятельности. Имидж сотрудников органов внутренних дел является весьма значимым феноменом, связанным с оценкой населением эффективности правоохранительной деятельности.

Имидж - объективный фактор, играющий важнейшую роль в оценке любого социального явления или процесса. Понятие «имидж» происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, что означает «имитировать».

Под имиджем органов внутренних дел понимается эмоционально окрашенный образ силового ведомства, создаваемый СМИ и оказывающий психологическое воздействие на различные социальные группы[1].

Согласно исследователю Т. В. Агаповой, «имидж правоохранительных органов является сложным и многоаспектным феноменом, структура и содержание которого определяются совокупным действием следующих сущностных черт: носителем имиджа выступает корпоративное объединение - специфический по своей природе государственный институт с особой сферой деятельности, априори не предполагающей однозначного восприятия со стороны различных социальных слоев и групп; целевую аудиторию реципиентов имиджа составляет общество во всей его совокупности, без игнорирования каких-либо отдельных сегментов» [2, с. 13].

При этом формирование имиджа органов внутренних дел и каждого сотрудника в отдельности предполагает активное использование самых разнообразных технологий (политических, социальных, психологических, педагогических), включая инструменты информационной политики.

За последние годы политическая и социокультурная ситуация в нашей стране изменилась, что привело к переменам и в об-

ласти имиджа сотрудника правоохранительных органов: от «силового» имиджа с безграничной властью к образу стража закона, охраняющего покой граждан. При этом значение имиджа резко возрастает, и сотрудники ОВД стремятся к тому, чтобы сформировать у граждан психологическую установку на конструктивное взаимодействие с представителями правоохранительных органов. В идеале, современный имидж сотрудников органов внутренних должен быть связан с высоким профессионализмом, наличием определённого культурного уровня, профессиональной подготовки, развитыми моральными и нравственными личностными качествами.

Позитивный имидж сотрудника органов внутренних дел важен по следующим показателям:

- для государства он означает доверие общества к органам внутренних дел как к государственному институту, а значит - и к государству в целом;

- для населения - помогает сформировать доверие к органам внутренних дел, наладить совместную деятельность по обеспечению правопорядка в конкретном регионе, местности;

- для личности сотрудника ОВД - помогает сформировать оптимистическое мировоззрение, уважение к профессии, повысить самооценку.

Как правило, имидж - явление положительное, но также различают и отрицательный имидж силового ведомства. В основе позитивного лежат доверие к структуре, стереотипизация восприятия имиджа, которая воплощается в различных атрибутах, униформе, знаках, привычках, ценностях и т. п. Положительный опыт всегда переносится на конкретные действия, обусловливая стабильные доверительные отношения к нему. Создание положительного имиджа ОВД - одно из приоритетных направлений работы властных правоохранительных структур.

Согласно исследованиям Н.П. Каданцевой и др. [3], «имидж сотрудников органов внутренних дел - эмоционально окрашенный публичный образ, формируемый с целью создания положительного отношения со стороны общества к сотруднику ОВД и самого сотрудника к себе как представителю ОВД». Имидж сотрудника ОВД формируется на основе уровня

Таблица 1

Ведущие основания формирования имиджа сотрудника ОВД

Сформированность отношения к себе Внешняя оценка окружающих

- представления о себе как о представителе ОВД в виде Я-образа, - понимание значимости своей специальности и профессиональных требований к её представителям, собственной социальной роли; - сформированность профессионально значимых качеств (гражданственность, ответственность, коммуникативность, чувство чести, собственного достоинства, эмпатия, социальный опыт); оценка своего внешнего вида и физических данных. - внешнего вида и физических данных сотрудника ОВД; - общей культуры специалиста (культура речи, поведения, нравственные ценности); - профессионализма и репутации.

сформированности отношения к себе и внешней оценки окружающих (табл. 1):

Общие правила формирования положительного имиджа, которые применимы для любой организации, в том числе, органов внутренних дел, сводятся к следующему:

1. Образ, создающийся специалистами, и привнесённые ими характеристики должны основываться на реальных достоинствах всей организации.

2. Имидж должен быть адресным, т. е. нацеленным на определённые целевые группы.

3. Имидж должен быть уникальным и легко распознаваемым, отличным от образов других организаций.

4. Имидж должен быть понятным, легко запоминаемым.

5. Имидж должен быть пластичным, т. е. оперативно меняться под воздействием восприятия его потребителем в ответ на любые изменения экономической, социальной, психологической ситуации.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что благоприятный образ-имидж должен быть адекватным, уникальным, пластичным и адресным. При этом справедливы следующие пояснения:

Библиографический список

- Быть адекватным - значит соответствовать реально существующему образу или специфике организации, которую представляешь;

- Быть уникальным - значит отличаться от образов других организаций.

- Быть пластичным значит не устаревать, соответствовать основным тенденциям, происходящим в обществе.

- Быть адресным - привлекать определенную целевую аудиторию [4; 5].

В связи с вышеизложенным отметим, что специфика имиджа сотрудника внутренних дел заключается в том, что их «целевая аудитория» - это практически все граждане, так как каждый может попасть в ситуацию, в которой придётся столкнуться с представителем закона (причём, в различных «ролях» - как жертвы, так и преступника, случайного свидетеля или сообщника). При этом к позитивным чертам современного сотрудника правоохранительных органов также относятся: сформированность гармоничного, целостного образа полицейского РФ; устойчивость положительных черт в поведении и сознании сотрудника, сфор-мированность выполнения этикетных норм поведения и общения; стилевая завершённость; выдержанность и культурность манер; адекватность.

1. Петров В.Е., Сорокопуд Ю.В., Сметанина Н.В. Имидж сотрудников дорожно-патрульной службы и пути его формирования: монография. Москва: Издательство МИГУП, 2015.

2. Агапова Т.В. Организационный механизм формирования позитивного имиджа правоохранительных органов современной России: в поисках оптимальной модели. Вестник Российской нации. 2011; 3: 161 - 164.

3. Каданцева Н.П. Имидж сотрудника органов внутренних дел России: тенденции и направления развития. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012; 3 (55):183 - 186.

4. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Основные подходы к реализации педагогической требовательности руководителем ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 132 - 134.

5. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Гуманитарная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов в зарубежной образовательной практике. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 268 - 269.

References

1. Petrov V.E., Sorokopud Yu.V., Smetanina N.V. Imidzh sotrudnikovdorozhno-patrul'nojsluzhby iputiego formirovaniya: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo MIGUP, 2015.

2. Agapova T.V. Organizacionnyj mehanizm formirovaniya pozitivnogo imidzha pravoohranitel'nyh organov sovremennoj Rossii: v poiskah optimal'noj modeli. Vestnik Rossijskoj nacii. 2011; 3: 161 - 164.

3. Kadanceva N.P. Imidzh sotrudnika organov vnutrennih del Rossii: tendencii i napravleniya razvitiya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2012; 3 (55):183 - 186.

4. Ustinova L.G., Sultanova M.V. Osnovnye podhody k realizacii pedagogicheskoj trebovatel'nosti rukovoditelem OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 132 - 134.

5. Ustinova L.G., Sultanova M.V. Gumanitarnaya podgotovka buduschih sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov v zarubezhnoj obrazovatel'noj praktike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 268 - 269.

Статья поступила в редакцию 08.07.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.