SOME FEATURES OF THE PHILOSOPHICAL REFLECTION
Khachatryan A.A.
Summary
The highest form of reflection is a philosophical reflection - thinking about the limiting grounds of being, understanding of ultimate bases of human consciousness and behavior through a critical analysis of their forms, attitudes and assumptions. Philosophical reflection is related with the identification of meanings, that is available in the culture of the most common source of knowledge, values and regulators. It critically analyzes, organizes, interprets them, forms more appropriate ways to organize, describe and explain the human experience, brings ideas and principles that should substantiate it.
УДК 81:378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КОНЦЕПТА
"ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ"
Хрусталева О.Н. - к. п.н., доцент Казанский юридический институт МВД России e-mail: okhrustal@mail.ru
Ключевые слова: языковая личность (ЯЛ), полицейский, имидж сотрудника органов внутренних дел, речевая культура сотрудника органов внутренних дел.
Key words: linguistic personality, the policeman, the image of the police, the verbal culture of the police.
Многообразие и сложность задач, стоящих перед органами внутренних дел, решаемых в ситуации глобальных изменений в политической и социально-экономической жизни российского общества, предъявляют высокие требования к профессиональным, личностным и нравственным качествам всех категорий сотрудников органов внутренних дел (ОВД), и, особенно, к их будущим офицерским кадрам. И уверенное владение языком (в идеале - языками) является одним из основных направлений, определяющих гуманистическую культуру личности. Общеизвестно, что знание языков способствует духовному росту человека, выступает средством выражения своих мыслей, чувств, познания окружающей действительности и как средство коммуникации с представителями других народов, особенно в условиях полилингвального общества, каким является Республика Татарстан.
Так же неоспоримо важна роль и значение языкового многознания и в процессе формирования положительного
имиджа сотрудника органов внутренних дел, которому необходимо совмещать в себе прагматические роли гражданина, морального проповедника,
беспристрастного исследователя, юриста-ученого, судьи, обвинителя, полемиста, рассказчика-психолога, реализуя различные варианты речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения. [1]
В связи с этим, говоря о профессиональной речи, нельзя не отметить очевидного: профессиональная речь требует определенного образования. Общение специалистов, в том числе общение юристов, это профессиональное общение. И здесь особо необходимо подчеркнуть важность различных аспектов профессиональной речи: от лексикона, произношения терминов и специальных фраз до построения высказывания с учетом коммуникативных целей.
Профессия полицейского, как и любая другая, в некотором смысле -речевая: сотрудник организует свою деятельность через слово, выражая себя в профессиональном тексте и в устных
контактах с коллегами, гражданами. Если эти контакты организованы неправильно, если сотрудник не знает элементарных правил речевого этикета, не умеет точно и ясно выразить свою мысль, он не может чувствовать себя комфортно в профессии, а его работа не будет выполняться так, как нужно. Для сотрудника
правоохранительных органов одинаково важны и умение составлять письменные тексты, и вступать в диалог с гражданами. Письменная речь должна быть грамматически правильно сформулирована. При составлении различных документов (протоколов, отчетов, писем, справок и проч.) необходимо использование уместных, пусть и шаблонных, языковых средств.
Очевидно, низкий уровень речевой (и общей) культуры сотрудников
правоохранительных органов в целом не способствует взаимопониманию с населением, оказывает влияние на возникновение недоверия, неприязни граждан к полиции, а также продолжительное время негативно
сказывался на формировании имиджа сотрудника органов внутренних дел.
И здесь концепт «ЯЛ» будет четким ориентиром преподавателям, нацеленным на формирование профессиональных компетенций будущего сотрудника органов внутренних дел, в числе которых и лингвистические компетенции.
Лингвистические компетенции
специалистов вузов нефилологического профиля (к которым относится и юридический) формируются в процессе преподавания предметов филологического цикла - русского языка, русского языка и культуры речи, иностранного языка, делового русского языка, русского языка в деловой документации.
Концепт «языковая личность» (ЯЛ) -сквозная идея, которая пронизывает и все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучить человека вне его языка» [2].
Определение ЯЛ - личности, воплощенной в языке, дано Ю.Н. Карауловым в монографии «Русский язык и языковая личность» еще в 1987 году, однако уже приобрело широкую известность и большую популярность у
различных исследователей: филологов, социологов, психологов, педагогов...
«Человек обладает родовой способностью быть языковой личностью, но каждый индивид еще должен стать ею», - обозначил проблему формирования языковой личности индивида ученый лингвист Г.И. Богин. Сперва в своей диссертации, а затем и в других исследованиях ученый выделяет пять уровней становления языковой личности, каждый из которых соответствует различной степени готовности говорящего к совершению речевых поступков. Модель, представленная Г.И. Богиным,
демонстрирует разную степень владения языком вообще - независимо от возраста (начиная с четвертого уровня, развитие ЯЛ, по Богину, уже не зависит от возраста и в большей степени связано с формирование культуры общения в широком значении этого термина)
По наблюдениям Г.И. Богина, «языковая личность, (1)овладев принятыми в обществе высокочастотными средствами прямой номинации, переходит к (2) интериоризации речи, что открывает ей путь к (3) лексико-грамматическому познанию и, далее, к (4) своеобразной свободе в выборе средств выражения из множества потенциальных субституентов. Достижение этой свободы позволяет развитой личности (5) оперировать целым текстом таким образом, чтобы форма текста оптимально рефлектировалась в содержание, выступала как
«содержательная форма» [3, С.9-10].
Безусловно, работа преподавателей по формированию «сильной», «элитарной» (понятия, так же широко используемые в современной научной среде) языковой личности будущего сотрудника органов внутренних дел должна строиться и с учетом положительной мотивации к изучению предметов языкового цикла. Анализ современной практики
деятельности полицейских, по
утверждению И.С. Скляренко, показывает, что значительное число случаев их непрофессионализма обусловлено тем, что в процессе подготовки сотрудников правоохранительных органов не уделяется должного внимания формированию у них необходимых профессиональных
ценностных установок («целостное
динамическое состояние его личности, характеризуемое его внутренней готовностью, предрасположенностью к осуществлению правоохранительной
деятельности с ориентацией на ее значимые характеристики, определяющие ее эффективность, идеал, нормы и эталоны должного в профессиональном поведении») [4]. Существенная зависимость
результативности профессиональной
деятельности сотрудников ОВД от качества их профессионального общения
рассматривается И.С. Скляренко в качестве приоритетных для данных специалистов.
В группах курсантов факультета очного обучения (54 человека) и слушателей факультета заочного обучения (76 человек) нами был проведен опрос с целью определения взгляда самих учащихся ведомственной образовательной
организации на проблему состояния их профессионального общения. Будущим (курсантам) и действующим (слушателям) сотрудникам органов внутренних дел было предложено ответить на вопросы анкеты: Считаете ли Вы себя грамотным человеком? Как, по-Вашему, насколько зависит имидж российского полицейского от того, умеет ли он грамотно писать и говорить? Какие ошибки в речи (устной и письменной) полицейского, по Вашим наблюдениям, встречаются наиболее часто у Вас и (или) Ваших коллег?
Невысокую грамотность сотрудников полиции отметили более половины (54%) опрашиваемых, выразив сожаление, что это
в немалой степени негативно сказывается на имидже «солдата правопорядка». Около 20% опрошенных указали, что не задумывались над тем, влияет ли речь сотрудника ОВД, изобилующая грамматическими и орфографическими ошибками, на его имидж. По словам 26%, они считают себя грамотными людьми (при этом добавляют, что создание текстов на компьютере «оберегает» от многих орфографических ошибок. Кроме того, формализованные бланки протоколов также не позволяют допускать большого количества ошибок).
Согласно недавним опубликованным в открытом доступе результатам исследований Левада-центра, доверие населения к сотрудникам органов внутренних дел значительно выросло, и, на наш взгляд, не последнюю роль в этом играет то, что уделяется значительное внимание формированию у сотрудников полиции необходимых профессиональных ценностных установок, в том числе и развитию профессиональной речи. В немалой степени формированию языковой личности будущего офицера полиции способствует и состоявшаяся языковая личность преподавателя [5]. И не может не радовать единодушное мнение будущих и действующих сотрудников ОВД, участвовавших в исследовании, что правильно и свободно выражать свои мысли очень важно, этому непременно нужно учиться, соблюдая при этом и нравственность речи.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в образовательной среде вуза МВД России: дис. ... канд.пед. наук/ Н.В. Ерошенков. - Белгород, 2014.- 243 с. 2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность: монография / Ю.Н. Караулов; отв.ред Д.Н.Шмелев. - М.: Наука, 1987. - С.3. 3. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореферат дис. ...докт.филол. наук/ Г.И. Богин. - Л., 1984. 4. Скляренко И.С. Педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД России: автореферат дис. ... доктора пед. наук/ И.С. Скляренко. - М., 2014. 5. Хрусталева О.Н. От «языковой личности» преподавателя к «языковой личности» курсанта вуза МВД России/ О.Н. Хрусталева// Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 4. С.90-94.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КОНЦЕПТА "ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ"
Хрусталева О.Н.
Резюме
Полиция Российской Федерации является гарантом соблюдения законов государства и личных прав граждан. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, органы внутренних
дел нуждаются в квалифицированных кадрах и хорошо разработанной системе их подготовки, которая подразумевает и работу над формированием лингвистических компетенций. В статье представлен взгляд на проблему формирования личности будущего сотрудника органов внутренних дел в процессе освоения им в ведомственном вузе дисциплин гуманитарного и профессионального цикла сквозь призму концепта «языковая личность». Научные теории и реалии единодушны в понимании важности и необходимости формирования языковой личности защитника правопорядка.
THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF A FUTURE EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: A LOOK AT THE PROBLEM THROUGH THE PRISM OF THE CONCEPT
OF "LINGUISTIC PERSONALITY"
Khrustaleva O. N.
Summary
The police of the Russian Federation is the guarantor of compliance with state laws and individual rights. In order to meet these requirements, the internal Affairs agencies of the need for qualified personnel and a well-developed system of training, which includes work on the formation of linguistic competence. The article presents an approach to the problem of formation of the personality of a future employee of the internal Affairs bodies in the process of mastering them in the departmental College of Humanities and professional cycle through the prism of the concept of "linguistic personality". Scientific theories and realities unanimous in understanding the importance and necessity of formation of the linguistic identity of the defender of law and order.
УДК 619:616.351-089.873-003.9:636.7
СРАВНИТЕЛЬНАЯ КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕЧЕНИЯ РАНЕВОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕЗЕКЦИИ ФРАГМЕНТА ПРЯМОЙ КИШКИ У СОБАК
Циулина Е.П. -к.в.н., доцент; Гамзаев С.Ш. - аспирант; Кузнецова А.В. - соискатель Уральская государственная академия ветеринарной медицины Южно-Уральский государственный медицинский университет Тел.: 83516320010
Ключевые слова: «лепестковая» резекция, прямая кишка, оптоволоконный лазер, «сварной» шов, собаки.
Key words: "petal" resection, rectum, fiber-optical laser, "welded" seam, dogs.
У мелких непродуктивных животных нередко возникают заболевания прямой кишки, требующие оперативного вмешательства. К данной хирургической патологии относятся раны прямой кишки, возникающие при проглатывании острых осколков трубчатых костей,
новообразования, промежностные грыжи, копростазы, пролапс и дивертикул прямой кишки, которые обычно регистрируется у собак [1, 2].
Успех операции и реабилитация животного в послеоперационный период во многом зависит от своевременности обращения, техники выполнения операции. Недостатком предлагаемых методик
является необходимость лигировать кровоточащие сосуды, укреплять дефекты слизистой оболочки и перианальной кожи дополнительно узловыми швами [5].
Цель нашей экспериментальной работы было определение эффективности «сварного» шва при резекции фрагмента прямой кишки с помощью оптоволоконного и инфракрасного лазера в сравнительном аспекте [3,4].
Материал и методы.
Экспериментальные исследования
проводили на 18 беспородных животных, подобранных по принципу аналогов, которые в последующем были разделены на 2 группы по 9 голов в каждой.