Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
4. Рецкер, Я. И. Теория перевода и переводческая практика. - М.:Р.Валент, 2010. — 237 с.
5. Шевчук, В. Н. Электронные ресурсы переводчика : справочные материалы для начинающего переводчика. - М.: Либрайт, 2010. - 128 с.
6. Davies, M. BYU-BNC: The British National Corpus. [2004-]. URL: http://corpus.byu.edu/bnc (дата обращения: 06.01.2013).
7. Simpson, R. C., Briggs, S. L., Ovens, J., Swales, J. M. The Michigan Corpus of Academic Spoken English [Ann Arbor, MI: The Regents of the University of Michigan, 2002]. URL: http://micase.elicorpora. info (дата обращения: 07.01.2013).
УДК 378.1
В.С. Олейников*, Н.П. Каданцева**
Гражданственность юриста как основа нравственно-правового воспитания
Статья посвящена нравственно-правовому воспитанию сотрудников органов внутренних дел. Рассматривается мораль и право как формы общественного сознания и общественных отношений, взаимосвязь нравственности и правосознания. Формирование высокой нравственности является необходимой составляющей положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел.
Ключевые слова: гражданственность, мораль, право, нравственность, нравственно-правовое воспитание, правосознание, достоинство, имидж сотрудников органов внутренних дел.
V.S. Oleynikov*, N.RKadantseva**. Citizenship lawyer as the basis of moral and legal education. Article focuses on the moral and legal education of employees of law-enforcement bodies. Morality and law is considered as a form of social consciousness and social relations, and also the relationship of morality and justice. The formation of high morality is a necessary component of a positive image of employees of law-enforcement bodies.
Keywords: citizenship, moral, law, morality, moral and legal education, legal awareness, dignity, image of employees of law-enforcement bodies
Мораль и право, являясь классическими нормативными регуляторами человеческого поведения, приобретают ныне значение весьма существенного фактора, который в условиях развернувшейся борьбы за оздоровление нравственной атмосферы общества может способствовать решению не только ряда теоретических, но и определенных практических задач, связанных с повышением уровня нравственно-правового сознания, культуры общества в целом и личности в особенности, укреплением правовой основы государственной и общественной жизни, соблюдением законности и правопорядка, с очищением нашей жизни от проявлений эгоизма и равнодушия.
Нравственно-правое воспитание сотрудника органов внутренних дел предполагает формирование специалиста широкого профиля, способного практически ориентироваться в таких сложных явлениях, как мораль и право, где мораль является важнейшим рычагом развития законности, а прочная законность
- неотъемлемой частью нравственности человека. Система нравственно-правового воспитания сотрудника ОВД строится исходя из этических основ государства и общества, тесного взаимодействия нравов, добродетели и законов. Здесь нельзя обойтись без фундаментального изучения педагогической теории. Многие процессы, протекающие в современном обществе, не могут быть до конца поняты и объяснены без привлечения выводов, получаемых при системно-педагогическом исследовании морали и права и их взаимного влияния в процессе воспитания и обучения личности.
Ученик и последователь Сократа Платон впервые обосновал идею гражданского воспитания. Он исходил из представлений о тесном взаимодействии нравственного и правового начал, законов и добродетелей. Его государство строится на этической основе, и в нем осуществляется справедливость. Идея тесной взаимосвязи законов и добродетели, позитивного влияния законов на добродетель красной нитью проходит через всю концепцию государственного устройства Платона[8, с. 92]. Он выделяет три типа государственного устройства, но взаимосвязь законов и добродетели выступает как общий принцип, который не вызывает сомнений: «Ничто так не способствует людской добродетели, как законодательство и основание, где законы прекрасны или будут такими впоследствии»[8, с. 121]. Такими же, можно предположить, будут и люди в государстве. При этом важность и значимость законов Платон видит не только в том, что они способствуют людской добродетели, но и в том, что они представляют
* Олейников, Владимир Стефанович, профессор кафедры педагогики и общей психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7447035.
** Каданцева, Надежда Петровна, адъюнкт кафедры педагогики и общей психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7447035. E-mail: nadezdakadantseva@yandex.ru.
* Oleynikov, Vladimir Stefanovich, Professor of the chair of pedagogics and general psychology St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of pedagogic, Honored worker of higher school. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 7447035.
** Kadantseva, Nadezhda Petrovna, post-graduate of the department of pedagogics and general psychology, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 7447035. E-mail: nadezdakadantseva@yandex.ru.
© Олейников В.С., Каданцева Н.П., 2013
гражданам блага и делают их счастливыми. Проблема, сформулированная Платоном, - о необходимости воспитания гармонии человека и гражданина - затем станет все последующие времена камнем преткновения. Многие выдающиеся педагоги, включая Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, будут биться над ее разрешением, пытаясь примирить гражданственность и человечность, понять закономерности гармоничного формирования нравственно совершенного человека - гражданина. Понятие гражданственности имеет сложную структуру, содержит как нравственные, так и правовые характеристики.
В структуре гражданственности можно вычленить два основных элемента: нравственность и правосознание. Нравственность - это свойство личности регулировать, определять свое поведение, исходя из конкретной ситуации, способность к нравственной жизни на основе саморегуляции. Правосознание
- это совокупность знаний и представлений о правах, свободах и обязанностях гражданина.
Гражданственность проявляется в поступках, в поведении юриста. Гражданственность отражает определяемую уровнем морально-правовой культуры меру овладения личностью гражданскими правами и умением исполнять гражданские обязанности.
Юристам присуща различная степень гражданственности. Возможна ситуация, когда у юриста в силу социальных или личностных причин наступает нравственно-правовая глухота, невежественность, неадекватность образа мыслей или поведения - это такая ограниченность, обладая которой, не всегда знаешь о ее существовании. Проблема еще и в том, что нравственно-правовая некомпетентность зачастую свойственна даже тем должностным лицам, которые, не имея практически никакой нравственно-правовой подготовки, каждый день сталкиваются с неизбежной необходимостью принимать решения правового и нравственного характера, что находит отражение в определенных законодательных (подзаконных) актах. В силу этого законодательство отстает от реального развития общественных и личных интересов и потребностей. Наличие многочисленных актов, регулирующих оказание услуг в сфере быта и ущемляющих права личности, незнание закона, нравственно-правовой нигилизм - все это может сказаться отрицательно на развитии общества и самоощущении личности как гражданина. Существующая нравственно-правовая система власти не обеспечивает законности и охраны прав граждан в нашей стране. Развитие гражданственности личности призвано служить своеобразным иммунитетом против односторонности преувеличенных представлений о правах личности. Знание прав должно быть органично слито с реалистически осознанными понятиями об обязанностях человека и гражданина по отношению к обществу и окружающим.
Целенаправленное формирование общественно необходимых качеств нравственно-правового сознания и поведения, в свою очередь, предполагает соответствующую объективную организацию воспитательного процесса, создание соответствующих ситуаций и режимов для нравственно-правового развития юриста.
Добродетель юриста заключается в способности умело властвовать и подчиняться. Это важнейший принцип гражданского воспитания, которое успешно применялось педагогами-практиками, в частности, А.С. Макаренко. Между тем этот принцип гражданского воспитания выступает подлинной гарантией демократической нравственности атмосферы любой социальной общности, взаимоотношений подчиненного и руководителя, залогом гражданственности членов коллектива, он препятствует созданию культа непогрешимости начальника, его вседозволенности и бесконтрольности.
Таким образом, зародившись в античности, идея гражданского воспитания обрела в теории воспитания концептуальный характер. Воспитание выступает как фактор социальной стабильности государственного строя. Идея гражданского воспитания - это ответ на общественную потребность разрешить противоречия между интересами личности и общества, государства. Идея эта, исходящая из безусловной необходимости подчинения интересов человека интересам государства, сложилась и стала традицией, предопределив постановку и решение данной проблемы в истории культуры, этики, права и педагогики.
В нравственно-правовом воспитании проблема взаимосвязи морального и правового разрешается, если исходить из идеи совпадения законного и справедливого. В условиях правоохранительной деятельности мораль имеет правовой характер, это правила, которые регулируют поведение юристов. Воздействие нравов на состояние законности в обществе несомненно, и наоборот, беззаконие приводит к «порче нравов». В обществе, где господствует законность, царят благонравие и умеренность в частной жизни людей, мы наблюдаем добрые обычаи и традиции. Благодаря хорошим законам и обычаям, между людьми в обществе создается гармоничность, органическое соответствие их государственному строю.
Доброжелательные прочные связи, коллективное существование людей неизбежно вырабатывают нормы поведения в обществе. Законность нужно понимать как повиновение действующим нравственным принципам и законам не только со стороны граждан, но и со стороны представителей власти. Существует тесная взаимосвязь, взаимозависимость между законностью, справедливостью и гуманностью в обществе. Взаимосвязь нравственности и правосознания рассматривается как необходимость гражданского воспитания юриста, для которого уважение к законам является основой добродетели, достоинства, законное тождественно справедливому.
Достоинство является ведущей идеей нравственного и правового положения юриста. Взаимодействуя с моралью, право непременно обращается к достоинству личности, поскольку выражает социальную ценность человека, связано с реальным положением юриста в системе общественных отношений. В понятии достоинства заключено как бы два начала - взаимоотношения юриста и юриста и взаимоотношения общества и юриста. В первом случае достоинство выступает как основанное на осознании своей субъективности, своей личности, своей личной неприкосновенности и признании ценности другого, равного себе представителя общности, социального целого. Во взаимоотношениях общества и юриста, коллектива и личности наиболее существенный момент
- признание обществом социальной ценности каждого юриста, проявляющееся в уважительном
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
отношении к личности юриста, признание его равным другим, его права на субъективность. Принятая в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Всеобщая декларация прав человека» начинается также с признания достоинства человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» [12, с. 22]. Наша страна только через двадцать лет, в 1968 г., признала эту Декларацию.
Только в конце 60-х - начале 70-х гг. идея достоинства обратила на себя внимание теоретиков права и этики. Некоторые юристы полагают, что понятию достоинства присуща явно выраженная неопределенность. Они исходят из того, что достоинство не имеет объективных оснований для существования его как неотъемлемого права человека. Достоинство есть субъективное свойство личности и правом не регулируется, ибо «в качестве объекта права могут выступать лишь такие внешние явления, на которые направлено регулятивное воздействие права» [3, с. 286]. Юристы С.С. Алексеев и В.С. Толстой связывали понятие достоинства со сферой субъективности, со сферой идеального, со сферой сознания, и поэтому не нашли объективных оснований для постановки, закрепления права на достоинство в качестве исходного конституционного статуса. В современной юридической литературе идея достоинства личности рассматривается в основном в «негативном плане» - в случае возникновения отношений, конфликтных с точки зрения права. Гражданам оставляют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье. Однако рассматривать идею достоинства только с этих позиций - значит умалять роль и значение права как средства совершенствования общественных отношений.
Таким образом, наряду с идеей позитивного взаимовлияния нравственного и правового воспитания, взаимосвязи законов и нравов, проявляющейся в формировании идеи гражданского воспитания, возникает противоположная позиция противопоставления законов и добродетели, морали и права, гуманности и законности - противопоставления гражданского и так называемого свободного воспитания. В концепции свободного воспитания добродетель вообще противоположна закону, как правда - лжи. В истории культуры данная концепция была представлена выдающимися именами (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой).
Ж.Ж. Руссо провозглашает абсолютную ценность свободы, условием свободы является равенство, общество не должно допускать «ни богачей, ни нищих». Он, отстаивая идею народного суверенитета, выступает за принцип прямой демократии, где законы принимаются непосредственно собранием граждан. Ж.Ж. Руссо считал, что в деле формирования граждан воспитание всесильно, иными словами, если оно поставлено надлежащим образом, то все, на кого оно направлено, приобретают высокие гражданские добродетели. Пытаясь сочетать в воспитании гражданские мотивы и духовную чистоту, Ж.Ж. Руссо в конце концов пришел к выводу о несовместимости нравственного и политического воспитания, невозможности совместить воспитание гражданских добродетелей и нравственно чистого человека.
«Изучение человеческого состояния» приводит Ж.Ж. Руссо к убеждению о том, что можно воспитать либо «человека для него самого», либо гражданина, живущего «для других». В первом случае он будет находиться в противоречии с общественными учреждениями, во втором - со своей собственной природой, поэтому «приходится выбирать одно из двух - создавать или человека или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно и того, и другого...» [1, с. 27]. Ж.Ж. Руссо, таким образом, разводит в разные стороны нравственные и гражданские добродетели. Он приходит к оправданию индивидуализма, который, по его мнению, несовместим с гражданственностью. «Человек одинок в человеческом обществе и рассчитывает на себя одного. он рассматривает себя без отношения к другим и находит приличным, чтобы и другие о нем не думали. Он ничего ни от кого не требует и себя считает не перед кем не обязанным» [1, с. 27]. Отсюда следовали педагогические установки Ж.Ж. Руссо - если общество не может содействовать правильному воспитанию ребенка, его надо воспитывать вне общества, на лоне природы, соответственно естественным потребностям.
Противопоставляя моральные и гражданские добродетели, морального человека и гражданина, Ж.Ж. Руссо порывает с гуманистическими традициями, идущими от Платона и Аристотеля, с представлениями о гармонии нравственного и гражданского начала в человеке, о союзе справедливости и нравственности, законов и добродетели с идеалами человека, с идеалами, выстраданными цивилизацией и составляющими ее непреходящую ценность. Он бросает вызов обществу, его нравственным устоям и культурным традициям. Руссо первым в новое время увидел опасность утраты духовности и пытался спасти душу человека, поэтому он обратил взоры к природе, естественному, свободному состоянию человека, не скованному рамками общественных условностей, к естественному свободному воспитанию. Его «вина» состоит в том, что он опередил время.
В действительности нужно исходить из того, что реформу нравов нужно начинать с реформы законов. В каждом обществе искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменения в самом государственном строе. Что касается пороков, то единственный способ произвести благоприятную перемену в этой области есть изменение законов и государственного управления. Нужно исходить из признания безусловной зависимости, взаимосвязи морального человека и гражданина, нравственных и социальных добродетелей. Под воздействием общественной жизни, под влиянием гражданского воспитания человек научается не отделять личный интерес от общественного, задача служению Отечеству приобретает значение высшего личного интереса. «Добродетельный человек не тот, который жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, - такой человек невозможен, - а тот, чья личная страсть до такой степени согласуется с общественными интересами, что он почти всегда принужден быть добродетельным» [2, с. 413].
На личность юриста большое влияние оказывает первичный коллектив. Именно здесь осуществляется процесс обучения и воспитания юриста, формируются его нравственно-правовые качества, решаются
вопросы укрепления законности, правопорядка и профессиональной дисциплины. Подчеркивая огромное значение воспитательной функции коллектива в целом, можно сказать, что в коллективе решается задача «обработки людей людьми». Коллектив располагает широкими возможностями нравственно-правового воздействия на юристов, что позволяет начальникам эффективно проводить нравственно-правовую и психологическую подготовку работников на уровне современных требований.
Нравственность регулирует поведение юриста, его отношение к другим людям. Ее основное значение - обеспечить социальное поведения юриста, предотвратить нарушение им интересов общественного целого, будь то группа, класс, народ или все человечество. Непосредственным источником морального сознания юриста является нравственная необходимость, находящая своё выражение в определенном идеале (высшем стандарте) человеческого поведения и человеческих взаимоотношений. Из этого идеала выводятся требования общества к личности (нравственные нормы) и критерии оценки ее поступков. Наиболее общие и важные из нравственных норм обозначаются в профессиональной этике как нравственные принципы, а нормы, призванные регулировать поведение юриста в конкретных ситуациях, - как правила поведения.
Кроме этой нормативной стороны, нравственность включает в себя и осознание, усвоение общественных требований юристом (нравственные качества, убеждения, чувства), а также выражение всех этих идеальных нравственных ценностей в его поступках (нравственную практику). По своей воспитательной функции и структуре мораль очень близка к праву: ведь последнее тоже представляет собой совокупность требований, норм, регулирующих взаимоотношения и поведение людей. Однако не может так далеко, как мораль, предопределять все аспекты человеческого поведения. Закон, например, не предусматривает наказания за недостаток вежливости или неряшливость, тогда как нравственность осуждает это. Существенным отличием морали от права является то, что право выступает по отношению к человеку как чисто внешняя сила, опирающаяся на специальный аппарат принуждения (органы внутренних дел, суд, прокуратура и др.), тогда как мораль располагает средствами как внешнего (одобрение или осуждение, выражающееся в общественном мнении), так и внутреннего (совесть) влияния на личность.
Моральное регулирование направлено на сохранение общества или группы как единого целого, на поддержание определенного социального порядка. При этом единство общества - всегда результат большего или меньшего ограничения личности. Абсолютная свобода личности означала бы уничтожение морали. Реальная нравственная свобода существует в обществе лишь как осознание нравственной необходимости и возможность действовать в соответствии с этой необходимостью. Вопрос о нравственной свободе - это в значительной мере вопрос о степени соответствия интересов личности и общества. Чем больше это соответствие, тем свободнее личность, тем меньше ей приходится ограничивать себя перед лицом требований общества.
Отражая экономические отношения, нравственные оценки неизбежно отражают или объективно существующие прогрессивные тенденции общественной жизни, или же тенденции, противодействующие прогрессу. В первом случае нравственные оценки совпадают как с объективной закономерностью развития общества, так и с интересами большинства человечества; во втором случае они противоречат тому и другому.
Разумеется, тем, кто оценивает настоящее с позиций прошлого, выгодно говорить о равнозначности всех нравственных суждений. Однако в действительности дело обстоит совершенно иначе. Так же как в науке существует истина и заблуждение, в морали существует истинные и ложные оценки, верные и неверные критерии. А поскольку всякая мораль отражает реальный процесс жизни людей через призму определенных групповых интересов, это отражение может быть верным лишь тогда, когда интересы группы совпадают с объективными закономерностями истории.
Как уже отмечалось, развитие современного общества с неизбежностью требует непрерывного усиления той сознательной преобразующей деятельности, которая в конечном счете должна поставить под контроль людей все условия общественной жизни. Одно из ведущих мест в системе сознательной регуляции и саморегуляции общественных процессов занимает нравственно-правовая сфера жизнедеятельности. Она выступает и как специфический способ объективных закономерностей жизни людей, и как инструмент воспитания.
Хотя мораль и право - две различные формы общественного сознания и общественных отношений, они имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию регулирования поведения людей в обществе. И мораль, и право представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества; принципу равенства в морали соответствует равноправие людей перед законом. Для правоохранительной деятельности юриста очень важно, что и моральные и правовые нормы можно свести в единый кодекс, который, в свою очередь, подразделяется на более частные своды правил соответственно различным сферам общественной жизни. Если в праве существуют уголовный, гражданский кодекс, трудовое законодательство, семейное право, то подобное наблюдается и в морали - судебная этика, семейная мораль, кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, хотя здесь это разграничение не столь четко выражено.
Ряд сфер общественной жизни начинает регулироваться по преимуществу правом. Неофициальные и особенно личные отношения людей в основном регулируются неписаными законами морали. Однако большая часть общественных отношений регулируются одновременно нормами как права, так и морали. И здесь часто возникают несоответствия между требованиями закона и требованиями нравственности. В подавляющем большинстве эти несоответствия не вытекают из
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
различия морали и права как таковых, а отражают в себе противоречия внутри самих этих форм общественного контроля - между законодательством и его практическим осуществлением, между нормами общечеловеческой и групповой морали, между требованиями общества и личной совести.
Во всяком обществе действия миллионов людей должны быть согласованы в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчиняться определенным общественным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль. Мораль и право пронизывают каждодневные отношения людей, проявляются в их практической деятельности. Как мораль, так и право отражают реальный процесс жизни общества: в определенных взглядах, идеях, теориях; в определенной совокупности чувств, представлений, привычек, традиций; в определенных нормах, правилах поведения людей по отношению к обществу, государству, нациям, индивидам.
Реформирование и меняющаяся роль органов внутренних дел России в обществе требует формирования положительного имиджа как системы в целом, так и отдельно взятого сотрудника.
Работа в правоохранительной системе представляет собой не что иное, как нравственно-правовую услугу обществу. Охрана общественного порядка и безопасности граждан являются основными направлениями профессиональной деятельности полицейского, профессия которого является одновременно интересной и сложной, требует профессионализма, строгой дисциплины, серьезной психологической подготовки, морального духа, честности и множества ограничений, принимаемых осознанно. Это профессия, требующая особой моральной силы и чувства долга. Полицейские выполняют профессиональную деятельность в интересах и для помощи человека, сообщества и государственных учреждений, в т.ч. и на основании и во имя закона, с соблюдением принципов беспристрастности, справедливости, законности, соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, открытости и публичности [11].
Сегодня граждане хотят видеть в сотруднике ОВД, не только человека, согласившегося заниматься охраной правопорядка, вести борьбу с преступностью, но прежде всего личность, обладающую необходимым гражданским потенциалом и профессиональными знаниями, служебным и жизненным опытом, добрыми человеческими качествами [9, с. 122].
Нравственная культура и нравственные убеждения будущего сотрудника ОВД, формируемые в период обучения в профессиональном вузе МВД России, являются фундаментом индивидуального имиджа сотрудника ОВД. Умение и желание сотрудника опираться в своей деятельности на закон напрямую связано с нравственными аспектами его личности.
Исследователи, занимающиеся изучением феномена имиджа, одним из необходимых условий его эффективности считают непротиворечивость создаваемого образа, т.е. привлекательной внешней составляющей (внешний вид, культура речи, мимика) должна соответствовать достойная внутренняя составляющая (профессионализм, нравственные и личностные качества, установки, ценности). Учитывая свою социальную роль, полицейский должен обладать высокими нравственными качествами и осознавать, что общество предъявляет к нему более высокие требования, чем к некоторым иным категориям граждан. Поэтому в процессе профессионального образования в вузе МВД России у курсантов необходимо формировать:
- знание и понимание права, его значимости для развития общества;
- уважение к праву, к закону как непреходящей ценности, продукту эволюции юридической мыли и развития культуры общества;
- привычку действовать по закону и соблюдать закон, соизмерять свои действия с нормами права, давать правовую оценку действиям других лиц;
- понимание общественной морали, безукоризненное поведение, высокую культуру общения с гражданами, ответственность за облик сотрудника ОВД, за честь мундира;
- устойчивость к воздействию негативных факторов профессионального характера, связанных с постоянным соприкосновением со злом, человеческим горем, контактом с нелучшими представителями нашего общества;
- идейную убежденность в правоте своей деятельности, в том, что служба в МВД есть деятельность во имя добра, справедливости, во имя человека и общественного блага [4].
Образ современного человека-гражданина как целостность должен характеризоваться совокупностью семи фундаментальных качеств: нравственности, совести, памяти, настроя, воображения, воли, характера. Все эти качества в единстве и органической целостности проявляются в материальной культуре человека и общества: поступках, поведении, стиле жизни, образе жизни в условиях современного общества [7, с. 217], и формируют социальный облик человека или, иначе говоря, имидж.
В силу специфики выполняемых МВД задач профессиональное воспитание сотрудников ОВД неразрывно связано с нравственным воспитанием, ибо профессиональным качеством каждого сотрудника должна являться его нравственная воспитанность. Такие черты, как честь, благородство, достоинство, гуманизм, неподкупность, общая культура обязательны для сотрудника. Задачами нравственно-правового воспитания являются формирование гражданственности и правосознания, просветительская работа по правовым вопросам, профилактика противоправного поведения.
Человек живет в обществе и, в сущности, вся его жизнь представляет собой отношения, в которые он вступает с другими людьми [10, с. 139]. В процессе взаимоотношений в обществе, труда, обучения формируется нравственный облик человека, его духовная культура, взгляды на жизнь, мировоззрение. Одна из главных воспитательных задач - чтобы наши курсанты осознали, что через созидание материальных и духовных благ выражается в обществе отношение человека к человеку, общественное лицо гражданина.
Профессионально-нравственные нормы сотрудника закреплены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [6]. Изучение норм профессиональной этики необходимо проводить с учетом практических ситуаций, возникающих в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудника. Следует формировать у курсантов и слушателей понимание необходимости высоких моральных стандартов, ожидаемых гражданами от полицейских. Для этого в рамках занятий по педагогике, профессиональной этике или на собраниях курса требуется проводить коллективное обсуждение и разбор конкретных случаев нарушения профессионально-нравственных норм, заявлений граждан, сообщений в средствах массовой информации, рассматривать негативные последствия неэтичного поведения в отношении граждан. Наглядной иллюстрацией последствий проступка одного сотрудника ОВД и влияние его на имидж службы в целом является общественное мнение, которое чутко реагирует на такие случаи. Так, опрос, проведенный 25 марта 2012 г. Фондом общественного мнения после событий в Казани, показал увеличение доли граждан, испытывающих тревогу, когда к ним обращаются полицейские (2008 г. - 22 %, 2012 г. - 37 %) [5].
Изучение профессиональной этики должно затрагивать не только когнитивную сферу сотрудников, но и эмоциональную, чему может помочь создание проектов с использованием фрагментов из кинофильмов, сериалов о милиции, полиции. Обучение и воспитание должны быть не только содержательными, но и иметь эмоциональную окраску, т.к. такие нравственные чувства, как сопереживание, отзывчивость, сострадание, сочувствие, связаны с эмоциями. Учить чувствовать
- это самое трудное, что есть в воспитании. В этом плане воспитательное воздействие оказывает коллектив (педагогический, курсантский и т.п.), в котором необходимо создавать благоприятный психологический климат, атмосферу дружбы, товарищества, сотрудничества.
Нравственные ценности, убеждения личности закладываются в семье, поэтому изучение семей курсантов и мест их проживания не должно носить формальный характер. Ряд проблем, возникающих в связи с правонарушениями курсантов, можно предотвратить, если своевременно проводить профилактическую работу, основанную на анализе психологического климата в семьях, окружении и местах проживания курсантов.
Привлечение как можно большего числа сотрудников, курсантов и слушателей к участию в общественных объединениях, в творческих и спортивных секциях, шефская помощь ветеранам и детям из детских домов повысит эффективность нравственного воспитания. Например, участие курсантов в профилактике ДТП среди школьников повышает чувство собственного достоинства, заставляет задуматься о своем поведении в общественных местах и, в частности, на дорогах. Музыка и пение помогают воспитывать тонкость эмоциональной натуры, которая выражается в восприимчивости к доброму слову, поучению, совету. Человек с чутким сердцем всегда придет на помощь, не способен на подлость.
Выше рассмотрены были некоторые направления нравственно-правового воспитания курсантов и слушателей, учебные заведения МВД обладают широкими возможностями в деле воспитания и обучения достойных кадров для органов внутренних дел, и эти возможности должны быть использованы для подготовки сотрудников, которые с честью будут выполнять свой служебный долг. В деле подготовки кадров для ОВД необходимо применять системный подход, т.к. педагогический эффект каждого метода воздействия на личность зависит от продуманности, эффективности и целенаправленности других методов и средств воздействия. «Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько умело раскрывается сила труда как воспитательного средства, насколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума и чувств. Слово педагога приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством» [10, с. 236].
Подводя итог, подчеркнем, что развитие органов внутренних дел России, обусловленное правоохранительной направленностью и новым содержанием служебных задач в современных условиях, повышает требования к обучению и воспитанию сотрудников, в т.ч. и к нравственноправовому воспитанию. Нравственно-правовое воспитание находится в тесном взаимодействии с общественными отношениями и практической деятельностью людей и выступает основой профессионализма, при этом оно не ограничивается отдельными качествами, характеризующими специфику профессиональной деятельности, но охватывает нравственные, мировоззренческие, моральные, профессиональные и другие качества. Высокая нравственность является необходимым условием формирования положительного имиджа сотрудника ОВД.
В гражданственности юриста важным моментом является совокупность представлений о правах, свободах и обязанностях, умение пользоваться своими правами. Включая в себя единую систему нравственных и правовых норм, гражданственность выступает непосредственным регулятором правоохранительной деятельности юриста.
Список литературы
1. Авторитет дисциплины / под ред. Е.С. Кузьмина. - Л., 1985. - 222 с.
2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы. - М., 1993. - 603 с.
3. Алексеев, А. А., Громова, Л. А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. - СПб.: Экономическая школа, 1993. - 351 с.
4. Анисимов, А. Ф. О путях формирования положительного образа сотрудника правоохранительных органов // Право как ценность и средство государственного управления обществом : сб. науч. тр. / редкол.: П.В. Анисимов, И.Е. Есипова, А.Г Фастов. - Вып. 5. - Волгоград: ВА МВД России, 2008. - 256 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
5. Беззаконие в полиции [Электронный ресурс] // Сайт «ФОМ Media». Проект Фонда «Общественное мнение». - Режим доступа: http://fom.ru/proicshestvij a/10377 (дата обращения 01.06.2012).
6. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
7. Колесов, В. И. Духовно-нравственная идеология воспитания - генетическое и генерирующее ядро устойчивого развития человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 2 (50).
8. Платон. Соч. в 3-х т. - Т. 3. - Ч. 2. - М., 1972.
9. Реформирование системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России : сборник материалов учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России (г.Краснодар, 31 марта - 1 апреля 2008г.) / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - М., ЦОКР МВД России, 2008. - 312 с.
10. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988. - 272 с.
11. Федеральный закон «О полиции». - М.: Эксмо, 2011. - 80 с. - (Актуальное законодательство: библиотечка «Российской газеты»).
12. Щеглов, А. В. Воспитание профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1994. - 209 с.
УДК 378
М.П. Стародубцев*
Педагогические размышления и проекты организации образования во времена правления Екатерины II
Распространение общеобразовательных учебных заведений, а также создание сети школ для народа произошло в России только в последней трети XVIII в., в период правления Екатерины II. В проектах Екатерины II система образования закладывалась на принципах всеобщности, бессословности, преемственности ступеней образования, свободы от прагматических тенденций подготовки узкоспециализированных профессиональных кадров, предусматривала введение классноурочного обучения. Данная реформа осталась незаконченной, однако позволила создать систему общеобразовательных начальных школ для народа и органов управления ими.
Ключевые слова: динамичный период, школоведение, школы для народа, система просвещения, руководство, уважение к разуму, движение умов.
M.P. Starodubsev*. Pedagogical reflections and projects of educational system in the reign of Catherine II. The spreading of educational institutions as well as the creation of the system of schools for people occurred in Russia only in the third part of 18th century during the reign of Catherine II. In Catherine’s projects educational system existed regardless of social classes. It was based on the principles of generality, continuity of educational stages and freedom of pragmatic tendencies in training people qualified in narrow professional fields. The system provided for training in class. This reform was left unfinished. However, it allowed for the creation of the system of primary schools as well as the system of authorities.
Keywords: dynamic period, school administration, the movement of minds, system of education, management, respect for the mind, schools for the people.
Последняя треть XVIII в. является одним из самых динамичных и насыщенных периодов в истории России. Завершение трудов Петра I по созданию империи и утверждению абсолютизма, изменения в отношениях церкви и государства, развитие промышленности и торговли, окончательное формирование регулярной армии и флота, интеграция России в систему европейских политикоэкономических и социально-культурных связей и отношений - все это являлось своеобразным фоном развития отечественной педагогической мысли. Если в предыдущие века экономика и политика государства не оказывали существенного влияния на практику обучения и воспитания, то в этот период потребность в формировании кадрового потенциала преобразований актуализировала проведение широкомасштабных просветительских реформ, создание сети государственных образовательных учреждений. Именно организация образования, а вместе с ним и духовной жизни общества стала основным источником педагогического творчества эпохи Екатерины Великой. К рассмотрению вопросов просвещения обращались видные государственные и общественные деятели. Большинство педагогических произведений этого периода представляют собой своеобразные проекты, начиная от проектов новых учебных заведений различного уровня и типа, заканчивая системой образования в целом.
* Стародубцев, Михаил Павлович, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 188510, г. Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д. 33. Тел. 420-67-32.
* Starodubtsev, Mikhail Pavlovich, assistant professor of chair of operative-search activity DIA. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the address: Russia, 188510, St.-Petersburg, Petrodvorets, Avrov str., 33. Phone 420-57-32.
© Стародубцев М.П., 2013