УДК 378.1
Н.Ф. Гейжан*, Н.П. Каданцева**
Структура и содержание имиджа сотрудников органов внутренних дел России
В статье рассматривается понятие «имидж», его компоненты и структура, представлена авторская структурная модель имиджа сотрудника органов внутренних дел, что важно для разработки критериев оценки и направлений формирования имиджа.
Ключевые слова: имидж сотрудников органов внутренних дел, компоненты имиджа, структура и функции имиджа.
N.F. Geyzhan*,N.P. Kadantseva**. The structure and content of the image of employees of law-enforcement bodies of Russia. The article discusses the concept of «image», its components and structure, presents the author's structural model of the image of employees of law-enforcement bodies, it is important to develop criteria for evaluation and directions for forming the image.
Keywords: image of employees of law-enforcement bodies, components of the image, structure and functions of image.
Приоритетным направлением кадровой политики МВД является создание современной и эффективной правоохранительной системы в России, повышение профессионализма, и важную роль в реформировании играет создание нового облика сотрудника ОВД, его положительного имиджа.
Начиная с 90-х гг. прошлого века, появилось большое количество исследований имиджа, сформировалась наука имиджелогия и профессия имиджмейкера (от англ. image - образ, внешность и make - создавать). Такой интерес был связан с необходимостью формировать общественное мнение относительно деятелей, по долгу службы связанными с большими массами людей.
В России исследований этой проблемы достаточно много, но, как в любой только формирующиеся области знания, содержание и структура понятия находится в стадии становления. В подходах к его структуризации наблюдается много противоречий. Такое положение отражается и на понимании имиджа сотрудника органов внутренних дел. Формирование имиджа сотрудника органов внутренних дел, как показал анализ практики, до настоящего времени имеет стихийный характер. Нередко проходит длительный путь методом проб и ошибок, отсутствует целостная система его создания. Это актуализирует проблему изучения имиджа сотрудника органов внутренних дел и поиска путей формирования позитивного имиджа именно на этапе профессиональной подготовки специалистов.
Психологическая характеристика имиджа сотрудника органов внутренних дел изучена в работе А.А. Сёмик, ею же проведено сравнительно-историческое исследование социально-психологического облика российского полицейского и советского милиционера в широком историческом контексте, что позволило выявить общие закономерности его эволюции [22, 23]. Проблему имиджа автор связывает с вопросом о доверии, сравнивая позитивный имидж с авторитетом. Предварительный положительный опыт социальной организации, как правило, переносится на конкретные услуги, обусловливая к ним стабильные доверительные отношения, что важно и для правоохранительных органов. Психологическая природа имиджа сотрудников чрезвычайно сложна. Она включает в себя отражение не только реальной деятельности сотрудников органов внутренних дел, но и исторические представления населения о представителях силовых структур.
Многообразие точек зрения на интерпретацию понятия «имидж» вызывает необходимость проведения сравнительного анализа определений имиджа и его структуры. Перечислим основные подходы к пониманию имиджа, с выделением ключевых слов, определяющих его ядро.
А.А. Калюжный, В.М. Палтусова, В.М. Шепель, В.Н. Черепанова определяют имидж как совокупность внешних и внутренних проявлений человека, отражающую личностные, профессиональные характеристики, ценностные ориентации, манеру поведения [7, 14, 26].
В исследованиях Е.А.Бекетовой, Е.В. Змановской, С.А. Костенко имидж представляет собой эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо или чего-либо, принимающий форму устойчивого стереотипа, включающий культурные и социальные типажи, роли, личностные особенности субъекта, культурологический и социальный контекст [2, 6, 9].
*Гейжан, Наталия Федоровна, профессор кафедры педагогики и общей психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7447035.
** Каданцева, Надежда Петровна, адъюнкт кафедры педагогики и общей психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-981-834-39-19. E-mail: nadezdakadantseva@yandex.ru.
* Geyzhan, Natalia Fedorovna, Professor of the chair of pedagogics and general psychology St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogics, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 7447035.
**Kadantseva, Nadezda Petrovna, post-graduate of the department of pedagogics and general psychology, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8-981-834-39-19. E-mail: nadezdakadantseva@yandex.ru.
© Гейжан Н.Ф., Каданцева Н.П., 2013
Гейжан Н.Ф., Каданцева Н.П. Структура и содержание имиджа сотрудников органов внутренних..
Сравнительный анализ структуры имиджа
Таблица 1
^^ Авторы Компоненты имиджа^. Шепель В.М. Митина Л.М. Калюжный А.А. Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова Алтухова Г. А. Маскалянова С.А. Панфилова А.П. Бороздина Г.В. Ковальчук А.С. Никифоров Г.С. Перелыгина Е.Б. Сёмик А.А. Бекетова Е.А. Бирюкова А.А. Черемушникова И.К. Палтусова В.М. Поваляева М.А. Савватеев А.В. Кузин Ф.А. Макаревич Э.Ф. Панасюк А.Ю. Змановская Е.В.
Высокая культура X X X
Самосознание
(самопознание, самооценка) X X Ф X Ф Ф Ф Ф X X X
Образ X X Ф Ф X X X X X Ф Ф ф X X
Внешний облик X X X Ф Ф X X X X X Ф X X X X X Ф
Манеры поведения X X X X X X Ф Ф X X X X X
Мимика X X X ф X Ф Ф X X X
Речь X X X Ф X ф ф X ф X Ф X X X X X
Жесты X X X X ф X X Ф Ф X X X
Социальный опыт X ф ф ф Ф Ф X
Интересы X X X X
Жизненные установки X X X Ф ф X X X
Образование ф X X ф X X
Профессионализм, деловые качества X X X X ф ф Ф Ф ф X Ф X X
Здоровье X X ф X X X X
Профессиональная этика X ф X
Я-концепция X X X X X ф X
Социальная роль, миссия X X X X Ф X X
Коммуникабельность,
коммуникативность ф X X ф X X X X Ф Ф X X X X X
Нравственные ценности X X X X X X X X X X X X
Личностные качества X X X ф X ф X X X X X X ф
Индивидуальный стиль ф X X X X
X - полное совпадение формулировки. Ф - иная формулировка тон же сути
По мнению Г.В. Бороздиной, Ф.А. Кузина, имидж - это представление, которое вы создаете о себе сами как внешнее отражение вашей личности и как показатель деловых и чисто человеческих качеств; самопрезентация [5, 10].
А.Ф. Стрижова и Н.В. Ушакова понимают под имиджем синтетический (собирательный) образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта; содержит в себе значительный объем эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определенному социальному поведению [24].
В контексте символического интеракционализма Е.Б. Перелыгина рассматривает имидж как знаковую структуру, а его составляющими являются все чувственно воспринимаемые проявления человека, создающие в совокупности представление о его внешности, поведении, включая черты лица, жесты, одежду, голос; кроме того любые тексты, изображения и события, характеризующие этого человека с тех или иных сторон, информирующие о его прошлом и позволяющие прогнозировать его будущие поступки, создающие представление о его ценностях и аттитюдах [17].
В исследованиях Г. А. Алтуховой, Г.Г. Почепцова, А.В. Саватеева имидж представлен как инструмент общественного воздействия, способ реагирования на требования своей аудитории, выражение настоящего уважения к публике, формирования предпочтительного, пристрастного к нему отношения (восприятия) со стороны конкретного человека, организации, общественной группы или общества в целом [1, 18, 21].
С.А. Маскалянова определяет имидж в виде образа личности, обусловленного требованиями профессии и состоящего из относительно постоянного ядра (Я-концепция, социальная роль, ценности профессиональной деятельности, профессионально значимые личностные качества) и внешней составляющей (культура вербального и невербального общения, выбор определенной модели поведения) [12].
В монографии А.А. Сёмик имидж сотрудника ОВД - это социальные представления об их ролевом поведении по выполнению служебных обязанностей, транслируемые средствами массовой информации и зафиксированные в письменной или обыденной ментальности [23].
Из приведенных выдержек видно, что имидж является сложным многоуровневым понятием, и авторы понимают сущность имиджа и его структуру по-разному. Вместе с тем все авторы, независимо от теоретико-методологической базы, выделяют общие характеристики имиджа как продукта социального восприятия: целостность, непротиворечивость, ситуативность, гармоничность, управляемость, информативность, прагматичность, приближенность к стереотипам восприятия.
Для педагогических целей важно учитывать взаимосвязь всех компонентов имиджа, поскольку формирующая деятельность происходит под влиянием многих взаимопересекающихся характеристик, каждая из которых существует объективно и дополнительно изменяется при субъективном восприятии, оценке и регуляции.
Процесс формирования имиджа в таком случае не сопряжен с нарушением этических норм, поскольку не разрушает структуру личности, а напротив, относится к процессу её внутреннего роста.
В табл. 1 представлен сравнительный анализ компонентов, которые разные авторы включают в структуру имиджа. Прослеживание структурного состава в хронологической последовательности
Частота включения в структуру имиджа различных компонентов
Таблица 2
Компоненты имиджа Ранг
Внешний облик, образ I
Общая культура специалиста (нравственные ценности, манера поведения, жесты, мимика, интонации) II
Профессиональные личностные качества (ответственность, профессиональная этика, эмпатия, коммуникабельность, социальный опыт) III
Профессиональные субъектные качества (образование, интересы, профессионализм, деловые качества, речь, коммуникативность, знания, умения, навыки, опыт) IV
Отношение к себе (самопознание, самооценка, Я-концеицня) V
Индивидуальность (жизненные установки, здоровье, индивидуальный стиль деятельности, социальная роль) VI
показывает, что общая тенденция выделения компонентов заключается в следующем. Первоначально выделяются преимущественно внешние характеристики, затем внешние и внутренние, в последние годы преобладает характеристика имиджа как синтетического, собирательного образа.
Нужно отметить, что лишь некоторые авторы выделяют общие личностные или субъектные структуры, влияющие на имидж специалиста. Это высокая культура, образование, самосознание, Я-концепция. Большинство компонентов относится к частным проявлениям имиджа в социуме. Между тем для педагогических задач важно выделение первичных регуляторов поведения и деятельности, потому что от их состояния зависят и конкретные проявления. С этой точки зрения важно добавить в этот перечень мировоззренческую позицию, уровень правосознания, отношение к профессии и ее представителям, локус контроля.
Если проанализировать качества, представленные в табл. 2, по частоте их упоминания разными авторами, и систематизировать их по категориям, то проявляется более общая и чёткая картина компонентов, важных для педагогических задач формирования имиджа на этапе освоения профессии. Результаты такого анализа и обобщения представлены в табл. 2.
Представленные в табл. 2 компоненты имиджа оцениваются как самим субъектом (внутренняя оценка), так и окружающими (внешняя оценка). Анализ экспериментальных данных позволяет говорить о том, что внешняя оценка чаще относится к внешнему облику, общей культуре и профессиональным личностным качествам. Именно поэтому они чаще выделяются исследователями как компоненты имиджа. А для внутренней оценки важнее отношение к себе, осознание собственной индивидуальности и самоуважение, основанное на оценке профессионализма.
В исследовании многих авторов имидж включает внутреннюю и внешнюю составляющую. Так, С.А. Маскалянова разделяет имидж на внутреннее ядро, включающее Я-концепцию, профессионально значимые личностные качества, ценности профессиональной среды, социальную роль, и внешнюю составляющую, включающую культуру вербального и невербального общения, выбор определенной модели поведения. В таком понимании имидж формируется под влиянием внутренних и внешних оценок, которые взаимосвязаны между собой. В психологии известно, что от того, как человек воспринимает и оценивает себя сам, во многом зависит представление о нем окружающих. Верно и обратное. От мнения окружающих существенно зависит представление человека о себе [4]. Этот фактор можно назвать субъективным. Именно он определяет возможности формирования имиджа сотрудников ОВД еще на этапе освоения профессии в образовательном процессе вуза.
Вместе с тем имидж специалиста не является лишь субъективно-оценочной характеристикой. Это развивающаяся система социального взаимодействия, в которой взаимосвязаны психологические, социальные, экономические, нормативно-правовые факторы. Особняком в этой структуре стоит влияние на имидж специалиста роль средств массовой информации. С одной стороны оценки журналистов, создателей художественных произведений, сценариев фильмов и сериалов отражают субъективные оценки образа представителя той или иной профессии.
С другой - средства массовой информации подчиняются более общим закономерностям функционирования государства и общества, которые действуют на протяжении длительных периодов времени, и не меняются так быстро, как может измениться субъективная оценка отдельного человека. Ещё медленнее меняется ранее сформированное представление о специалистах в обществе в целом, отражая существование прогрессивной и консервативной части общества. Свидетельством тому может служить разнообразие имиджа сотрудников правоохранительных органов в современных социальных компьютерных сетях.
Если систематизировать компоненты имиджа специалиста по внутренним и внешним субъективным компонентам, соотнося их с объективными факторами, влияющими на имидж специалиста, можно построить структурную модель имиджа сотрудника ОВД (рис. 1).
Такая модель необходима, во-первых, для построения методов изучения внешнего и внутреннего имиджа специалистов, а во-вторых, для целенаправленного выбора методов и средств формирования имиджа курсантов на этапе освоения профессии в вузе.
На рис. 1 отражена ещё одна важная характеристика внутренних и внешних субъективных оценок, касающихся имиджа. Основой внутреннего имиджа является самооценка, которая выступает
Гейжан Н.Ф., Каданцева Н.П. Структура и содержание имиджа сотрудников органов внутренних.
важнейшей частью «Я-концепции». Её осознание требует определения своих достоинств и недостатков, жизненных целей, принципов, профессиональных устремлений. Внешние оценки больше опираются на внешний облик, общую культуру, нравственность, вербальное и невербальное поведение, и лишь потом оценивает профессионализм, репутацию (репутация отражает общественное мнение о профессиональной деятельности специалиста), т.е. внутренний и внешний имидж по структуре противоположны. Но поскольку «Я-концепция» представляет собой воспринятый и усвоенный индивидом обобщенный образ его самого в восприятии социальной группы [17, с. 46], расхождение между этими образами вызывает внутреннее напряжение, но одновременно дает возможность для работы по формированию или корректировке собственного имиджа.
Представленная структурная модель имиджа показывает взаимосвязь феномена имиджа с феноменом престижа. Престиж транслируется обществу через имидж - образ, сформированный в общественном сознании. Этот образ формируется через восприятие, как имиджа организации, так и имиджа отдельного ее сотрудника.
Когда личность занимает определенное положение в обществе, выполняет значимую социальную роль, тогда обеспечение эффективной деятельности, безупречной репутации и доверия становится для нее особенно важным. В этом аспекте имидж является необходимым атрибутом профессиональных и общественных отношений и способствует успешной профессиональной социализации. Действие имиджа основано на эмоциональном впечатлении, когда снижаются механизмы сознательного контроля. Престиж и репутация - это преимущественно рациональная оценка социальной значимости профессии и специалиста для общества, которая опирается на осознанные аргументы в пользу той или иной оценки.
Рассматривая структуру имиджа, желательно осознать, почему важна педагогическая деятельность по его формированию и возможно ли, что имидж складывается без формирующей целенаправленной работы. Из приведенной структуры явно следует, что имидж можно улучшить, воздействуя прежде всего на субъективные внутренние оценки специалиста. Это важно не только потому, что мнение граждан о деятельности правоохранительных органов после принятия Федерального закона «О полиции» становится одним из важных критериев оценки их эффективности, но и для самочувствия, профессионального самосовершенствования каждого сотрудника ОВД, особенно на этапе освоения профессии. Заботясь о своем имидже, специалист стремится к некоему позитивному идеалу: самоактуализируется, самовыражается, самораскрывается, саморазвивается -наиболее полно раскрывает свои сильные качества.
С психолого-педагогической точки зрения имидж специалиста выполняет целый ряд функций.
Прежде всего, формируя профессиональный имидж, педагоги способствуют формированию адаптивного поведения и развитию ресурсов личности. Поэтому главная функция имиджа - социально-адаптивная: накопление уникального личностного опыта для повышения своего социального успеха, построение нужного позитивного впечатления у субъектов взаимодействия. Отражая социальные
ожидания групп, позитивный имидж позволяет соединить нравственные и личностные ценностные ориентации, разрешить противоречия, которые нередко существуют и создают напряжения, деформирующие профессиональное самосознание специалиста.
Кроме того, на основе обобщения исследований по данной теме можно выделить ещё ряд функций, которые несет позитивный имидж.
Аксиологическая функция ориентирует человека в системе индивидуальных и профессиональных ценностей, стимулирует к поиску смысла и цели жизни.
Формирующая функция воспитывает будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, определяет становление профессиональной культуры.
Презентационная функция способствует самовыражению личности специалиста и раскрывает его внутренний мир, создавая позитивное впечатление о его личностных и профессиональных качествах.
Корпоративная функция позволяет идентифицировать себя с определенной профессиональной группой.
Нормативная функция задает нормы поведения с гражданами в процессе профессиональной деятельности.
Завершая рассмотрение понятия и структуры имиджа специалиста, можно сделать следующие выводы.
Под имиджем сотрудника органов внутренних дел будем понимать эмоционально окрашенный публичный образ, целенаправленно формируемый с целью создания положительного отношения со стороны общества к сотруднику ОВД.
Имидж может иметь положительную и негативную оценки. Положительный имидж - это образ, вызывающий у людей позитивные чувства: доверие, удовлетворение, восторг, гордость. Он содержит символы, отражающие универсальные ценности.
Имидж является нестабильной, динамичной структурой, поскольку зависит от многих факторов, которые могут изменяться. Он откликается на изменение ситуации, вариабелен, включает в себя ряд переменных, определяющих его динамизм.
Список литературы
1. Алтухова, Г. А. Основы библиотечного имиджа : учебно-методическое пособие. - М.: Литера, 2008. - 224 с.
2. Бекетова, Е. А. Формирование профессионального имиджа будущего учителя технологии и предпринимательства : дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2006. - 174 с.
3. Бирюкова, А. А. Самоидентификация личности и профессиональный имидж менеджера-предпринимателя малого бизнеса : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 141 с.
4. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982. - 167 с.
5. Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учебник / 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 295 с.
6. Змановская, Е. В. Руководство по управлению личным имиджем. - СПб.: Речь, 2005. - 144 с.
7. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.
8. Ковальчук, А. С. Основы имиджелогии и делового общения : учебное пособие для студентов вузов / 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 224 с.
9. Костенко, С. А. Имидж современного политика в условиях трансформации российского общества : дис. ... канд. полит. наук. - Ставрополь, 2006. - 183 с.
10. Кузин, Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. - М.: Ось-89, 2008. - 512 с.
11. Макаревич, Э. Ф. Социальный контроль масс : учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Макаревич, О.И. Карпухин, В.А. Луков. - М.: Дрофа, 2007. - 429 с.
12. Маскалянова, С. А. Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога : дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2005. - 203 с.
13. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2002. - 400 с.
14. Палтусова, В. М. Профессиональный имидж : учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2001. - 132 с.
15. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2009. - 266 с.
16. Панфилова, А. П. Имидж делового человека : учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. - 490 с.
17. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа : учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 223 с.
18. Почепцов Г. Г. Профессия имиджмейкер / 2-е изд. - К.: ИМСО МО Украины, НВФ «Студцентр», 1999. - 256 с.
19. Психология и этика делового общения / сост. М.А. Поваляева; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 347 с.
20. Психология менеджмента : учебник / под ред. Г.С. Никифорова - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. - 572 с.
Горбатов В.В., НикифоровМ.Ю. О совершенствовании обучения курсантов образовательных...
21. Саватеев, А. В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 198 с.
22. Семик, А. А. Психологическая характеристика имиджа сотрудника органов внутренних дел (90-е годы ХХ века) : монография. - Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2001. - 192 с.
23. Семик, А. А. Социально-психологический облик российского полицейского и советского милиционера, конец XIX - ХХ вв.: Сравнительно-историческое исследование. Краснодар, 2003. - 514 с.
24. Ушакова, Н. В. Имиджелогия : учебное пособие / Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова; 2-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2011. - 280 с.
25. Черемушникова, И. К. Феномен имиджа: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 2002. - 147 с.
26. Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.: Линка-Пресс, 1997. - 168 с.
УДК 796.0
В.В. Горбатов*, М.Ю. Никифоров**
О совершенствовании обучения курсантов образовательных учреждений МВД России силовому задержанию преступников на занятиях по тактико-специальной подготовке
В статье рассматриваются направления совершенствования обучения курсантов на занятиях по тактико-специальной подготовке в образовательных учреждениях МВД России с применением комплексного подхода, унификации тактических действий и моделирования служебно-боевых ситуаций.
Ключевые слова: тактико-специальная подготовка, силовое задержание преступника, унификация, моделирование, комплексный подход.
V.V. Gorbatov*, M.Y. Nikiforov**. Improvement of Cadets' Education in Educational Institutions of the Ministry of the Internal Affairs of Russia in Force Detention of Сriminals in Qasses of Tactical and Special Training. The article deals with directions of improvement of cadets' education in classes of tactical and special training in educational institutions of the Ministry of the Internal Affairs of Russia with the application of integrated approach, unification of tactical actions and modelling of real-practice situation.
Keywords: tactical and special training, force, detention of a criminal, unification, modelling, integrated approach
В настоящее время преступность является реальной угрозой национальной безопасности, одним из самых мощных факторов социальной нестабильности. Проводимая реформа МВД России диктует необходимость повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции для борьбы с преступностью. Для этого требуется организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.
В России в этом году возросло число нападений на сотрудников полиции. По данным Департамента госслужбы и кадров МВД, в 2011 г. противоправные действия были совершены в отношении более 64 тыс. стражей порядка. В первом квартале 2012 г. было зарегистрировано 140 спецсообщений, касающихся только ранений и гибели сотрудников. Сюда же стоит добавить те случаи, когда полицейские не пострадали при нападении, и таких эпизодов - сотни.
Одним из главных условий успешной борьбы с преступностью является повышение качества профессиональной подготовки сотрудников полиции, практической ее составляющей, требуется непрерывное обучение в процессе служебно-боевой подготовки, прежде всего - в образовательных учреждениях МВД России. Как показывает практика деятельности сотрудников полиции в экстремальных ситуациях, исход любой операции по пресечению преступлений зависит от уровня подготовленности к применению рукопашного боя, специальных средств и оружия, технико-тактической и психологической подготовки.
Назрела острая потребность в качественном улучшении уровня подготовки сотрудников полиции. Существует несоответствие между потребностями практики к эффективному применению приемов рукопашного боя, специальных средств и огнестрельного оружия при проведении
* Горбатов, Вадим Викторович, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 298-17-58.
** Никифоров, Михаил Юрьевич, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях, Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.
* Gorbatov, Vadim Viktorovich, Head of Department of Internal Affairs activity in special conditions of St. Petersburg University of the Ministry ofthe Internal Affairs of Russia, PhD, associate professor, police colonel. Russia, 198206, St. Petersburg, PiloT Pilyutov str., 1. Ph.: 298-17-58.
** Nikiforov, Mikhail Yuryevich, lecturer of Department of Internal Affairs activity in special conditions of St. Petersburg University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, police lieutenant colonel. Russia, 198206, St. Petersburg, PiloT Pilyutov str., 1. Ph.: 744-70-93.
© Горбатов В.В., Никифоров В.Ю., 2013