Научная статья на тему 'Акмеологическая позиция будущего учителя как педагогический феномен'

Акмеологическая позиция будущего учителя как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРИЗНАКИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Людмила Ивановна

В статье рассматривается профессионализм учителя с точки зрения акмеологического подхода, даётся определение акмеологической позиции как педагогического феномена, раскрывается сущность развития акмеологической позиции будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая позиция будущего учителя как педагогический феномен»

вателя высшей школы общеевропейского методологического подхода, на котором основаны и ФГОС ВПО 3-го поколения.

Библиографический список

1. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11;

2. Железов, Б. В. «Настраиваемся по-Болонски: о проекте Tuning в России и в мире» [Текст] / Б. В. Железов // Платное образование. 2007. - № 1-2 (51-52).

3. Жукова, М. Подготовка преподавателей технических вузов к проектированию учебно-программной документации [Текст] / М. Жукова, П. Кубрушко // Высшее образование в России - 2008. - № 9. - С. 3 - 10.

4. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентнос-тный подход [Текст] / Э. Ф., Зеер, А. М., Павлова, Э. Э. Симанюк - М., 2005.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 5.

6. Проект «Настройка образовательных программ в российских вузах» [Текст] // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2006. - № 8.

7. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к проектированию образовательных стандартов [Текст] / А. В. Хуторской - М., 2007.

УДК 378

Ермакова Людмила Ивановна

Аспирантка кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры теоретической физики и методики преподавания физики, Карельская государственная педагогическая академия, luta@kspu.karelia.ru, Петрозаводск

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Ermakova Ludmila Ivanovna

A post graduate student of the Chair of Pedagogics, a teacher of the Chair of Theoretical Physics and the Methods of Teaching Physics, the Karelian State Pedagogical Academy, luta@ kspu.karelia.ru, Petrozavodsk

ACMEOLOGICAL POSITION OF A FUTURE TEACHER AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

В процессе развития профессионализма личности особенно важно сохранять индивидуальные особенности каждого учителя и ученика, их внут-36

реннее «Я», что является базисом развития личности. Профессионализм личности педагога во многом обусловлен объективными и субъективными детерминантами развития.

Профессионализм личности, выступая системообразующим фактором личностно-профессионального развития учителя на его пути к достижению вершин «акме», является важным условием профессионального становления и совершенствования его педагогического мастерства, фундаментом дальнейшего его профессионального роста. Как справедливо отмечает Е. В. Андриенко, профессионализм определяется высокой подготовленностью к выполнению задач соответствующей деятельности, дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при минимальных затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих задач. Профессионализм проявляется в творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования в соответствующей сфере деятельности. В профессиональном исполнении всегда присутствуют непринужденность, легкость, отсутствие напряжения [2].

В. А. Сластенин расширяет категорию профессионализма, считая ее основополагающей категорией акмеологии. По его мнению, эта категория отражает не только деятельностный контекст (по Н. В. Кузьминой), но и личностный аспект, т. к. профессиональные достижения обусловливаются не только системой знаний, умений и навыков, но и развитием личностно-профессиональных качеств, что особенно значимо для нашего исследования [8].

Разделяя точку зрения психолога Э. Ф. Зеера о таком факторе развития личности, как время, мы говорим о профессионализме студента на стадии допрофессионализма, когда человек не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, проходит интенсивное обучение в условиях высшего профессионального образования, когда личность на основе интери-оризации профессиональных норм, стереотипов профессионального поведения с учетом собственных потенциальных возможностей формирует у себя совокупность личностных свойств, профессиональных черт, определяющих ее будущую профессиональную деятельность [5].

Акмеологический подход нацелен на решение проблем, связанных с развитием профессионализма в педагогической деятельности, достижения вершин мастерства - профессиональной зрелости, своеобразного оптимума профессионального развития (Б. Г. Ананьев). В процессе личностно-профессионального развития будущего учителя происходит умножение личностного потенциала: эффективное изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); приобретение опыта и повышение квалификации; развитие профессионально важных психологических качеств; развитие личностно-деловых качеств (организованности, исполнительности, инициативности, нормативности поведения);

развитие акмеологических инвариант профессионализма (антиципации, саморегуляции, умения принимать решения и др.) [1].

Таким образом, с точки зрения акмеологического подхода, необходимо говорить не просто о профессионализме личности будущего учителя, но

о ее уровне, о необходимости содействия личности в достижении все более высоких уровней профессионального «акме», и пролонгированной способности личности жить и действовать в соответствии со своим образовательным уровнем.

Новые потребности подготовки учителя в системе высшего педагогического образования поставили, в частности, задачу выработки у будущего специалиста установки на достижение вершин профессионализма, то есть на развитие акмеологической позиции личности.

Разделяя определение В. Н. Максимовой, что акмеологическая позиция педагога - это «гуманистическая ориентация на обеспечение успеха и здоровья каждого школьника, ориентация на высокие результаты и достижения педагогического труда, на развитие творчества учителя и ученика при наличии устойчивых гуманистических мотивов профессиональной деятельности» [7, с. 52], мы уточняем: акмеологическая позиция студентов, являющаяся задачей профессиональной подготовки, представляет собой сложное многокомпонентное образование, выступающее качественной особенностью личности. Акмеологическая позиция обладает дихотомической функцией, одновременно являясь результатом, достижением развития личности и потенциальной силой, двигателем дальнейшего развития человека; она одновременно аккумулирует и выражает совокупность профессиональных умений и личностно-профессиональных качеств студента и его основные потребности в будущей профессиональной деятельности.

Акмеологическая позиция, по мнению А. А. Деркача, связана с изменением отношений и взаимодействий в процессе и результате развития: в процессе прогрессивного личностного развития диадические отношения выравниваются и становятся равноправными, а психосоциальная идентичность снижается благодаря индивидуализации развития, так как достигнутый акмеологический уровень субъекта обычно более высокий по отношению к группе. Прогрессивно и интенсивно развивающаяся личность выходит за рамки диадических и психосоциальных ограничений. Существуют особенности в акмеологической позиции по отношению к проблеме обобщенных концепций или моделей развивающейся личности, рассматриваемые в концепции функционально-динамической структуры личности К. К. Платонова и системной структуре личности В. С. Мерлина [4].

К основным признакам акмеологической позиции обучающегося можно отнести [6]:

- субъектность как личностную активность обучающегося в освоении различных видов деятельности (как учебной, так и социальной);

- адаптивность как умение принимать условия социально-профессиональной среды, использовать их в целях личностного развития;

- сформированность гуманистических ценностей как системы регулирующей поведение и деятельность личности, определяющей не только мотивационно-потребностную сферу, но и направленность личности на реализацию своего профессионального потенциала;

- стремление к самореализации как полному раскрытию своих способностей, которое возможно лишь в общественно значимой деятельности;

- обучение будущего специалиста различным технологическим процедурам и приемам, используя различные формы и методы обучения;

- создание развивающей акмеологической среды, способствующей личностному росту обучающегося и становлению личностной и социальной зрелости и др.

Акмеологическая концепция образования, разработанная В. Н. Максимовой совместно с учителями акмеологических школ, позволила ей выделить еще более высокий, акмеологический уровень продуктивности педагогической деятельности - системно-моделирующий целостное развитие растущего человека. Такой уровень, отмечает, В. Н. Максимова «требует высокого педагогического мастерства учителя, его способности конструировать многоуровневые стратегии педагогической деятельности, соподчинение целей и задач и их одновременное и взаимосвязанное решение на каждом этапе общей программы обучения и воспитания. Таким образом, качество педагога - это качество его профессиональной деятельности и качество личности; взаимодействие этих показателей профессионализма (акмеологическая категория) отражается в профессиональной позиции педагога» [7, с. 53].

Развитие акмеологичекой позиции будущего учителя может быть рассмотрено как направленный процесс новообразований профессиональноличностных качеств и развития профессионально-педагогических умений учителя. Понятие «развитие» трактуется в научной литературе по-разному: как необратимые качественные изменения, как бесконечное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как прогрессивные изменения отдельных систем и т. п.

Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что в человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Одним из стабилизирующих факторов в становлении нового человеческого качества и нового этапа в развитии личности, В. Н. Максимова считает ориентацию педагогов «на целостное и устойчивое развитие растущего человека как социально зрелой, здоровой личности и творческой индивидуальности, на формирование акмеологической позиции в жизни и в труде» [7, с. 149]. Реализация этого фактора, на наш взгляд, определяет

акмеологическую позицию будущего учителя, которая повышает качество его деятельности и стимулирует личностный рост, а значит и качество образования в целом.

Системообразующим условием в развитии акмеологической позиции студентов педагогического вуза, на наш взгляд, является амплификация дисциплин психолого-педагогического, предметного циклов и педагогической практики, поскольку содержание учебного материала и применяемые практические методы оказывают стимулирующее влияние на развитие акмеологической позиции, связанной с большинством функций профессионально-личностной самореализации студента (мотивационной, интеллектуальной, рефлексивной, формирования проективных умений, ассертивности и т. д.). Эти положения базируются на идеях акмеологии как науки о достижении профессио-нально-жизненных вершин (акме) и выходе на этом пути из кризисов, связанных с преодолением катаболе, о выработке акмеологического поведения (жизнестойкость, стрессоустойчивость, общественно-значимые в социокультурном отношении действия и поступки пр.). Акмеологи (А. А. Бодалев, М. В. Войтенко, И. Д. Демакова, Н. Б. Лаврентьева,

А. Н. Сухова и др.) утверждают, что развитие взрослого человека, и особенно вершины его достижений, напрямую зависят от того, как складывалось его развитие в каждую пору его детства и юности. Отсюда следует понятие «малое акме», т. е. выход индивида на свои вершины, типичные для каждого возраста. Неумение достигать малых вершин может привести взрослого к упадку, кризису, недооценке своих способностей. Акмеоло-гическая позиция позволяет выйти из катаболе к новому акме, показывает, что нет одного единственного акме, что есть множественность акме. К числу общих и специфических акмеологических инвариантов, определяющих продвижение специалиста к вершинам профессионализма, относят постоянную включенность в процесс принятия решений, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие важные качества [3].

Развитие акмеологической позиции обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки учителя и заключается в направленности педагогических воздействий на актуализацию творческого потенциала студентов, повышение у них профессиональной мотивации и мотивации к достижению успеха в практической деятельности, формирование стремления к самосовершенствованию и успешной самореализации в профессии, способностей и потребностей в постоянном обновлении профессиональных знаний и умений, в творческом саморазвитии, ориентации на достижение высот профессионализма.

Таким образом, акмеологическая позиция будущего учителя как педагогический феномен субъекта деятельности, на наш взгляд, представляет собой системное образование, сложившееся под влиянием целенаправленного процесса профессиональной педагогической подготовки

и социально-педагогических требований профессиональной деятельности и опирается, по замечанию В. Н. Максимовой, на психологическую закономерность развития в «зоне ближайшего развития».

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Акмеологическое понимание субъекта. К кн.: Основы общей и прикладной акмеологии [Текст] / К. А. Абульханова-Славская -М.: РАГС, 1995.-205 с.

2. Андриенко, Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя: [Электронный ресурс] дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Андриенко. - М.: РГБ, 2003. - 410 с. Режим доступа: http://diss.rsl.ru/ сИзз/03/0660/030660009.рс1£

3. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалев. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 165 с.

4. Деркач, А. А. Акмеология [Текст]: учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

5. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентнос-тный подход [Текст]: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. -М.: МПСИ, 2005.-216 с.

6. Максимова, В. Н. Акмеология [Текст]: новое качество образования / В. Н. Максимова. - СП. б.: РГПУ им. А. И. Герцена. - 2002. - 99 с.

7. Максимова, В. Н. Введение в акмеологию школьного образования [Текст] /

В. Н. Максимова. - СПб.: ЛОИРО, 2002. - 156 с.

8. Сластенин, В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст [Текст] / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2002. -№ 4. - С. 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.