УДК 37.013.77
Н. В. Сосновских
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧЕНИКА»
Понятие «акмеологическая позиция ученика» анализируется с точки зрения философии, психологии и педагогики. Формулируется его авторское определение, рассматриваются показатели и структура. Автор утверждает: в условиях конкретного образовательного учреждения у школьника должна быть сформирована акмеологическая позиция, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.
Ключевые слова: позиция, акмеологическая позиция, зрелость.
The didactic interpretation of the concept «acmeological position of the pupil». NATALIA V. SOS-NOVSKY (Municipal educational establishment «Average general education school of № 73», Ulyanovsk).
The article deals with the notion «acmeological position ofthe pupil», which is considered from philosophical, psychological, and pedagogical points of view. As a result of the analysis, the author’s definition of the acmeological position is formulated, its context and structure are considered as well. The author asserts that each concrete educational institution should enable the pupils to develop their own acmeological position so that they could realise their potential at the age of maturity.
Key words: position, acmeological position, maturity.
В ХХ1 веке развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, с адекватной социальной моделью поведения, высокой мотивацией достижений и жизненного успеха, ориентированные на непрерывное саморазвитие, признающие приоритеты общечеловеческих ценностей, морально ответственные, убежденные в престижности здорового образа жизни, социальной и профессиональной активности.
Этот социальный заказ требует от школьного образования формирования такой позиции ученика, которая позволила бы ему не только понять смысл различных сторон действительности и собственного существования, но и самосовершенствоваться, проектируя и прогнозируя свои поступки и поведение, самостоятельно находить новые способы решения школьных проблем, вырабатывать собственную точку зрения и приобретать навыки в учебной деятельности.
Проблема формирования позиции ученика приобрела особую остроту в последнее десятилетие. Недаром в современной психологии и педагогике понятию «позиция» отводится особое место. «Позиция - точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение, обусловленное этим отношением» [15, с. 1024], или, по С.Л. Рубинштейну, «свое, ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к кото-
рому человек пришел в итоге большой сознательной работы» [13, с. 638]. Рубинштейн утверждает: «Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности» [12, с. 31]. По определению Л.И. Божович, позиция (внутренняя) - это направленность личности, ее интересов и стремлений, связанных с потребностью в нахождении своего места в труде, в жизни [4, с. 336]. Ее формирование происходит в процессе воспитания и жизни ребенка и отражает объективное положение, которое он занимает в системе доступных ему общественных отношений. В свою очередь В.И. Слободчиков рассматривает позицию как наиболее целостную, интегративную характеристику всего образа жизни человека, достигшего полной са-моопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности [14, с. 159]. Этот ряд дополняет В. П. Бедерханова, с ее точки зрения позиция является «характеристикой активности личности, ее субъект-ности» [3, с. 40], т.е. это ценностно-смысловая самореализация личности, ее интегративная характеристика, в том числе и деятельности.
Таким образом, обобщая эти определения, отметим: понятие «позиция» рассматривается как опреде-
СОСНОВСКИХ Наталья Викторовна, педагог-психолог (Средняя общеобразовательная школа № 73, Ульяновск). E-mail: sosnovckix@mail.ru © Сосновских Н.В., 2009
ленной направленности интегративная характеристика личности.
Следует подчеркнуть, что многие исследователи в области педагогики и психологии связывают понятия «позиция» и «отношение». Так, Б.Г. Ананьев основной составляющей позиции называл отношение, считая, что позиция личности - как деятельная и субъективная сторона ее статуса - представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, объективной среде, самому себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. Эта сложная система свойств реализуется посредством исполняемых личностью ролей в заданных социальных ситуациях. А.Н. Леонтьев также рассматривал понятие «позиция» через категорию «отношение» и подчеркивал, что занять ту или иную позицию - значит определиться в своем отношении к жизни. А.М. Захарычева характеризует позицию личности как устойчивое отношение к различным сторонам деятельности и самому себе, регулирующее поведение человека.
Анализ приведенных точек зрения позволяет нам представить позицию личности как систему отношений к себе, людям, окружающему миру, в том числе к труду и профессиональной деятельности.
В социологических исследованиях понятие «позиция личности» рассматривается как ведущая характеристика личности в определенной социальной структуре. И.С. Кон определял позицию как «социальное положение индивида, его место в определенной социальной структуре» (цит. по: [17, с. 75]). Следовательно, смысл понятия «позиция личности» близок понятиям «роль личности», «положение, или статус, личности». Ученые отмечают, что каждая личность в процессе своей деятельности либо в конкретный период жизни занимает множество позиций в многомерной и многогранной социальной системе. Так, по Г. М. Андреевой, понятие «статус», или «позиция», обозначает «место индивида в системе групповой жизни» [2, с. 126].
Таким образом, в социологии позиция определяется как место личности в структуре общественных отношений.
Необходимо отметить, что в литературе предлагается широкий спектр употребления самой дефиниции «позиция»:
• мировоззренческая позиция - как устойчивая система отношений человека к различным сторонам действительности; целостная система взглядов и убеждений, определение своего места в мире [18, с. 5];
• воспитательная позиция - как результат взаимопроникновения социальных, профессиональных и ин-дивидуально-типологиских черт личности [5, с. 169];
• жизненная позиция - как обобщенный, установленный на основе самоопределения по отношению к объективным условиям и обстоятельствам, ценностный способ жизни личности [1, с. 10];
• гуманистическая позиция - как система отношений, позволяющих осмысливать, преобразовывать педагогическую действительность и оценивать ее по гуманистическим критериям [6, с. 9];
• личностно-ориентированная позиция - как позиция активного творца, умеющего рефлексировать свои интеллектуальные действия (включая пробные, ошибочные) при решении творческих задач [19, с. 109];
• субъектная позиция - как многоаспектная характеристика человека, выражающая его внутреннюю позицию, основанную на системе активного отношения к миру, другим людям и самому себе [7 , с. 9].
Анализ понятия «позиция» с учетом существующих в литературе точек зрения позволяет сделать следующие выводы:
- позиция личности выступает как место личности в структуре общественных отношений;
- она может рассматриваться как более конкретное отношение к какой-либо стороне действительности, какому-либо объекту;
- деятельность личности определяется отношением к себе самой как стремление себя сохранить, изменить, совершенствовать.
В понимании сущности и содержания понятия «акмеологическая позиция» нет единого мнения. Оно относится к новой науке акмеологии (от греч. «асте» - высшая степень чего-либо, буквально - наука о вершинах), объединяющей направления, изучающие вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения. Понятие введено Н.А. Рыбниковым, а начало акмеологии как новой области научных исследований в человекозна-нии положено Б.Г. Ананьевым, становление и развитие она получила благодаря исследованиям А.А. Дергача, Н.В. Кузьминой, А.А. Бодалева и др. В настоящее время акмеология переживает стадию естественной дифференциации предмета на военную, спортивную, управленческую, медицинскую и, в нашем случае, на акмеологию школьного образования.
Предметом акмеологии, как отмечает Н.В. Кузьмина, является целостный человек в пору реализации его творческой, т.е. сознательной зрелости (период от самостоятельного выбора профессии и учебного заведения до планирования ритма и режима работы, организации своего времени и способов достижения искомых результатов). В это время процессы воспитания, образования, обучения постепенно сменяются самореализацией - самовоспитанием, самообразованием, самоконтролем, самосовершенствованием, направленными на развитие собственного творческого потенциала [8, с. 3].
Сущность акмеологии школьного образования как науки заключается в изучении закономерностей достижения вершин в целостном развитии человека на каждом возрастном этапе. Данный подход направлен на самосовершенствование человека в образовательной среде, на его саморазвитие, движение от одной
вершины к другой, на достижение «акме» в разных видах деятельности, в творчестве и здоровье, в развитии всех его жизненных сил.
Целью школьного образования является целостное и устойчивое развитие человека как условие его духовности и совершенства. В свою очередь акмеология школьного образования делает акцент на том, что растущий ученик - это человек, находящийся в динамике развития, следовательно, зрелость (к этому понятию мы обратимся чуть ниже) представляет собой акмео-логический критерий качества образования и развития личности. И возрастные стадии развития так или иначе будут совпадать со ступенями обучения. Каждая такая стадия (ступень) характеризуется достижением своей вершины, определенного вида зрелости:
- школьной зрелости как готовности к образованию;
- учебной зрелости как готовности к образованию в основной школе;
- личностной зрелости как готовности к осмысленному выбору дальнейшего образования;
- социальной зрелости как готовности к жизненному (личностному и профессиональному) самоопределению [9].
Каждый вид зрелости отражает новый виток в духовном освоении мира, мировоззрении растущего человека.
Зрелость по своей сути представляет собой не только акмеологический критерий качества образования и развития личности, но является основным критерием качества образования в целом. Мы согласны с К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмоловым, В.И. Слободчиковым в том, что зрелость есть достижение в развитии личности и индивидуальности, характеризующееся ее способностью к «самостоянию» в жизни, когда человек не нуждается в «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни. В науке выделяется две взаимосвязаные категории зрелости - психическое и социальное развитие.
Их достижение не означает, что человек перестает нуждаться в других людях. На протяжении всей жизни он продолжает оценивать свои опыт и поведение, сопоставляя их с реальными или предполагаемыми оценками и опытом окружающих его людей - они для него становятся лишь советчиками, арбитрами, оппонентами в делах, по поводу которых он сам принимает жизненно важные решения [16].
Однако невозможно четко выделить качественноколичественные характеристики развития в связи с вступлением личности в состояние взрослости. Процесс развития взрослого человека во многом зависит от того, как складывалось его развитие в образовательном учреждении: какой приобретен им опыт познания, общения, трудовой деятельности, какие общественные ценности стали его собственными, личностными цен-
ностями, какое было у него психическое и физическое здоровье в процессе освоения учебной деятельности, как проходило профессиональное самоопределение
- все это детерминирует параметры той «вершины», того «акме», на уровень которого выйдет ученик как индивид, как личность и как субъект деятельности, став взрослым.
Следовательно, акмеология школьного образования решает непростую задачу: определить, какими качествами должен обладать ученик в процессе становления жизненного пути, какие личностные характеристики он должен в себе развивать, чтобы состоялось его «акме». Также важен вопрос, какие необходимы дидактические условия на каждой возрастной ступени развития и образования ученика, чтобы они приближали его к реальным достижениям.
Сама учебная деятельность может оказывать существенное влияние на формирование акмеологичес-кой позиции ученика. В то же время образовательная деятельность школы позволяет создать фундамент, условия для формирования и развития личности ученика как будущего специалиста.
Необходимо определить, что в условиях конкретного образовательного учреждения должно быть сформировано у школьника, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости. На наш взгляд, речь идет прежде всего именно о сформирован-ности акмеологической позиции.
Само понятие «акмеологическая позиция» в педагогике достаточно новое. Его ввели в научный обиход В.Н. Максимова и Н.М. Полетаева. Н.М. Полетаева определяет акмеологическую позицию как субъектную позицию человека, его устойчивое стремление к достижениям, к самореализации творческого потенциала и жизненных сил в гуманистически оправданных видах деятельности. По ее мнению, акмеологическая позиция является результатом ценностно-смыслового самоопределения личности, избирающей приоритетные ценности - здоровье, жизненный успех и духовность. Такая позиция составляет ядро здоровой личности, социальной и валеологической зрелости выпускника. Это интегральный критерий качества образования и валеологического воспитания. Акмеологическая позиция представляет собой совокупность устойчивых отношений к миру, к жизни, к здоровому образу жизни. Как любая позиция, она имеет двойственную функцию: является результатом, достижением личности (валеологического развития) и потенциальной силой, двигателем дальнейшего развития человека; она аккумулирует и выражает совокупность жизненных ценностей человека и его основные потребности в будущем [11].
В.Н. Максимова конкретизирует данное понятие применительно к педагогу и определяет его как производную профессионального, личностного и духовного развития учителя, как его гуманистическую установку на обеспечение успеха и здоровья каждого ученика,
на развитие творчества учителя и ученика в их взаимодействии [10, с. 77].
Каждый школьник должен имеет свою акмеологи-ческую позицию. Позицию, которая была бы устойчивым фундаментом в его взрослой жизни, способствовала бы мышлению, рефлексии, поиску собственного ответа на вопрос: «Как достичь успеха в жизни?». Поиск своей акмеологической позиции выступает особым, пристрастным, субъективно значимым отношением к определенным жизненным ценностям, которые будут являться устойчивыми регуляторами его жизнедеятельности и поведения. Ребенок изначально не рождается со своей личностной акмеологической позицией, а находит ее, самоопределяется, выбирает среди многообразия ценностей жизни. Однако только после того, как эти ценности начинают «проживаться» личностью, позиция становится ее достоянием. Соединение чувств и позиции в ценностях определяет способы поведения. Формирование акмеологической позиции должно начинаться с детства и продолжаться в течение всей жизни. Ее пополнение и структурирование субъективным опытом на школьном этапе позволит позиции в дальнейшем становиться личной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого, критерием выбора, оцениванием, основой принятия решения, упорядочивания своих переживаний. Сформированная в школьные годы акмеологи-ческая позиция порождает собственные требования, т. е. будет становиться полноценным личностным качеством, не просто отражающим действительность, но и творящим ее. Акмеологические позиционные установки представляют собой эмоционально окрашенную программу действий, могут актуализироваться в тех или иных определенных ситуациях.
Определение понятия «акмеологическая позиция» как результата ценностно-смыслового самоопределения личности Н.М. Полетаевой является, на наш взгляд, достаточно поспешным. Для того чтобы ученику выработать свою личную позицию в любых сферах жизнедеятельности, необходимо пройти свой путь самоопределения, т.е. совершить определенные действия, направленные на достижения позитивных результатов. Под действиями мы понимаем определенный акт самоопределения как условие и показатель сформированное™ акмеологической позиции.
Вышесказанное выявляет трудности процесса развития позиции ученика, в том числе в формировании его акмеологической позиции.
Позиция ученика во многом обусловлена особенностями личности и немыслима вне социума. В свою очередь личностные приоритеты могут обеспечить возможности для развития современного социума.
В этой связи позиция человека (ученика) имеет два существенных показателя: с одной стороны, это позиция социальная, определяемая его положением в системе отношений по ряду специфических признаков и регламентирующая стиль его поведения; с другой
стороны - она характеризуется взглядами, представлениями, установками личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемыми и отстаиваемыми ею в референтных группах.
Позицию ученика рекомендуется рассматривать как единство субъективного и объективного в личности, в совместной с учителем образовательной деятельности.
При формировании акмеологической позиции ученика необходимо учитывать и его отношение к реальным ценностям, влияющим на постановку целей, выбор путей и средств их реализации и характер деятельности, и те ценностные ориентации личности, которые проявляются в учебной деятельности.
Не стоит забывать и о том, что в каждом моменте учебного процесса перед учащимися возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. Именно в ситуации выбора наиболее полно проявляется активность, индивидуальность личности. Но при этом выбор средств и действий определяется не только целями, но и обстоятельствами, объективными условиями. Человек каждый раз должен утверждать себя как личность, выбирать и отстаивать свою собственную позицию.
На наш взгляд, акмеологическая позиция - ключевая для определения способности ученика качественно и ответственно осуществлять свою учебную деятельность. Эта позиция как стремление к достижениям определяет роль ученика (активность/пассивность) в учебном процессе, предполагает «выращивание» ценностного и ответственного отношения к любой деятельности, в том числе учебной.
Наше понимание движущих сил развития акмеоло-гической позиции ученика исходит из идеи Л.С. Выготского о социальной ситуации развития: в условиях взаимодействия ребенка и взрослого происходит меж-индивидуальное становление высших психических функций. Взрослый является не просто условием развития личности ребенка, а одним из непосредственных участников этого процесса, его субъектом. Между ребенком и взрослым устанавливаются глубокие личные взаимоотношения, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого. Совместная деятельность ребенка и взрослого, их сотрудничество и содружество выступают той средой, в которой возникает и развивается личность ребенка как ученика и личность взрослого как учителя. А это значит, что и у учителя необходимо формировать интегральное личностное качество - акмеологическую позицию как профессиональную ориентацию на успех в обучении и воспитании каждого ученика, в развитии его творческого потенциала, установку на саморазвитие.
Подчеркнем, что сформированность акмеологичес-кой позиции у учителя является одним из важных условий эффективного развития акмеологической позиции ученика.
Таким образом, акмеологическая позиция интегрирует в себе такие сущностные характеристики, как установка на свободный и самостоятельный выбор, на успех, на активность, собственное отношение к реальным ценностям. Акмеологическая позиция ученика - это акт самоопределения личности в каждой конкретной образовательной ситуации, направленный на достижения в учебной, личностной и социальной сферах, что в дальнейшем будет определять активность и стремление личности к достижениям в будущей профессиональной деятельности.
Акмеологическая позиция в полной мере может рассматриваться как предпосылка и показатель личностной, учебной и социальной зрелости ученика, стимулировать интеллектуальный, эмоциональный и волевой потенциал личности.
Итак, мы выделяем следующие структурные компоненты акмеологической позиции: мотивационноцелевой, аксиологический, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный, поведенческий. Уровень сформированное™ названных компонентов определяет уровень сформированности акмеологической позиции школьника. Показателями сформированности акмео-логической позиции следует считать: высокий уровень субъектности; ведение здорового образа жизни; движение к самопознанию; принятие гуманистических ценностей; стремление к самоактуализации; развитость рефлексивно-оценочных способностей; позитивные достижения в учебной и других видах деятельности.
Направленность педагогических действий на развитие акмеологической позиции активизирует личностные резервы ученика, обеспечивая успешное овладение учебной деятельностью и движение к собственным «акме» на этапе школьного образования и в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психолог. тр. / Моск. психологосоциальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, l999. 224 с. (Сер. «Психология Отечества»).
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999. 375 с.
3. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар: Кубан. гос. ун-т,
2001. 220 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1969. 436 с.
5. Газман О.С., Петровский А.В. Воспитатель // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Мысль, 1993. Т. 1. С. 168-169.
6. Дмитрякова Н.В. Становление гуманистической позиции студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2006. 23 с.
7. Дулинец Т.Г. Становление субъектной позиции учащихся в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2005. 22 с.
8. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002. 189 с.
9. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования СПб.: ЛОИРО, 2002. 156 с.
10. Максимова В.Н., Полетаева Н.М. Акмеология последипломного образования педагога. СПб.: ИОВ РАО, 2004. 227 с.
11. Полетаева Н.М. Валеологическое воспитание школьников: теория и практика // Образование и общество.
2002. № 4. URL: http://www.education.rekom.ru/4_2002/ poletaewa.htm.
12. Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 288 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 720 с.
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
15. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1600 с.
16. Сухобская ГС. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.
17. Трубников М.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Просвещение, 1963.148 с.
18. Тяглова Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 18 с.
19. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.