ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Виталий Леонтьевич Мутко, Министр спорта, туризма и молодежной политики
Российской Федерации, г. Москва,
Сергей Александрович Цветков, доктор экономических наук, профессор, Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, старший преподаватель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург),
Максим Леонидович Антипов, Председатель Государственного комитета Республики Карелия по физической культуре и спорту, г. Петрозаводск
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы трансформации системы российского образования в условиях глобализации. Определены ее механизмы. Предложены конкурентные направления развития российского образования в условиях глобализации мирового образовательного сообщества.
Ключевые слова: глобализация, трансформация образования, мировое образовательное сообщество.
GLOBALIZATION AS THE FACTOR OF TRANSFORMATION OF SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
Vitaly Leontevich Mutko, Minister of sports, tourism and youth politics of the Russian Federation,
Moscow,
Sergey Aleksandrovich Tsvetkov, doctor of economical sciences, the professor, Alexander Vladimirovich Tajmazov, candidate of economical sciences, the senior teacher, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St. Petersburg, Maxim Leonidovich Antipov, Chairman of the State committee of Republic Karelia on
physical training and sports,
Petrozavodsk
Abstract
In the article questions of transformation of system of Russian education in the conditions of globalization are considered. Its mechanisms are defined. Competitive directions of development of Russian education in the conditions of globalization of world educational community are offered. Keywords: globalization, formation transformation, world educational community.
Глобализация как переход от экономик отдельных стран к экономике международного масштаба оказывает ключевое влияние на все современные тенденции в развитии мирового хозяйства.
Прежде всего, это проявляется в политической, экономической, культурной и других сферах жизнедеятельности общества. В контексте нашего исследования остановимся на создании российского рынка услуг в сфере образования, который сегодня может быть интегрирован в мировое образовательное сообщество через механизмы Всемирной Торговой Организации (ВТО).
Целью ВТО как международной экономической организации, осуществляющей регулирование торгово-политических отношений, является создание на основе равенства возможностей благоприятных условий для коммерческой деятельности любой стране-члену ВТО в остальных странах-членах ВТО в обмен на открытие внутреннего рынка. Основы режима торговли услугами, права и обязанности членов определяет Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Нормы и правила ВТО подле-
жат перенесению в национальное законодательство и имеют над ним приоритет.
В настоящее время образование является одним из быстроразвивающихся секторов мировой торговли услугами. Участие в международном рынке является объективной необходимостью, обеспечивающей конкурентоспособность образовательных систем, которые в этом случае становятся производителями услуг, обладающих большей потребительской стоимостью.
Присоединение России к ВТО предполагает несколько способов приобретения российским потребителем иностранной образовательной услуги:
1. Получение образования в зарубежном вузе на основе дистанционного обучения.
2. Перемещение потребителя услуги за рубеж для получения там образования.
3. Создание филиалов российских вузов за рубежом.
4. Оказание образовательной услуги в России иностранным субъектом образовательного процесса.
В настоящее время в образовательной сфере России существуют две противоположные точки зрения на образование [3].
Первая. Образование - это коммерческая услуга.
Вторая. Образование - это общественное благо, на которое имеет право каждый гражданин, не ущемляя интересы других.
В связи с этим, прежде всего, необходимо отметить, что в соответствии с Конституцией РФ образование представляет собой право каждого, не связанное с какими-либо ограничениями коммерческого характера, тогда как услуга - это действие, осуществляемое с целью извлечения материальной или не материальной, прямой или косвенной выгоды [1].
В контексте научной дискуссии о том, что образование является благом или услугой, полезно, на наш взгляд, изучить опыт развития международного сотрудничества и конкуренции в области образования в США и Европе.
Так, в 2001 году президенты четырех общественных структур в области образования (Европейской ассоциации университетов, Американского совета по образованию, Совета по аккредитации высшего образования США, Ассоциации колледжей и университетов Канады) подписали совместную Декларацию, в которой подчеркивается, что институты - члены объединения - поставили задачу устранить препятствия для международного обмена в сфере высшего образования, используя соглашения и договоры вне системы торговой политики. Данная задача предполагает расширение обмена информацией и достижение соглашений, касающихся высших учебных заведений, программ, степеней, квалификаций и практики проверки качества обучения. Наши соответствующие страны не должны заключать договоры (принимать на себя обязательства) в контексте Генерального Соглашения по торговле услугами по услугам в сфере высшего образования, связанным (родственным) видам обучения взрослых или другим образовательным услугам.
В тех случаях, если такие договоры (обязательства) были приняты в 1995 году, то в дальнейшем не следует этого делать вновь.
В обосновании совместной Декларации авторы излагают принципы, которыми они руководствовались:
- высшее образование существует для обслуживания общественных интересов и не является товаром «широкого потребления»;
- высшее образование существенно отличается от большинства других услуг;
- обязанность регулирования высшего образования должна оставаться в ведении компетентных органов соответствующей страны;
- в системе высшего образования тесно переплетены публичное и частное образование, разные типы учреждений и формы собственности; поэтому невозможно выделение в ней отдельных подсистем для целей GATS [5].
На основе изучения этого опыта можно сделать вывод, что страны, уже всту-
пившие в ВТО, не спешат жестко ограничивать себя обязательствами в сфере образования. В полном объеме начали выполнять взятые на себя обязательства Конго, Лесото, Ямайка и Съере-Леоне. Ряд государств - членов ВТО требует приоритетного представительства собственных граждан в импортируемых учебных заведениях. Другие государства не принимают конкретных решений до тех пор, пока не будет накоплен собственный опыт в понимании и реализации положений ВТО в сфере образования
[4].
Для российской высшей школы важным положительным моментом вступления в ВТО является увеличение возможностей для открытия филиалов и представительств российских вузов на зарубежных рынках образовательных услуг. Безусловно, следует иметь в виду, что на современном этапе для большинства российских вузов из-за их незначительного бюджета (по сравнению с бюджетами вузов индустриально-развитых стран) возможности реального выхода на зарубежные рынки трудновыполнимы.
Для того чтобы российское образовательное сообщество смогло практически противостоять вызовам современной глобализации, необходимо, прежде всего, принятие государством внятной промышленной, инновационной и образовательной политики. Политики, в которой четко определены цели и средства федеральных властей в соответствующих сферах, ориентирующих профессиональное образование на аккумулирование передовых достижений науки и на удовлетворение приоритетных потребностей экономики.
В региональном аспекте данный подход означает, что реформа образования предполагает, прежде всего, создание договорных или имущественных кластеров по подготовке квалифицированных кадров приоритетного для данного бизнеса профиля, а в последующем - вхождение данного образовательного кластера в состав региональной финансово-промышленной группы или формирования финансово-промышленной группы на основе образовательного кластера. Только такой подход в условиях глобализации позволит сформировать российским вузам образовательные программы, которые будут конкурентоспособны по отношению к образовательным программам вузов США и Европы. Следующий момент, на который необходимо обратить внимание, заключается в том, что в действующем российском законодательстве не проработаны вопросы деятельности зарубежных вузов и филиалов в РФ и филиалов российских вузов за рубежом. В связи с этим, необходимо реформирование российского законодательства с учетом современных тенденций развития. Главное здесь должно заключаться в следующем:
а) определение роли и места образования в системе государственных и общественных отношений;
б) более четкое определение юридического статуса российских и иностранных образовательных структур;
в) определение форм собственности, имущественных и неимущественных прав образовательных субъектов и т.д.;
г) степени государственного контроля за деятельностью образовательных
структур, прежде всего, иностранных.
Решение данного круга проблем требует системного подхода, учитывающего работу с деловыми кругами, академической общественностью и региональными элитами.
В современных условиях развития глобализации задачей первостепенной важности становится взаимодействие с работодателями. Работодатели должны практически участвовать в реформе образования. Основная цель такого участия заключается в создании механизма корректировки учебного процесса в соответствии с потребностями работодателей. Конкретно это выражается в выполнении следующих условий:
- в формировании профессиональных стандартов;
- в формировании государственных образовательных стандартов;
- в формировании модульных учебных программ.
Во многих странах мира стандарты преподавания по конкретным дисциплинам задаются профессиональными объединениями. В России стандарты преподавания (ГОС) формируются и контролируются уполномоченным государственным органом. По нашему мнению, сегодня необходимо создать ГОСы, учитывающие требование работодателей. А это возможно, если государство и работодатели совместно вырабатывают профессиональные стандарты.
В современных условиях конвергенции образовательных рынков основной целью профессионального образования является подготовка качественных специалистов, конкурентоспособных на международном рынке труда.
Гарантировать необходимый уровень качества можно только в результате соблюдения субъектами образования совокупности стандартов, регламентирующих образовательную деятельность.
Такие стандарты должны содержать открытую информацию о нормах и правилах, выполнение которых всеми участниками образовательного процесса гарантирует необходимый уровень образовательных услуг. Как отмечалось, в России таким гарантом являются государственные образовательные стандарты. Задача этих стандартов заключается в обеспечении стабильности единого образовательного пространства и управления всей системой непрерывного образования в стране. Но, в соответствии с сегодняшними реалиями, ГОСы имеют существенные недостатки, т.к. они основываются на российских традициях и не учитывают современные международные тенденции, складывающие в условиях глобализации. Российские стандарты слабо отражают приоритеты государственной политики в образовании и принципы социальной ответственности субъектов образовательных услуг.
В литературе существует справедливая, на наш взгляд, точка зрения, согласно которой практическое применение ГОС ВПО в качестве нормы, директивно заданного коридора порядка в образовании, элемента правил игры и рамок суверенитета образовательных учреждений не способствует повышению конкурентоспособности российских вузов на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг [2].
В отличие от России, на Западе главный упор делается на технической стороне образовательного процесса. На сегодняшнем этапе развития мирового образовательного пространства разрабатываются стандарты на технические протоколы взаимодействия информационных технологических систем, то есть систем управления обучением. Поэтому и за рубежом, и в России главным требованием к разрабатываемой системе управления обучением является условие построения платформы системы на базе международных технологических стандартов, таких, как SCORM, IMS и др.
В то же время образовательные сообщества как в России, так и за рубежом отмечают, что абсолютизация изменения модели e-learning приводит к ухудшению качества подготовки специалистов в результате плохой организации учебного процесса. Причинами этого являются как отсутствие непосредственных контактов с преподавателем, так и чрезмерное увлечение технологическими аспектами в образовательном процессе. В настоящее время выход из данной ситуации видится в реализации модели смешанного обучения (blended education). Суть этой модели выражается в том, что она представляет собой сочетание традиционных и инновационных способов реализации образовательного процесса.
Сегодня многие российские субъекты образования пытаются реорганизовать свой образовательный процесс в соответствии с международными стандартами качества ISO 9000 - 9001. Основным преимуществом сертификации субъекта образования по системе качества ISO является оптимизация организации системы управления предприятием. Однако субъект образовательного процесса в качестве предприятия кардинально отличается от промышленно-производственного предприятия в части самих принципов создания системы управления качеством конечного продукта - выпускника вуза. Поэтому сегодня перед мировым образовательным сообществом возникает необходимость разработки специальной системы управления качеством, отра-
жающим специфику образования. Следует отметить, что создание системы стандартов, всесторонне регламентирующей деятельность субъектов образования, не является самоцелью. Данные стандарты направлены на совершенствование образовательного процесса и повышение качества подготовки конкурентоспособных специалистов. Главное сегодня заключается в том, что корреспондирование международных образовательных стандартов представляет собой механизм интеграции различных национальных образовательных систем. В данном случае речь не идет о единых международных образовательных программах.
По нашему мнению, национальные системы подготовки должны сохраняться в том виде, в каком конкретная страна считает нужным.
Речь идет о сопоставимости и на этой основе - о взаимном признании результатов обучения. В данном случае, мы говорим о том, что в глобальном образовательном пространстве создается общий для всех стран перечень современных квалификаций и компетенций, а любая национальная система может приводить свою квалификационную систему в соответствии с общим перечнем, а может не приводить. Суть здесь заключается в том, что только та страна, которая занимает лидирующие позиции на глобальном рынке знаний и компетенций, сможет обеспечить конкурентоспособность национального образования. Поэтому сегодня развивать систему национального образования, не учитывая общемировые тенденции, невозможно.
В завершении работы мы остановимся на тех нишах в глобальном образовательном пространстве, которые может занять российское образовательное сообщество.
1. Это - инновационное образование. В данном случае мы имеем в виду как функциональную и научную подготовку, так и подготовку специалистов, которые смогут обеспечить всю инновационную цепочку от идеи до внедрения.
2. Это - управленческое и бизнес образование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российское образование и вступление России в ВТО : возможные последствия // Высшее образование. - 2006. - № 4. - С. 27.
2. Рубин, Ю. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования / Ю. Рубин, А. Емельянов // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. -С. 28.
3. Сенашенко, В. ВТО и проблемы высшего образования // В. Сенашенко, Н. Володина // Высшее образование в России. - 2006. - № 2. - С.10.
4. http://www.kremlin.ru/articles/ConstMain.shtml Раздел первый, глава 2., статья 43. Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература», 2005.
5. http://www.aic.lv/ace/gats/jointdec.html
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ИНТЕГРИРОВАННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРОТИВОБОРСТВА
Сергей Васильевич Николаев, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Анатольевна Бояшова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский Государственный университет информационных технологий,
механики и оптики (ИТМО),
Санкт-Петербург
Аннотация
Описана методика разработки учебно-методического комплекса по интегрированным учебным дисциплинам, входящим в образовательную программу подготовки специалистов в области информационного противоборства
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, концептуальная модель, иерархическая система.
EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX AS MEANS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF PREPARATION OF EXPERTS IN THE FIELD OF AN
INFORMATION CONFRONTATION
Sergey Vasilevich Nikolaev, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Svetlana Anatolevna Boyashova, the candidate of pedagogical sciences,
The St.-Petersburg state university of information technologies, mechanics and optics,
St.-Petersburg
Abstract
A method of elaboration of teaching materials for integrated disciplines which are included in the curriculum for coaching of information confrontation experts.
Key words: teaching materials, conceptual framework, and multilayered system.
Отсутствие в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования такого направления, как «информационное противоборство», привело к необходимости включать его элементы в различные специальности, относящиеся к разным направлениям профессиональной подготовки. Эта проблема существенно затрудняет разработку целостной образовательной программы, позволяющей обеспечить необходимое качество подготовки специалистов в области информационного противоборства (ИП) [3]. Одним из возможных путей решения обозначенной проблемы является использование как в существующих, так и во вновь выбранных направлениях подготовки целостной системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса - учебно-методического комплекса (УМК).
УМК по интегрированной учебной дисциплине включает в себя [2]: 1) цели обучения; 2) план учебной дисциплины; 3) описание содержания учебной дисциплины (или модуля); 4) учебные и учебно-методические пособия; 5) описание технологии образования; 6) описание методов и средств контроля (рис. 1).
Учебный план дисциплины ■*-
„ . ЦЕЛИ
Содержание дисциплины
Технология образования Учебно-методические пособия
Методы и средства контроля •*-*
Рис. 1. Структурированное содержание УМК
Цели обучения следует определять через результаты обучения (компетентност-ный подход к профессиональной подготовке). Они могут быть выражены в действиях, которые необходимо выполнять будущему специалисту. Одно из основных требований к формулировкам целей обучения заключается в определении индикаторов их достижения (рис. 2).
Обобщенные образовательные цели, определяющие направление подготовки специалистов
I
Уточненные обобщенные цели, определяющие направление подготовки специалистов по соответствующей специальности
1
Конкретизированные цели, определяющие направление предметной подготовки специалистов (цели изучения учебных дисциплин)
Рис. 2. Технологическая схема построения иерархической системы целей подготовки
специалистов
Учебный план дисциплины отражает содержательную и временную последовательность ее изучения. Основными критериями отбора содержания дисциплины являются: 1) научность; 2) полнота; 3) доступность.