Научная статья на тему 'Тенденции развития вузов КНР и России в условиях современной глобализации'

Тенденции развития вузов КНР и России в условиях современной глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК / ВТО / GLOBALIZATION / HIGH EDUCATION / REFORMS / MODERNIZATION / INTERNATIONAL MARKET / WTO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калмыков Степан Владимирович, Базарова Анна Николаевна

Статья посвящена анализу тенденций развития вузов КНР и России в условиях глобализации. Схожесть направления развития высшего образования в обеих странах обуславливается экономическими и геополитическими факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development's tendencies of development of high educational establishments in China and Russia in the circumstances of contemporary globalization

The article is devoted to the analysis of the tendencies of development of high educational in China and Russia in the circumstances of globalization. The analogous direction of development of high education is caused by economical and geopolitical factors.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития вузов КНР и России в условиях современной глобализации»

Литература

1. Борытко Н.М. Онтологическое понимание современного воспитания // Эйдос: интернет-журнал. 2007. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm.

2. Григорьев Д.В. Воспитательная система от А до Я [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.

3. Маломоркина Г.С. Педагогические условия становления событийной общности семьи и школы [Текст]: дис.

...канд. пед. наук. - М.; Псков, 2003. - 264 с.

4. Сагатовский В.Н. Триада Бытия [Текст]. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 123 с.

5. Слободчиков В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие [Текст]. - М.: Шк. пресса, 2000. - 416 с.

6. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева. - М.: Инфра-М, 2006. - 576 с.

7. Хайдеггер М. Бытие и время [Текст] / пер. В.В. Бибихина. - М.: Ad Marginem, 1997. - 452 с.

Болотова Марина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент (докторант) кафедры педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]

Bolotova Marina Ivanovna - candidate of pedagogical science, assistant professor (doctorant) of the department of continuing education pedagogy of Orenburg State Pedagogical University. E-mail: [email protected]

УДК 378 (510)

С.В. Калмыков, АН Базарова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВУЗОВ КНР И РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена анализу тенденций развития вузов КНР и России в условиях глобализации. Схожесть направления развития высшего образования в обеих странах обуславливается экономическими и геополитическими факторами.

Ключевые слова: глобализация, высшее образование, реформы, модернизация, международный рынок, ВТО.

S V Ka/mykov, AN Bazarova

THE TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN CHINA AND RUSSIA IN THE CIRCUMSTANCES OF CONTEMPORARY GLOBALIZATION

The article is devoted to the analysis of the tendencies of development of high educational in China and Russia in the circumstances of globalization. The analogous direction of development of high education is caused by economical and geopolitical factors.

Key words: globalization, high education, reforms, modernization, international market, WTO.

Процессы глобализации охватили общественные, культурные, экономические и политические сферы во всех странах мира. Современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, которое активно влияет на основы экономического и социального прогресса как всей человеческой цивилизации, так и отдельных государств и народов.

В условиях современной глобализации особое значение имеет изучение и осмысление опыта и концентраций образовательных реформ в странах, которые ранее ориентировались на систему образования СССР. Сопоставление тенденций развития китайских вузов с российскими обусловливается не только с позиции современной политической актуальности. Россия и Китай — это две величайшие державы, которые обладают собственными тысячелетними культурными традициями и ярко выраженными национальными особенностями, однако в 50-70-е гг. прошлого века они имели схожий политический и экономический строй, а затем, приняв рыночную экономику, приступили к демократизации режима. Более того, еще до начала эпохи реформ и открытости в Китае организация и содержание высшего образования строились по советскому

2010/1

образцу. Как отмечают отечественные исследователи, «целесообразным считается сопоставление тех систем образования, которые, наряду со специфическими отличиями, имеют некоторые сходные черты. Сравнение стратегии образовательных реформ России и КНР на данном этапе является также крайне перспективным для понимания общих закономерностей развития образования в переходные (или кризисные) периоды общественного развития» [7, с. 9].

На фоне развития мировой экономики, научно-технического прогресса, интернационализации науки и техники нельзя не учитывать фактор мировых хозяйственных связей. Для Китая переход к открытой экономике явился мощным стимулом в решении актуальных социальноэкономических задач. В течение нескольких лет по темпам роста КНР является лидером даже в таком динамично развивающемся районе, как АТР, где в 1979-1998 гг. средний годовой прирост ВВП составил 9,8 %, а в 1992-1996 гг. - 12,1 %. [4, с. 3] Успехи, достигнутые Китаем, означают эффективность выбранной им модели социально-экономического развития. Одним из основных условий устойчивого развития КНР, безусловно, является наличие высококвалифицированных кадров, которые особенно ценятся в наукоемких отраслях, поэтому руководство уделяет большое внимание развитию образования как приоритетному направлению модернизации страны. Еще с началом политики «открытых дверей» (с 1978 г.) Дэн Сяопин обозначил дальнейшее направление развития образования в Китае лозунгом: «Образование должно повернуться к модернизации, к миру, к будущему». Такая концепция означала готовность Китая вступить в мировое сообщество, приняв участие в конкурентной борьбе с другими станами. Как отмечают отечественные компаративисты, «в условиях глобализации мировой экономики, ужесточения конкуренции на мировых рынках и других вызовах XXI в. образование должно быть конкурентоспособным. Без конкурентоспособного образования не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без нее - конкурентоспособной экономики» [3, с. 233].

Российские специалисты полагают, что одним из принципов создания китайской социалистической системы образования является именно политика реформ и открытости в образовании. Китайское правительство считает необходимым открыто ассимилировать достижения других культур, «смело проводить новые испытания и эксперименты в целях улучшения национальной социалистической системы образования» [6, с. 207]. Уже в 1950-е гг. в ходе модернизации высшей школы китайское правительство активно заимствовало советский опыт. В это время в Китай было направлено 126 советских специалистов для совместной разработки номенклатур специальностей, создания учебных программ и учебных планов [1, с. 90]. Теория и практика СССР в области образования рассматривались тогда как модель для создания новой системы высшего образования в Китае. Сегодня скорее китайский опыт модернизации образования может быть полезен для России. Так, в последнем рейтинге лучших университетов мира, подготовленном The Times Higher Education Supplement, Пекинский университет Beijing University оказался на 15 месте, Hong Kong University - на 41, Технологический университет Гонконга - на 43, Chinese University of Hong Kong - на 51, университет Tsing Hua - на 62, университет Fudan - на 72, Китайский технологический университет - на 93. Для сравнения, в сотню лучших в мире попал лишь один российский вуз — МГУ (79 место) [5, с. 277].

Главный успех КНР в реформировании образования, по мнению Н.Е. Боревской, заключается в последовательной, поэтапной, согласованной образовательной стратегии. Важную роль также сыграли воплощение глобальных тенденций с учетом конкретной ситуации в стране, использование лучших национальных традиций (к которым относится и повышенное внимание к воспитательной функции учебного процесса) [2, с. 45]. Тесное взаимодействие СССР и КНР в 50-е гг., их общая идеологическая база (марксизм-ленинизм) определили сходство в процессе нынешней модернизации образования. Как отмечает Н.Е. Боревская, цели у обеих стран весьма схожи - «прорыв в постиндустриальное информационное общество и успешное участие в мировой гонке за лидерство в клубе сильных инновационных держав» [7, с. 469]. Совпадение стратегических задач образования КНР и России обусловило схожесть основных направлений реформирования и развития образования.

В «Основах реформы и развития образования в Китае», официально обнародованных 13 февраля 1993 г. ЦК КПК и Государственным Советом, как и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации №751, принятой постановлением правительства РФ от 04.10.2000 г., образование признается приоритетной целью. Китайский документ гласит: «Тот,

кто успешно перестроит образование к потребностям XXI века, будет в состоянии удерживать доминирующее положение в международной конкуренции в будущем. Следовательно, Китай не должен терять времени на подготовку долгосрочного и всесторонне обоснованного плана развития образования с тем, чтобы ответить на вызов XXI века». В Национальной доктрине образования в РФ среди стратегических целей образования выделены следующие:

- «кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующей в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, высоких технологий и экономики» [3, с. 233].

Объявив политику «открытости», новое руководство КНР стремилось принять активное участие в международном сотрудничестве в контексте нарастающих процессов глобализации. СССР, также как и Китай, принял сотрудничество с такими международными организациями, как Всемирный банк, МВФ, ЮНЕСКО и пр., которые многомиллионными вложениями и квалифицированной экспертизой поддержали многие образовательные проекты обеих стран.

Для выхода Китая на международный рынок образовательных услуг значительным шагом стало его вступление в ВТО в конце 2001 г. В рамках соглашения ВТО существуют четыре формы международных образовательных услуг: транснациональная, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие (перемещение поставщика и услуг), перемещение физических лиц в страну оказания услуг.

Следует также отметить, что Госсоветом КНР задолго до вступления в ВТО были приняты «Временные правила о совместных образовательных структурах с зарубежными образовательными учреждениями» (1995), запрещающие любую образовательную деятельность иностранных вузов без кооперации с китайскими [9, с.136]. Такая совместная деятельность вузов контролируется государством на всех уровнях: требуется признание не только местных органов управления образованием, но и Министерства просвещения. С 1993 г. число совместных образовательных учреждений в Китае выросло в 10 раз, к концу 2003 г. существовало почти 800 официально утвержденных совместных образовательных учреждений и программ [8, с. 159].

Вузы Китая интенсивно развивают сотрудничество с известными мировыми учреждениями высшего образования по принципу «сильный сотрудничает с сильным». Так, Пекинский университет установил связи более чем с 200 университетами и научными учреждениями 49 стран и территорий, пригласил для чтения лекций несколько десятков нобелевских лауреатов и глав 21 страны. Известно, что более 300 вузов Китая успешно сотрудничают с 20 с небольшим транснациональными корпорациями (специализирующимися в сфере наукоемкого производства).

В силу исторических причин сотрудничество между членами СНГ является приоритетным для образовательной политики России.

Единое образовательное пространство «характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, критериев и требований по подготовке и аттестации научных и научнопедагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях на территориях государств-участников Содружества». В сентябре 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию. Этот шаг способствовал вхождению страны в единое европейское пространство и участию в научном и образовательном обмене с Евросоюзом. Россия поддержала позицию Конференции Союза европейских университетов и ассоциации ректоров Евросоюза, в которой подчеркивается «добровольность обязательств стран-участниц БД по реформированию собственной системы образования, а также то, что Болонский процесс направлен на сближение, а не на стандартизацию или унификацию высшего образования в Европе и проявляет глубокое уважение к основополагающим принципам автономности и многообразия». С целью создания условий для плавного вхождения в Болонский процесс «приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ» (2004 г.) предусмотрено принятие законопроектов по внесению изменений и дополнений во многие законодательные акты РФ. По мнению специалистов, все эти изменения должны гарантировать России: 1) установление двухуровневой системы высшего профессионального образования; 2) развитие непрерывного профессионального образования; 3) привлечение работодателей к участию в образовательной политике; 4) развитие процессов интеграции науки и образования.

2010/1

Некоторые исследователи замечают, что такие шаги схожи с опытом Китая, который, вступая в декабре 2001 г. в ВТО, выдвинул соответствующие условия продажи образовательных услуг, подкорректировал свое законодательство и политический курс, чтобы открывать сферу продажи услуг поэтапно, в зависимости от созревания условий.

Российские специалисты проанализировали, какие права может предоставить системе образования РФ вступление в ВТО, среди них неограниченное потребление образовательных услуг за рубежом; улучшение образовательных услуг, предоставляемых Россией на конкурентных условиях рыночной деятельности; гарантия права передвижения для физических лиц (преподавателей) и так далее. Что касается скрытых угроз, то был сделан следующий прогноз: возможность широкого проникновения иностранных образовательных учреждений, которая может неблагоприятно сказаться на организации учебных заведений по экономике и другим дисциплинам, где импорт значительно превысит экспорт [7, с. 264-265].

H.Е. Боревская полагает, что следует учитывать существенные различия в позициях ВТО и ЕС - документы ГАТС рассматривают образование скорее как сферу услуг, а Болонская декларация причисляет его прежде всего к категории социально-значимых благ, что не может не оказвать влияния на позиции правительств Китая и России, в частности, в отношении доступности и равенства шансов на образование [7, с. 470-471].

Беря во внимание географическую близость Китая и России, взаимную заинтересованность в развитии экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, а также возрастающую потребность российских вузов в привлечении иностранных, в том числе китайских, студентов вследствие депопулязации российского населения и сокращения числа потенциальных российских абитуриентов, дальнейшее расширение двусторонних контактов в области высшего образования и подготовки высококвалифицированных кадров представляется объективно необходимым и неизбежным.

Тесное сотрудничество между КНР и Россией имеет определяющее значение, так как переход на многоуровневую систему образования позволит российским вузам в полной мере применить свои интеллектуальные ресурсы, предоставляя ряду образовательных учреждений КНР возможность реализовать свой научно-педагогический потенциал через прямое партнерское сотрудничество между вузами. Очевидно, что эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов, позволит российским вузам значительно продвинуться на мировом рынке образовательных услуг. Китай имеет для российского образования стратегическое значение, так как в этой стране достаточно перспективный и вполне реальный образовательный рынок как предоставляющий, так и потребляющий образовательные услуги.

Литература

I. Антиповский А.А. Политика в области науки и образования в КНР (1949-1979 гг.). - М.: Наука, 1980.

2. Боревская Н.Е. Система образования с китайской спецификой // Народное образование. - 2003. - №7.

3. Галаган. А.И. Образование в КНР и России в 1990-2002 гг.: сравнительный анализ // Отечественные и зарубежные системы образования. - 2002. - №1.

4. Дарижапов Б.Д. Экономика и организация внешнеэкономической деятельности КНР. - Улан-Удэ, 2007.

5. Навстречу азиатскому дракону // Народное образование. - 2008. - №6.

6. Рябов Л.П. Сопоставительные исследования систем высшего образования. - М., 2002.

7. Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв. / Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, Чжу Сяо-мань. - М., 2007.

8. Смолькова Е. Реформа образовательного рынка КНР после вступления в ВТО: былое Китая и думы о России // Проблемы Дальнего Востока. - 2007. - №5.

9. Смолькова Е., Урода А. Китайский прагматизм и русский «авось» в транснациональном образовании // Высшее образование в России.- 2008. - №7.

Калмыков Степан Владимирович, доктор педагогических наук, ректор Бурятского государственного университета.

Базарова Анна Николаевна, аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Kalmykov Stepan Vladimirovich, doctor of pedagogical science, rector of Buryat State University.

Bazarova Anna Nikolaevna, postgraduate student of the departament of pedagogy of Buryat State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.