Научная статья на тему 'Академическая мобильность: инструмент глобализации образования или вызов высшему образованию России?'

Академическая мобильность: инструмент глобализации образования или вызов высшему образованию России? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ПРИЗНАНИЕ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ТРУДОЕМКОСТИ (КРЕДИТОВ) / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА / МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / MULTINATIONAL CORPORATIONS / COMPETENCE / EDUCATIONAL MODELS / INDIVIDUAL CURRICULUM / STUDENT ACHIEVEMENT PORTFOLIO / MODEL OF THE GRADUAT / COMPLEXITY OF THE RECOGNITION OF CREDITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смит Наталья Львовна

В данной статье предлагается рассмотреть, каким образом глобализация влияет на образование, как радикальные реформы, связанные с переходом к инновационным технологиям и принципам глобализации рынка труда в западной цивилизации, влияют на страны с развивающейся экономикой, в частности, на Россию, что сейчас происходит в высшей школе в разрезе глобализации, как университет реагирует на изменения внешней среды, как в свою очередь меняются его программы, подходы к обучению. Автором рассматриваются вопросы универсализации и индивидуализации образования, определяется роль болонского процесса, его архитектуры в модернизации программ и уровней образования в Российской Федерации и влияние различных международных и независимых фондов на интеграционные процессы России в единое экономическое и социальное пространство Европы. На примере проектирования и реализации программ двойного диплома детально рассматриваются, каким образом интеграционные процессы происходят в Российском государственном университете туризма и сервиса, посредством каких инструментов осуществляются академические обмены и исследования. В статье проводится анализ совместимости учебных планов, модульных практикоориентированных программ, целесообразности использования инновационных педагогических технологий, интерактивных методов обучения, компетентностного подхода и требований рынка труда. На основе проведенного автором анкетирования проанализировано, какие проблемы возникают при реализации программ двойного диплома, какие преимущества и трудности имеют студенты и преподаватели в процессе участия в международной академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC MOBILITY: A TOOL OF GLOBALIZATION OF EDUCATION OR A CHALLENGE FOR RUSSIAN HIGHER EDUCATION?

In this paper we propose to consider how globalization affects education, as radical reforms associated with the transition to innovative technologies and principles of the globalization of the labor market in Western civilization affect the emerging economies, in particular to Russia, what is happening now in higher school in the context of globalization, how universities respond to changes in the external environment, how they change their programs, approaches to learning. The author deals with the universalization and individualization of education, defines the role of the Bologna process, its architecture in the modernization programs and levels of education in the Russian Federation and the influence of various international and independent foundations in Russia’s integration processes in a common economic and social space in Europe. On the example of the design and implementation of the dual degree program the author provides details of how the integration processes are taking place in the Russian State University of Tourism and Service, through which instruments carried out are academic exchanges and research. The article analyzes the compatibility of curricula, practice-modular programs, the feasibility of the use of innovative teaching technologies, interactive teaching methods, and competence-based approach to labor market requirements. On the basis of the author's survey it’s highlighted what problems arise in the implementation of dual degree programs, what the benefits and difficulties of students and teachers are in the process of participation in international academic mobility.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность: инструмент глобализации образования или вызов высшему образованию России?»

стр. 229 из 262

УДК 378.1 DOI: 10.12737/7484

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: ИНСТРУМЕНТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ ВЫЗОВ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИИ?

Смит Наталья Львовна, начальник Управления международных связей, n [email protected]

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В данной статье предлагается рассмотреть, каким образом глобализация влияет на образование, как радикальные реформы, связанные с переходом к инновационным технологиям и принципам глобализации рынка труда в западной цивилизации, влияют на страны с развивающейся экономикой, в частности, на Россию, что сейчас происходит в высшей школе в разрезе глобализации, как университет реагирует на изменения внешней среды, как в свою очередь меняются его программы, подходы к обучению. Автором рассматриваются вопросы универсализации и индивидуализации образования, определяется роль болонского процесса, его архитектуры в модернизации программ и уровней образования в Российской Федерации и влияние различных международных и независимых фондов на интеграционные процессы России в единое экономическое и социальное пространство Европы. На примере проектирования и реализации программ двойного диплома детально рассматриваются, каким образом интеграционные процессы происходят в Российском государственном университете туризма и сервиса, посредством каких инструментов осуществляются академические обмены и исследования. В статье проводится анализ совместимости учебных планов, модульных практикоориентированных программ, целесообразности использования инновационных педагогических технологий, интерактивных методов обучения, компетентностного подхода и требований рынка труда. На основе проведенного автором анкетирования проанализировано, какие проблемы возникают при реализации программ двойного диплома, какие преимущества и трудности имеют студенты и преподаватели в процессе участия в международной академической мобильности.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, компетенции, образовательные модели, признание зачетных единиц трудоемкости (кредитов), индивидуальный учебный план, портфолио достижений студента, модель выпускника

В результате процессов глобализации мы можем наблюдать свидетельства того, как мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Бурное развитие технологий, Интернет-магазинов, социальных сетей - это реальность сегодняшнего дня. Мы наблюдаем разрастание транснациональных корпораций, капитал которых превосходит сумму капиталов большинства национальных государств. Происходит мировое разделение труда, растет миграция. При этом большинство мигрантов сегодня являются экономическими, а не политическими мигрантами [3, с. 24].

В средствах массовой информации, блогах и социальных сетях часто встречается суждение, что на место культурно-политического дуализма, поддерживавшегося

стр. 230 из 262

разделением мира на две системы, идет политический униформизм. Мир становится однополярным. Многие стали задавать себе вопрос: не стоим ли мы у порога эпохи, когда будет лишь одна мировая культура, одни мировые ценности и одно мировое образование?

Практически во всех странах мира, как в западной цивилизации, так и в странах с развивающейся экономикой, высшее образование в той или иной степени переживает период радикальных реформ, связанных с переходом к инновационным технологиям и принципам глобализации образования. Появились тенденции того, что «капитализация поглощает не только идею национального государства, но и, как следствие, идею национального университета. Университет превращается из идеологического аппарата национального государства в относительно независимую бюрократическую структуру... или корпорацию»[3, с. 24]. Это означает, что «студент уже не является будущим национальным субъектом», а является субъектом глобального рынка труда для глобального капиталистического рынка» [3, с. 30]. «Техноцентристский характер образования и самообразования обусловливает их направленность на современное содержание жизни, их ориентацию не на духовное развитие индивида, а на полезность» [2].

Какова же судьба университетов в условиях всеобщей интеграции и унификации? Куда «катится» наше образование? «Может ли университет, лишившись своей культурной миссии, стать чем-то иным, нежели бюрократическим орудием однополярной капиталистической системы» [3, с. 79].

Что сейчас происходит в высшей школе в разрезе глобализации? С одной стороны, происходит унификация образовательных стандартов. Университеты разных стран с различными образовательными системами на основе сотрудничества разрабатывают новые образовательные модели и совместные программы обучения, признавая академические достижения друг друга. Профессора читают лекции и проводят различные исследования в рамках межвузовских договоров и грантов. Например, такая важная сфера деятельности, как естествознание, практически полностью стала универсальной, превратив ученых-естествоиспытателей в касту «научных космополитов». А обучение туризму и гостеприимству по своей природе не может не быть интернациональным. Оно базируется на международных профессиональных стандартах качества обслуживания гостей и требует особых компетенций: знания различных культур, иностранных языков, коммуникабельности, открытости, диалога, самопрезентации.

Разнообразные международные, национальные и независимые фонды

поддерживают академические обмены и исследования. В их числе программа ТЕМПУС,

стр. 231 из 262

финансируемая за счет грантов Еврокомиссии, предоставляет поддержку России по интеграции в единое экономическое и социальное пространство Европы посредством:

— сотрудничества между участниками гражданского общества в области высшего образования в России;

— сотрудничества между университетами России и ЕС;

— мобильности преподавателей и студентов;

— обмена методами обучения;

— продвижения современных обучающих программ и технических средств;

— переподготовки преподавателей.

Такие события, как подписание болонской декларации и последующих коммюнике (Прага (2001), Берлин (2003), Берген (2005), Лондон (2007), Лёвен (2009), Будапешт-Вена (2010); Bologna declaration and communique; принятие рекомендаций о признании совместных степеней (Страсбург, 2004) и пояснительного меморандума, Recommendation on the Recognition of JD; Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (1997); Lisboa Convention, привели к реформированию системы образования в Российской Федерации. Этот шаг интеграции в европейское образовательное пространство определил основы действующей в стране системы высшего профессионального образования (ВПО).

С другой стороны, процессам глобализации и интеграции сопутствуют процессы регионализации - дезинтеграции. Например, в образовании вводится на всех уровнях обучения региональный компонент, в новом ФЗ «Об образовании» декларируется сохранение и развитие национальных интересов и особенностей образования, издаются учебные пособия на национальных языках. Обучение фокусируется на студенте, индивидуализации обучения, появляются такие понятия, как индивидуальные учебные планы, индивидуальная учебная траектория, портофолио достижений студента. Вводятся учебные модули, определяющие личностное развитие студента, такие как навыки презентации, карьерное планирование, лидерство, диалоговая культура, кросскультурное взаимодействие. Обучение все в большей степени начинает приобретать субъектсубъектный характер.

Какова глубинная основа этих и других видимых изменений, и какова роль болонского процесса в их появлении и дальнейшей интеграции российского образования в европейское пространство?

стр. 232 из 262

Во-первых, сама архитектура болонского процесса, основанная на трехуровневой системе образования бакалавр-магистр-доктор (B-M-PhD), системе кредитов ECTS, контроле качества высшего образования QA и европейском приложение к диплому DS, позволяет вузу за счет признания кредитов и периодов обучения развивать академическую мобильность для студентов и преподавателей, разрабатывать и реализовывать программы двойных дипломов с зарубежными партнерами. Это значительно расширяет возможность вуза интегрироваться в мировое образовательное пространство. Другой фактор, способствующий развитию процессов глобализации в высшей школе, - это введение в РФ с 2011 г. ФГОС ВПО и принятие 29.12.2012 г. нового ФЗ «Об образовании» [1].. Данные изменения в законодательной базе вызвали к жизни ряд новых подходов к организации учебного процесса в системе высшего образования.

Каким образом данные интеграционные процессы реализуются в Российском государственном университете туризма и сервиса (далее РГУТиС)? Одно из направлений деятельности в этой сфере - запуск в Университете программы двойного диплома. В 2006 году РГУТиС в целях разработки образовательной программы двойного диплома совместно с двумя высшими образовательными учреждениями ЕС - International Business School (далее IBS) (Венгрия) и Oxford Brookes University (Великобритания) подали заявку и выиграли грант Европейской комиссии по программе ТЕМПУС JEP-27202-2006 CUDEM (Curriculum Development Model) project.

Данный проект был направлен на адаптацию существующего в те годы учебного плана «Менеджмент организации» (специалитет, специализация «Менеджмент в туризме») к двухуровневой системе бакалавриат/магистратура посредством обмена методологиями и ноу-хау в области образования в менеджменте. Проект предусматривал переподготовку преподавателей и мобильность профессорско-преподавательского состава и студентов. В существовавших до запуска проекта учебных планах бакалавриата «Менеджмент» и специалитета «Менеджмент организации» преобладали теоретические дисциплины. Поэтому рабочий коллектив проекта решил сделать акцент на введение таких дисциплин в учебный план, которые способствовали бы формированию у студентов практических навыков и компетенций, необходимых для успешной карьеры в индустрии туризма и гостеприимства.

Были разработаны 5 новых модулей, фокусирующихся на развитие навыков, «Навыки обучения», «Навыки в менеджменте сферы услуг», «Навыки презентации проектов», «Бизнес коммуникации на английском языке», «Международное бизнес право», и доработаны 12 модулей, которые дают понятия о бизнес среде, «Микро- и

стр. 233 из 262

макроэкономика», «Мировая экономика», «Экономика туристской фирмы»,

«Международный бизнес», «Маркетинг в индустрии туризма», «Основы финансов», «Корпоративные финансы», «Организационное поведение», «Стратегическое управление персоналом в гостеприимстве», «Производственный менеджмент», «Стратегический менеджмент в туризме», «Планирование деятельности туристского предприятия».

В процессе реализации проекта были проведены тренинги преподавателей РГУТиС по разработке модулей, дизайну учебного плана (октябрь 2008 г.) и обучающим технологиям (февраль 2009 г.). За счет гранта проекта прошли повышение квалификации в IBS 24 преподавателя РГУТиС, которые, вернувшись в университет, провели обучающие семинары еще для 70-ти профессоров и преподавателей. Делегаты РГУТиС ознакомились с образовательной моделью Международной Школы Бизнеса (IBS) в Будапеште. Особый интерес был вызван подходом IBS к дизайну учебных планов основных образовательных программ, где образовательная стратегия, содержание учебных модулей и педагогические технологии взаимоувязаны с конечной целью, а именно, разработанной IBS моделью своего выпускника, обладающего практическими умениями, способностями к личностному развитию, а также компетенциями, соответствующими требованиям рынка труда, в частности, в туристской сфере. Каждый профессор IBS, выступающий перед преподавательской аудиторией РГУТиС, представляя свой модуль, делал акцент на единой стратегии обучения, принятой в IBS, на использование практикоориентированного подхода в обучении с широким применением кейс-стадий, ситуативных задач, взятых непосредственно из практики туристского бизнеса. Таким образом, было очевидно, что в IBS работает команда, нацеленная на успех не только своего образовательного учреждения, но и в первую очередь на успех студента. На это также указывают результаты анкетирования студентов РГУТиС, обучавшихся за счет гранта ТЕМПУС в Будапеште, которые будут рассмотрены ниже.

Следует отметить, что проблема использования российскими преподавателями интерактивных методов и технологий обучения остается актуальной до настоящего времени. Это связано с несколькими факторами. Один из них - наличие мощного источника новейшей информации в Интернете, периодике, средствах массовой информации. Преподаватели часто проигрывают студентам в навыках поиска и использования информационных ресурсов. Даже тренеры и преподаватели бизнес-школ сталкиваются с проблемой самостоятельных исследований в бизнес-среде из-за отсутствия финансирования и допуска самим бизнесом к ресурсам и ситуативным примерам. В новом проекте ТЕМПУС «NETOUR» №530529 — TEMPUS-1-2012-1-ES-

стр. 234 из 262

TEMPUS-JPCR «Сетевое взаимодействие организаций и университетов по совершенствованию и развитию туризма в России», реализуемом РГУТиС совместно с консорциумом 17-ти учреждений из стран Европейского Союза и России (включая университеты и бизнес-школы, государственные, некоммерческие и туристские организации Испании, Франции, Великобритании, Ирландии, Финляндии и России: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Краснодара и Йошкар-Олы (DIT, IFT, IRC, KSUPhEST, LaY, MMU, NPCV, RSUTS, SKEMA, SSU, SPbSPU. UEX, UJA, UPCT, Volga Tech), одним из основных этапов является обучение преподавателей российских вузов взаимодействию с бизнесом, туристскими компаниями и методике написания и преподавания кейс-стадий (ситуативных задач). В настоящее время в рамках данного проекта ведется диагностика сильных и слабых сторон образовательных программ российских университетов. Посредством анкетирования туристских компаний и студентов, прошедших практику в этих компаниях, проводится оценка навыков и компетенций российских выпускников туристских специальностей и качество их профессиональной подготовки. Промежуточным итогом этого исследования является тот факт, что студенты обучены в большей степени воспроизведению информации. Умение проектировать, решать ситуативные задачи, вырабатывать и принимать решения у студентов практически отсутствует, а методы формирования подобных навыков используются преподавателями недостаточно. Преподаватели по-прежнему акцентируют внимание на объеме информации. Поэтому в РГУТиС принято решение разработать практикоориентированный курс «Проектирование услуг» (Service Design) и пакет ситуативных задач к нему. Результаты реализации данного проекта будут известны к дате окончания проекта в октябре 2015 года, а пока вернемся к исследованиям, проведенным в прошлом проекте ТЕМПУС.

В 2009 году был проведен конкурсный отбор 10 студентов для обучения в IBS. Однако ФГБОУ ВПО «РГУТиС» еще в процессе реализации проекта ТЕМПУС начал обучать пилотную группу в рамках экспериментальной совместной образовательной программы по направлению подготовки «Менеджмент в туризме и гостеприимстве» (бакалавриат) с IBS по направлению подготовки BABS «Бизнес администрирование и менеджмент» (бакалавриат) и ВАТМ «Менеджмент в туризме» (бакалавриат). Следует отметить, что IBS реализует вышеуказанные программы по венгерско-британским стандартам. Данные программы аккредитованы министерством образования Венгрии и Оксфорд Брукс Университетом - автономным вузом Великобритании. По завершении программ студентам присваивается британская степень бакалавра.

стр. 235 из 262

Для выявления отличительных особенностей реализации образовательных программ BABS и ВАТМ в IBS и поиска возможных направлений её совершенствования в ФГБОУ ВПО «РГУТиС» 10 студентами университета, завершившими в июле 2009 года в рамках финансирования проектом TEMPUS JEP27202-2006 семестровое обучение в IBS, были подготовлены письменные интервью по следующим вопросам:

1. Фамилия, имя, отчество студента

2. Общие отличия организации учебного процесса в IBS и ФГОУ ВПО «РГУТиС».

3. Различия в методике проведения:

— аудиторных занятий,

— лекций,

— семинаров и практических занятий,

4. Различия в организации и содержании самостоятельной работы студента.

5. Различия в оценке знаний студента.

6. Перечень изученных студентом в IBS дисциплин и характеристика организационно-методических особенностей каждой дисциплины.

7. Ваши предложения по совершенствованию учебного процесса в ФГОУ ВПО «РГУТиС».

В интервью приняли участие студенты четвертого курса, из них 2 человека по специализации «Менеджмент организации», 7 - «Менеджмент туризма», 1 -«Гостиничное дело».

Все они в числе общих отличий организации учебного процесса в IBS выделяют:

— использование локальной (внутренней) сети Интранет и программы Нептун в качестве информационной базы по организационно-методическим вопросам процесса обучения;

— современное техническое оснащение учебных аудиторий;

— возможность студента самому определять максимальное количество дисциплин по выбору, изучаемых в семестре;

— формирование разных академических групп для изучения отдельных учебных дисциплин;

— прохождение обязательной годовой производственной практики студента после второго курса обучения;

— широкое использование групповой интернациональной работы студентов в процессе обучения;

стр. 236 из 262

— высокие требования к самостоятельной работе студента.

В своих интервью студенты отмечают, что все аудиторные занятия в IBS построены на использовании современных информационных технологий. Весь лекционный материал представляется преподавателям в виде презентации в Microsoft Office Power Point. В процессе семинарских занятий активно используются Интернет и электронные материалы как преподавателями, так и студентами.

Поскольку каждый студент имеет возможность ознакомиться с содержанием лекций в Интранете (внутренняя локальная сеть IBS), посещение ими лекций не является обязательным, но оно желательно.

Семинары обязательны для посещения. Их материалы также размещены в Интранете, а методика проведения основана на групповой работе студентов над выполнением конкретных заданий и проектов. Во всех интервью подчеркивается, что, кроме обработки необходимых практических умений по дисциплине, групповая работа формирует у будущего менеджера умения работы в команде, принимать коллективные решения, находить компромиссы, а также способствует развитию самоконтроля и ответственности.

В качестве основных видов самостоятельной работы студента в IBS в интервью указаны:

— изучение лекционных слайдов в Интранете и дополнительных аудиторных записей;

— просмотр рекомендованных преподавателями библиографических источников и Интернет-ресурсов;

— выполнение индивидуальных или групповых заданий в виде исследований на заданную тему по материалам Интранет и Интернет-ресурсов, библиотечного фонда или действующих организаций (эссе, курсовая работа, проект-презентация);

— подготовка к промежуточному и итоговому контролю оценки знаний по дисциплине (тестирование, экзамен).

Основные различия в оценке знаний в IBS студенты ФГОУ ВПО «РГУТиС» увидели в использовании по всем предметам балльно-рейтинговой системы, а также в проведении письменного экзамена с указанием вместо фамилии шифра экзаменуемого с его проверкой и количественной оценкой, выставляемой двумя преподавателями.

На основании разработок преподавателей и отзывов студентов в рамках реализации проекта TEMPUS JEP-27202-2006 CUDEM (Curriculum Development Model) project в

стр. 237 из 262

ФГБОУ ВПО «РГУТиС» появились следующие изменения в образовательной программе Университета.

— Структура разработанной программы стала модульной и основанной на компетентностном подходе в обучении и европейской системе трансфера кредитных единиц (ECTS), что обеспечивает ее совместимость с подобными программами ЕС.

— Содержание новой программы выстроено на основе разумного баланса между теорией и практикой, что позволяет студентам приобрести глубокие и современные знания и понимание менеджмента в контексте реальной бизнес-среды, а также развить практические умения, необходимые для успешного ведения бизнеса: принятия решений, проведения переговоров, презентаций, интервьюирования, межличностного и межкультурного общения; критической оценки бизнеса; стратегии, управления изменениями в экономике, в глобальном бизнесе и интеграции, кросскультурном менеджменте. Кроме того, студенты могут существенным образом повысить свое мастерство в английском языке в ракурсе его использования в деловом контексте.

— Академический состав РГУТиС приобрел необходимые умения разработки модульных практикоориентированных программ и в настоящее время способен использовать полученный опыт в направлениях подготовки и ООП.

— Университет на основе модернизированного учебного плана и сопоставимости зачетных единиц получил возможность:

— осуществлять программу двойного диплома с IBS (IBS);

— посредством взаимозачета дисциплин предоставить возможность студентам

обучаться в течение академического года в IBS, получая в итоге британскую

степень бакалавра.

Совмещение учебных планов IBS и ФГБОУ ВПО «РГУТИС» построено на учете национальных особенностей системы ВПО. Как осуществляется этот учет? Он базируется на межвузовской экспертной оценке степени эквивалентности содержания и целевой направленности каждой дисциплины учебных планов. С учетом результатов экспертной оценки все дисциплины учебного плана ФГБОУ ВПО «РГУТИС» подразделяются на 4 группы:

— тождественные с IBS, не требующие пересмотра содержания учебнометодического комплекса (УМК);

— частично тождественные, требующие корректировки содержания УМК;

стр. 238 из 262

- нетождественные, требующие дополнительного включения в учебный план и разработки УМК;

- нетождественные, требующие освоения путем академической мобильности студента в IBS [4, с. 74-80].

Обязательное двухсеместровое обучение студента четвертого курса ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в IBS осуществляется по индивидуальному учебному плану, утвержденному деканом факультета. В нем определяется состав дисциплин, подлежащих освоению студентом в венгерском вузе, и их эквивалент для взаимозачета кредитных единиц по плану университета. В процессе обучения в IBS студент пишет и защищает на английском языке квалификационную выпускную (бакалаврскую) работу. По возвращении студент представляет государственной аттестационной комиссии университета выполненную им работу с учетом требований выпускающей кафедры на русском языке.

При составлении ИУП обращается внимание не столько на тождественность дисциплин, сколько на соответствие компетенциям, которые в IBS могут формироваться одним или группой модулей, а в РГУТиС - другими.

В частности, в тех частях учебного плана, где дисциплины не тождественны, и отсутствует корреляция в компетенциях, студенту предлагается в период обучения в IBS такого рода дисциплины изучать в РГУТиС на дистанционной основе.

Таким образом, при реализации образовательных программ двойного диплома были выявлены как их преимущества, так и недостатки.

Преимущества образовательных программ двойного диплома:

- повышение качества образования;

- гармонизация подходов по контролю качества образования;

- сближение национальных систем образования;

- возможность «языковой» практики;

- расширение перспектив трудоустройства.

Предложения по развитию образовательных программ двойного диплома:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- законодательное закрепление института совместных программ и программ двойного диплома;

- разработка рекомендаций и типовых межвузовских договоров по данным образовательным программам;

- активное привлечение работодателей к разработке подобных образовательных

программ.

стр. 239 из 262

За годы реализации программ двойных дипломов с 2009 по 2014 гг. в IBS обучилось более 50 студентов. Часть из них работают в Европе, в Венгрии в транснациональных корпорациях, большинство вернулись в Россию и делают успешную карьеру в сетевых гостиницах и других компаниях сферы услуг. Помимо успешного трудоустройства, главное, что они приобрели, - это опыт обучения в иной

образовательной среде, опыт общения в мультикультурном коллективе, что, несомненно, повлияло на их личностный рост.

В заключение хотелось бы отметить преимущества и трудности, с которыми студенты и преподаватели и в целом вуз сталкиваются, участвуя в программах академической мобильности. Безусловно, препятствиями для подлинной свободной мобильности является ограниченность финансирования, недостаточное знания английского (или др. иностранного) языка, а также скудное число программ, реализуемых на английском языке в университете, сложности в поиске адекватных к двух уровневой системе зарубежных образовательных программ и вузов-партнеров, отсутствие нормативной документации и нормативных сроков пребывания вне вуза-резидента. Но все же преимущества, которые дает нынешняя либерализация образования (свободное перемещение студентов в мировом образовательном пространстве, возможность выстраивать свою собственную образовательную траекторию через выбор и накопление кредитов из различных образовательных ресурсов), представляются автору статьи важными культурными и социальными ценностями. Таким образом, студент становится ответственным лицом, имеющим право на свободный выбор и право на ошибку, а университет должен принять вызов - оставаться архаичным и традиционным альма-матер, формирующим штампованных воспроизводителей устаревшей информации, или становиться открытым и либеральным вузом, создающим условия для свободного самоопределения студента в быстроменяющемся и конкурентном мире.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации». [Электронный ресурс]: URL: http://xn--80abuciiibhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B /2974 (дата обращения: 10.11.2014).

2. Зима, Н.А. Глобализация образования как феномен инновационной культуры. [Электронный ресурс]: URL: http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=3676 (дата обращения: 10.11.2014).

стр. 240 из 262

3. Ридингс Билл. Университет в руинах. - М.: Высшая школа экономики, 2010. -С. 24, 30, 79.

4. Суслова, И.А. Оценка качества учебного плана ФГОУ ВПО «РГУТИС» по основной образовательной программе направления подготовки «Менеджмент» (бакалавриат) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2011. - №1. - С. 74-80.

ACADEMIC MOBILITY: A TOOL OF GLOBALIZATION OF EDUCATION OR A CHALLENGE FOR RUSSIAN HIGHER EDUCATION?

Smith Natalia Lvovna, Head of International Relations Department, [email protected]

Russian State University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

In this paper we propose to consider how globalization affects education, as radical reforms associated with the transition to innovative technologies and principles of the globalization of the labor market in Western civilization affect the emerging economies, in particular to Russia, what is happening now in higher school in the context of globalization, how universities respond to changes in the external environment, how they change their programs, approaches to learning. The author deals with the universalization and individualization of education, defines the role of the Bologna process, its architecture in the modernization programs and levels of education in the Russian Federation and the influence of various international and independent foundations in Russia’s integration processes in a common economic and social space in Europe. On the example of the design and implementation of the dual degree program the author provides details of how the integration processes are taking place in the Russian State University of Tourism and Service, through which instruments carried out are academic exchanges and research. The article analyzes the compatibility of curricula, practice-modular programs, the feasibility of the use of innovative teaching technologies, interactive teaching methods, and competence-based approach to labor market requirements. On the basis of the author's survey it’s highlighted what problems arise in the implementation of dual degree programs, what the benefits and difficulties of students and teachers are in the process of participation in international academic mobility.

Keywords: multinational corporations, competence, educational models, complexity of the recognition of credits, individual curriculum, student achievement portfolio, model of the graduate

References

1. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [The Federal Law of 29.12.2012, № 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. [Elektronnyi resurs]: URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B /2974 (data obrashcheniia: 10.11.2014) [Accessed on November 10, 2014].

стр. 241 из 262

2. Zima, N.A. Globalizatsiia obrazovaniia kak fenomen innovatsionnoi kul'tury [Globalization of education as a phenomenon of innovation culture]. [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3676 (data obrashcheniia: 10.11.2014) [Accessed on November 10, 2014].

3. Ridings Bill. Universitet v ruinakh [University in ruins]. - M.: Vysshaia shkola ekonomiki, 2010. - pp. 24, 30, 79.

4. Suslova, I.A. Otsenka kachestva uchebnogo plana FGOU VPO «RGUTIS» po osnovnoi obrazovatel'noi programme napravleniia podgotovki «Menedzhment» (bakalavriat) [Assessment of the quality of the curriculum FSEIHPE "RSUTS" on the basic educational program areas of training "Management" (Bachelor)] // Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. - 2011. - № 1. - pp. 74-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.