УДК 378.015.6:005.44(045)
ЕРШОВА Ирина Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 11 научных публикаций
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье рассматривается процесс глобализации, его ведущим фактором выступает развитие образования, науки, культуры. В сложившихся условиях в сферу образования проникают многие экономические тенденции. Глобализация является фактором внедрения в университеты элементов рыночной экономики. В ответ на вызовы глобализации в рамках ВТО в сфере высшего образования появилась новая категория «образовательная услуга».
Глобализация, высшее профессиональное образование, университет, конкуренция, ВТО
Глобализация является объективным процессом развития современного мира. Перемены, которые она несет в себе, затрагивают все области жизни и деятельности человека и общества: экономику, политику, культуру... Феномен глобализации рассматривается отечественными и зарубежными исследователями как многоаспектное явление. Так, Э. Гидденс считает глобализацию не каким-то единым процессом, а «сложным сочетанием целого ряда процессов, которые имеют противоречивую, или даже противоположную природу своего развития»1 . Как правило, в научных работах выделяются экономический, политический, социокультурный, а также технологический уровни глобализации. Ю.А. Щербанин полагает, что глобализация - это ни что иное, как «ускоренная экономическая реструктуризация и интеграция различных стран в процесс, который сегодня называется “новый глобальный порядок”»2.
Дж. Сорос под глобализацией понимает свободное перемещение капитала и растущее подчинение национальных экономик глобальным финансовым рынкам и транснациональным корпорациям3 . Ф.Г. Альтбах определяет глобализацию через систему широких экономических, технологических и научных трендов, которые непосредственно затрагивают высшее образование и которые в значительной степени неизбежны4 .
В.Ю. Яковец пишет о социокультурном аспекте глобализации, указывая на его сложный и противоречивый характер в сфере науки, культуры, образования, этики, идеологии. Автор отмечает, что «все более отчетливо проявляется глобальный характер научного прогресса, не знающего национальных границ, осуществляется обмен идеями и учеными; формируются общие контуры системы непрерывного образования, ориентированного на креативную педа-
гогику и опирающегося на высокоэффективные информационные технологии; развивается обмен культурными ценностями»5.
П. Скотт указывает на то, что глобализация
- это «не только технологический феномен, не объединение двух и более индустриальных центров. Это также интеллектуальный феномен, триумф научной рациональности и кульминация традиций Просвещения»6 (перевод автора). А. Козмински представляет глобализацию как «.. .непрерывный процесс адаптации и стандартизации всех аспектов общественной жизни во всех странах. Стремление к трансформации общества, экономики и человеческого мышления неразрывно связано с процессом глобализации»7. Общества, которые не могут соответствовать этим нормам, теряют конкурентоспособность и способность к дальнейшему развитию, в результате чего могут оказаться в опасной изоляции от остального мира, в том числе от основных прогрессивных тенденций. Все общества, желающие оставаться в русле прогресса, вынуждены постоянно трансформироваться и адаптироваться.
Итак, на основании приведенных выше дефиниций можно сделать вывод о многоаспект-ности явления глобализации.
Суть глобализации состоит в том, что население промышленно развитых стран, а также производственная сфера оказываются непосредственно перед лицом всемирного рынка. С одной стороны, это способствует самоидентификации и самореализации человека. С другой стороны, это влечет за собой кризис традиционных ценностей и институтов. Умение воспользоваться возможностями всемирного рынка становится главным критерием личного успеха, что требует трансформации традиционных политических, социальных и экономических структур. Все возрастающая часть международного оборота идей, денег, культурных ценностей становится неподконтрольной национальным государствам.
Таким образом, глобализация, как принципиально новое качественное состояние мировых общественных отношений, является следствием различных причин: информатизации обще-
ства, развития производительных сил, меняющихся представлений о месте человека в обществе. Ведущим фактором глобализации выступает развитие образования, науки, культуры. На основе концептуальных положений современных исследований можно сделать вывод о том, что при изучении и регулировании глобализации на всех уровнях следует уделить внимание глобальным образовательным процессам, как основе экономических, политических, социальных и культурных аспектов. Как подчеркивает А. Козмински, «высшее образование является важнейшим инструментом внедрения новых идей в умы людей»8.
Цели и задачи, которые глобализация ставит перед высшим образованием, позволяют осознать важность сферы образования, ее место в глобальном пространстве. Анализ процесса глобализации высшего профессионального образования позволяет доказать флексибель-ность этой сферы и способность к адаптации в новых условиях.
Сложившиеся системы образования адаптируются в создающейся глобальной социальнокультурной ситуации, а также приспосабливаются к трансформациям, происходящим в экономике и политике.
Новизна указанного уровня детерминирована внедрением в сферу образования новейших информационных технологий, например, распространением дистанционного образования, созданием и расширением сети виртуальных университетов.
Данные предпосылки формируют основу успешного функционирования единого образовательного пространства. Мировое образовательное пространство есть система и, следовательно, соответствует основным системным принципам:
1. Цельности, т.е. образовательный топос обусловлен единством социальных качеств политики и политических сторон социальной жизни.
2. Взаимосвязи и взаимозависимости, т.е. система образования находится в определенных мобильных отношениях со средой (экономической, политической, культурной и т.д.).
3. Структурности, т.е. возможно описание системы через выявление главных элементов его структуры и их связей.
Структурирование современного мирового образовательного пространства требует учета специфики состояния и тенденций развития образования в промышленно развитых и развивающихся странах.
Процессы глобализации ставят перед высшим образованием следующие задачи:
1. Подготовить специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда, владеющих всеми современными информационно-коммуникационными средствами.
2. Воспитать новое поколение, которое может мыслить глобально, действовать локально, способное к сотрудничеству и взаимопониманию на основе общечеловеческих гуманистических ценностей с целью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством9.
3. Сформировать организационно-экономический образ мышления, заключающийся в привлечении студенческого контингента в вузы на платной основе при наличии полномасштабной информационной системы, основанной на применении современных интернет-технологий.
4. Поддержание существующей тенденции в образовании «обучения в течение всей жизни», то есть непрерывного образования, когда специалист в течение своей профессиональной деятельности обновляет свои знания каждые 56 лет.
5. Развитие виртуальных университетов и дистанционных форм обучения. Решение данных задач возможно при учете объективных и субъективных факторов функционирования образовательной системы в современных условиях.
В условиях глобализации всех сфер жизнедеятельности человека ведущим фактором является экономический, следовательно, и в сферу образования проникают многие экономические тенденции. Это можно проследить на примере университетов, которые адаптируются к происходящим трансформациям и приспосабливаются к требованиям правительства, работодателей и потребителей образовательных ус-
луг. Для достижения этих целей формируются новые ориентиры в области образовательных стандартов, которые приобретают все более интернациональный характер. В последнее время в Европе проходят интеграционные процессы во всех сферах общественной жизни: введена единая валюта, согласуется общее правовое поле, происходит экономическое сближение.
Указанные тенденции рефлексируют на сферу образования, что означает трансформацию различных образовательных систем в единую, общеевропейскую (разумеется, при сохранении различий, обусловленных традицией и культурой). Европейские страны объединяют свои усилия в создании «единой образовательной Европы». В целях повышения качества обучения в европейских университетах, внедрения в учебный процесс самых перспективных и эффективных образовательных технологий, повышения привлекательности и конкурентоспособности европейской системы высшего образования, обеспечения мобильности и трудоустройства выпускников внутри Европы вкладывается много средств, активно разрабатываются базовые и прикладные составляющие университетского образования. Не отказываясь от собственного оригинального опыта, европейские страны унифицируют учебные программы, сроки обучения, входные и выходные требования к обучаемым, систему подсчета набираемых учебных баллов, ученых степеней и дипломы. Обеспечение успешного функционирования данного института в актуальном континууме служит гарантией гармоничного реформирования общества.
Глобализация делает открытыми границы для талантливых, грамотных, высококвалифицированных специалистов. В современных условиях человек-профессионал рассматривается в качестве важнейшей национальной ценности.
Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, в той или иной форме охватывают многие социальные институты, организации, процессы.
Ответом на вызовы глобализации явилось появление новой категории - глобализации образования, суть которой заключается в комп-
лексном влиянии глобализационных процессов на все уровни жизнедеятельности человека, результатом чего стало формирование единого мирового образовательного пространства.
Актуальной представляется дискуссия о положении, согласно которому образование рассматривается как услуга, что находит отражение в ведущем документе ВТО в сфере образования - Генеральном соглашении по торговле услугами (ГСТУ). Существуя в Европе более 900 лет, а в России - более 300, университеты внесли выдающийся вклад в развитие цивилизации, в становление современной науки во всем мире. Они относятся к эталонным центрам культуры, способствующим сохранению и развитию многообразия культурных достижений человечества.
Современное образование должно, по мнению П. Гречко, «научить учиться, выработать привычку и желание учиться» у современного выпускника. Императивы, выдвигаемые глобализационными процессами, диктуют необходимость постоянного обучения. Новое информационное общество, в котором мы живем, по сути
- «обучающееся общество», поэтому актуальным представляется тезис об обучении в течение всей жизни.
В условиях информатизации общества формируется новый образ специалиста, основными качествами которого являются профессионализм, восприимчивость к инновациям, флекси-бельность и способность к адаптации в меняющихся условиях и рефлексии, а также потребность постоянно повышать свою квалификацию.
Глобализационные процессы, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека, детерминируют экономико-политико-социологическую составляющую требований к университетам. Растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии и превращение их в один из ключевых факторов экономического благосостояния и конкурентоспособности, бурный рост информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющий с большой скоростью распространять новые знания, изменения на рынке труда, обусловленные тем, что
наукоемкие технологии требуют высококвалифицированных работников и снижают спрос на малоквалифицированный труд - все это побуждает университеты к трансформации своей деятельности в соответствии с требованиями времени.
Вышеуказанные тенденции делают современный университет не только организацией, торгующей образовательными услугами и результатами исследований, но и главным поставщиком квалифицированного человеческого капитала, т.к. именно таким образом трактуется студенческий контингент в рамках болонских преобразований. Университет становится доминантой инновационной системы в формирующейся экономике, основанной на знаниях.
Итак, происходит переход от технических навыков обучаемого к интеллектуальным. Логично будет заключить, что следствием данной трансформации является возрастание роли образования.
Вызовы глобализации детерминируют трансформации многих систем, в т.ч. системы университетского образования. В данном случае на базе университета происходит изменение традиционной концепции обучения, заключающейся в передаче знаний, умений и навыков, на новую, в основе которой лежит самостоятельная работа обучающихся и императив к обучению в течение всей жизни. Это обусловлено требованиями рынка труда, т.к. знания специалиста в новом информационном обществе должны обновляться по мере внедрения новых технологий (как минимум каждые 45 лет).
Глобализация является фактором внедрения в университеты элементов рыночной экономики. Развитию рыночных отношений способствует постоянно растущая студенческая и профессорско-преподавательская мобильность, проведение фундаментальных исследований, внедрение новых информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс, увеличение количества платных услуг и другие аспекты. Конкурентоспособность означает умение опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей10. Образование становится
фактором конкурентоспособности национальных экономик, что требует от системы образования флексибельности, способности к трансформации. Решение указанных задач возможно в условиях рыночной экономики в сфере образования. Следовательно, сокращение государственного финансирования побудило университеты контактировать с частными фирмами, вводить платные образовательные услуги.
Университет является организацией по оказанию образовательных и исследовательских услуг. Университетской продукцией становятся результаты научных исследований и выпускаемые специалисты с высшим образованием. Функционируя подобным образом, университет должен ориентироваться на клиента, то есть потенциального студента, которому должно быть обеспечено высокое качество образования, и быть конкурентоспособным. Вышеуказанные аспекты соответствуют законам рыночной экономики.
Анализ деятельности и развития университета в глобальном образовательном пространстве позволяет сделать вывод, что изменения, проходящие в образовательной сфере, имеют прогрессивные, отвечающие требованиям формирующегося нового глобального общества тенденции развития. Однако глобализация определяет появление нового восприятия концепции образования, рассматриваемого ранее в качестве общественного блага, ныне обозначенного как услуга. Дискуссия по этому вопросу представляется актуальной в академических кругах. Суть проблемы «образование в качестве услуги» нами рассматривается в контексте деятельности ВТО, как организации, на базе которой создан документ, затрагивающий сферу образования на международном уровне.
В 1994 году 130 стран подписали Генеральное соглашение, положившее начало созданию ВТО, в компетенцию которого входило руководство коммерческими договорами. Целью организации является содействие гармонии, свободе, справедливости и прогнозируемости внешнеторговых обменов.
В ответ на вызовы глобализации в рамках ВТО в сфере высшего образования появилась
новая категория - «образовательная услуга». Указанная проблема освещается в рамках концепций международного рынка образовательных услуг, основой функционирования которого становится ГСТУ, принятое ВТО и вступившее в силу 1 мая 1995 года. Образование приобретает экономическое измерение, следовательно, «образовательная услуга» - экономическая категория.
Итак, возникают рыночные отношения в сфере образования. Экономический сектор видит торговлю образовательными услугами как одно из направлений развития рыночных отношений. Ранее образование постулировалось как общественное благо, что, в принципе, актуально и в настоящий момент. Таким образом, доступ к нему не должен быть ограничен, и потребление возможно одновременно многими людьми. ВТО является одним из важнейших механизмов в политике глобализации, которая требует открытого общества, то есть снятия барьеров на пути перемещения не только капитала и торговых потоков, а также социальных идей и ценностей. Укажем, что ГСТУ предоставляет режим наибольшего благоприятствования для иностранных провайдеров услуг. ВТО предусматривает включение образования в сферу своих интересов, в результате чего образовательные услуги могут импортироваться и экспортироваться.
Таким образом, глобализация является объективным процессом развития современного мира, воздействующим на экономический, политический и социокультурный уровни жизни и деятельности человека. Растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии и превращение их в один из ключевых факторов экономического благосостояния и конкурентоспособности общества, развитие информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих с большой скоростью распределять новые знания, являются характерными чертами глобализационных процессов в сфере экономики. Глобализация оказывает воздействие на занятость населения, требования к уровню подготовки работников, их флексибельности на рынке образовательных услуг, на конкуренцию иност-
ранной рабочей силы как более дешевой. Экономическая сфера, ее техническая база, организационные формы, структура, условия и требования, предъявляемые с ее стороны к уровню знаний и квалификаций человека, претерпевают в процессе глобализации определенные изменения. Развиваются новые виды деятельности, что приводит к изменению спроса на квалифицированную структуру различных категорий населения,
возникает необходимость в профессиональной и социальной мобильности, профессиональном совершенствовании, образовании на протяжении всей жизни. Массовое исчезновение старых и появление новых профессий, постоянно растущие и меняющиеся требования рынков товаров и рабочей силы делают непрерывное образование жизненной необходимостью миллионов людей во всем мире.
Примечания
1Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь: пер. с англ. М., 2004. С. 29.
2Щербанин Ю.А. Глобализация: международный обмен и транспорт: учеб. пособ. М., 2002. С. 56.
3 Сорос Дж. О глобализации: пер. с англ. М., 2002. С. 7.
4Алътбах Г. Ф. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства II Alma mater: Вестник высшей шкшы. 2004. № 10. С. 40.
5Яковец Ю.А. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001. С. 9-10.
6 Scott P. Challenges to Academic Values and the Organization ofAcademic Work in a Time of Globalization. URL: http:// cepes.ro/publications/pdf/hee_eng_pdf/he3_03.pdf (дата обращения 26.03.09).
7 Роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации: академическая надежность и стремление к повышению уровня вузов II Высшее образование в Европе. 2002. № 4. URL: http://technical.bmstu.ru/ istoch/kach/r.doc (дата обращения 26.03.09).
8 7ам же.
9 Черникова Н.В. Глобальное образование: дефиниции и концепции. С. 20.
10 Михайлов К.Л. Региональная конкурентоспособность II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманиг. и соц. науки». 2006. №1(9). С. 88.
Yershova Irina ECONOMIC FACTOR SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS IN THE SPHERE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION UNDER THE GLOBALIZATION CONDITIONS
The article considers the globalization process, its leading factor being the development of education, science and culture. Under the circumstances many economic tendencies influence the sphere of education. Globalization is the factor of Universities adopting and implementing market economy elements. In response to the globalization challenges a new category «educational service» has appeared in the higher education.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Овчинников O.B., доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Архангельске