Научная статья на тему 'Подготовка специалиста социокультурной сферы в России и США с учетом глобальных тенденций и интернационализации образования'

Подготовка специалиста социокультурной сферы в России и США с учетом глобальных тенденций и интернационализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова А. А.

В статье рассматриваются основные направления и перспективы реформирования подготовки специалистов социокультурной сферы на основе принципов интеграции и диверсификации в условиях глобализации и интернационализации высшего образования. Большое внимание уделено модернизации содержания и технологий подготовки бакалавров и магистров социокультурной сферы в КГУКИ в условиях глобализации и интеграции образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалиста социокультурной сферы в России и США с учетом глобальных тенденций и интернационализации образования»

УДК 378.095

А.А.Жаркова

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ И США С УЧЕТОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные направления и перспективы реформирования подготовки специалистов социокультурной сферы на основе принципов интеграции и диверсификации в условиях глобализации и интернационализации высшего образования. Большое внимание уделено модернизации содержания и технологий подготовки бакалавров и магистров социокультурной сферы в КГУКИ в условиях глобализации и интеграции образования.

Ключевые слова: диверсификация, международная образовательная интеграция, содержание и технологии подготовки.

Zharkova A.A. PREPARATION of the Sociocultural sphere Specialist In Russia and the USA with the account of GLOBAL TENDENCIES AND EDUCATION INTERNATIONALIZATION

The article examines the main directions and perspectives of the sociocultural sphere specialists’ education reforms on the diversification and integration basis in the globalization and internationalization context. Emphasis is given to the content and technology of modernization in the sociocultural bachelors’ and masters’ training in the Kazan State University of Culture and Art in the context of globalization and integration.

Key words: diversification, international education integration, content and technology of training and preparation.

Важнейшей тенденцией последних десятилетий являются мощные интеграционные процессы, захватывающие все сферы общественной жизни, в том числе и высшую школу. Высшее образование и наука становятся глобальным механизмом и фактором развития гражданского общества, наиболее важным национальным приоритетом, обеспечивающим одновременно социальную безопасность и конкурентоспособность развития нации и государства [1, 3].

Бесспорно, обогащение российской педагогической науки достижениями теории и практики обу чения и воспитания ведущих мировых держав всегда являлось необходимым условием ее эффективного развития, однако сегодня фактически стало нормой нашей жизни и научного взаимодействия как проявление тенденций глобализации и интернационализации социальнообразовательных процессов в обществе. Исследование международного опыта в области подготовки конкурентоспособных специ алистов важно не для механического заимствования тех или иных общественных парадигм и доктрин, а, прежде всего, для адаптации конструктивных идей, взаимообогащения социально-образовательных систем, поиска механизмов стимулирования интеграционных процессов [3, с.167].

В целом, профессиональная подготовка специалистов социокультурной сферы настолько широко представлена в современном мире, что есть основания говорить о многообразии форм, уровней и моделей образования специалистов для сфер социальной деятельности. В разных модификациях существует несколько уровней образования специалистов социокультурной сферы: допрофессиональная подготовка, обучение в средних специальных учебных заведениях, подготовка специалистов в специализированных вузах (факультетах) и в университетах. Внутри этих уровней тоже есть градация, например, для высшего образования - это бакалавр, специалист, магистр и специализация по профилям.

Основные направления реформ высшего образования специалистов социокультурной сферы нацелены на стандартизацию (выработка единых требований и подходов к профессиональной подготовке), профессионализацию (повышение качества и уровня квалификации), интеграцию (переход на единый уровень подготовки специалистов), универсализацию (создание единой системы подготовки компетентных специалистов), интернационализацию (как этапа на пути решения более сложной задачи гармонизации и международной интеграции национальных систем высшего образования) [2, 3]. В каждой стране при этом реализуется собственный национальный подход к решению вопроса модернизации и реформирования содержания и технологий подготовки специалистов в контексте глобальных процессов и с учетом ситуации в собственной стране.

Не претендуя на полноту и окончательность суждений, в данной статье хотелось бы продемонстрировать, как некоторые из перечисленных тенденций развития высшего образования проявляются в образовательной деятельности и политике конкретного вуза.

В Казанском государственном университете культуры и искусств (КГУКИ) большое

внимание уделяется развитию международной деятельности и международного сотрудничества вуза. Это проведение международных научно-практических конференций, выставок, активная переписка и обмен литературой, но главное, на наш взгляд, это создание учебных программ с международной тематикой или сильной международной компонентой, что приобрело в последние годы большую популярность во многих зарубежных высших учебных заведениях. Это очень важное обстоятельство, ведь при всей поддержке программ академической мобильности студентов и преподавателей, при всей приверженности им российских вузов, основной целью интернационализации является не командирование за рубеж 100% студентов (хотя пользу приобретаемого ими опыта трудно отрицать), а доступность результатов интернационализации что называется дома [4]. Именно эта форма интернационализации делает результаты международного межвузовского сотрудничества доступными всем студентам без исключения.

В образовательной деятельности преподаватели широко используются международные интерактивные технологии, виды «полевой практики», американские методы оценивания результатов.

Подготовка бакалавров и магистров социокультурной деятельности в КГУКИ характеризуется высокой степенью дифференциации содержания образования и организации учебного процесса (авторские программы, инновационные технологии, творческие формы организации самостоятельной работы, интенсификация контактов и разнообразие форм взаимодействия между преподавателями и студентами и т.д.)

Анализ американского опыта подготовки специалистов социокультурной деятельности показал, что они строятся на базовых принципах, ведущие из которых:

принцип совмещения образовательной, исследовательской и практической деятельности как студентов, так и преподавателей, позволяющий активно влиять на культурнообразовательную политику и практику в социуме;

принцип практикоориентированной итоговой аттестации, предполагающий оценку освоения студентами учебного материала по созданным ими и реально действующим проектам и программам социокультурной работы в регионе;

принцип обучение на базе современных технологий, ориентированных на личностнодеятельностное образование и активное использование результатов научных исследований;

принцип адаптации конструктивного международного опыта к условиям региона и конкретного учебного заведения и другие принципы.

В связи с возникновением новых отраслей науки и взаимопроникновением научных знаний в изучаемые студентами дисциплины, в профессиональной подготовке специалистов социокультурной деятельности укореняется принцип междисциплинарности, прежде всего, в содержании образования, для которого характерно стремление органически объединить основные области знаний на основе усиления значимости некоторых фундаментальных дисциплин.

В настоящее время в связи с новыми стандартами и международными требованиями разрабатываются различные модели модульной структуры учебных курсов, что приведет к устранению “искусственных” и “устаревших” барьеров между различными учебными дисциплинами, курсами, уровнями и, в конечном счете, между формальным и неформальным образованием, что даст всем студентам возможность выбрать свой собственный путь в рамках более гибкой структуры без страха раз и навсегда оказаться лишенными возможности учиться, если они оставят обучение на некоторое время (система накопляемых единиц).

Анализ американского и, в целом, международного опыта позволил выявить общие тенденции, характерные для профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы за рубежом, учет которых необходим в модернизации процесса профессиональной подготовки данной категории специалистов в нашей стране. Эти тенденции следующие:

1. Диверсификация форм обучения и доступа к данной квалификации через государственные и частные профессиональные школы.

В странах Евро Союза и США наблюдается тенденция к многообразию в рамках различных учебных заведений. От системы образования общество требует улучшения качества базовой подготовки, создания гибкого механизма перехода от одного типа образования к другому, позволяющего специалистам строить карьеру по вертикали уровней и по горизонтали секторов и профилей социальной индустрии; децентрализации ответственности за осуществление

программ обучения, совершенствования методов оценки и ориентации на национальные приоритеты.

2. Растущая преемственность с базовым общим и высшим образованием. Образование все в большей степени привязывается к экономике и рынку труда. Во многих странах большое внимание уделяется вопросам связи между структурами образования и проблемой занятости, в особенности потребностям работодателей.

3. Общее повышение уровня подготовки, выражающееся в последовательном повышении статуса учебного заведения, повышения профессионального уровня преподавателей.

4. Усиление научного характера обучения, опора на современные достижения науки в дидактическом и методическом обеспечении процесса обучения, расширение системных исследований в области подготовки специалистов социокультурной деятельности.

5. Переход к отношениям социального партнерства между государством и работодателем в социокультурной сфере.

6. Растущая вариативность и дифференциация высшего образования в области социокультурной деятельности, предоставляемые различными инстанциями, что выражается во введении ступенчатой подготовки в высшей школе, развитии системы "накопляемых единиц", позволяющей разбивать подготовку на ряд дискретных, автономных фрагментов, росте числа не сертифицируемых видов подготовки регионального, местного, отраслевого масштаба и др.

В КГУКИ ведутся исследования по повышению эффективности подготовки и переподготовки специалистов социокультурной сферы, где наряду с постоянным улучшением качества подготовки компетентных специалистов, можно выделить и ряд проблем. В частности, в содержании профессиональной подготовки не всегда учитывается общее и специфическое в социокультурной сфере, компонент общечеловеческой культуры и регионально-этические особенности.

Одной из особенностей и сильной стороной подготовки специалистов социокультурной сферы в КГУКИ является подготовка студентов к работе в разнопрофильных командах, предполагающая проведение междисциплинарных конференций и семинаров, направленных на преодоление разобщенности в существующей практике социокультурной сферы. Отрадно, что учебные планы, программы и сам процесс обучения не носят академизированный характер, и удельный вес практических (тренинговых) занятий по отработке социокультурных технологий работы с различными типами случаев, а также «полевой практики» достаточно высок. Несомненно, введение в "реальный мир " является одним из способов эффективной подготовки менеджеров социокультурной сферы. Именно поэтому исследования, case study (практические "кейсы"), настоящие проекты из реальной жизни, экспериментальные задания, имитационные игры, экскурсии, посещения культурных объектов, выездные сборы более предпочтительны, чем традиционный формат лекций.

Вступление в ВТО ставит Россию перед необходимостью сохранить, а где-то и существенно повысить международную конкурентоспособность своего высшего образования. Чтобы сохранить позиции, российским вузам требуется активизировать работу по повышению степени соответствия отечественного образования международным стандартам через интернационализацию образования, проведение международной сертификации программ обучения, через развитие международного научного и научного сотрудничества высшей школы и другие специальные меры.

Несомненно, что ни один зарубежный опыт не может автоматически применяться в другой стране. Но нельзя не согласиться с утверждением относительно того, что международный опыт и перспектива представляют зарубежные примеры иных и, возможно, лучших подходов, тем самым являются для вузов своеобразным зеркалом, в котором они могут более четко увидеть собственное положение на международной арене.

Литература

1.Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества: Пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2007.

2.Кудряшова Н.В. Мультикультурное общество и вопросы образования молодых. - М., 2006.

3.Трегубова Т.М. Проект «Болонская тетрадь» как инновационный механизм модернизации высшего образования в условиях его глобализации и интернационализации //Вестник Тверского государственного университета. Серия "Педагогика и психология». 2011. Вып. 4.

4.Convention of European Higher Education Institutions. Salamanca, 29-30 March, 2001. www.msmt.cz/Summit/ Salamanca% 20 Conclusions.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.