Худжакулов А.Х. старший преподаватель кафедра «Охраны труда и технической безопасности» Каршинский инженерно-экономический институт
ГИДРОЛОГИЯ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Аннатация: В статье представлены авторские взгляды на процесс становления студентов направления инженерного образования в высших учебных заведениях в качестве специалистов. В отличие от ранее выработанных взглядов на то, что становление личности как специалиста зависит от возрастных особенностей и стажа работы, автор указывал на то, что профессиональная компетентность личности определяется не функцией этих параметров, а скорее в зависимости от того, на каком этапе профессионального становления находится человек.
Ключевые слова и фразы: профессия, компетенция, индивид, знания, личность, умение, деятельность, профессиональное становление, профессиональное мастерство, профессиональное становление, индивидуальность.
Khudzhakulov A.Kh.
Senior lecturer of the Department of "Occupational Health and Safety"
of the Karshi Engineering and Economics Institute
HYDROLOGY ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE EDUCATIONAL DIRECTION
Abstract: The article presents the author's views on the process of formation of students of the engineering education direction in higher educational institutions as specialists. In contrast to previously developed views that the formation of an individual as a specialist depends on age characteristics and work experience, the author pointed out that the professional competence of an individual is determined not by the function of these parameters, but rather depending on what stage of professional development a person is at.
Keywords and phrases: profession, competence, individual, knowledge, personality, skill, activity, professional development, professional mastery, professional development, individuality.
Введение: Как известно, в демократическом обществе, основанном на рыночных отношениях, существует каждый человек, занимающий ту или иную должность или должность степень, в которой профессионал имеет право на соответствующее место, зависит от насколько удовлетворены разнообразные требования к владельцу работы или услуги измеряется с
помощью. В последующие годы на пути разработки основ расчета такой степени приемлемости между должностью или должностью и лицом, претендующим на ту же должность или должность, в ряде стран мира возник ряд концепций, касающихся исследования профессиональных компетенций и практического применения результатов таких исследований.
Повышение эффективности обучения студентов в высших учебных заведениях, более качественная организация урока и образовательного процесса:
Сначала, высококвалифицированные педагоги в системе должны готовить кадры, непрерывно и качественно повышать свою квалификацию;
Во-вторых, к организации в образовательных учреждениях непрерывного качественного методического обслуживания, основанного на профессиональных трудностях и потребностях педагогов;
В-третьих, к эффективному использованию имеющихся предметных кабинетов, учебного лабораторного оборудования, оборудования и компьютерной техники в целом при любых условиях;
В-четвертых, внедрять в практику передовой опыт работы в организации качественного образовательно-воспитательного процесса, при сотрудничестве высших учебных заведений, институтов повышения квалификации и общеобразовательных школ;
Самое главное, непосредственно зависит от профессиональной компетентности и компетентности педагогов, осуществляющих деятельность в системе народного образования.
Степень изученности проблемы. Современное образование, требующее глубоких реформ, модернизации, само по себе ставит вопрос о компетентностном подходе на передний план. Это, безусловно, потребует подготовки будущего педагога с профессиональной компетентностью. Основной целью обучения является формирование у ученика общественно необходимых качеств и компетентности, самосознания как личности, постоянное совершенствование собственных знаний, повышение самоконтроля и активизации.
Конечно, степень изученности данной темы можно увидеть в научных исследованиях, проводимых многими зарубежными и отечественными высшими и специалистами. Если мы хотим взглянуть на деятельность системы высшего педагогического образования США, B.D.Вулфсон, Т.^Курилова, ЗА.Научные труды Малковой и др., Если мы хотим узнать о целях педагогического образования в США, Н^.Никандрова, В.Я.Пилиповский, г. по профессионально-педагогическому образованию будущих педагогов.
G.Агапова, ОЮ.Боровикова, В^.Работы Буденко и др., а о системе повышения квалификации учителей США-В^Харгай, НД.Глядя на работы кустиновой и др., становится целесообразным. Из научных трудов вышеназванных ученых можно представить, что система образования России и США дополняет и обогащает друг друга. Очевидно, что в США,
Канаде, Австралии и ряде европейских стран создана сплошная система подготовки педагогических кадров, и они широко изучают эту проблему, вкладывая ее в определенную систему.
Результаты исследований и обсуждения. Авторское видение представлено в контексте процесса становления личности как специалиста. В отличие от ранее выработанных взглядов на то, что становление личности как специалиста зависит от возрастных особенностей и стажа работы, автор указывал на то, что профессиональная компетентность личности определяется не функцией этих параметров, а скорее в зависимости от того, на каком этапе профессионального становления находится человек. Необходимость непрерывного развития системы подготовки квалифицированных кадров и неспособность в полной мере реализовать свои возможности лица, имеющего многолетний стаж работы в различных отраслях производства, породили проблему самореализации личности во всесторонней профессиональной деятельности. Без решения этих проблем невозможно осуществить успешное качественное обучение и планирование будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость этой проблемы показала важность ее изучения как в рамках психологии, так и в различных областях науки. Трудности изучения процесса профессионального становления заключаются в том, что способности и профессиональные умения ориентированы на нормативную деятельность, основанную на определенном способе выполнения работы. Именно поэтому выделяется не уровень профессиональной зрелости, а только возрастная особенность и время, которое проводится в качестве специалиста.
Вопрос профессионального становления личности исследовался многими авторами. Это частый процесс в человеческом развитии. Часто специалист попадает под полный анализ личности, в то время как стадия профессионального становления личности рассматривается в соответствии со стадией жизненного пути. Поэтому он строго ограничен по времени.
Заключение. При изучении профессионального становления студентов инженерного образовательного направления в высших учебных заведениях важно придавать значение различным типам социальных связей между субъектом и социальной средой, которые полностью раскрывают возможности человека. Для нас важно, чтобы каждое социальное взаимодействие было разделено на подтипы, такие как человечность и коммуникабельность. Birinchi tipda sub'ekt o'zini "topgan", o'zida va faoliyatida o'zini o'zgartirishni xoxlamasligi bilan tavsiflanadi. Второй тип объясняется тем, что субъект "ищет" себя. Это переходное, промежуточное состояние. Индивид (или общество) покидает одну форму и достигает другого высшего уровня общества.
Использованные источники:
1. Kelvin Seifert Educational Psychology 2009 52- bet
2. Jumayev U.S. O'smirlarda kasb tanlashga munosabat tizimi shakllanishining ijtimoiy-psixologik xususiyatlari: psixol. fan. nom.dis. avtoreferati. - T., 2004. - 8-bet.
3. Xujakulov Abdulaziz Xakim ugli Improving the methodology of preparing studentsfor professional activity in higher education institutions. JMEA Journal of Modern Educational Achievements 2023,Volume10.
4. Xujaqulov Abdulaziz Xakim o'g'li. Hayot faoliyati xavfsizligi fanini mutaxasislik fani sifatida о 'qitish metodikasi. Scientific Impulse. 2024/4/1 Страницы 63-66
5. Xujaqulov A. Qishloq xo'jaligi sohasida bo'lajak mutaxassislarni kasb tanlash va kasbiy shakllanishining psixologik muammolari. O'zMU xabarlari 2024 1/3/1