Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА'

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление педагога / профессионализм / профессиональное мастерство педагога / профессиональное развитие педагога / структурные компоненты профессионализма педагога / этапы профессионального становления педагога / professional formation of a teacher / professionalism / professional skill of a teacher / professional development of a teacher / structural components of a teacher's professionalism / stages of professional formation of a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарида Фатхулловна Гумерова, Рида Марсовна Латыпова, Гульемеш Ваисовна Харрасова

Сегодня наблюдается острая нехватка педагогических кадров во всех уровнях системы образования. Проведенное нами анкетирование молодых педагогов показало, что причинами ухода молодых специалистов из сферы образования является неосознанный выбор профессии педагогом, недостаточная психологическая и методическая подготовленность молодых специалистов и отсутствие поддержки молодых специалистов в начале профессиональной деятельности. Решением данных проблем может стать непрерывное образование как условие профессионального становления педагога. Изучение, уточнение моделей, технологий профессионального становления педагога в психолого-педагогических исследованиях позволило сделать выводы о том, что процесс профессионального становления охватывает длительный период жизни человека – от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. Это процесс целенаправленный и поэтапный, состоящий из этапа подготовки к профессии, этапа профессионального обучения, этапа сопровождения развития профессионального мастерства. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и личностное развитие. При совместном заинтересованном взаимодействии представителей педагогической науки, практических работников, а также органов управления образованием по целенаправленной организации процесса профессионального становления педагога, проблема нехватки педагогических кадров может быть решена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фарида Фатхулловна Гумерова, Рида Марсовна Латыпова, Гульемеш Ваисовна Харрасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING EDUCATION AS A CONDITION FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

Today there is an acute shortage of teaching staff at all levels of the education system. The survey of young teachers conducted by us showed that the reasons for the departure of young specialists from the field of education is an unconscious choice of the profession of a teacher, insufficient psychological and methodological preparedness of young specialists and lack of support for young specialists at the beginning of their professional activities. The solution to these problems can be continuous education as a condition for the professional development of a teacher. The study, refinement of models, technologies of professional formation of a teacher in psychological and pedagogical research allowed us to draw conclusions that the process of professional formation covers a long period of a person's life from the appearance of the rudiments of professional interests and inclinations in childhood to the final approval in the chosen field of professional activity in the years of maturity. This is a purposeful and step-by-step process, consisting of a stage of preparation for a profession, a stage of vocational training, a stage of support for the development of professional skills. During this period, not only professional, but also personal development takes place. With the joint interested interaction of representatives of pedagogical science, practitioners, as well as educational management bodies for the purposeful organization of the process of professional formation of a teacher, the problem of shortage of pedagogical personnel can be solved.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА»

УДК 371

1 2 Фарида Фатхулловна Гумерова , Рида Марсовна Латыпова , Гульемеш Ваисовна

Харрасова3

1 Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы, Уфа, Россия

Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия 1faridagum@mail. ru 2rida-marsovna@yandex. ru [email protected]

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

Аннотация. Сегодня наблюдается острая нехватка педагогических кадров во всех уровнях системы образования. Проведенное нами анкетирование молодых педагогов показало, что причинами ухода молодых специалистов из сферы образования является неосознанный выбор профессии педагогом, недостаточная психологическая и методическая подготовленность молодых специалистов и отсутствие поддержки молодых специалистов в начале профессиональной деятельности. Решением данных проблем может стать непрерывное образование как условие профессионального становления педагога.

Изучение, уточнение моделей, технологий профессионального становления педагога в психолого-педагогических исследованиях позволило сделать выводы о том, что процесс профессионального становления охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. Это процесс целенаправленный и поэтапный, состоящий из этапа подготовки к профессии, этапа профессионального обучения, этапа сопровождения развития профессионального мастерства. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и личностное развитие. При совместном заинтересованном взаимодействии представителей педагогической науки, практических работников, а также органов управления образованием по целенаправленной организации процесса профессионального становления педагога, проблема нехватки педагогических кадров может быть решена.

Ключевые слова: профессиональное становление педагога, профессионализм, профессиональное мастерство педагога, профессиональное развитие педагога, структурные компоненты профессионализма педагога, этапы профессионального становления педагога

12 3

Farida F. Gumerova , Rida M. Latypova , Gulyemesh V. Kharrasova

1Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia 2Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia 3Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia 1 [email protected] [email protected] [email protected]

CONTINUING EDUCATION AS A CONDITION FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

Abstract. Today there is an acute shortage of teaching staff at all levels of the education

system. The survey of young teachers conducted by us showed that the reasons for the departure of young specialists from the field of education is an unconscious choice of the profession of a teacher, insufficient psychological and methodological preparedness of young specialists and lack of support for young specialists at the beginning of their professional activities. The solution to these problems can be continuous education as a condition for the professional development of a teacher.

The study, refinement of models, technologies of professional formation of a teacher in psychological and pedagogical research allowed us to draw conclusions that the process of professional formation covers a long period of a person's life - from the appearance of the rudiments of professional interests and inclinations in childhood to the final approval in the chosen field of professional activity in the years of maturity. This is a purposeful and step-by-step process, consisting of a stage of preparation for a profession, a stage of vocational training, a stage of support for the development of professional skills. During this period, not only professional, but also personal development takes place. With the joint interested interaction of representatives of pedagogical science, practitioners, as well as educational management bodies for the purposeful organization of the process of professional formation of a teacher, the problem of shortage of pedagogical personnel can be solved.

Keywords: professional formation of a teacher, professionalism, professional skill of a teacher, professional development of a teacher, structural components of a teacher's professionalism, stages of professional formation of a teacher

Одна из актуальных проблем современного образования - стремительное старение педагогических кадров, наблюдается затрудненность профессиональной адаптации молодых учителей и отток молодых кадров из школы. Молодые специалисты уходят из сферы образования еще до их профессионального становления. Профессиональное становление -это процесс развития и саморазвития личности, освоения профессионально необходимых видов деятельности, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Цель статьи: изучение, уточнение и теоретизация проблем, моделей, технологий профессионального становления педагога.

Профессиональное становление - это важное явление в жизни человека, связанное с его психологическим благополучием, социально-экономическими показателями гражданского общества, и в то же время, это «научное понятие в структуре научного философского, социологического, психологического и педагогического знания и рассматривается как значимая единица, элемент соответствующих научных теорий и концепций»[2].

Проблема профессионального становления всегда вызывала интерес у исследователей-ученых. Данную проблему изучали Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, К.М. Левитан, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Е.А. Рябоконь, В.И. Слободчиков, О.И.Суслова и др.

Во многих работах исследователей профессиональное становление педагога рассматривается как последовательные взаимосвязанные этапы от возникновения интереса к данной профессии до полного личностного раскрытия и реализации в профессии (Э. Ф. Зеер, Л. П. Куницина, В. Е. Орел, О. А. Семиздралова, Д. Сьюпер и др.).

Кудрявцев Т.В. определил профессиональное становление как длительный, динамичный, многоуровневый процесс развития личности от первоначальных проявлений формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности [11].

Митина Л.М. профессиональное становление понимает как единство личностного и профессионального развития человека, при котором должны развиваться такие качества как направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость [14].

В исследованиях последних лет отражаются различные аспекты развития

профессиональных компетенций педагогов в ходе профессионального становления: формирование компетенций дистанционной организации обучения, психоэмоциональной устойчивости, экономической, этнокультурной компетентности, толерантности [15; 21; 22; 23; 24; 26]. В качестве основных характеристик личности указывают интеллектуальные, коммуникативные, специальные педагогические способности и психоэмоциальнальную устойчивость, т.к. по результатам ряда работ через 8-10 лет работы у педагогов начинается профессиональная деформация [1; 8; 9; 13; 17; 26]. Также важным в профессиональном становлении исследователи считают непрерывное образование, прежде всего самообразование, но и правильно организованную методическую работу с учителями [2; 7; 25; 27].

Ученые Л.В. Каткова, Т.К. Смыковская, Т.Б. Руденко, Дикун И.В., Алова Н.Н. рассматривают данную проблему как «профессиональное развитие», «развитие профессиональной компетентности» или «становление профессиоанльной культуры» [4; 8; 14]. В этих работах «Профессиональное развитие» рассматривается как сознательная деятельность, направленная на повышение качества и объема знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности. Высшей ступенью профессионального развития является профессиональное мастерство или профессионализм. Также как синоним используется «Профессиональная компетентность» [3; 8].

Профессионализм в кратком словаре современной педагогики объясняется как «приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению трудовых функций» [20].

Климов Е.А. данное понятие характеризует как «особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях» [16]. В разных источниках профессионализм педагога объясняется как хорошее владение своей профессией, умение качественно выполнять свои обязанности и др. Мы полностью соглашаемся с определением Сластенина В.А. в том, что профессионализм является сплавом личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности [18].

В педагогической литературе также находим понимание профессиональной компетентности как совокупность профессиональных знаний и опыта, положительного отношения к работе. Мастерство проявляется и в умении передавать профессиональный опыт, использовать свои знания и опыт в новых условиях [12].

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение профессионального стандарта «Педагог» и других нормативно-правовых актов, исследований в области педагогики и психологии, позволил обобщить информацию о профессионализме педагогов и выявить в его структуре следующие компоненты:

1. Мотивационный компонент - внутренние мотивы выбора профессии, целевые установки, направленность в профессиональном развитии, самообразовании, высокий интерес к профессии, стремление в профессиональном росте.

2. Предметно-методическая компетентность - высокий уровень знаний предмета, умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

3. Деятельностный компонент - активная жизненная позиция, креативность, инициативность, умение нешаблонно мыслить и действовать, свобода от установок, умение управлять своими эмоциями и чувствами;

4. Этнопедагогический компонент - интегративное качество личности, выражающееся в совокупности знаний, умений и навыков, опыта поведения и способствующее эффективной полиэтнической образовательной деятельности.

5. Коммуникативный компонент - умение строить взаимоотношения с детьми и со взрослыми, эмпатийность, открытость, доброжелательность, доверие к окружающим.

6. Рефлексивный компонент - умение критически мыслить, способность к самоанализу, анализу ситуаций, владение способами саморегуляции.

Таким образом, всех выше перечисленных концепций объединяет то, что все они, с одной стороны, учитывают становление, динамику, интеграцию и реализацию в труде профессионально значимых личностных качеств и способностей личности, а с другой -активное преобразование личностью своего внутреннего мира.

Структура готовности учителя к педагогической работе как субъекта деятельности включает следующие компоненты:

- мотивационно-ценностный, отражающий направленность личности на профессию и ее ценности;

- проектировочно-исполнительский, обеспечивающий операциональную сторону его активности, проявляющийся в умении конструировать и организовывать взаимодействие с учащимися как субъектами образовательного процесса;

- оценочно-рефлексивный, выражающийся в умении оценивать и осуществлять коррекцию собственной педагогической полифункциональной деятельности [14].

По результатам мониторинга Федерации психологов образования России, новые требования к современному педагогу в самом общем виде можно сформулировать так:

1) владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры современного общества;

2) приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания молодежи, ориентированного на развитие креативной личности; способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебновоспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов студентов (одаренных, девиантных, с ограниченными возможностями здоровья и пр.) и реагировать на их потребности;

3) способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду;

4) умение применять здоровьесберегающие технологии;

5) способность направлять молодого человека на формирование профессиональной карьеры.

В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства на качество подготовки педагогических кадров [5].

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитание [20]. Преподавание как вид специальной деятельности учителя направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся. Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.

Э.Ф. Зеер рассматривает становление как «непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности», как путь развития мастерства от осознанного выбора профессии до качественного, творческого выполнения профессиональной деятельности [6].

Е.А. Климова тоже процесс становления профессионала рассматривает поэтапный процесс. По его точки зрения, педагог в своем профессиональном становлении педагог проходит четыре стадии развития:

1) в период обучения в общеобразовательной организации, под влиянием профориентационной работы, приобщения детей к различным сферам труда у обучающихся формируются профессиональные намерения;

2) целенаправленное приобретение профессиональных компетенций в ходе обучения в организациях среднего или высшего профессионального образования;

3) профессиональная адаптация или процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой.

4) профессиональная и личностная реализации человека в трудовой деятельности

[10].

Исходя из сказанного, процесс профессионального становления педагога заключается в совершенствовании личностных и профессиональных качеств, а именно мотивационного, предметно-методического, деятельностного, коммуникативного, рефлексивного компонентов профессионализма - высшего уровня профессионального мастерства педагога.

Профессиональное становление педагога длительный процесс, начинающийся заинтересованностью, восхищением профессией педагога. Этот процесс нескончаемый, не останавливаемый. Слова К.Д. Ушинского «Педагог живет до тех пор, пока учиться, пока развивается» актуальны и сегодня. Успешность педагогической деятельности зависит от умения педагога самосовершенствоваться, способности мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Следовательно, становление педагога - это непрерывный процесс образования.

Непрерывное образование — это процесс постоянного совершенствования знаний, умений и навыков педагога, вызванный стремлением быть актуальным в существующей профессиональной и социальной среде.

В нашем понимании процесс непрерывного образования в профессиональном становлении педагога - это поэтапное развитие профессионально значимых личностных качеств и способностей личности, которое включает в себя:

1) подготовку к профессии педагога в школьные годы через психолого-педагогические классы, специальные мероприятия, тренинги, курсы дополнительного образования, развивающие личностные, профессионально ориентированные качества обучающихся;

2) профессиональную подготовку в период обучения в профессиональных образовательных организациях, активно вовлекая студентов в научную и методико-практическую деятельность во внеурочной и воспитательной работе, с целью развития у них метапредметных, методических и организаторских способностей;

3) сопровождение развития профессионального мастерства педагога в течение всего периода осуществления профессиональной деятельности, реализуя индивидуальные образовательные маршруты посредством институтов наставничества, методической работы и курсов повышения квалификации и переподготовки по программам дополнительного профессионального образования.

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами выбора и освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального роста.

Таким образом, процесс профессионального становления охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и личностное развитие. Сегодня востребовано «непрерывное образование в течение всей жизни», когда человек имеет возможность постоянно развиваться в выбранной им профессии, развиваться до уровня «профессионала высшего уровня».

В целом, проблема омоложения педагогических кадров носит системный характер, сразу ее решить невозможно. Но вместе с тем ее решение необходимо при совместном заинтересованном взаимодействии представителей педагогической науки, практических работников, а также органов управления образованием. Нами затронуты лишь некоторые

аспекты профессионального становления, а для полного изучения данной проблемы необходимы более глубокие и системные исследования и решения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аджиева Ф.М., Грехова И.П. Особенности профессионального выгорания педагогов, находящихся на разных этапах профессионального становления // Тенденции развития науки и образования / Раздел XXIX. - Психология. - 64 (3). Сургут, 2020 - С. 162 -165. doi: 10.18411/lj-08-2020-111

2. Архиповская Е. П. Модель профессионального становления педагога непрерывного образования: среднее профессиональное образование и высшее учебное заведение. - Москва, 2021. - № 8. - С. 56-59.

3. Буров К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие // Вестник ЮУрГУ / Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 4. - С. 5767.

4. Дикун И.В. Становление профессиональной культуры специалиста в контексте профессионального образования // file:///C:/Users/User/Downloads/stanovlenie-professionalnoy-kultury-spetsialista-v-kontekste-professionalnogo-obrazovaniya.pdf

5. Жукова Е.Д., Занин Д.С. Полифункциональная модель педагога профессионального образования // Известия ВГПУ/ Педагогика. - 4(89). - Уфа, 2014. - С. 108-114 с.

6. Зеер. Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов // 3-е изд., перераб., доп. - М., 2005. - 336 с.

7. Ильина Н. Ф. Посткурсовое сопровождение профессиональной деятельности педагога как условие становления его профессиональных компетенций // Научно-теоретический журнал. - Выпуск 2 (43). - 2020. - С. 24 - 32.

8. Каткова Л. В., Смыковская Т.К., Руденко Т. Б. Становление профессиональной культуры у будущих учителей // Наука, образование, общество. - 2016. - С. 134-137.

9. Катунина Н.П., Петухова Л.П., Серегина Н.В., Стратиенко Е.Н., Елисеева Е.В. Профессиональные деформации у педагогов на разных этапах профессионального становления // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - М., 2022. - № 3 (205). -С. 578 -581. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p578-581

10. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). - М., 2003. -

320 с.

11. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. - М., 1986. - 108 с.

12. Маланов И.А. Проблемы профессионального становления и развития Современных молодых учителей // Вестник бурятского государственного университета Образование. Личность. Общество. Улан-Удэ. - 2021/3. - С. 32-36.

13. Маркова Н.Г., Ишимова А.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога как индикатора успешной профессиональной деятельности. - Самара, 2022. - Т. 11. - № 2. - С. 296-301.

14. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998. -

С. 200.

15. Муратбаев Б.Б., Эргешова М.А. Жогорку ОКУУ жайларда болочок мугалимдердин этнопедагогикалык жактан кесиптик компетенттYYЛYГYн калыптандыруу // Вестник Ошского государственного университета. - Ош, 2020. - С. 163-167.

16. Психология труда: учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.]; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 249 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00294-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492050)

17. Сергеева М.Г. Профессионально-личностное становление педагога-психолога при осуществлении профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - С.209 - 212.

18. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / под общей редакцией Подымовой Л.С., Сластенина В.А. - М., 2019. - 246 с.

19. Сысоева Е. Ю. Профессиональное становление педагога: учебное пособие. -Самара, 2021. - 92 с.

20. Юмсунова Л.Н. Краткий словарь современной педагогики // https://didacts.ru/slovari/kratkii-slovar-sovremennoi-pedagogiki.html

21. Aida, S. , Ainur, Z., Ardak, A. , Madina, A., Perizat, K. and Gulnara, R. Formation of professional competencies of a future foreign language teacher in the field of distance education // World Journal on Educational Technology: Current Issues. - Nicosia, 2022. - 14, 1 (Jan. 2022). -Р. 268-281. 0I:https://doi.org/10.18844/wjet.v14i1.6724

22. Chelnokova, E.A., Shobonova, L.Y., Kuznetsova, S.N., Kuznetsov, V.P., Potashnik, Y.S. Paradigm of Formation of Economic Competence of a Teacher of Professional Training in the Economic Profile / In: Popkova, E.G. (eds). // Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy // Advances in Science, Technology & Innovation / Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-90324-4_28

23. Ozhegova E., Rasskazova I., Savina N. Personal development as a key competence in formation of professional skill teacher// European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS / II International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society. - 2021. - Published by European Publisher. - Р. 1493 - 1505. DOI: 10.15405/epsbs.2021.09.02.167

24. Rysbayeva G., Buletova L., Kuatova Z., Kuatova Z.. Pedagogical aspects of formation tolerance problem as factor of professional suitability of the teacher. - January, 2014. -Life Science Journal 11(10). - Р. 447 - 450.

25. Suguralieva A. Formation of professional competence of the future primary school teacher as a problem of professional training // Polish Journal of Science. - 2020. - № 24-2 (24). - Р. 73-75.

26. Svetlana Korlyakova. Formation of Psychoemotional Stability of Students as a Professional Quality of a Teacher // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 298 / 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). 2019, Published by Atlantis Press. - Р. 151-154.

27. Temerbekova A.A., Belokopytova M.Y. Pedagogical conditions of formation of the professional orientations of future mathematics teacher // - 6 (14). - 2014. - P. 309-312

REFERENCES

1. Adzhieva F.M., Grexova I.P. Osobennosti professionafnogo vy'goraniya pedagogov, naxodyashhixsya na razny'x e'tapax professionafnogo stanovleniya // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya / Razdel XXIX. - Psixologiya. - 64 (3). Surgut, 2020 - S. 162 - 165. doi: 10.18411/lj-08-2020-111

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Arxipovskaya E. P. Model' professional'nogo stanovleniya pedagoga neprery'vnogo obrazovaniya: srednee professionalnoe obrazovanie i vy'sshee uchebnoe zavedenie. - Moskva,

2021. - № 8. - S. 56-59.

3. Burov K.S. Professional'noe samoopredelenie kak nauchnoe ponyatie // Vestnik YuUrGU / Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». - 2017. - T. 9, № 4. - S. 57-67.

4. Dikun I.V. Stanovlenie professional'noj kul'tury' specialista v kontekste professional'nogo obrazovaniya // file:///C:/Users/User/Downloads/stanovlenie-professionalnoy-kultury-spetsialista-v-kontekste-professionalnogo-obrazovaniya.pdf

5. Zhukova E.D., Zanin D.S. Polifunkcional'naya model' pedagoga professional'nogo obrazovaniya // Izvestiya VGPU/ Pedagogika. - 4(89). - Ufa, 2014. - S. 108-114 s.

6. Zeer. E'.F. Psixologiya professij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov // 3-e izd., pererab., dop. - M., 2005. - 336 s.

7. Il'ina N. F. Postkursovoe soprovozhdenie professional'noj deyatel'nosti pedagoga kak uslovie stanovleniya ego professional'ny'x kompetencij // Nauchno-teoreticheskij zhurnal. -Vy'pusk 2 (43). - 2020. - S. 24 - 32.

8. Katkova L. V., Smy'kovskaya T.K., Rudenko T. B. Stanovlenie professional'noj kul'tury' u budushhix uchitelej // Nauka, obrazovanie, obshhestvo. - 2016. - S. 134-137.

9. Katunina N.P., Petuxova L.P., Seregina N.V., Stratienko E.N., Eliseeva E.V. Professional'ny'e deformacii u pedagogov na razny'x e'tapax professional'nogo stanovleniya // Ucheny'e zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - M., 2022. - № 3 (205). - S. 578 -581. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p578-581

10. Klimov E.A. Puti v professionalizm (Psixologicheskij vzglyad). - M., 2003. - 320 s.

11. Kudryavcev T. V. Psixologiya professional'nogo obucheniya i vospitaniya. - M., 1986. - 108 s.

12. Malanov I.A. Problemy' professional'nogo stanovleniya i razvitiya Sovremenny'x molody'x uchitelej // Vestnik buryatskogo gosudarstvennogo universiteta Obrazovanie. Lichnost'. Obshhestvo. Ulan-Ude'. - 2021/3. - S. 32-36.

13. Markova N.G., Ishimova A.I. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti budushhego pedagoga kak indikatora uspeshnoj professional'noj deyatel'nosti. - Samara, 2022. -T. 11. - № 2. - S. 296-301.

14. Mitina L. M. Psixologiya professional'nogo razvitiya uchitelya. - M., 1998. -S. 200.

15. Muratbaev B.B., E'rgeshova M.A. Zhogorku OKUU zhajlarda bolochok mugalimderdin e'tnopedagogikaly'k zhaktan kesiptik kompetenttYYlYgYn kaly'ptandy'ruu // Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta. - Osh, 2020. - S. 163-167.

16. Psixologiya truda: uchebnik dlya vuzov / E. A. Klimov [i dr.]; pod redakciej E. A. Klimova, O. G. Noskovoj. — Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2022. — 249 s. — (Vy'sshee obrazovanie). — ISBN 978-5-534-00294-2. — Tekst: e'lektronny'j // Obrazovatel'naya platforma Yurajt [sajt]. — URL: https://urait.ru/bcode/492050)

17. Sergeeva M.G. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie pedagoga-psixologa pri osushhestvlenii professional'noj deyatel'nosti // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2020. - S.209 - 212.

18. Slastenin V.A., Pody'mova L.S. Pedagogika: Uchebnik i praktikum dlya SPO / pod obshhej redakciej Pody'movoj L.S., Slastenina V.A. - M., 2019. - 246 s.

19. Sy'soeva E. Yu. Professional'noe stanovlenie pedagoga: uchebnoe posobie. -Samara, 2021. - 92 s.

20. Yumsunova L.N. Kratkij slovar' sovremennoj pedagogiki // https://didacts.ru/slovari/kratkii-slovar-sovremennoi-pedagogiki.html

21. Aida, S. , Ainur, Z., Ardak, A. , Madina, A., Perizat, K. and Gulnara, R. Formation of professional competencies of a future foreign language teacher in the field of distance education // World Journal on Educational Technology: Current Issues. - Nicosia, 2022. - 14, 1 (Jan. 2022). -R. 268-281. OI:https://doi.org/10.18844/wjet.v14i1.6724

22. Chelnokova, E.A., Shobonova, L.Y., Kuznetsova, S.N., Kuznetsov, V.P., Potashnik, Y.S. Paradigm of Formation of Economic Competence of a Teacher of Professional Training in the

Economic Profile / In: Popkova, E.G. (eds). // Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy // Advances in Science, Technology & Innovation / Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-90324-4_28

23. Ozhegova E., Rasskazova I., Savina N. Personal development as a key competence in formation of professional skill teacher// European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS / II International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society. - 2021. - Published by European Publisher. - R. 1493 - 1505. DOI: 10.15405/epsbs.2021.09.02.167

24. Rysbayeva G., Buletova L., Kuatova Z., Kuatova Z.. Pedagogical aspects of formation tolerance problem as factor of professional suitability of the teacher. - January, 2014. -Life Science Journal 11(10). - R. 447 - 450.

25. Suguralieva A. Formation of professional competence of the future primary school teacher as a problem of professional training // Polish Journal of Science. - 2020. - № 24-2 (24). - R. 73-75.

26. Svetlana Korlyakova. Formation of Psychoemotional Stability of Students as a Professional Quality of a Teacher // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 298 / 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). 2019, Published by Atlantis Press. - R. 151-154.

27. Temerbekova A.A., Velokopytova M.Y. Redagogical conditions of formation of the professional orientations of future mathematics teacher // - 6 (14). - 2014. - R. 309-312

Информация об авторах

Ф.Ф. Гумерова - кандидат педагогических наук, доцент;

Р.М. Латыпова - кандидат филологических наук, доцент;

Г.В. Харрасова - кандидат биологических наук, доцент.

Information about the authors

F.F. Gumerova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

R.M. Latypova - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor;

G. V. Kharrasova - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.