Научная статья на тему 'Актуальные проблемы профессионально-личностного становления будущего специалиста'

Актуальные проблемы профессионально-личностного становления будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СТУДЕНТ / УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL GROUTH / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхутдинова Галия Айратовна

В данной статье сделана попытка проанализировать проблемы, связанные с профессионально-личностным становлением будущего специалиста в стенах учебного заведения, выделены условия и факторы, определяющими эффективность становления личности будущего специалиста, освоения ими профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author has made an attempt of analyzing problems connected with professional-personal becoming of future specialist in the framework of an educational establishment; there have been marked out conditions and factors which determine the effectiveness of achievement of personhood of future specialist and mastering of professional values, ideals, norms, habits, experience of socio-valuable behavior and relations.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы профессионально-личностного становления будущего специалиста»

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Г. А. Шайхутдинова

В данной статье сделана попытка проанализировать проблемы, связанные с профессионально-личностным становлением будущего специалиста в стенах учебного заведения, выделены условия и факторы, определяющие эффективность становления личности будущего специалиста, освоения им профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное воспитание, воспитательная деятельность, студент, учреждения профессионального образования.

In this article the author has made an attempt of analyzing problems connected with professional-personal becoming offuture specialist in the framework of an educational establishment; there have been marked out conditions and factors which determine the effectiveness of achievement of personhood of future specialist and mastering of professional values, ideals, norms, habits, experience of socio-valuable behavior and relations.

The keywords: professional education, professional grouth, student.

Система учреждений професси- Для всех уровней современного

онального образования осуществля- профессионального образования харак-

ет подготовку к определенным видам терно наличие ряда проблем, связанных

труда в экономической и социальной с их воспитательными функциями.

сферах общества и, как правило, обу- Одна из важнейших проблем -

чение в этих учреждениях завершает- осуществление такой воспитательной

ся соответствующими процедурами деятельности, которая обеспечивала

присвоения квалификации, аттестации бы личностное и профессиональное

на профессиональную готовность и становление студента в стенах учебно-

мастерство. При этом учреждения про- го заведения. Отрицательное влияние

фессионального образования не только на воспитательный процесс в учрежде-

обеспечивают общественное произ- ниях профессионального образования

водство квалифицированными кадра- всех уровней оказывают преобладание

ми, но и создают условия для дальней- стихийной социализации молодежи в

шего продвижения личности в системе обстоятельствах экономической и по-

образования. литической неопределенности обще-

156

ства, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные противоречия внутри образовательных учреждений, неподготовленность самих студентов к личностному и профессиональному развитию.

Основными источниками противоречий, как правило, становятся: несоответствие содержания обучения и воспитания требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебно-воспитательной деятельности, участие в управлении учреждением.

Выявлен ряд проблем, связанных с эффективностью воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования: первая и очевидная проблема, которая накладывает отпечаток на все последующие проблемы -воспитательный процесс функционирует не в полную силу. Следовательно, кураторы не обладают информацией о реальных интересах студентов, а имеющаяся информация фрагментарна, собирается от случая к случаю; отсутствует эффективная и налаженная система общения между преподавателями и студентами; реализация кураторами своих функций является номинальной, нет четкого и отлаженного содержания взаимодействия между куратором и студентами, их эффективного влияния на профессионально-личностное развитие будущих специалистов; нет взаимодействия между структурными подразделениями учебного заведения, участвующими в процессе профессионального воспитания будущих специалистов; попытки эмоционального,

духовно-нравственного развития студентов носят случайный, стихийный характер, что влечет за собой их низкую эффективность.

Профессиональное воспитание будущего специалиста, как и любой педагогический процесс, осуществляется под влиянием целого комплекса условий и факторов различной степени своей выраженности, направленности, устойчивости, интенсивности. Такие условия и факторы являются силами, определяющими эффективность становления личности будущего специалиста, освоения профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений. Всю совокупность факторов, действующих на профессионально-личностное становление будущего специалиста, можно дифференцировать на внешние и внутренние, объективные и субъективные, целенаправленные и стихийные (управляемые и неуправляемые):

внешние: участие социальных

партнеров (населения, родителей, работодателей, республиканских и городских комитетов, комитетов по делам молодежи, спортивных комитетов, региональных и других органов власти и управления образованием, правоохранительных органов и др.), в профессионально-личностном становлении будущего специалиста;

внутренние: организация воспитательного процесса в учреждении профессионального образования;

объективные: социально-культурная среда, окружающая учреждение профессионального образования, мотивы выбора профессии студентами, наличный уровень воспитания студентов и др.;

субъективные: соответствие основных свойств и характеристик целей, содержания, процесса, условий и результатов воспитания будущих специалистов актуальным и перспективным требованиям государства и работодателей к личности такого специалиста, а также образовательным и культурным потребностям обучающихся.

Профессиональное воспитание не может полностью исключить влияние стихийных факторов на становление личности будущего специалиста. Задача организаторов воспитательного процесса состоит в том, чтобы сделать целенаправленное влияние на сознание и поведение студента личностно значимыми, лично заинтересовать учащегося в собственном самовоспитании самовоспитанием в социально и профессионально ценном становлении.

Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта. Важнейшее значение сегодня имеет компетентностный подход к формированию конкурентоспособного выпускника учреждения профессионального образования, который должен быть способен ответить на вызовы -требования социума и специфики профессиональной деятельности.

Компетентностный подход является способом достижения нового качес-

158

тва профессионального воспитания и открывает перспективы его улучшения на основе идеи самоценности личности будущего специалиста, расширения базы целеполагания, конкретизации-воспитательных целей, альтернативной организацией, активизацией и техноло-гизацией учебно-воспитательного процесса. Профессионально-личностное становление тесно связано с компетентностью как со способностью человека принимать ответственные решения и действовать в соответствии с требованиями служебного и общественного долга.

Реализация компетентностного подхода в профессиональном воспитании способствует достижению его основной цели - подготовке личности будущего специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Между тем, в профессиональных учебных заведениях только 58% преподавателей владеют методиками организации диалога, дискуссии, спора, игры и проективной деятельности. Еще меньший процент (42%) преподавателей владеют навыками создания образовательной ситуации. В то время как специфика воспитания молодежи проявляется, в первую очередь, в том, что в течение всего периода обучения в учебном заведении студенту необходимо создавать ситуации выбора в самых различных сферах его жизнедеятельности. Поскольку к каждой жизненной ситуации современный студент относится как к проблемной, за каждую он внутренне готов или не готов нести личную ответственность, а потому крайне тревожен в состоянии выбора. Даже в позднем юношестве молодые люди продолжают испытывать значи-

тельные затруднения при разрешении внутренних проблем, поэтому задача образовательного учреждения - обеспечить студентам опыт поведения в стандартных и нестандартных ситуациях.

Самыми значимыми для юношества ценностями являются проявленная социальная активность и потребность быть полезными для общества. Усто -явшееся представление о том, что все, что делают студенты в стенах учебно -го заведения, делается только ради их самих же, явно устарело. Современным студентам, отличающимся прагматизмом, важно понимать, что затраченные силы, время, материальные затраты, а главное идеи и инновационные предложения, высказанные в дипломе, курсовой, реферате, сыграют пусть маленькую, но достойную роль в преобразовании мира, в котором они живут. Однако важнейшая потребность в самоактуализации нивелируется в учебно-воспитательном процессе, в лучшем случае, до задачи «сделать и изменить себя», в худшем - до меркантильной задачи «получить зачет и диплом».

Очевидно, что проявленная сущность профессионального воспитания, его системобразующее качество, движущие силы и единица воспитательного процесса позволяют в несколько ином ракурсе рассматривать проблемы профессионально-личностного становления будущего специалиста.

В процессе нашей опытно-экспериментальной работы апробировалась программа исследования эффективности социально-профессионального становления будущего специалиста, состоящая из следующих этапов:

- теоретический анализ с использование эмпирических данных и концептуальных идей профессионально-

личностного становления будущего специалиста;

- проведение непосредственных эмпирических исследований по методикам, прошедшим экспертную оценку в ИПП ПО РАО.

Теоретический анализ выражается в разработке методологических ориентиров воспитательной деятельности; её системообразующих компонентов (чёткие определённые воспитательные приоритеты в целеполагании, ценностях, конкретных задачах, принципах, методах воспитания, результатах); разработке методической системы, адекватной целеполаганию и содержанию воспитательной деятельности, ориентированной на ее рациональную и эффективную организацию; в создании структуры управления процессом воспитания как неотъемлемого атрибута характеристики системы, системообразующего фактора ее функционирования и развития; в разработке средств оптимизации функционирования системы, достижения наибольшего эффекта при наименьших затратах; определение показателей (критериев), приоритетных для воспитательной системы конкретного учреждения; критериев оптимальности функционирования (максимального использования имеющихся специфических ресурсов); показателей эффективного функционирования воспитательной системы; оценки результативности воспитательной деятельности в области личностного и профессионального становления будущих специалистов.

Результаты исследования подтверждают, что профессиональное воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий формированию личности обучающихся в учреждени-

159

ях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств. Среди основных компонентов профессионального воспитания целесообразно выделить:

- мотивацию учащихся к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании;

- формирование профессиональной направленности в системе лич-

ностных ценностей, осознания своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению профессиональных обязанностей.

Эти две составляющие являются ключевой основой нашего экспериментального исследования. Опрос проводился среди студентов ссузов и вузов в 2009-2010 гг., выборка 181 человек. Проведенное анкетирование позволило определить мотивы, цели обучения (табл.1) и выбор студентами важных жизненных ценностей (табл.2).

Таблица 1.

Представления мотивов и целей обучения студентов ссуз и вуз

Мотивы выбора профессии Студенты ссуз Студенты вуз

Интерес к профессии 68 % 71 %

Не было другого выбора 9 % 12 %

Настояли родители, окружение 29 % 14 %

Нужен документ об образовании 13 % 21 %.

Все равно куда было поступать 7 %. 9 %.

Таблица 2.

Жизненные ценности студентов ссуз и вуз

Ценности Студенты ссуз Студенты вуз

Интересная работа 67% 71 %

Верные друзья 74 % 76 %

Высокое материальное положение 54 % 57 %

Профессиональные достижения 16 % 21 %.

Так как каждый участник опроса мог отметить несколько мотивов, то общая сумма ответов превышает 100%. Анкетирование показало, что большинство студентов поступило в учебные заведения, руководствуясь интересом к профессии, и они ориентированы на будущую профессиональную

деятельность, кроме того, студенты в большей степени ориентированы на результат, т.е. материальный и социальный успех, нежели на процесс профессионального роста, что необходимо учитывать в воспитательной деятельности.

Результаты экспериментальной работы показали, что реализация в воспитательной деятельности интегрированных педагогических условий условий: культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса; обеспечение дисциплины и порядка как условий защищенности студентов и преподавателей в образовательном пространстве учебного заведения; инициирование, стимулирование и поддержка студенческих инициатив, нацеленных на улучшение организации студенческой жизни и быта, соотнесенных с образом профессиональной деятельности будущего специалиста, участие социальных партнеров в созданий положительного образа будущей профессии, способствуют эффективности профессионально-личностного становления будущих специалистов в учебном заведении.

Результаты нашего исследования со всей очевидностью позволяют считать, что актуализация личностного и профессионального становления студента достигается в процессе: презентационной и профориентационной работы, организационно-методической

подготовки кадров, структурой управления данным процессом, включении в систему воспитательной работы блока ситуативных задач, связанных с предстоящей профессиональной деятельностью; организацией профессиональной деятельности в пространстве учебного заведения на добровольных безвозмездных началах; созданием студенческого профессионального объединения, где студенты под наблюдением опытных специалистов, оказывают профессиональные услуги студентам других отделений и факультетов и др. Результаты деятельности каждого участника,

а также отзывы, рекомендации и оценка отдела воспитательной работы учебного заведения входят в портфолио и могут использоваться будущим специалистом при поступлении на работу.

Таким образом, создание профессиональных сообществ и сред в учебном заведении, обеспечение условий для их жизнедеятельности оказывается одной из важных предпосылок профессионально-личностного становления будущего специалиста, фактором освоения им ценностей и нормативов социальной и профессиональной культуры. При этом чрезвычайно важно, чтобы в этом процессе будущий специалист мог реализовать свой творческий потенциал. Тогда и среда не станет для него традиционным внешним, малозначительным фактором, а превратится в персонифицированную среду человеческих отношений, многообразных связей, позволяющих будущим специалистам обмениваться опытом социального взаимодействия (в том числе профессионального), оценочными суждениями, представлениями о должном, о социально и профессионально ценном в их личностном повседневном бытии.

Литература:

1. Борытко Н.М., Колесникова И.А., Поляков С.Д., СеливановаН.Л. Воспитательная деятельность педагога - Academia. -2006г. - С.336.

2. Заубер Л.С. Основы профессионального и социального становления выпускника УНПО// Профессиональное образование. - 2005. - №1. - С.25.

3. Мухаметзянова Г.В. Повышение качества гуманитарного компонента профессионального образования / Казанский педагогический журнал, 2006. - №1, с. 10-17.

4. Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания социально-ориенти-

рованной личности / В.Ш.Масленникова. -Казань: РИЦ «Школа», 2004. - 176с.

5. Соснин Н.В. Компетентностный подход: проблемы освоения /Высшее образование в России. - № 6, 2007.

6. Шайхутдинова Г.А. Мониторинг воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования/ Казанский педагогический журнал. - 2009г. -№5.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

Л.В. Поселягина

В статье выявлены компетенции студентов в эстетической сфере; рассмотрена воспитательная значимость форм и общих методов обучения и воспитания; показано эстетическое влияние эвристических методов обучения.

Ключевые слова: компетентностный подход, эстетическое воспитание студентов, эстетическое влияние форм и методов обучения, эвристические методы обучения, компетенции студентов в сфере эстетического.

Competence approach to aesthetic education of students. In our article we considered aesthetic competence of students. The meaning of the forms and general methods education of up-brining were examined. The creative methods of aesthetic education are also presented in the article.

Key words: competence approach, aesthetic education of students, forms and methods of aesthetic education, creative methods of aesthetic education, aesthetic competence of students.

В современном обществе назрело противоречие между снижением уровня духовности, нравственности, преобладанием прагматичного подхода к жизни и желанием творчески преобразовывать свою деятельность, развитием творческой инициативы в различных сферах деятельности, в том числе педагогической. Красота, духовность -это необходимые компоненты гармоничного развития личности. Процессы обновления системы высшего образования способствуют переориентации сознания, гуманистического мировоззрения, позволяющих принимать решения в современных условиях. Происходящие изменения в обществе, в высшем

образовании требуют совершенствования профессиональной подготовки студентов с учетом компетентностного подхода.

Компетентный [лат. compete - добиваюсь, соответствую, подхожу] - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области. Проблема профессиональной компетентности значима с точки зрения обеспечения качества обучения и воспитания, теоретической и практической подготовки к решению задач, относящихся к области данной профессии. Недостаток или отсутствие компетентности может иметь последствия на личностном, локальном, региональном и глобальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.