ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Г. А. Шайхутдинова
В данной статье сделана попытка проанализировать проблемы, связанные с профессионально-личностным становлением будущего специалиста в стенах учебного заведения, выделены условия и факторы, определяющие эффективность становления личности будущего специалиста, освоения им профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное воспитание, воспитательная деятельность, студент, учреждения профессионального образования.
In this article the author has made an attempt of analyzing problems connected with professional-personal becoming offuture specialist in the framework of an educational establishment; there have been marked out conditions and factors which determine the effectiveness of achievement of personhood of future specialist and mastering of professional values, ideals, norms, habits, experience of socio-valuable behavior and relations.
The keywords: professional education, professional grouth, student.
Система учреждений професси- Для всех уровней современного
онального образования осуществля- профессионального образования харак-
ет подготовку к определенным видам терно наличие ряда проблем, связанных
труда в экономической и социальной с их воспитательными функциями.
сферах общества и, как правило, обу- Одна из важнейших проблем -
чение в этих учреждениях завершает- осуществление такой воспитательной
ся соответствующими процедурами деятельности, которая обеспечивала
присвоения квалификации, аттестации бы личностное и профессиональное
на профессиональную готовность и становление студента в стенах учебно-
мастерство. При этом учреждения про- го заведения. Отрицательное влияние
фессионального образования не только на воспитательный процесс в учрежде-
обеспечивают общественное произ- ниях профессионального образования
водство квалифицированными кадра- всех уровней оказывают преобладание
ми, но и создают условия для дальней- стихийной социализации молодежи в
шего продвижения личности в системе обстоятельствах экономической и по-
образования. литической неопределенности обще-
156
ства, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные противоречия внутри образовательных учреждений, неподготовленность самих студентов к личностному и профессиональному развитию.
Основными источниками противоречий, как правило, становятся: несоответствие содержания обучения и воспитания требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебно-воспитательной деятельности, участие в управлении учреждением.
Выявлен ряд проблем, связанных с эффективностью воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования: первая и очевидная проблема, которая накладывает отпечаток на все последующие проблемы -воспитательный процесс функционирует не в полную силу. Следовательно, кураторы не обладают информацией о реальных интересах студентов, а имеющаяся информация фрагментарна, собирается от случая к случаю; отсутствует эффективная и налаженная система общения между преподавателями и студентами; реализация кураторами своих функций является номинальной, нет четкого и отлаженного содержания взаимодействия между куратором и студентами, их эффективного влияния на профессионально-личностное развитие будущих специалистов; нет взаимодействия между структурными подразделениями учебного заведения, участвующими в процессе профессионального воспитания будущих специалистов; попытки эмоционального,
духовно-нравственного развития студентов носят случайный, стихийный характер, что влечет за собой их низкую эффективность.
Профессиональное воспитание будущего специалиста, как и любой педагогический процесс, осуществляется под влиянием целого комплекса условий и факторов различной степени своей выраженности, направленности, устойчивости, интенсивности. Такие условия и факторы являются силами, определяющими эффективность становления личности будущего специалиста, освоения профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений. Всю совокупность факторов, действующих на профессионально-личностное становление будущего специалиста, можно дифференцировать на внешние и внутренние, объективные и субъективные, целенаправленные и стихийные (управляемые и неуправляемые):
внешние: участие социальных
партнеров (населения, родителей, работодателей, республиканских и городских комитетов, комитетов по делам молодежи, спортивных комитетов, региональных и других органов власти и управления образованием, правоохранительных органов и др.), в профессионально-личностном становлении будущего специалиста;
внутренние: организация воспитательного процесса в учреждении профессионального образования;
объективные: социально-культурная среда, окружающая учреждение профессионального образования, мотивы выбора профессии студентами, наличный уровень воспитания студентов и др.;
субъективные: соответствие основных свойств и характеристик целей, содержания, процесса, условий и результатов воспитания будущих специалистов актуальным и перспективным требованиям государства и работодателей к личности такого специалиста, а также образовательным и культурным потребностям обучающихся.
Профессиональное воспитание не может полностью исключить влияние стихийных факторов на становление личности будущего специалиста. Задача организаторов воспитательного процесса состоит в том, чтобы сделать целенаправленное влияние на сознание и поведение студента личностно значимыми, лично заинтересовать учащегося в собственном самовоспитании самовоспитанием в социально и профессионально ценном становлении.
Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта. Важнейшее значение сегодня имеет компетентностный подход к формированию конкурентоспособного выпускника учреждения профессионального образования, который должен быть способен ответить на вызовы -требования социума и специфики профессиональной деятельности.
Компетентностный подход является способом достижения нового качес-
158
тва профессионального воспитания и открывает перспективы его улучшения на основе идеи самоценности личности будущего специалиста, расширения базы целеполагания, конкретизации-воспитательных целей, альтернативной организацией, активизацией и техноло-гизацией учебно-воспитательного процесса. Профессионально-личностное становление тесно связано с компетентностью как со способностью человека принимать ответственные решения и действовать в соответствии с требованиями служебного и общественного долга.
Реализация компетентностного подхода в профессиональном воспитании способствует достижению его основной цели - подготовке личности будущего специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Между тем, в профессиональных учебных заведениях только 58% преподавателей владеют методиками организации диалога, дискуссии, спора, игры и проективной деятельности. Еще меньший процент (42%) преподавателей владеют навыками создания образовательной ситуации. В то время как специфика воспитания молодежи проявляется, в первую очередь, в том, что в течение всего периода обучения в учебном заведении студенту необходимо создавать ситуации выбора в самых различных сферах его жизнедеятельности. Поскольку к каждой жизненной ситуации современный студент относится как к проблемной, за каждую он внутренне готов или не готов нести личную ответственность, а потому крайне тревожен в состоянии выбора. Даже в позднем юношестве молодые люди продолжают испытывать значи-
тельные затруднения при разрешении внутренних проблем, поэтому задача образовательного учреждения - обеспечить студентам опыт поведения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Самыми значимыми для юношества ценностями являются проявленная социальная активность и потребность быть полезными для общества. Усто -явшееся представление о том, что все, что делают студенты в стенах учебно -го заведения, делается только ради их самих же, явно устарело. Современным студентам, отличающимся прагматизмом, важно понимать, что затраченные силы, время, материальные затраты, а главное идеи и инновационные предложения, высказанные в дипломе, курсовой, реферате, сыграют пусть маленькую, но достойную роль в преобразовании мира, в котором они живут. Однако важнейшая потребность в самоактуализации нивелируется в учебно-воспитательном процессе, в лучшем случае, до задачи «сделать и изменить себя», в худшем - до меркантильной задачи «получить зачет и диплом».
Очевидно, что проявленная сущность профессионального воспитания, его системобразующее качество, движущие силы и единица воспитательного процесса позволяют в несколько ином ракурсе рассматривать проблемы профессионально-личностного становления будущего специалиста.
В процессе нашей опытно-экспериментальной работы апробировалась программа исследования эффективности социально-профессионального становления будущего специалиста, состоящая из следующих этапов:
- теоретический анализ с использование эмпирических данных и концептуальных идей профессионально-
личностного становления будущего специалиста;
- проведение непосредственных эмпирических исследований по методикам, прошедшим экспертную оценку в ИПП ПО РАО.
Теоретический анализ выражается в разработке методологических ориентиров воспитательной деятельности; её системообразующих компонентов (чёткие определённые воспитательные приоритеты в целеполагании, ценностях, конкретных задачах, принципах, методах воспитания, результатах); разработке методической системы, адекватной целеполаганию и содержанию воспитательной деятельности, ориентированной на ее рациональную и эффективную организацию; в создании структуры управления процессом воспитания как неотъемлемого атрибута характеристики системы, системообразующего фактора ее функционирования и развития; в разработке средств оптимизации функционирования системы, достижения наибольшего эффекта при наименьших затратах; определение показателей (критериев), приоритетных для воспитательной системы конкретного учреждения; критериев оптимальности функционирования (максимального использования имеющихся специфических ресурсов); показателей эффективного функционирования воспитательной системы; оценки результативности воспитательной деятельности в области личностного и профессионального становления будущих специалистов.
Результаты исследования подтверждают, что профессиональное воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий формированию личности обучающихся в учреждени-
159
ях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств. Среди основных компонентов профессионального воспитания целесообразно выделить:
- мотивацию учащихся к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании;
- формирование профессиональной направленности в системе лич-
ностных ценностей, осознания своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению профессиональных обязанностей.
Эти две составляющие являются ключевой основой нашего экспериментального исследования. Опрос проводился среди студентов ссузов и вузов в 2009-2010 гг., выборка 181 человек. Проведенное анкетирование позволило определить мотивы, цели обучения (табл.1) и выбор студентами важных жизненных ценностей (табл.2).
Таблица 1.
Представления мотивов и целей обучения студентов ссуз и вуз
Мотивы выбора профессии Студенты ссуз Студенты вуз
Интерес к профессии 68 % 71 %
Не было другого выбора 9 % 12 %
Настояли родители, окружение 29 % 14 %
Нужен документ об образовании 13 % 21 %.
Все равно куда было поступать 7 %. 9 %.
Таблица 2.
Жизненные ценности студентов ссуз и вуз
Ценности Студенты ссуз Студенты вуз
Интересная работа 67% 71 %
Верные друзья 74 % 76 %
Высокое материальное положение 54 % 57 %
Профессиональные достижения 16 % 21 %.
Так как каждый участник опроса мог отметить несколько мотивов, то общая сумма ответов превышает 100%. Анкетирование показало, что большинство студентов поступило в учебные заведения, руководствуясь интересом к профессии, и они ориентированы на будущую профессиональную
деятельность, кроме того, студенты в большей степени ориентированы на результат, т.е. материальный и социальный успех, нежели на процесс профессионального роста, что необходимо учитывать в воспитательной деятельности.
Результаты экспериментальной работы показали, что реализация в воспитательной деятельности интегрированных педагогических условий условий: культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса; обеспечение дисциплины и порядка как условий защищенности студентов и преподавателей в образовательном пространстве учебного заведения; инициирование, стимулирование и поддержка студенческих инициатив, нацеленных на улучшение организации студенческой жизни и быта, соотнесенных с образом профессиональной деятельности будущего специалиста, участие социальных партнеров в созданий положительного образа будущей профессии, способствуют эффективности профессионально-личностного становления будущих специалистов в учебном заведении.
Результаты нашего исследования со всей очевидностью позволяют считать, что актуализация личностного и профессионального становления студента достигается в процессе: презентационной и профориентационной работы, организационно-методической
подготовки кадров, структурой управления данным процессом, включении в систему воспитательной работы блока ситуативных задач, связанных с предстоящей профессиональной деятельностью; организацией профессиональной деятельности в пространстве учебного заведения на добровольных безвозмездных началах; созданием студенческого профессионального объединения, где студенты под наблюдением опытных специалистов, оказывают профессиональные услуги студентам других отделений и факультетов и др. Результаты деятельности каждого участника,
а также отзывы, рекомендации и оценка отдела воспитательной работы учебного заведения входят в портфолио и могут использоваться будущим специалистом при поступлении на работу.
Таким образом, создание профессиональных сообществ и сред в учебном заведении, обеспечение условий для их жизнедеятельности оказывается одной из важных предпосылок профессионально-личностного становления будущего специалиста, фактором освоения им ценностей и нормативов социальной и профессиональной культуры. При этом чрезвычайно важно, чтобы в этом процессе будущий специалист мог реализовать свой творческий потенциал. Тогда и среда не станет для него традиционным внешним, малозначительным фактором, а превратится в персонифицированную среду человеческих отношений, многообразных связей, позволяющих будущим специалистам обмениваться опытом социального взаимодействия (в том числе профессионального), оценочными суждениями, представлениями о должном, о социально и профессионально ценном в их личностном повседневном бытии.
Литература:
1. Борытко Н.М., Колесникова И.А., Поляков С.Д., СеливановаН.Л. Воспитательная деятельность педагога - Academia. -2006г. - С.336.
2. Заубер Л.С. Основы профессионального и социального становления выпускника УНПО// Профессиональное образование. - 2005. - №1. - С.25.
3. Мухаметзянова Г.В. Повышение качества гуманитарного компонента профессионального образования / Казанский педагогический журнал, 2006. - №1, с. 10-17.
4. Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания социально-ориенти-
рованной личности / В.Ш.Масленникова. -Казань: РИЦ «Школа», 2004. - 176с.
5. Соснин Н.В. Компетентностный подход: проблемы освоения /Высшее образование в России. - № 6, 2007.
6. Шайхутдинова Г.А. Мониторинг воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования/ Казанский педагогический журнал. - 2009г. -№5.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
Л.В. Поселягина
В статье выявлены компетенции студентов в эстетической сфере; рассмотрена воспитательная значимость форм и общих методов обучения и воспитания; показано эстетическое влияние эвристических методов обучения.
Ключевые слова: компетентностный подход, эстетическое воспитание студентов, эстетическое влияние форм и методов обучения, эвристические методы обучения, компетенции студентов в сфере эстетического.
Competence approach to aesthetic education of students. In our article we considered aesthetic competence of students. The meaning of the forms and general methods education of up-brining were examined. The creative methods of aesthetic education are also presented in the article.
Key words: competence approach, aesthetic education of students, forms and methods of aesthetic education, creative methods of aesthetic education, aesthetic competence of students.
В современном обществе назрело противоречие между снижением уровня духовности, нравственности, преобладанием прагматичного подхода к жизни и желанием творчески преобразовывать свою деятельность, развитием творческой инициативы в различных сферах деятельности, в том числе педагогической. Красота, духовность -это необходимые компоненты гармоничного развития личности. Процессы обновления системы высшего образования способствуют переориентации сознания, гуманистического мировоззрения, позволяющих принимать решения в современных условиях. Происходящие изменения в обществе, в высшем
образовании требуют совершенствования профессиональной подготовки студентов с учетом компетентностного подхода.
Компетентный [лат. compete - добиваюсь, соответствую, подхожу] - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области. Проблема профессиональной компетентности значима с точки зрения обеспечения качества обучения и воспитания, теоретической и практической подготовки к решению задач, относящихся к области данной профессии. Недостаток или отсутствие компетентности может иметь последствия на личностном, локальном, региональном и глобальном уровнях.