Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития региональной социально-экономической системы на основе программно-целевого подхода'

Формирование стратегии развития региональной социально-экономической системы на основе программно-целевого подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СФЕРА УСЛУГ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рокотянская Виолетта Валерьевна, Савватеев Евгений Витальевич

В статье разработан с учетом структурного взаимодействия функциональных составляющих и обобщения эмпирического и фактологического материала поэтапный алгоритм разработки и выполнения региональной стратегии развития как услуг предприятий общественного питания, так и сферы услуг Ростовской области в целом, включая адекватную оценку уровня развития сферы услуг региона, мониторинг, контроль и своевременную корректировку хода ее реализации. Это позволило сформировать организационно-экономические предпосылки количественного и качественного роста сферы услуг и повышения на этой основе степени институциональной зрелости экономики Ростовской обл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рокотянская Виолетта Валерьевна, Савватеев Евгений Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy Formation of the Regional Socio-Economic System Based on Program-Oriented Approach

The article developed, taking into account the structural interaction of functional components and empirical generalizations and factual material step by step algorithm for the development and implementation of regional development strategies for the services of public catering and sphere of services of the Rostov region in General, including adequate assessment of the level of development of sphere of services in the region, monitoring, control and timely adjustment of the progress of its implementation, which allowed the formation of organizational and economic preconditions for the quantitative and qualitative growth of the sphere of services and improvement of the degree of institutional maturity of Economics of the Rostov region.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития региональной социально-экономической системы на основе программно-целевого подхода»

УДК 658.5

Формирование стратегии развития

региональной социально-экономической системы на основе программно-целевого подхода

В.В. Рокотянская, канд. экон. наук, доцент, Е.В. Савватеев, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств

Рыночной путь развития России создает предпосылки и, более того, требует интенсивного становления сферы услуг. В ее состав входят отрасли и предприятия, назначение которых состоит в том, что они создают необходимые условия (как материального, так и нематериального характера), обеспечивающие жизнедеятельность населения и функционирование производственных объектов.

Уровень развития сферы услуг в нашей стране, их доступность и качество не всегда соответствуют потребностям населения. Органы местного самоуправления и региональные власти не создают должных условий для развития сферы услуг, предоставляемых населению. Это проявляется в сокращении ресурсной базы ее развития и росте цен на предоставляемые услуги, в отсутствии конкуренции, монополизации и криминализации сферы услуг, низком уровне качества предоставляемых услуг.

Понятие «услуга» в отечественной и зарубежной научной литературе имеет различные толкования: как вид деятельности, как результат деятельности, как сама деятельность, т.е. процесс обслуживания. Ф. Кот-лер дает следующее определение услуги: «Услуга - любая деятельность, или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по сути своей является неосязаемой и не приводит к овладению собственностью» [1]. Т. Хилл рассматривает услугу как изменение изначального состояния в результате взаимодействия: «Услуга - это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой» [2].

В ряде случаев услуга рассматривалась лишь применительно к сфере личного потребления и определя-

лась как трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности человека [3].

До сих пор среди ученых-практиков нет единого определения услуги как товара. Это связано, прежде всего, с тем, что услуги охватывают практически весь спектр человеческой деятельности и обладают огромным разнообразием.

Одно из наиболее полных определений дает специалист в области маркетинга услуг К. Гренроос: «...услуга - это процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги» [4].

Услугу обычно связывают с положительным результатом, который оценивается потребителем, что отражено в межгосударственном стандарте ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения». В этом документе под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя [5]. Такое определение часто применяется в российской практике.

В некоторых определениях понятия «услуга» подчеркивается их неосязаемость, отсутствие последующего права собственности.

Услуги можно также рассматривать по контрасту с товарами. Товар- это осязаемый объект, который может быть создан и продан или использован позже. Услуга -неосязаемый и кратковременный продукт. Она создается и потребляется одновременно (или почти одно-

временно). Эти определения представляются достаточно корректными, однако отличие товара от услуги не всегда очевидно. В действительности почти всегда приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами. Таким образом, для понимания различий между товарами и услугами необходимо осознать, что эти предметы не являются антиподами, они скорее представляют собой две области одного объекта. Таким образом, услуга -это одно из свойств, одна из сторон, одна из составляющих характеристик объекта или субъекта, являющегося на рынке товаром.

Возросшая в последние десятилетия роль крупнейшего комплекса отраслей, объединяемых под названием «сфера услуг», многообразие и динамизм происходящих в ней социально-экономических преобразований приковывают к этой сфере пристальное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых, побуждая их к всестороннему ее изучению.

Определение сферы услуг или сервисных организаций остается проблемой для тех, кто занимается изучением управления производственными системами. Часто за отправную точку здесь принимается производство, и тогда обслуживающие фирмы от производственных организаций отличает только терминология. При таком подходе услуги и товары пытаются идентифицировать по аналогичным критериям, предусмотренным для производства товара.

По результатам исследований различных ученых можно выделить следующие особенности услуг: неосязаемость услуг; неотделимость услуг от их производителя; несохраняемость услуг; невозможность складирования и транспортировки услуг; непостоянство качества услуг; услуга не требует прямого участия потребителя в процессе ее оказания; услуга не дает право собственности на нее как таковую, но это не относится к вещам, относительно которых оказывается услуга (например, отремонтированный телевизор); услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит; как правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления; в сфере услуг высока доля ручного труда, качество которого зависит от мастерства персонала; исполнитель услуги, как правило, не является собственником результата услуги.

Все большую долю в сфере услуг занимают услуги общественного питания. Выделение услуг общественного питания обусловлено их значимостью в современной жизни потребителей.

В настоящее время миссия предприятий общественного питания заключается в удовлетворении персонифицированных потребностей населения в услугах не только по организации питания, но и по организации досуга и отдыха населения [6].

Сущность услуги общественного питания, по нашему мнению, следует понимать как «отрасль народного хозяйства, специфический вид экономической деятельности по удовлетворению потребностей населения в сфере внедомашнего питания и организации досуга путем производства, реализации и организации потребления продукции собственного производства и покупных товаров, оказания разнообразных услуг населению, с целью получения прибыли» [7].

Сфера общественного питания включает все организационные формы питания, главная задача которых- восстановление и поддержание здоровья людей на должном уровне. Основное назначение общественного питания как отрасли -оказание услуг населению в организации питания по месту работы, учебы и в других внедомашних условиях. Структура предприятий общественного питания представлена следующими разновидностями: гастрономические рестораны; корпоративное питание; быстрое обслуживание; социальное питание.

Рассмотрим основные функции, выполняемые общественным питанием: производство, реализацию и организацию потребления. Доля производственной функции зависит от уровня развития общественного питания, отрасли пищевого производства, так как рост выпуска быстрозамороженной готовой продукции и полуфабрикатов высокой степени готовности позволяет свести функцию производства к разогреву и порционированию пищи, т. е. минимизировать затраты по ее осуществлению. Функция реализации (обмена) сближает предприятия общественного питания с предприятиями розничной торговли. Отличие состоит в том, что предприятия питания реализуют в основном продукцию собственного производства, а предприятия торговли лишь выступают посредниками между производителями и потребителями готовых товаров. Таким образом, предприятия общественного питания полностью выполняют основные функции тор-

Оборот общественного пита ния • Оборот розничной торговли

Рис. 1. Оборот розничной торговли и общественного питания в РФ в 2000-2012 гг. Авторское обобщение по данным Официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru

Рис. 2. Среднедушевые доходы населения РФ в 2000-2012 гг.

Авторское обобщение по данным Официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru

говли и, как следствие, участвуют в общем розничном товарообороте. Функция организации потребления продукции - специфическая и именно она характеризует общественное питание как общественно-организованную форму потребления, а ее значение возрастает с увеличением численности населения, пользующегося его услугами [8].

Наряду с производственной, торговой функциями и функцией организации питания необходимо выделить такую функцию общественного питания как «организация досуга и социальных мероприятий населения», так как эффективность, конкурентоспособность предприятий напрямую зависит от выполнения этой функции [9].

В последние годы для оборота предприятий общественного питания, как и для оборота розничной

торговли, характерны непрерывный рост объема и высокие темпы роста.

Растут доходы населения, увеличивается доля доходов на удовлетворение потребностей населения через предприятия питания (рис. 2).

Динамика развития сети предприятий розничной торговли и общественного питания в Ростовской области за 2000-2012 гг. представлена на рис. 3.

После 2000 г. наблюдается резкий рост оборота предприятий общественного питании. С 2008 г. в розничной торговле наметился рост оборота предприятий, в то время как в общественном питании позитивные тенденции наметились уже с 2003 г.

С ростом доходов населения, улучшением качества услуг общественного питания, нарастающей конкуренцией на потребительском

пита ния

- Оборот предприятий розничной торговли

Рис. 3. Динамика развития предприятий розничной торговли и общественного питания в Ростовской области в 2000-2012 гг.

Авторское обобщение по данным Официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru

рынке спрос на услуги в общественном питании будет опережать спрос на потребительские товары в продовольственной торговле, что необходимо учитывать при долгосрочном планировании развития общественного питания в регионах.

Целью структурной перестройки экономики Ростовской области в пользу увеличения доли как и услуг общественного питания, так и сферы

услуг в целом выступает рост удовлетворения потребностей и интересов населения. В этой связи разработка долговременной стратегии развития отрасли становится необходимостью в регионе. Стратегическая цель состоит в быстром и существенном подъеме сферы услуг на принципиально новый, соответствующий передовым мировым стандартам уровень, который позволит

Макроэкономические факторы:

уровень развития материального производства;

создание государством благоприятных условий для развития сферы

услуг;

социальная политика государства в части повышения уровня жизни и удовлетворения потребностей населения услугами

Региональные факторы (Ростовская область):

уровень экономического развития и инвестиционная привлекательность региона; географическое положение региона; социальная и политическая обстановка в регионе; уровень жизни населения;

наличие благоприятных условий для создания и развития малого предпринимательства, в том числе в сфере услуг

Отраслевые факторы:

уровень развития отрасли;

степень приоритетности отрасли для государства; экономическая, инвестиционная политика, проводимая соответствующими министерствами

V V V Микроэкономические факторы:

ПРЕДПРИЯТИЕ, успешность менеджмента предприятия

ОКАЗЫВАЮЩЕЕ сферы услуг;

УСЛУГИ гибкость, быстрое реагирование на

изменение спроса на услуги;

достаточность ресурсов

Рис. 4. Факторы, влияющие на сферу услуг в Ростовской области

улучшить современную систему услуг.

Структура и макроэкономическая динамика развития отечественного рынка услуг определяются сложившейся социально-экономической ситуацией в стране и в отдельных ее регионах, уровнем доходов населения, платежеспособностью, объемом и характером предложения услуг на рынке, притоком инвестиций в сферу услуг и рядом других факторов.

Главные ограничения рыночного спроса на услуги - низкие доходы значительной части населения, ограниченность ассортимента услуг и низкое их качество, преобладание «самообслуживания» населения.

На основании этого максимально возможное обеспечение потребностей населения региона в услугах высокого уровня требует безусловного решения актуальных задач, основные из которых: развитие в регионе полного спектра услуг и форм обслуживания с тем, чтобы население и организации имели возможность получения высококачественных услуг, особенно отнесенных к социально значимым; содействие развитию рыночной инфраструктуры; стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности в отрасли; обеспечение доступности всех видов услуг с точки зрения их территориального размещения фирм, режимов работы и индивидуальных способов обслуживания в удобных для потребителей местах (на дому, в общественных местах, по месту деятельности бизнеса); применение дифференцированного подхода к ценообразованию для льготных категорий населения; создание сети муниципальных предприятий, оказывающих услуги незащищенным слоям населения; концентрация внимания на повышении качества услуг и культуры обслуживания.

Реализация представленных направлений возможна с помощью государственного и регионального регулирования сферы услуг, которое представляет собой систему организационно-правовых и экономических мер государства и региона, направленных на развитие отрасли. К задачам современного регулирования сферы услуг можно отнести следующие: адаптацию налогового, бюджетного и финансового законодательства к сервисному развитию экономики, стимулирование организационной упорядоченности деятельности предприятий сферы услуг.

Для развития сферы услуг Ростовской области, на наш взгляд, необходим комплексный подход, учитыва-

ющий все факторы, влияющие на ее функционирование. Такие факторы можно разделить на четыре группы в зависимости от уровня влияния (рис. 4): макроэкономические; региональные; отраслевые; микроэкономические. Особое внимание следует обратить на важность региональных факторов, определяющих уровень развития сферы услуг. Если в регионе проводится грамотная научно обоснованная экономическая и социальная политика, учитывающая его специфику, то создаются условия и перспективы для развития сферы услуг.

Ростовская область - динамично развивающийся регион, но при этом развитию сферы услуг внимания практически не уделяется. В регионе реализуются программы, направленные на развитие отдельных услуг или малого предпринимательства в целом. Это объясняется, прежде всего, ограниченными финансовыми ресурсами области по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, где развивают именно сферу услуг.

Однако такое комплексное видение перспектив и средств развития сферы услуг в регионе - скорее исключение, чем правило. Во многих достаточно прогрессивных регионах, к каковым относятся Республики Башкортостан и Татарстан, Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Челябинская области, Краснодарский край, до настоящего времени не имеется конкретных программ по целевому развитию сферы услуг на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

На данный момент в Ростовской области реализуются следующие программы развития, связанные со сферой услуг: областная долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011-2013 годы»; областная долгосрочная целевая программа развития туризма в Ростовской области на 2011-2013 гг.; областная долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2013 годы»; областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2013 гг.; областная долгосрочная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2013 годы».

По нашему мнению,планирование региональной стратегии развития сферы услуг Ростовской области представляет собой составление пе-

речня последовательных действий различных звеньев региональной организации, сориентированных на достижение в долгосрочном плане роста количества предприятий сервиса, увеличении числа занятых в них работников, создание возможностей для наиболее полного удовлетворения населения социально значимыми услугами.

К основным рычагам управления региональным развитием сферы услуг можно отнести: прямое бюджетное финансирование областных программ по развитию предприятий, по оказанию социально значимых услуг шаговой доступности, услуг связи, а также направление на эти цели средств из внебюджетных фондов; субсидирование конкретных предприятий сферы услуг на условиях выполнения ими региональных задач; налоговые льготы для предприятий, оказывающих услуги в виде снижения ставок налогообложения; финансовая и организационная поддержка малого и среднего бизнеса; участие региональных органов в акционерных обществах и других предпринимательских формированиях для направления их деятельности в интересах территории.

Экономической основой механизма регионального менеджмента сферой услуг выступает обеспеченность каждого уровня территориальной власти (города, районы, регионы) определенной экономической базой (земли, природные ресурсы, право собственности на определенные объекты и территории, права по налогам и сборам). Располагая экономическими ресурсами и административными полномочиями, органы территориального управления могут их использовать для эффективного менеджмента.

Принципы формирования региональной сервисной стратегии тесно взаимосвязаны с методикой разработки программы реализации и включают: анализ состояния отрасли; условия ее функционирования; вопросы правового обеспечения деятельности предприятий сервиса; выбор инструментов осуществляемой региональной политики; всестороннюю оценку перспектив развития и последствий реализации программы; выработку организационно-экономических механизмов поддержки предприятий отрасли.

Приоритетные виды услуг выделяются на основе изучения спроса, оценки динамики роста отдельных услуг в перспективе, анализе энергоемкости, капиталоемкости освоения новых видов услуг, оценки мультипликативного эффекта внедрения

услуг на другие отрасли региональной экономики.

В рамках разработки региональной сервисной стратегии, безусловно, важно определить инструменты ее реализации, которые призваны обеспечить поддержку, стимулирование и регулирование развития сферы услуг на данной территории.

Основным инструментом практической реализации региональной стратегии развития сферы услуг служит соответствующая полномасштабная программа, хорошо просчитанная и учитывающая все позитивные и негативные эффекты, а также возможные отрицательные последствия.

Методика разработки региональной стратегии развития сферы услуг включает основные этапы: сравнительный анализ состояния сферы услуг в регионе, включая экономические показатели, распределение предприятий по территории, виды и объем оказываемых услуг; всесторонний учет и оценка условий функционирования предприятий сервиса, в том числе материальные, финансовые и трудовые ресурсы; прогнозирование перспективы развития и внедрения новых видов услуг на основе маркетинговых исследований и с учетом региональных факторов (предпочтений и традиций местного населения, географического и климатического факторов); определение приоритетов поддержки субъектов хозяйствования в региональной сфере услуг; научно обоснованный выбор инструментов сервисной политики; разработка программы мероприятий по реализации стратегии; организация контроля выполнения мероприятий с использованием региональной системы социально-экономического мониторинга.

Ключевым инструментом претворения в жизнь региональной стратегии развития сферы услуг выступает полномасштабная научно обоснованная программа, которая разрабатывается экономическими департаментами органов управления совместно с научно-исследовательскими организациями и утверждается администрацией региона (края, области, республики).

Долгосрочная программа развития сферы обслуживания в конкретном регионе призвана служить одним из основных средств практической реализации социально-экономической политики администрации данного территориального образования, направленной на удовлетворение потребностей населения.

Применяемый для разработки региональной стратегии Ростовской

Создание рабочей группы по разработке стратегии развития сферы услуг

Анализ социально-экономической эффективности сферы услуг Ростовской области и потребностей населения в них

Разработка целей и задач стратегии не холя ич результата анализа эффективности сферы услуг региона и потребностей

Определение направлений развития сферы услуг Ростовской области

Ж

Направление 1: развитие центров по оказанию социально значимых услуг для незащищённых слоев населения Направление 2: проведение конкурсов на создание предприятий сферы услуг с использованием бюджетной поддержки Направление 3: создан и е центров организационной поддержки предприятий сферы услуг

I

Разработка мероприятий по направлениям, их технико-экономического обоснования

и составление плана-графика реализации +

Итоговый выбор направлений с учетом прогнозируемых последствии и достаточности финансовых ресурсов для их реализации

Утверждение Областной стратегии но развитию сферы услуг

_±_

Реализация направлении в соответствии с планом-графиком Контроль выполнения мероприятий и оценка эффективности

Рис. 5. Алгоритм разработки и реализации стратегии развития сферы услуг Ростовской области

области программно-целевой подход состоит в четком определении целей, разработке программ для оптимального достижения поставленных целей, выделении необходимых ресурсов для осуществления программ и формирования организаций, осуществляющих руководство их выполнением.

Программно-целевое управление начинается с выявления и четкой постановки конечных целей. Цель разработки региональной программы развития сферы услуг ее развитие, увеличение доли сферы услуг в ВРП Ростовской области. Среди основных задач: внедрение современных видов услуг и форм обслуживания; расширение сети сервисных фирм; развертывание и углубление инновационных процессов; всемерное стимулирование предпринимательс-

кой деятельности; привлечение инвестиций; формирование адекватного регионального управления отраслью.

На первом, организационном, этапе создания программы определяется последовательность действий при разработке программы. Алгоритм разработки и реализации областной целевой программы по развитию сферы услуг представлен на рис. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В алгоритме предложено три направления развития сферы услуг Ростовской области как наиболее актуальные: развитие центров по оказанию социально значимых услуг для незащищенных слоев населения; проведение конкурсов на создание предприятий сферы услуг с использованием бюджетной поддержки; создание центров организационной

поддержки предприятий сферы услуг.

На стадии формирования стратегии крайне важно, сохраняя главную целевую установку, обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов и решений путем выявления и анализа их влияния на конечные результаты реализации программы.

Основная часть документа должна содержать общую характеристику сферы услуг региона, тенденций ее развития в целом по региону и отдельным территориям. Обязательно описание результатов ретроспективного анализа состояния отрасли, взаимосвязей и проблем.

Объективная оценка существующего положения позволит обосновать цели и задачи программы, разработать конкретные мероприятия в соответствии с выбранными целевыми установками и приоритетами. При этом необходимо указать, что в каждом регионе могут ставиться конкретные специфические задачи, которые обусловлены особенностями состояния и перспективами развития сервиса на данной территории.

Принятая стратегия подлежит исполнению. Однако в процессе ее реализации могут возникнуть изменения в системе управления и в окружающей среде, которые отсутствовали (или не были учтены) в момент принятия стратегии. Нередко эти изменения вызывают серьезные затруднения в реализации как всей стратегии, так и отдельных ее этапов. Поэтому необходим постоянный комплексный контроль за ходом реализации всей программы и каждого ее этапа.

Обычно для осуществления такого контроля создаются специальные подразделения, которые включаются в матричную систему управления. По результатам контроля проводится анализ, в ходе которого сопоставляются полученные результаты с целями (подцелями) программы и в случае отклонений выясняются их причины, а затем принимаются меры либо по корректировке программы, либо по устранению отклонений. Причем принятию решения о корректировке программы или об устранении отклонений должна предшествовать диагностика проблем, вызвавших отклонение от заданных целей (подцелей) программы. Однако для упреждающего управления необходима соответствующая система мотиваций всех участников реализации программы, а это далеко не всегда осуществимо на практике.

В нашей стране накоплен существенный опыт программно-целевого управления на всех уровнях. Однако далеко не все программы были осуще-

ствлены в полном объеме и в установленные сроки. Среди причин невыполнения заданий программ можно отметить недостаточную организацию контроля, низкий уровень ответственности и отсутствие должной мотивации участников реализации программ.

Стадии практической реализации программы определяются, основываясь на положениях региональной стратегии и сообразуясь с местными условиями. Целенаправленный характер программным мероприятиям придается посредством системного выбора целей и задач, при этом производится группировка составляющих программы по задачам с ориентацией на цели. Практика составления региональных программ показывает, что эффективность проектирования и качество документа повышается, если мероприятие сопровождается специальной организационно-экономической характеристикой, которая включает следующие элементы: цель, планируемые результаты, сроки выполнения; орган управления, ответственный исполнитель; объемы и источники финансирования; показатели эффективности.

В качестве обязательного элемента успешного осуществления программы ученые указывают выполнение контроля ее реализации в режиме дискретного мониторинга. Социально-экономический мониторинг позволяет оперативно получать объективную и надежную информацию о процессе внедрения мероприятий по реформированию сферы сервиса, которая служит основой системного

анализа процесса, включая обнаружение отклонений от плана, установление причин отклонений и разработку корректирующих действий. Поэтому полноценный мониторинг развития сервисной отрасли должен быть тотальным, системным, полным и завершенным, логично воспринимаемым и понятным.

Внедрение территориального мониторинга потребует решения ряда организационных вопросов и обновления материально-технической базы. Тем не менее становится очевидной необходимость глубокого и многогранного отслеживания протекающих социально-экономических процессов в регионе в связи с системным подходом к развитию. В рамках внедрения региональной мониторинговой системы необходимо выполнить масштабные опытно-методические работы, касающиеся формирования перечня проблем, оценки баз данных, разработки технологий и процедур мониторинга. Правильно организованный мониторинг станет хорошим инструментом при осуществлении реализации программы развития сферы сервиса в регионе.

Реализация данной программы даст возможность повысить уровень жизни населения, увеличить количество сервисных предприятий и создать новые рабочие места.

ЛИТЕРАТУРА

1. Классификация услуг сферы малого бизнеса в условиях сервисной

экономики [Электронный ресурс]. -[2007].- URL: http://www.markets-web.ru/study-582-1.html

2. Кэмпбелл, Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2/Р. Макконнелл Кэмпбелл, Стэнли Л. Брю. - Таллинн: Римол, 1993. - 400 с.

3. Коробова, С.Н. Сервисная деятельность: учеб. пособие/С.Н. Коробова, В.И. Кравченко, С.В. Орлов; под общ. ред. К.В. Романович.-СПб.: Питер, 2005.

4. Гренроос, К. Маркетинг и менеджмент услуг/К. Гренроос. - М.: Прогресс, 1990. - 179 с.

5. Ритвельдт, Д. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического пла-нирования/Д. Ритвельдт, В. Качалин. - 2007.- URL: http:// vasilievaa.narod.ru/ptpu/7_3_00.htm

6. http://www.bestreferat.ru/ referat-256245.html

7. Николаева, Т.И. Формирование услуг предприятий общественного питания в условиях развития рыночной экономики/Т.И. Николаева, З.О. Фадеева//Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент - 2007. -№ 27 (99).

8. Гнедых, Н.Н. Создание стратегически ориентированной системы управления услугами предприятий общественного питания: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05/Н.Н. Гнедых. - Красноярск, 2007.

9. Ресторанный бизнес в России. Технология успеха/Л.С. Кучер [и др.]. - М.: РКонсульт, 2002.

Формирование стратегии развития региональной социально-экономической системы на основе программно-целевого подхода

Ключевые слова

региональная экономика; социально-экономическая система; сфера услуг; общественное питание; программно-целевой подход.

Реферат

В статье разработан с учетом структурного взаимодействия функциональных составляющих и обобщения эмпирического и фактологического материала поэтапный алгоритм разработки и выполнения региональной стратегии развития как услуг предприятий общественного питания, так и сферы услуг Ростовской области в целом, включая адекватную оценку уровня развития сферы услуг региона, мониторинг, контроль и своевременную корректировку хода ее реализации. Это позволило сформировать организационно-экономические предпосылки количественного и качественного роста сферы услуг и повышения на этой основе степени институциональной зрелости экономики Ростовской обл.

Авторы

Рокотянская Виолетта Валерьевна, канд. экон. наук, Савватеев Евгений Витальевич, д-р экон. наук, профессор, Московский государственный университет пищевых производств, 125080, Москва, Волоколамское ш., д. 11, [email protected]

Strategy Formation of the Regional Socio-Economic System Based on Program-Oriented Approach

Key words

regional economy; the socio-economic system; services; public nutrition; the target-oriented approach.

Abstracts

The article developed, taking into account the structural interaction of functional components and empirical generalizations and factual material step by step algorithm for the development and implementation of regional development strategies for the services of public catering and sphere of services of the Rostov region in General, including adequate assessment of the level of development of sphere of services in the region, monitoring, control and timely adjustment of the progress of its implementation, which allowed the formation of organizational and economic preconditions for the quantitative and qualitative growth of the sphere of services and improvement of the degree of institutional maturity of Economics of the Rostov region.

Authors

Rokotyanskaya Violetta Valeryevna, Candidate of Economical Science, Savvateev Evgeniy Vitalyevich, Doctor of Economical Science, Profesor

Moscow State University of Food Production, 11, Volokolamskoye Shosse, Moscow, 125080, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.