Валерий Валентинович КОТИЛКО
Профессор,
доктор экономических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник ФГБНИУ «Совета по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и РАН (СОПС)
E-mail: [email protected]
Доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева (национальный исследовательский университет) E-mail: [email protected]
Екатерина Андреевна ЕФИМОВА
УДК 338.462 ББК 65.04
В.В.Котилко, Е.А.Ефимова
Развитие сферы услуг и трансформация рынка^труда в России: региональный аспект
В статье рассматривается понятие услуги как маркетингового продукта, дается характеристика формирования постиндустриального общества в России. Авторами проанализированы тенденции развития сферы услуг в субъектах Российской Федерации с 2003 года и определены основные особенности занятости населения по сферам экономической деятельности. На основе выявленных факторов, как способствующих занятости населения в сфере услуг, так и сдерживающих ее развитие, авторами предложена концепция перспективной маркетинговой стратегии социально-экономического развития России до 2015 года.
Ключевые слова: сфера услуг, маркетинговая стратегия, трансформация, качество обслуживания, занятость, безработица, рынок труда, концепция.
V.V.Kotilko, E.A.Efimova
Development of the services sector and the transformation of the labor market in Russia: regional aspect
The article discusses the concept of services as a marketing product, describes the emergence of postindustrial society in Russia. The authors analyze the trends of development of sphere of services in subjects of the Russian Federation since 2003 and identified the main features of employment of the population by sector of economic activity. Based on the factors identified as contributing to employment of population in the sphere of services and hindering its development, the authors proposed" the concept of promising marketing strategy for socio-economic development of Russia up to 2015.
Keywords: services, marketing strategy, transformation, quality of service, employment, unemployment, labour market, concept.
Сфера услуг России, несмотря на отставание от уровня развития ведущих стран мира, постепенно превращается в самостоятельный сектор экономики, от которого зависит будущее российской экономики.
В настоящее время свыше 60% численности занятых работает в данном секторе экономики. Учитывая, что в перспективе доля занятых в сфере услуг будет возрастать, то можно предположить, что большинство из них будет работать в негосударственном секторе экономики, сфере услуг, владеть менеджментом и маркетингом в сфере услуг, понимать специфику предпринимательской деятельности в этой сфере деятельности, уметь разрабатывать программы и прогнозы развития объектов сферы услуг, понимать отечественную специфику и проблемы занятости населения, а также своевременно выявлять негативные тенденции, которые могут иметь место в среднесрочной или долгосрочной перспективе.
Роль сферы услуг в современном мире
Господствующие мировые тенденции, разнообразие предлагаемых услуг превращает эту сферу деятельности в самостоятельный сектор экономики, который пронизывает наше общество, как «кровеносная система». По значимости она может сравниться с базовыми отраслями экономики, а функционально она близка к роли, которую играют отрасли и объекты инфраструктуры, создающие благоприятную среду для развития рыночной экономики.
В сфере услуг задействована основная часть негосударственного сектора. Ее образно можно назвать самой рыночной сферой деятельности.
По разнообразию видов обслуживания, начиная от бытовых услуг и кончая научноинформационными услугами, эта самая динамичная и демократичная сфера деятельности.
Она создает рабочие места, как в развитых, так и отсталых странах мира, как на севере, так и на юге планеты, как на государственном уровне, так и на уровне регионов и муниципальных образований.
Для индустрии сервиса характерно большое разнообразие в формах собственности и управления.
Этот сектор охватывает международные корпорации, банки, авиакомпании, компьютерные центры, телекоммуникации, страховые, юридические и консалтинговые фирмы, государственные и негосударственные структуры, а также некоммерческие организации.
Под сферой услуг обычно понимают совокупность отраслей народного хозяйства, результаты деятельности которых выражаются в предоставлении удобств.
Сфера услуг - эта система видов деятельности, которая независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, оказывают сервисные услуги, потребительная стоимость которых сводится к процессу предоставления услуг [1].
Под услугой в этом случае подразумевают содействие удовлетворению индивидуальных или коллективных потребностей без передачи права собственности на какое-либо имущество.
При предоставлении услуг реализуется экономическая функция аналогичная производству и продаже материальных ценностей. Отличие состоит в том, что процесс производства услуг по времени совпадает с их потреблением.
В сфере услуг труд не материализуется в вещах. В этой связи в экономической литературе иногда различают сферу услуг:
1) материального производства, относя сюда транспорт, связь, бытовое обслуживание;
2) социальной, культурной сферы, рассматривая здесь преимущественно услуги образования, физической культуры, науки и искусства;
3) в сфере удовлетворения первоочередных потребностей населения, под которыми подразумевается торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение;
4) в сфере денежного обращения - финансовые, банковские услуги, кредитование, страхование.
С развитием рыночных отношений происходит диверсификация потребностей и диверсификация функций в следствии сохранения принципа разделения труда, который приводит к появлению разнообразных видов деятельности по оказанию услуг. Поэтому любые категории и группировки услуг носят
непостоянный, временный характер в связи с появлением на рынке услуг новых ее видов.
Рост сервисных услуг в экономической сфере обусловлен такими важными в рыночных условиях факторами, как высокая доходность услуг, быстрота получения платы за выполняемые услуги и низкая материалоемкость, увеличивающая добавленную стоимость и, в конечном итоге, валовой внутренний продукт.
В перспективе, наряду с известными секторами экономики, появится новый ее вид «сервисная экономика». Возрастет значение понятия «услуги» как маркетингового продукта.
Понятие «сервисная экономика» является социально-ориентированным. В ней основное внимание уделяется конкретному клиенту, независимо от того к сфере материального производства, обращения или в сфере услуг, как таковой, относится предполагаемая услуга. Этот новый вид экономики может успешно развиваться в условиях рынка, развития конкуренции и маркетинга сферы услуг.
Развитие конкурентоспособных систем обслуживания требует понимания того, что услугу следует рассматривать в качестве результата маркетинговой деятельности конкретной компании, которой предшествует умение выделить отличительные характеристики различных видов услуг, классифицировать и ранжировать их, а также согласовывать спрос и предложение в сфере услуг и определять возможные формы управления этим процессом.
В этом случае услуга рассматривается в качестве маркетингового продукта.
Сущность маркетинга в сфере услуг заключается в деятельности, нацеленной на согласование спроса и предложения услуг. Следует отличать услугу от физического товара, под которым понимают предмет, устройство или вещь. В отличие от физического товара «услуга» - это действие, исполнение или усиление. В этой связи Ф. Котлер предложил определять услугу как «любое действие или исполнение, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [2]. Отсюда всякая конкретная услуга является процессом, в то время как любой физический товар им не является.
Услуга как маркетинговый продукт появляется в результате соединения двух систем, т.е. «покупателя» и «продавца». Она включает в себя обе системы, так как услуга может быть оказана при условии непрерывной их взаимосвязи. В качестве специфической особенности следует рассматривать то обстоятельство, что процессы производства, доставки и потребления услуги происходят одномоментно [2].
В условиях формирования постиндустриального общества в России, где сфера услуг не заняла доминирующее положение в рыночной экономике, маркетинг сферы услуг сводится к изучению ограниченного круга потребителей, интересующихся неразвитым перечнем (ассортиментом) услуг, в основном лишенным индивидуальных запросов и невысокой требовательностью к качеству и культуре обслуживания. Рынок услуг в основном ориентируется на стандартизированную продукцию, на единообразных и предсказуемых потребителей услуг.
В условиях развитых рыночных отношений и конкурентной борьбы предпринимателей на первый план выходят такие характеристики сферы услуг, как предоставление комплексных и уникальных видов услуг, повышенное требование к качеству услуг, высокий уровень профессиональной подготовки исполнителей; необходимость изучения динамики запросов массовых и индивидуальных потребителей, формирование и внедрение в сознание потребителей, а также на рынке услуг, имиджа фирмы, оказывающей услуги.
В перспективе, когда экономика страны приобретет черты «сервисной экономики», границы между отраслями, оказывающими услуги, будут исчезать (особенно в силу внутрифирменной диверсификации). Произойдет трансформация рынков услуг, в котором возрастет удельный вес индивидуальных потребительских запросов и предложений, появится множество сегментов потребителей, которые будут свободно перетекать из одного «устойчивого» сегмента рынка в другой.
Для новой сервисной экономики будет характерен отход от стандартных продуктов и услуг. Возрастет значение услуг, имеющих отличительные признаки, свойственные ярким индивидуальностям, что, в конечном итоге, приведет действующие на рынке фирмы и компании к ориентации на дифференцированные услуги. В результате изменятся сложившиеся формы управления сферой услуг.
Процесс управления объектами сферы услуг имеет принципиальные отличия, связанные с понятием «неосязаемости» услуг, до их приобретения. В этой связи возрастает значение косвенных элементов, позволяющих оценить потребителем потенциальное качество обслуживания. Среди этих элементов следует выделить такие из них, как внешний вид офиса фирмы, внешний вид руководителей и служащих компании; использованный дизайн внутреннего интерьера фирмы; наличие современного технологического оборудования, качество используемой оргтехники, уровень развития систем коммуникаций; контингент клиентов, обращающихся к услугам данной фирмы; способность компании ис-
пользовать разнообразные методы и способы психологического воздействия на конкретные рынки услуг, начиная от поддержания имиджа фирмы и кончая умением распространять благоприятную информацию о выполненных запросах известных клиентов.
Управление сферой услуг находится в прямой зависимости от применения маркетинга в сфере услуг, который, в свою очередь, учитывает одномоментность, несохраняемость услуги и амплитуду колебания качества услуги. Результат маркетинговой деятельности фирмы выражается в потенциальном доверии клиента и ожидаемом качестве выполняемых ею услуг. Практически этот результат достигается путем увеличения доли постоянных клиентов в общей численности их обслуживания. При сравнении деятельности собственных маркетинговых служб и специализированных компаний по анализу конъюнктуры рынка услуг с позиций затрат предпочтение отдается последним. В то же время фирмы сохраняют собственные маркетинговые службы, так как
хотели бы иметь аналитические обзоры состояния дел на рынке услуг и получать конкретные ответы на поставленные вопросы. Малые и средние предприятия лишены возможности заказывать маркетинговые исследования у специализированных фирм. Поэтому им в этом должны помогать местные органы власти, создавая соответствующие некоммерческие службы.
Влияние сферы услуг на развитие рынка труда
За последний период существенно изменилась структура занятости населения. Структура экономики региона играет определяющую роль в структуре занятости населения. С 2005 года Федеральной службой государственной статистики занятость определяется не по отраслям экономики, а по сферам деятельности, что затрудняет выявление структурных сдвигов в сфере занятости населения. Однако и по тенденциям за последние 7 лет можно сделать ряд выводов относительно изменения структуры занятости.
Таблица 1 2012 годах по сферам
Изменение структуры занятости населения России в 2003 -
деятельности, в %
2GG3 2G12 Темпы роста 2G12 г. к 2GG3 г., в %
Занято в экономике - всего 100 100 100,00
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 10,5 7,2 68,57
Рыболовство, рыбоводство 0,3 0,2 66,67
Добыча полезных ископаемых 1,9 2 105,26
Обрабатывающие производства 19,1 15 78,53
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,1 3,3 106,45
Строительство 6,2 7,4 119,35
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 14,5 16,1 111,03
Гостиницы и рестораны 1,9 2,1 110,53
Транспорт и связь 9 9,4 104,44
Финансовая деятельность 1,2 2 166,67
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,7 6,6 115,79
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 7,2 7,5 104,17
Образование 9,1 9,2 101,10
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 7,1 8 112,68
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3,2 3,9 121,88
Примечание: Рассчитано по данным источника: Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2012: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. С. 73.
Как следует из таблицы 1, сфера услуг в России за 2003 - 2012 гг. показала существенный рост по доле занятых на фоне сокращения занятости в сфере сельского хозяйства, рыболовства и обрабатывающих производств. Однако, в субъектах Российской Федерации тенденции в сфере занятости населения не всегда совпадали с общероссийскими. Выделим некоторые региональные особенности занятости по сферам экономической деятельности в 2003 -2012 годах.
Во-первых, во всех регионах, кроме Еврейской автономной области, произошло сокращение занятости в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты и рыболовства. Самое значительное сокращение отмечалось в Курской, Рязанской, Кировской, Иркутской областях и Республике Марий Эл. Во-вторых, в большинстве регионов, кроме Белгородской, Амурской и Калининградской областей, Республик Ингушетия, Калмыкия и Бурятия и Чукотского автономного округа, отмечается снижение занятости в обрабатывающих производствах. В-третьих, в большинстве регионов (62 из 83 регионов) отмечается рост занятости в сфере строительства, производства и распределение электроэнергии, газа и воды. В-четвертых, практически во всех регионах выросла занятость в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных
Регионы с наибольшей и наименьшей долей з
численности заняты
средств и предметов личного пользования, ресторанном и гостиничном бизнесе, сфере операций с недвижимым имуществом. Наибольший рост в данных сферах произошел в г. Санкт-Петербурге, Свердловской и Курской областях, Алтайском, Забайкальском и Хабаровском краях и Республиках Марий Эл и Мордовия. В-пятых, во всех субъектах Федерации, кроме отдельных регионов Приволжского федерального округа (Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Кировской, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей) произошло снижение доли занятых в сфере образования. При этом занятость в сферах здравоохранения и предоставления коммунальных услуг населению наоборот увеличилась во всех регионах, кроме Республик Алтай, Татарстан и Тыва, Алтайского, Забайкальского, Пермского и Хабаровского краев, Ханты-Мансийского автономного округа, Амурской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской и Томской областей. Несмотря на произошедшие изменения и увеличение занятости в сфере услуг, значительная доля занятого населения в России (свыше 30%) по-прежнему сосредоточена в сфере промышленности и сельского хозяйства. Регионы с наибольшей и наименьшей долей занятых в сфере услуг в 2011 году представлены в таблице 2.
Таблица 2
нятых в сфере услуг в 2011 году, в % от общей
в экономике региона
Сфера деятельности Регионы с наибольшей долей занятых в данной сфере Регионы с наименьшей долей занятых в данной сфере
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования Нижегородская обл., Ростовская обл., Курская обл., Брянская обл., г. Москва Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО, Респ. Коми, Чеченская Респ.
Гостиницы и рестораны Владимирская обл., Краснодарский край, Респ. Северная Осетия, Сахалинская обл., Респ. Дагестан Респ. Саха (Якутия), Чеченская Респ., Ямало-Ненецкий АО, Белгородская обл., Курская обл.
Транспорт и связь Ханты-Мансийский АО, Респ. Коми, Ямало-Ненецкий АО, Забайкальский край, Респ. Карелия Респ. Марий Эл, Чеченская Респ., Респ. Алтай, Респ. Адыгея, Респ. Ингушетия
Операции с недвижимым имуществом Новосибирская обл., Нижегородская обл., Московская обл., г. Санкт-Петербург, г. Москва Респ. Дагестан, Чеченская Респ., Кабардино-Балкарская Респ., Респ. Калмыкия, Респ. Ингушетия
Образование Респ. Саха (Якутия), Чеченская Респ., Респ. Алтай, Респ. Ингушетия, Респ. Тыва Ленинградская обл., г. Москва, Калининградская обл., Московская обл., Владимирская обл.
Здравоохранение и предоставление социальных услуг Респ. Калмыкия, Чеченская Респ., Забайкальский край, Респ. Ингушетия, Респ. Тыва Ямало-Ненецкий АО, г. Москва, Ленинградская обл., Владимирская обл., Респ. Татарстан
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг г. Москва, Респ. Дагестан, Респ. Тыва, Респ. Ингушетия, Новосибирская обл. Ханты-Мансийский АО, ЯмалоНенецкий АО, Владимирская обл., Воронежская обл., Оренбургская обл.
Примечание: Рассчитано по данным источника: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. С. 104-111.
Что касается полового состава занятых в сфере услуг, то во всех субъектах Российской Федерации прослеживается перевес в данной сфере в пользу женщин. Наибольший удельный вес женщин в 2012 году отмечался в сфере образования (81,5%), здравоохранения (79,9%), гостиничном и ресторанном бизнесе (77,0%). Единственной сферой деятельности, в которой преобладали мужчины, являлось государственное управление и обеспечение военной безопасности - в 2012 году доля занятых мужчин составила 58,7% [7, с. 74].
Отдельно следует проанализировать влияние ценового фактора на изменение структуры занятости населения, то есть заработную плату работников (номинальную и реальную). Самая низкая номинальная заработная плата в 2011 году к среднероссийскому уровню отмечалась в гостиничном и ресторанном бизнесе (64,3%), образовании (67,2%), здравоохранении (75,0%), оптовой и розничной торговле (87,8%) [6, с. 170-171]. При этом в финансовой сфере отмечалась самая высокая номинальная заработная плата - 239,2% к среднероссийскому уровню. Также высокая заработная плата свойственна сфере операций с недвижимым имуществом, в 2011 году она превышала среднероссийский уровень на 53,5%.
В целом по Российской Федерации в 2011 году номинальная заработная плата выросла на 12,4% к уровню 2010 года, а реальная
- только на 5,2%. При этом по сфере услуг наибольший рост номинальной и реальной заработной платы (свыше 10% к уровню 2010 года) отмечался в финансовой деятельности, в сфере транспорта и связи, а также в сфере операций с недвижимым имуществом. Самый низкий рост номинальной заработной платы (менее 6% к уровню 2010 года) был характерен для сферы образования и здравоохранения. При этом темпы роста реальной заработной платы в данных сферах деятельности вообще оказались отрицательными к уровню 2010 года.
В этой связи следует отметить один парадоксальный на первый взгляд момент: согласно данным Федеральной службы государственной статистики в тех сферах деятельности, в которых наблюдается наибольшая величина заработной платы и ее наибольший рост (финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление и обеспечение военной безопасности), также отмечается высокий спрос на труд в виде заявленных в службу занятости вакансий. И, наоборот, в тех сферах деятельности, где заработная плата достаточно низкая (образование, оптовая и розничная торговля, предоставление коммунальных, социальных и персональных
услуг), отмечается низкий спрос на труд. Очевидно, что такое положение дел противоречит так называемому закону спроса на труд, согласно которому при повышении заработной платы, спрос на рабочую силу должен снижаться. Однако в реальности на величину спроса на труд и на региональные различия в структуре и динамике занятости в сфере услуг влияет не только ценовой фактор (заработная плата), но и множество неценовых факторов, которые для современного состояния развития сферы услуг в России оказались более решающими, чем заработная плата. Данные факторы можно разделить на несколько групп (см. табл. 3).
Из таблицы 3 следует, что в целом число факторов, сдерживающих рост занятости в сфере услуг в России, превышает число факторов, способствующих ее развитию. В связи с этим возникает необходимость в государственном регулировании развития сферы услуг, в частности, в разработке маркетинговой стратегии на федеральном и региональном уровнях.
Выбор маркетинговой стратегии развития сферы услуг
I. Федеральный уровень
Долгосрочная маркетинговая стратегия и концепция развития сферы услуг должна опираться на долгосрочную стратегию социально-экономического развития Российской федерации, которая в свою очередь зависит от содержания Послания Президента РФ Федеральному собранию, в части основных направлений социальной политики.
Необходимость разработки долгосрочной маркетинговой стратегии определяется следующими обстоятельствами:
- поэтапным выявлением целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития и их увязкой с базовыми принципами, приоритетами, источниками финансирования и механизмом, ориентированным на достижение ожидаемых результатов от развития индустрии сервиса.
- достижения предсказуемости социальной политики государства для всех слоев общества, достижения стабильности и обеспечения требуемой социально-экономической безопасности для России в целом и всех ее регионов.
Долгосрочная стратегия развития сферы услуг - это контуры сервисного сектора экономики будущего с учетом перспективного спроса и предложения на его услуги. Данная стратегия ориентирована на решение приоритетных проблем в рамках социальной политики государства, на достижение социального согласия и обеспечение достойного образа жизни независимо от региона проживания жителей нашей страны.
Таблица 3
Факторы, влияющие на динамику занятости населения в сфере услуг в субъектах Российской
Федерации
Группа факторов Способствующие росту занятости в сфере услуг Сдерживающие рост занятости в сфере услуг
Экономические - рост совокупного спроса в стране; - рост мегаполисов - центров притяжения труда и финансовых ресурсов; - развитие сферы коммуникаций (сотовой связи и Интернет); - банкротство ряда предприятий производственной сферы в результате экономического кризиса 2008-2010 гг. - старая структура экономики ряда субъектов Федерации (преимущественное развитие ресурсно-сырьевой базы в регионах или аграрного сектора); - несовершенство системы ценообразования в сфере услуг; - низкая оплата труда персонала сферы услуг (по сравнению с сырьевым сектором); - недостаток инвестиций в сферу услуг; - высокие риски предпринимательской деятельности; - распространение теневой занятости; - высокие ставки по кредитам для бизнеса.
Социальные - изменение образовательных стандартов в вузах и сузах, открытие новых специальностей и направлений, готовящих специалистов для сферы услуг; - рост потребности населения в организации досуга; - рост инвестиций в человеческий капитал; - развитие нестандартных форм занятости (аутсорсинг, лизинг, фрилан-синг, работа по гибкому и свободному графику) - дефицит квалифицированных специалистов на фоне избытка выпускников с высшим образованием; - низкая внутренняя мобильность населения; - высокий уровень скрытой безработицы; - «утечка мозгов» из периферии в Центр; - национальные и психологические особенности жителей отдельных регионов (какой труд и в какой сфере считается престижным, какие профессии считаются «мужскими» и «женскими»).
Правовые - создание благоприятных правовых условий и гарантий хозяйствования для инвесторов, в частности, иностранных; - повышение грамотности населения в области открытия собственного дела; - создание эффективного института банкротства для юридических лиц.
Примечание: таблица составлена авторами
При выработке долгосрочной стратегии следует обратить внимание на:
- разработку стратегической модели социального облика российского общества и обоснование экономической модели отечественной экономики, а также на роль индустрии сервиса в этом процессе;
- этапы, сроки и механизм достижения социальных целей, среди которых особое место займут задачи, связанные с повышением уровня жизни населения, обеспечения социально-экономической устойчивости формируемого нового общественного уклада жизни;
- определение роли и места России в трансформациях социальных процессов мирового сообщества, включение ее в мирохозяйственные связи по линии международных контактов, обмена информацией и сотрудничества межгосударственных компаний и банков, обслуживающих мировую экономику;
- формирование сценариев развития экономики России и ее регионов с учетом уровня развития сферы услуг:
1) целевой и пессимистический сценарии, рассчитанные на благоприятные и неблагоприятные внешние факторы и условия, влияющие на социальную и экономическую безопасность государства;
2) сценарии, различающиеся темпами роста уровня жизни населения и целевыми установками (параметрами), отражающими степень приближения к показателям качества жизни и сферы услуг, соответствующим мировым стандартам развития стран мира;
3) сценарии, зависящие от интенсивности инвестиционных вливаний, включая иностранные, в производственную и непроизводственную сферу экономики страны;
4) сценарии, связанные с темпами реформирования экономики страны по таким вариантам как:
- усиление влияния государства на регулирование социальных и экономических сфер развития страны;
- усиление контроля за ходом, темпами и результатами реформирования народного хозяйства России;
- увязка различных вариантов реформ с уровнем социальных издержек и финансовыми возможностями государства, особенно в процессе реформирования таких сфер, как жилищно-коммунальное хозяйство, туризм поддержка объектов сферы услуг межрегионального и межгосударственного значения.
Концепция перспективной маркетинговой стратегии социально-экономического развития России до 2015 г.
Перспективная стратегия социально-экономического развития страны формируется исходя из последовательной реализации и рационального сочетания макроэкономической
и социальной политики, а также их согласования со всеми ветвями власти.
Макроэкономическая политика ориентирует развитие экономики и сферы услуг на выбор инновационной модели развития страны. На возможность решения отечественных проблем таким путем указывает опыт многих развитых стран мира.
Разработка маркетинговой стратегии развития сферы услуг должна опираться на долгосрочный социально-экономический прогноз развития Российской Федерации, с помощью которого предполагается преодолеть технологическую отсталость, как в производственной так и непроизводственной сферах. Кроме того, она должна быть увязана по целям, средствам и ожидаемым результатам с социальной политикой РФ.
Концепция долгосрочной маркетинговой стратегии для федерального уровня должна ориентироваться и координироваться с Концепцией долгосрочной стратегии социально-экономического развития России, разрабатываемой в Министерстве экономического развития РФ.
Эта концепция предусматривает целенаправленное, согласованное и объективно контролируемое статистической отчетностью последовательное преобразование с помощью мер государственной политики: I) структуры национального капитала; 2) структуры валового выпуска; 3) структуры продукции (услуг) конечного непроизводственного потребления; 4) структуры внешнеторгового оборота страны; 5) структуры затрат на фундаментальные и прикладные научно-технические разработки.
Условия реализации долгосрочных маркетинговых целей на федеральном уровне должны включать следующие элементы:
- соблюдение достижения намечаемых темпов роста важнейших макроэкономических и социальных показателей на каждом этапе долгосрочной маркетинговой стратегии;
- увязку долгосрочных целей, выделяемых средств и разрабатываемого механизма государственного регулирования социальноэкономического развития страны в рамках «обобщенной социально-экономической модели российского общества»;
- достижение компромисса между возможностью инвестирования реального сектора экономики и повышением уровня жизни населения, соблюдением социально-гарантированных форм обслуживания населения;
- обеспечение нормативно-правового и государственного регулирования социально-экономического развития страны (нормативно-правовое обеспечение деятельности, соблюдение интересов собственников и наемных работников, обеспечение государствен-
ных нужд, управление казенными и унитарными предприятиями, защита интересов отечественных товаропроизводителей и негосударственных фирм, работающих в сфере услуг населения).
II. Территориальный аспект долгосрочной маркетинговой стратегии
Территориальный аспект долгосрочной маркетинговой стратегии должен опираться на цели, средства и ожидаемые результаты федеральной региональной политики, а также на долгосрочный прогноз территориального социально-экономического развития Российской Федерации.
Цель долгосрочной стратегии территориального развития ориентирована на выявление долговременных тенденций развития страны, отслеживания изменений в территориально-отраслевой структуре экономики страны, нейтрализацию негативных факторов, влияющих на социально-экономическую безопасность страны и ее регионов, а также на стабилизацию социально-экономического положения, повышение качества и уровня жизни населения, создания условий для развития объектов социальной сферы и укрепление федеративных начал в государстве.
Региональная маркетинговая стратегия опирается на многоуровневую систему, включающую прогноз территориального аспекта развития страны, прогнозы социально-экономического развития федеральных округов и прогнозы социально-экономического развития субъектов Федерации, а также прогнозы развития городов, административных районов и населенных пунктов.
На федеральном уровне основным объектом территориальной стратегии является Российская Федерация в разрезе федеральных округов и крупных экономических районов.
Обоснование стратегии развития этих территорий на федеральном уровне осуществляется преимущественно по макроэкономическим показателям, связанным с валовым региональным продуктом, объемами промышленного и сельскохозяйственного производства, объемами и структурой инвестиций, оборотом розничной торговли, сферой платных услуг и уровнем безработицы.
Согласование стратегий федерального и регионального уровня осуществляется не только по показателям, характеризующим производственную и непроизводственную сферу, включающую отрасли сферы услуг. В процессе согласования и балансировки должна осуществляться увязка территориального разреза отраслевых прогнозов развития сферы услуг с предложениями субъектов Федерации, направляемыми в Минкэкономразвития РФ. После этого формируется компромиссный вариант территориального развития
страны, на базе которого может разрабатываться территориальный стратегический маркетинг.
Учет влияния факторов, влияющих на территориальный стратегический маркетинг, осуществляется только по факторам имеющим долговременный характер. Среди них в первую очередь выделяют:
- геополитическое и транспортно-географическое положение регионов;
- социально-исторические и национальные особенности и условия, влияющие на уровень жизни и обеспеченность населения объектами сферы услуг;
- природно-климатические условия, оказывающие влияние на стоимость жизни и потребности населения в объектах сферы услуг;
- уровень социально-экономического развития, территориальную специализацию субъектов федерации, масштабы и уровень развития индустрии сервиса;
- потенциальные возможности развития межгосударственных и межрегиональных объектов сферы услуг, включая услуги от туризма, объектов культуры, здравоохранения, образования, спортивных и других сооружений непроизводственной сферы.
Содержание территориальной стратегии развития России и ее регионов включает обоснование следующих перспективных направлений:
- оценка итогов развития и долговременных тенденций социально-экономического развития;
- выявление проблем, требующих решения в рамках федеральной региональной и социальной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- оценка экологического состояния регионов, выявление причин экономических кризисов и путей их решения;
- оценка эффективности внешнеэкономических и межрегиональных связей в рамках экономического, социального, научно-технического, инвестиционного, культурного и информационного сотрудничества;
- выявление региональных кризисных ситуаций, влияющих на социально-экономическую безопасность страны, имеющих федеральное значение и социальную окраску;
- оценка хода реализации федеральных социальных региональных программ, анализ причин их невыполнения, усиление механизма выполнения программ в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- оценка результативности «федеральной региональной политики» и «федеральной» социальной политики», их влияние на процессы, протекающие внутри субъектов Федерации, а также на уровне предприятий и фирм, оказывающих услуги.
ЛИТЕРАТУРА
1. Котилко В.В. Транспортная система России и стран СНГ: международные транспортные коридоры, М.: Русская деревня 2005г. 15 п.л.
2. Челенков А. Маркетинг услуг. М: Центр маркетингового исследования и менеджмента, 2001.
3. Котилко В.В., Галайда Н.К. Методы и критерии оценки транспортной политики государств-участников ЕЭП // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2006, №6. - С. 33-40.
4. Котилко В.В. Критерии оценки транспортной политики государств-участников ЕЭП // Вестник Поволжского гос.ун-та сервиса. Серия экономика, 2009. - Выпуск 6, Тольятти. - С.54-58.
5. Котилко В.В., Саралидзе А.М. Социальная политика и сфера услуг. Владим. Госуниверситет, 2004.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012.
7. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2012: Стат.сб./ Росстат. - М., 2013.
Russia and CIS countries: international transport corridors]. Moscow, Russkaia derevnia, 2005.
2. Chelenkov A. Marketing uslug [Marketing services]. Moscow, Tsentr marketingovogo issledovaniia i menedzhmenta,
Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - The National interest: priorities and safety, 2006, no.6, pp.33-40 (in Russian).
4. Kotilko V.V Criteria for the assessment of transport policy of the States-participants of the CES. Vestnik Povolzhskogo gos.un-ta servisa. Seriia ekonomika - Vestnik of the VGU the service. A series of Economics, 2009, V.6, Tol'iatti. pp.54-58 (in Russian).
5. Kotilko V.V., Saralidze A.M. Sotsial'naia politika i sfera uslug [Social policy and services]. Vladimir, 2004.
6. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2012: Stat. sb. / Rosstat [Regions Of Russia. Socio-economic indicators. 2012: Stat. collection / Rosstat]. Moscow, 2012.
7. Ekonomicheskaia aktivnost' naseleniia Rossii (po rezul'tatam vyborochnykh obsledovanii) [Economic activity of the population of Russia (according to the results of sample surveys)]. Moscow, 2013.
2001.
3. Kotilko V.V., Galaida N.K. Methods and criteria for the assessment of transport policies of the member states.
Информация об авторах:
Котилко Валерий Валентинович
(Россия, Москва)
Профессор, Академик РАЕН.
Доктор экономических наук. Главный научный сотрудник.
'Совет по изучению производительных сил' Минэкономразвития РФ и РАН E-mail: [email protected]
Information about authors:
Kotilko Valerii Valentinovich
(Russia, Moscow)
Professor, Academician of RANS Doctor of Economic Sciences. Chief researcher Council for the Study of Productive Forces» of Economic Development of the Russian Federation and the Russian Academy of Sciences E-mail: [email protected]
Ефимова Екатерина Андреевна
(Россия, Самара)
Доктор экономических наук.
Доцент кафедры менеджмента Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева (НИУ)» E-mail: [email protected]
Efimova Ekaterina Andreevna
(Russia, Samara)
Doctor of Economic Sciences Associate Professor of management.
The Leading and National Research Samara State Aerospace University E-mail: [email protected]