УДК 338.242
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И СФЕРЫ УСЛУГ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Абазиева Камилла Григорьевна,
д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента, e-mail: [email protected], Ростовский филиал Московского университета имени С.Ю. Витте,
г. Ростов-на-Дону,
Гончарова Светлана Николаевна,
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, e-mail: [email protected], Ростовский филиал Московского университета имени С.Ю. Витте,
г. Ростов-на-Дону,
Гуденица Ольга Васильевна,
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, e-mail: [email protected], Ростовский филиал Московского университета имени С.Ю. Витте,
г. Ростов-на-Дону
В статье объектом исследования является социально-экономическое развитие города Ростова-на-Дону, предметом исследования - особенности и тенденции развития потребительского рынка и сферы услуг в части выявления на мировом уровне ключевых трендов, угроз и возможностей. Региональное развитие является одним из важнейших факторов, взаимосвязанных с тенденциями развития страны и относящихся к стратегическим национальным приоритетам. Эффективно функционирующий потребительский рынок и сфера услуг автоматически выполняет ряд задач, которые влияют на состояние общенациональной экономики. К таким задачам относят: расширение производства, повышение качества выпускаемой продукции за счет развития конкуренции, преодоление монополизации, расширение спектра выпускаемых товаров для полного удовлетворения спроса населения. Исходя из этого, потребительский рынок и сфера услуг - одна из центральных систем, которая оптимизирует производство продукции и регулирует структуру товаров и услуг внутри страны. Потребительский рынок и сфера услуг - одна из фундаментальных структур национальной экономики. Она создает оптимальные условия для воспроизводства продукции, обеспечивает эффективность товарно-рыночных отношений между экономическими агентами, удовлетворяет потребительский спрос в условиях конкурентной среды. Потребительский рынок - центральная система рыночной экономики, способствующая свободному товарообороту на мировом, федеральном и региональном уровнях. Основной метод исследования - статистический. Дана оценка состояния и динамики развития основных показателей потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону. Выявлены основные проблемы долгосрочной перспективы развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону на основе проведенного анализа. Нами разработаны и определены ключевые тренды, угрозы и возможности на мировом уровне для решения обозначенных проблем. Подобная ситуация обусловливает высокую степень актуальности исследования, посвященного анализу тенденций внешней среды для экономики Ростовской области, выявлению факторов, способных повлиять на развитие региона, а также определению вероятных угроз и возможностей для устойчивого развития Ростовской области [8, с. 495].
Ключевые слова: потребительский рынок, сфера услуг, ключевые проблемы, конкурентные преимущества, тренды, возможности, угрозы
KEY TRENDS IN DEVELOPMENT OF CONSUMER MARKET AND SERVICE INDUSTRY OF ROSTOV-ON-DON CITY
Abazieva K.G.,
Doctor of Economic Sciences, professor at the Department of Economics and management,
e-mail: [email protected], Rostov branch of Moscow Witte University, Rostov-on-Don,
Goncharova S.N.,
Candidate of Economic Sciences, associate professor at the Department of Economics and management,
e-mail: [email protected], Rostov branch of Moscow Witte University, Rostov-on-Don,
Gudenitsa O.V.,
Candidate of Economic Sciences, associate professor at the Department of Economics and management,
e-mail: [email protected], Rostov branch of Moscow Witte University, Rostov-on-Don
Social and economic development of the city ofRostov-on-Don is the target of research in this paper, while specific features and tendencies of development of the customer market and service industry and, in particular, its key trends, threats, and opportunities are the scope of research. Regional development is one of the core factors interrelated with tendencies of national development, which can be listed among strategic national priorities. An efficiently operating consumer market and service industry inherently meets specific goals which have impact on the state of the national economy. These goals include production expansion, improvement of quality of manufactured goods due to development of competitiveness, successful addressing of the problem of monopolization and introduction of new products in order to completely meet demand of the population. On the basis of the aforesaid, the consumer market and service industry are among the key systems which optimize production and regulate the structure of domestic production and rendering ofservices. The consumer market and service industry are also among the fundamental structures of the national economy. The market and industry create optimal conditions for reproduction of goods, ensure efficiency of intermarket relations between economic agents, and meet consumer demand in the context of competitive environment. The consumer market is the key system of the market economy, which facilitates commodity turnover at a global, federal, and regional level. We performed our analysis using the statistical method. We provided evaluation of the current situation and dynamics of development of the basic parameters of Rostov-on-Don consumer market and service industry. On the basis of the said analysis we identified the main problems of long-term prospects of development of Rostov-on-Don consumer market and service industry. We developed and identified key trends, threats, and opportunities at a global level in order to solve the said problems. The current situation pre-conditions high relevance of our research dedicated to analysis of tendencies of the environment beyond the economy of the Rostov region, detection offactors which may have impact on development of our region, and identification ofpossible threats and opportunities for steady development of the Rostov region [8, p.495].
Keywords: consumer market, service industry, key problems, competitive advantages, trends, opportunities, threats
DOI 10.21777/2587-554X-2018-4-61-72
Введение
Потребительский рынок - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, основной социальной целью которого является обеспечение территориальной и ценовой доступности для потребителей широкого ассортимента товаров и услуг [6]. На современном этапе социально-экономического развития общества потребительский рынок стал одним из первых индикаторов многих трансформационных процессов, происходящих в стране и показывающих уровень развития предпринимательской активности, общества и государства. Поэтому проблемы стабилизации и раз-
вития потребительского рынка города Ростова-на-Дону в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью потребительского рынка в его активном воздействии на состояние процессов производства товаров и услуг, их распределение и потребление.
1 Описание и оценка объекта стратегирования и ключевых показателей
Объект стратегирования «Потребительский рынок и сфера услуг» включает три подсистемы:
- розничная торговля;
- общественное питание;
- бытовое обслуживание населения;
- защита прав потребителей.
Основные характеристики объекта стратегирования города Ростова-на-Дону по состоянию на 01.01.2018 года:
1 Розничная торговля:
- на территории города функционируют 12059 предприятий розничной торговли, 10 розничных рынков;
- общий объем торговых площадей составляет 987,3 тыс. кв. метров;
- обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 885 кв. м. (при нормативе, утвержденном Правительством Ростовской области от 01.09.2016 № 619 - 765 кв. м на 1000 жителей);
- оборот розничной торговли по всем каналам реализации в 2017 году - 457824,8 млн рублей (увеличение к уровню 2016 года составило 3,4%).
Цели управления объектом:
- развитие многоформатной торговли;
- оптимизации числа функционирующих на территории города нестационарных торговых объектов;
- развитие конкуренции;
- сдерживание роста цен, в том числе за счет расширения каналов сбыта продукции областных производителей.
Динамика развития объекта: институциональная структура розничной торговли города имеет устойчивую тенденцию увеличения доли торгующих организаций стационарной торговой сети при снижении удельного веса рыночной и ярмарочной торговли.
Структура потребительского рынка города:
• стационарные торговые сети:
- федеральные (наиболее крупные из них: «Компания «X5 Retail Group» (сеть гипермаркетов «Перекресток» и магазинов «Пятерочка»), «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»), «О'КЕЙ», «Лента», «Метро Кэш энд Керри», «Ашан», «Медиа Маркет», «Эльдорадо», «М.Видео», «Леруа Мерлен»);
- местные (наиболее крупные: «Ассорти-Групп», «Апекс Плюс», «Солнечный круг», «Рулька», «Тавровские мясные лавки»);
• рынки:
- универсальные (ООО «Элеонора», ООО УК «Рынок «Донской», ООО ТФ «Донские зори», ЗАО «Центральный рынок», ООО «ПАН-КОМ», ООО «Западное», ООО «Нахичеванский базар»);
- специализированные (вещевой рынок - ООО «Георгий», строительный - ООО «Лидер», автомобильный - ООО «Фортуна-Дон»);
• ярмарки, проводимые в утвержденных администрацией города на очередной календарный год местах в утвержденные администрацией сроки в соответствии с разработанными Методическими рекомендациями по организации и проведению ярмарок на территории Ростовской области. Организаторами ярмарочной деятельности являются органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
• нестационарные торговые сети (НТО), организация и размещение объектов которых на территории города Ростова-на-Дону регулируется постановлениями Правительства Ростовской области № 663 от 19 июля 2012 и 583 от 18.09.2015 и постановлениями Администрации города Ростова-на-
Дону № 1351 от 30.12.2015 и № 1379 от 31.12.2015 [2]. В Схему размещения нестационарных торговых объектов в 2017 году включены 2914 земельных участков (из них павильонов - 1464, киосков - 806, автомагазинов - 79, торговых галерей - 32, ёлочных базаров - 71, бахчевых развалов - 45, киосков для торговли безалкогольными напитками - 183, летних кафе - 147) и дополнительно 245 земельных участка, предназначенных для размещения НТО в дни проведения праздничных, фестивальных мероприятий, имеющих краткосрочный характер.
2 Общественное питание:
Основные характеристики объекта стратегирования города Ростова-на-Дону по состоянию на 01.01.2018 года:
- на территории города функционируют 1827 предприятий общественного питания (в том числе 1457 объектов открытой сети);
- общее количество посадочных мест составляет 78000 (в том числе 60400 в открытой сети);
- обеспеченность посадочными местами на 1000 жителей составляет 64,7 мест;
- оборот общественного питания составил 22193,8 млн рублей (увеличение по сравнению с 2016 годом на 9,15% в сопоставимых ценах).
Цели управления объектом:
- развитие общедоступной сети предприятий общественного питания города с ориентацией на территориальную и ценовую доступность для потребителей с различным уровнем дохода;
- развитие сети общественного питания на площадях торговых и деловых центров города.
Динамика развития объекта: положительная до 2016 года и замедление темпов роста рынка услуг
общественного питания в 2017 году, обусловленное следующими факторами:
- вступлением в силу с 01.07.2014 «антитабачного закона», что сказалось на посещаемости предприятий общественного питания (30-50%);
- вступлением в силу постановления от 14.06.2013 № 640 «Об определении границ прилегающих территорий к детским, образовательным, медицинским организациям, объектам спорта, оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам, местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти Российской Федерации, объектам военного назначения, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Ростове-на-Дону» [2], которым установлено минимальное значение расстояния границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции;
- введением с 01.01.2016 года обязательного подключения индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков) к ЕГАИС [4] с предоставлением ежемесячного отчета;
- ужесточением требований, предъявляемых к предприятиям общественного питания, при подготовке организации питания клиентских групп при проведении игр чемпионата мира по футболу 2018 года в г. Ростове-на-Дону (внедрение системы ХАССП, требование знания (обучения) иностранных языков персоналом, требование разработки меню на иностранном языке, обязательная вакцинация и т.д.);
- открытием аэропорта «Платов», закрытием аэропорта города Ростова-на-Дону и прекращением в связи с этим деятельности Комбината питания ОАО Аэропорт Ростов-на-Дону и его структурных подразделений, ООО Правовые технологии, арендаторов торговых площадей;
- закрытием ряда ресторанов (ГК «РИС», «Якитория», «Максимильян», «Нескучный сад», «Шушу-бар», «Добрый Эль» и других) в связи с повышением стоимости аренды помещений, снижением покупательской способности населения;
- реконструкцией помещений;
- реорганизацией предприятий и другие.
Структура сети предприятий общественного питания города складывается из:
1) стационарных объектов питания:
• предприятий быстрого питания:
- федеральные сетевые операторы быстрого питания ("McDonalds", "Subwey", "KFC", "Burger King";
- региональные компании быстрого питания («Рестпрофи», «Есть&Пить», «Хорошие рестораны», «Вкуснолюбов» и другие).
• Ресторанов;
• баров, кафе, кафе-пекарней;
• столовых при учебных заведениях, предприятиях и организациях;
• закусочных;
• общедоступных столовых;
• других предприятий.
2) Нестационарных объектов питания.
3) Бытовое обслуживание населения
Основные характеристики объекта стратегирования города Ростова-на-Дону по состоянию на 01.01.2018 года:
- на территории города функционируют 3027 предприятий и организаций бытового обслуживания, предоставляющих различные виды бытовых и сервисных услуг.
Цели управления объектом:
- повышение уровня сферы бытовых услуг;
- улучшение жизненной среды населения города, повышение качества его жизни.
Динамика развития объекта: замедление темпов роста рынка бытовых услуг. Традиционно
доминируют следующие их виды: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонт бытовых машин и оргтехники, парикмахерские услуги
Структура сети бытового обслуживания населения включает предприятия, предоставляющие следующие услуги:
- ремонт и пошив обуви;
- ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий;
- химическая чистка и окраска;
- ремонт и техническое обслуживание бытовой теле и радиоэлектронной аппаратуры;
- ремонт бытовых машин, приборов;
- изготовление и ремонт мебели;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
- услуги фото и кинолабораторий;
- услуги парикмахерских;
- косметические услуги;
- услуги проката;
- услуги бань, душевых и саун;
- прочие услуги непроизводственного характера.
3 Защита прав потребителей:
1) пресечение несанкционированной торговли на территории города Ростова-на-Дону посредством осуществления рейдов, проводимых Комитетом по торговле и бытовому обслуживанию Администрации города Ростова-на-Дону и администрациями районов совместно с сотрудниками отделов полиции УВД с целью:
- выявления фактов торговли в неустановленных местах и с нарушениями требований действующего законодательства, регулирующего розничную продажу алкогольной и другой продукции, изъятия продукции, находящейся в незаконном обороте;
- выявления и демонтажа самовольно установленных временных строений (сооружений) - объектов НТО;
2) проведение мониторинговых мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований действующего законодательства и предоставления услуг общественного питания и торговли надлежащего качества;
3) проведение с руководителями предприятий потребительского рынка семинаров, посвященных вопросам соблюдения санитарных норм и правил, внедрения и функционирования системы менеджмента качества на основе принципов ХАССП, обеспечения безопасности и повышения уровня квалификации работников;
4) профилактика террористических угроз с целью укрепления антитеррористической и противо-диверсионной защищенности предприятий потребительского рынка путем:
- паспортизации и ведения реестра учета паспортов безопасности мест массового пребывания людей, которыми являются крупноформатные предприятия торговли и общественного питания (торговые и торгово-развлекательные центры гипер- и супермаркеты, крупные рестораны);
- формирования инструкций и обязанностей должностных лиц по противодействию терроризму, рекомендаций о действиях при угрозе совершения или совершении террористического акта в местах массового скопления людей;
- проведения обучающих семинаров, тренингов и штабных тренировок по действиям руководства и персонала объекта при угрозе возникновения ЧС, террористического акта;
5) обеспечение доступности бесплатной профессиональной помощи потребителям (в том числе социально-незащищённым слоям населения) путем организации доступного консультирования хозяйствующих субъектов и потребителей.
Мониторинг цен на продовольственные товары по предприятиям розничной торговли и на розничных рынках города в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости...» [1], и информирование о полученных результатах предприятий, обеспечивающих школьное питание и питание в лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, для организации закупок.
Ключевые показатели, отражающие состояние объекта стратегирования:
- оборот розничной торговли по всем каналам реализации на душу населения (в сопоставимых ценах, руб.);
- оборот общественного питания по всем каналам реализации на душу населения (в сопоставимых ценах, руб.);
- объем платных услуг населению по всем каналам реализации на душу населения (в сопоставимых ценах, руб.);
- объем бытовых услуг населению по всем каналам реализации на душу населения (в сопоставимых ценах, руб.).
Анализ динамики ключевых показателей состояния объекта стратегирования «Потребительский рынок и сфера услуг» за 2013-2017 гг., представленных на рисунке 1, показывает, что:
- динамика всех ключевых показателей в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года имеет положительный характер по отношению к началу анализируемого периода (2013 г.) и к предыдущему году (2016 г.);
- наиболее интенсивный рост наблюдается для показателя, характеризующего подсистему бытовых услуг населению.
2 Ключевые проблемы и конкурентные преимущества функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону
По проведенному анализу функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону нами выявлены ключевые проблемы:
- невысокая доля областных производителей (индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств) в институциональной структуре оборота розничной торговли города.
- недостаточный уровень развития специализированного сервиса содействия предпринимательской деятельности;
- низкий уровень развития межрегиональной товаропроводящей инфраструктуры;
- не завершено формирование городской сети бытовых услуг и сервисов, повышающих качество жизни населения города;
- существенная дифференциация уровня денежных доходов социальных групп населения и работников различных отраслей;
- снижение платежеспособности населения города;
- недостаточно развитая общедоступная (по цене) сеть предприятий общественного питания для жителей города с различным уровнем дохода;
- нерациональное использование выделенных администрацией торговых мест, количество которых превышает установленный правительством города норматив.
77
гт
ш
У/ЛУЖ
ш
450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
2013 2014 2015 2016 2017
ШИШ] Объем оборота розничной торговли по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб.
гхххл Объем оборота питания по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб.
и I I м Объем платных услуг населению по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб.
НЯН Объем бытовых услуг населению по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб.
--- Линейный (Объем оборота розничной торговли по всем каналам реализации на душу
населения в сопоставимых ценах, руб.)
--Линейный (Объем бытовых услуг населению по всем каналам реализации на душу населения
в сопоставимых ценах, руб.)
-Линейный (Объем оборота питания по всем каналам реализации на душу населения в
сопоставимых ценах, руб.)
- - - • Линейный (Объем платных услуг населению по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб.)
Рисунок 1 - Динамика ключевых показателей объекта стратегирования «Потребительский рынок и сфера услуг» в период с 2013 г. по 2017 г. (составлено авторами)
Конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону:
- развитая внутригородская инфраструктура розничной и оптовой торговли, общественного питания, рыночных и сервисных услуг;
- наличие потенциала для использования городских производственных и торговых мощностей с целью привлечения на рынки города субъектов сопредельных регионов и сопредельных стран ближнего зарубежья;
- наличие выгодных природно-климатических и транспортно-географических факторов для развития потребительского рынка;
- высокая емкость потребительского рынка, обусловленная значительной численностью городского населения и относительно высоким уровнем его доходов;
- наличие большого количества образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку работников основного и вспомогательного персонала торговли, общественного питания и сферы услуг;
- реализация муниципальных программ развития потребительского рынка и сферы услуг на основе повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей и обеспечения добросовестной конкуренции;
- историко-культурные традиции города, традиции гостеприимства и проведения праздников, способствующие развитию туристического бизнеса, сфер розничной торговли, сервисных услуг и общественного питания;
- развитие города Ростова-на-Дону как межрегионального центра деловых, инновационных, образовательных, медицинских услуг, а также местного и международного туризма (включая деловой туризм).
3 Определение ключевых трендов, угроз и возможностей по функционированию и развитию потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону на мировом уровне
В условиях конвергенции процессов глобализации и регионализации, меняющих условия функционирования и развития мировой экономики, социально-экономическая диагностика, анализ социально-экономических трендов и разработка объективных прогнозов и сценариев развития региональной экономики без учета тенденций и сценариев трансформации мировой экономики становятся невозможными. Кроме того, при разработке долгосрочных программ регионального развития также необходимо оценивать динамику развития мировой экономики и экономики ключевых макрорегионов [9, с. 181].
Для эффективного функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг необходимо определить и выявить ключевые тренды, угрозы и возможности, нацеленные на создание эффективной конкурентной среды в потребительском секторе на мировом уровне.
Ключевые тренды, угрозы и возможности по функционированию и развитию потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону нами определены по трем основным уровням (рисунок 2).
Рисунок 2 - Уровни исследования трендов, угроз и возможностей (составлено авторами)
Тренды, угрозы и возможности на мировом уровне необходимо рассматривать с учетом «Цифровой экономики» [7].
В 2017 году в Российской Федерации была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая обозначила важный вектор развития отечественной экономики - циф-ровизацию хозяйственного комплекса и социальной сферы. Ранее была принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [5].
Ключевые тренды, угрозы и возможности на мировом уровне отражены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Ключевые тренды на мировом уровне (составлено авторами)
В соответствии с выявленными ключевыми трендами на мировом уровне нами определены ключевые угрозы и возможности к каждому тренду:
1 Развитие сервисных технологий потребительского ритейла: УГРОЗЫ:
- уход с рынка некоторых сетевых игроков;
- неготовность торговых предприятий к внедрению новых технологий;
- неготовность потребителей к использованию новых технологий;
- дефицит специалистов необходимой квалификации; ВОЗМОЖНОСТИ:
- трансформация дистрибьюторских сетей в логистические комплексы;
- трансформация сетевого ритейла;
- развитие торговых предприятий, обеспечивающих персонализированный подход;
- внедрение онлайн 2.0;
- внедрение EFMCG, персонализированных систем продаж;
- развитие омниканального ритейла;
- самопроизводство в ритейле.
2 Диджитализация торговли: УГРОЗЫ:
- неготовность руководителей к переменам в компаниях, связанным с внедрением новых цифровых технологий;
- закрытие ряда торговых компаний;
- дефицит специалистов по цифровым технологиям в области ритейла;
- недостаточная цифровая грамотность массового потребителя;
- увеличение доли участников рынка прямых продаж;
ВОЗМОЖНОСТИ:
- диджитализация розничных сетей на базе RFID-технологии (радиочастотной идентификации);
- трансформация предприятий розничной торговли в «умные магазины» с «умными складами» и цифровыми системами лояльности для клиентов;
- владение полными данными о потребителях в динамике;
- адаптация продуктов и сервисов с потребностями отдельных клиентов;
- развитие онлайн-торговли;
- автоматизация бизнес-процессов продаж, маркетинга, сервисов, Е-коммерции;
- формирование оптимальной структуры торгового предприятия;
- увеличение доли рынка, продвижение на новые рынки;
- увеличение объемов валовой реализации товаров и рентабельности бизнеса.
3 Развитие Интернет-торговли на базе глобальных торговых площадок (платформ Aliexpress, Amazon и т.п.):
УГРОЗЫ:
- более высокие конкурентные преимущества зарубежных торговых площадок и онлайн-магази-нов перед российскими;
ВОЗМОЖНОСТИ:
- более низкие цены для покупателя;
- широкий выбор товаров;
- развитие способов и средств доставки товаров.
4 Распространение новых способов оплаты приобретенных товаров или услуги:
ВОЗМОЖНОСТИ:
- предоставление потребителю сервиса, ориентированного на экономию времени.
Заключение
В результате проведенного исследования необходимо сделать ряд ключевых выводов, отражающих основные сущностные аспекты достигнутых результатов.
Сектор «Потребительский рынок и сфера услуг» представляет сложную пространственно-экономическую систему, состоящую из многочисленных элементов и связей между ними, которые определяются экономическими, социально-демографическими и психографическими факторами.
Для эффективного функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону в среднесрочной и долгосрочной перспективе нами были определены уровни исследования трендов, угроз и возможностей, которые состоят из мирового уровня, федерального уровня и регионального уровня.
Прежде чем исследовать федеральный и региональный уровень, необходимо тщательно изучить и структурировать мировой уровень в части выявления ключевых трендов, угроз и возможностей.
Список литературы
1. Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения // Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530 [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/12177401/#ixzz5SC8OgZYF (дата обращения: 16.11.2018 г.).
2. Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции // Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1425 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70292414/#ixzz5SC588CBq (дата обращения: 16.11.2018 г.).
3. Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону (с изменениями на 26 декабря 2017 года) // Постановление Администрации города Ростов-на-Дону от 31 декабря 2015 года № 1379 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/432872744. (дата обращения: 16.11.2018 г.).
4. Ведение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка [Электронный ресурс]. URL: http://fsrar.ru/egais/ (дата обращения: 16.11.2018 г.).
5. Волкова С.А., Волкова Т.А. Векторы развития человеческого капитала в условиях формирования цифровой экономики // II Региональная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития экономики и образования региона». Материалы конференции (Великие Луки, 14-15 декабря 2017 г.) - М.: Мир науки, 2018. - С. 8.
6. Развитие систем управленческого учета в торговой деятельности и их особенности в сфере розничной торговли [Текст]: монография / [И.А. Зуева, В.В. Гребеник, Е.В. Иванова, А.С. Жидков]; Московский университет им. С.Ю. Витте. - М.: ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2017. - 157 с.
7. Методические основы анализа и оценки предпринимательских рисков, их учета и раскрытия информации в составе бухгалтерской отчетности [Текст]: монография / [И.А. Зуева, В.В. Гребеник, В.И. Корнейчук, А.С. Жидков]; Московский университет им. С.Ю. Витте. - М.: ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2018. - 219 с.
8. Kamilla G. Abazieva1, Dmitry I. Stratan, Aleksandra V. Voronina, Milana V. Shevchenko. Strategy of Import Substitution in the Rostov Region: Results, Problems, Prospects. International Journal of Applied Business and Economic Research. ISSN: 0972-7302. available at http: www.serialsjournals.com. © Serials Publications Pvt. Ltd. - Vol. 15. - 2017. - № 23.
9. SurzhukovM.A., Abazieva C.G., BelovM.T., Goncharova S.N. Social 8nd economic diagnostics of foreign economic activity of the Rostov region // European Research Studies Journal. - 2017. - Т. 20. - № 1. -С.172-187.
References
1. Ob utverzhdenii Pravil ustanovleniya predel'no dopustimyh roznichnyh cen na otdel'nye vidy social'no znachimyh prodovol'stvennyh tovarov pervoj neobhodimosti, perechnya otdel'nyh vidov social'no znachimyh prodovol'stvennyh tovarov pervoj neobhodimosti, v otnoshenii kotoryh mogut ustanavlivat'sya predel'no dopustimye roznichnye ceny, i perechnya otdel'nyh vidov social'no znachimyh prodovol'stvennyh tovarov, za priobretenie opredelennogo kolichestva kotoryh hozyajstvuyushchemu sub"ektu, osushchestvlyayushchemu torgovuyu deyatel'nost', ne dopuskaetsya vyplata voznagrazhdeniya // Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 iyulya 2010 g. № 530 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/12177401/#ixzz5SC80gZYF (data obrashcheniya: 16.11.2018 g.).
2. Ob opredelenii organami gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii mest massovogo skopleniya grazhdan i mest nahozhdeniya istochnikov povyshennoj opasnosti, v kotoryh ne dopuskaetsya roznichnaya prodazha alkogol'noj produkcii, a takzhe opredelenii organami mestnogo samoupravleniya granic prilegayushchih k nekotorym organizaciyam i ob"ektam territorij, na kotoryh ne dopuskaetsya roznichnaya prodazha alkogol'noj produkcii // Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 dekabrya 2012 g. № 1425 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/70292414/#ixzz5SC588CBq (data obrashcheniya: 16.11.2018 g.).
3. Ob utverzhdenii Skhemy razmeshcheniya nestacionarnyh torgovyh ob"ektov na territorii goroda Rostova-na-Donu (s izmeneniyami na 26 dekabrya 2017 goda) // Postanovlenie Administracii goroda Rostov-na-Donu
ot 31 dekabrya 2015 goda № 1379 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/432872744. (data obrashcheniya: 16.11.2018 g.).
4. Vedenie edinoj gosudarstvennoj avtomatizirovannoj informacionnoj sistemy ucheta ob"ema proizvodstva i oborota ehtilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashchej produkcii // Federal'naya sluzhba po regulirovaniyu alkogol'nogo rynka [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://fsrar.ru/egais/ (data obrashcheniya: 16.11.2018 g.).
5. Volkova S.A., Volkova T.A. Vektory razvitiya chelovecheskogo kapitala v usloviyah formirovaniya cifrovoj ehkonomiki // II Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Sovremennye tendencii razvitiya ehkonomiki i obrazovaniya regiona» Materialy konferencii (Velikie Luki, 14-15 dekabrya 2017 g.). - M.: Mir nauki, 2018. - S. 8.
6. Razvitie sistem upravlencheskogo ucheta v torgovoj deyatel'nosti i ih osobennosti v sfere roznichnoj torgovli [Tekst]: monografiya / [I.A. Zueva, V.V. Grebenik, E.V. Ivanova, A.S. Zhidkov]; Moskovskij universitet im. S. Yu.Vitte. - M.: CHOUVO "MU im. S. Yu. Vitte", 2017. - 157 s.
7. Metodicheskie osnovy analiza i ocenki predprinimatel'skih riskov, ih ucheta i raskrytiya informacii v sostave buhgalterskoj otchetnosti [Tekst]: monografiya / [I.A. Zueva, V.V. Grebenik, V.I. Kornejchuk, A.S. Zhidkov]; Moskovskij universitet im. S. Yu. Vitte. - M.: CHOUVO "MU im. S. Yu. Vitte", 2018. - 219 s.
8. Kamilla G. Abazieval, Dmitry I. Stratan, Aleksandra V. Voronina, Milana V. Shevchenko. Strategy of Import Substitution in the Rostov Region: Results, Problems, Prospects. International Journal of Applied Business and Economic Research. ISSN: 0972-7302. available at http: www.serialsjournals.com. © Serials Publications Pvt. Ltd. - Vol. 15. - 2017. - № 23.
9. SurzhukovM.A., Abazieva C.G., BelovM.T., Goncharova S.N. Social and economic diagnostics of foreign economic activity of the Rostov region // European Research Studies Journal. - 2017. - T. 20. - № 1. - S. 172187.