ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗБИТИЯ МЕХАНИЗМА PEГУЛИPOБAHИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ^СТРАНШЕИ^ COЦИAЛbHO-ЭКOHOMИЧECКOЙ СИСТЕМЫ
САВВАТЕЕВ Е.В.,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление социальноэкономическими системами», директор института экономики, менеджмента и права, Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва, e-mail: [email protected]
В статье выделены особенности рынка услуг, а также определены его проблемы. Проанализированы основные законодательные акты, регулирующие деятельность предприятий сферы услуг. Предложены основные направления национального регулирования сферы услуг. Современные перспективы развития институциональных основ регулирования сферы услуг пространственных экономических систем являются логическим продолжением ведущейся работы по формированию единых стандартов функционирования услуговых предприятий, внедрению современных технологий в процесс обслуживания потребителей, повышению степени удовлетворенности целевых аудиторий.
Ключевые слова: социально-экономическая система; индустриализация; механизм регулирования.
PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT REGULATION MECHANISM OF THE SERVICE SECTOR SPATIAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM
SAVVATEEV E.V.,
Doctor of Science, Professor, Head of the Department of Economics and management of socio-economic systems, Director of the Institute of Economics, Management and Law, Moscow State University of Food Production, Moscow, e-mail: [email protected]
The article highlights the features of the market services, as well as identify its problems. Analyzed the main legislative acts regulating the activities of service businesses. The main directions of the national regulatory services. Modern Perspectives of development of institutional regulatory framework services sector spatial economic systems are a logical continuation of the ongoing work on the formation of uniform standards service functioning enterprises, the introduction of modern technologies in the process of customer service, increase satisfaction target audiences.
Keywords: socio-economic system; industrialization; regulatory mechanism.
JEL classification: L80, L88.
В настоящее время развитие пространственных социально-экономических систем затруднено рядом неблагоприятных факторов. Наряду с внешними факторами, негативно на уровень развития региона влияют внутренние факторы, такие как технологическая отсталость, низкая квалификация персонала, неконкурентоспособная продукция. Однако, несмотря на общеэкономические проблемы, российский рынок услуг может считаться одним из самых динамичных рынков экономики. Выделение на аутсорсинг определенных видов работ предприятиями, решение квалифицированными специалистами бытовых проблем для домашних хозяйств формируют основу для динамичного развития. Отрасль формирует до 20% валового регионального продукта, обеспечивает тысячи рабочих мест и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.
© Е.В. Савватеев, 2013
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30% ежегодно и обусловлен стремлением состоятельных людей улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.
Динамичному развитию предприятий и организаций сферы услуг способствует стабильно растущий спрос на услуги со стороны корпоративных клиентов и со стороны домашних хозяйств.
Однако российский рынок услуг имеет особенную специфику по отношению к европейскому рынку. Специфика касается собственников бизнеса и организационной структуры услуговых предприятий. В России в сфере услуг для населения получили распространение коллективные, кооперативные формы хозяйствования, а не семейный бизнес (как в развитых странах). Собственниками предприятий сферы услуг являются: трудовые коллективы - 63%, юридические лица - 23% и физические лица - 13% (рис. 1).
1%
трудовой коллектив юридическое лицо ■ физическое лицо иное
Рис. 1. Структура собственников предприятий сферы услуг
Другой специфической чертой российского рынка бытового обслуживания является диверсификация профильных предприятий, обусловленная необходимостью выживания в современных условиях. Зачастую предприятия бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают и другие, непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход и обеспечивающие стабильность бизнесу.
Предприятия малого бизнеса, а предприятия сферы услуг в подавляющем большинстве относятся к малому или среднему бизнесу, имеют проблемы, характерные для большинства предпринимателей: несовершенство правового регулирования отрасли на федеральном и региональном уровнях; трудности в получении кредитных ресурсов и привлечении инвестиций, что обусловлено невысокой рентабельностью бизнеса и длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов; нехватка квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий (портные, закройщики, сапожники, специалисты по ремонту сложной техники); необходимость повышения уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг; ценовые барьеры в получении бытовых и других услуг гражданами со средним и низким достатком.
Пространственная специфика также оказывает значительное влияние на динамику развития сферы услуг, характеристика территории, охваченной конкретным рынком услуг, формирует спрос, условия функционирования и технологические процессы для предприятий услуг. Пространственная специфика регулирует чувствительность к изменению рыночной конъюнктуры способностью быстро реагировать на изменение рынка, которое определяется изменением потребностей населения. Отсюда вытекает дополнительная дифференциация ассортимента оказываемых услуг, которая связана с персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, что рассматривается как стимул к внедрению инноваций в сфере услуг. Усложнение спроса приводит к появлению новых, нестандартных услуг и, как следствие, - к неопределенности результата деятельности по оказанию нестандартных услуг.
Одним из значимых факторов в специфике процесса оказания услуг является личный контакт производителя и потребителя, что, с одной стороны, формирует условия для расширения коммуникаций и проявления обратной связи, а с другой стороны - предъявляет определенные требования к профессиональным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя.
Проблемы и особенности сферы услуг определяют шаги, необходимые для решения актуальных проблем:
- совершенствование кредитной системы и разработка специальных программ кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в общем и предприятий сферы услуг в частности;
- предоставление предприятиям сферы обслуживания наряду с упрощенной системой налогообложения, налоговых льгот, льгот по арендной плате и тарифам.
Основными законодательными актами, регулирующими деятельность предприятий сферы услуг, являются:
1) Гражданский Кодекс Российской Федерации. Вопросы регулирования сферы услуг рассмотрены в Главе 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». При этом важно то, что статья 779 ГК, определяя характер договора возмездного оказания услуг, включает в сферу отношений, покрываемых этой статьей, оказание услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию, и иных.
2) Закон РФ «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 № 2300-1. В данном законе определены права и обязанности производителей услуг в отношении качества услуг и другие вопросы.
3) ФедеральныйзаконРоссийскойФедерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4) Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кроме основных федеральных законодательных актов существуют подзаконные акты, регулирующие деятельность предприятий сферы услуг при оказании отдельных видов услуг, а также региональные и местные нормативноправовые акты.
В целом для поднятия и развития отрасли бытовых услуг в России важна существующая социальноориентированная государственная политика, в рамках которой, в том числе, предусмотрены значительные расходы на социальную сферу. Экспертами отмечается высокая значимость работ по дальнейшему развитию механизма регулирования сферы услуг, основой для которого, в частности, может выступать германская модель. Несмотря на прагматизм в подходах к регулированию хозяйственной деятельности предприятий, в рамках этой модели предприятия сферы услуг условно подразделяются на две большие группы: предприятия с «особыми» задачами и предприятия, осуществляющие свою деятельность по законам рынка. Деятельность первой группы предприятий направлена на решение государственных задач, а получение прибыли - на втором месте. Финансирование этих предприятий зависит от политики государственных органов, а в качестве инструментария выступает установление верхних границ цен, причем, если предприятие терпит убытки, они покрываются из бюджета. Подобным предприятиям представляются многочисленные льготы: денежные кредиты за счет государственных средств, субсидирование государством процентных выплат и т. д. Предприятия второй группы ориентированы на получение прибыли и являются полноправными экономическими субъектами рынка. Таким образом, социально-ориентированным предприятиям сферы услуг предоставляется возможность динамично развиваться, реализуя государственные задачи.
Подобная практика осуществляется в определенных пространственных социально-экономических системах, например, в столице, в январе 2009 г. Правительство Москвы приняло Постановление № 25-ПП «О совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве». В этом документе определены приоритетные задачи развития потребительского рынка и услуг города в режиме шаговой (пешеходной) доступности, среди которых: достижение расчетных показателей обеспеченности сетью предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; ускоренное развитие предприятий бытового обслуживания, в том числе комплексных предприятий типа «мультисервис»; создание условий для комплексного приобретения товаров и предоставления услуг населению по месту жительства в каждом микрорайоне города; совершенствование форм и методов обслуживания маломобильных категорий инвалидов, особенно инвалидов-колясочников и лиц с нарушением зрения; комплексное приспособление предприятий потребительского рынка и услуг для нужд инвалидов и других маломобильных групп граждан, в том числе с созданием мест для хранения детских колясок; предоставление городских льгот и гарантий для субъектов малого и среднего предпринимательства на предприятиях шаговой (пешеходной) доступности и т. д. Органам исполнительной власти и префектурам административных округов города даны поручения по организации исполнения указанных задач.
В данном документе определен перечень социально значимых видов услуг для комплексного предоставления населению по месту жительства:
1. Бытовые услуги (услуги парикмахерских, услуги по химической чистке одежды, услуги прачечных, ремонт обуви, ремонт бытовой, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и пошив одежды, услуги по профессиональной уборке помещений (клининговые услуги), ремонт металлоизделий, фотоуслуги, услуги проката, ремонт часов).
2. Другие виды услуг (услуги по ламинированию и ксерокопированию, реализации билетов на городской пассажирский, авиа- и железнодорожный транспорт, услуги по реализации театральных билетов, оплата коммунальных услуг, банковских услуг, библиотечно-информационные услуги, услуги физкультурно-оздоровительных залов и комплексов, юридические услуги, услуги туристических и страховых агентств, услуги по подбору нянь, горничных, сиделок; услуги приемных пунктов по ремонту квартир и установке окон.
Действие данного закона привело в действие механизм регулирования количества и качества, оказываемых населению и корпоративным клиентам бытовых услуг. Продолжается работа по открытию предприятий бытового обслуживания в торговых центрах, магазинах и в результате, в настоящее время в Москве в крупных магазинах работают более 300 предприятий бытового обслуживания, в том числе более 40 химчисток-прачечных.
С целью обеспечения доступности бытовых услуг для молодежи в рамках Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2011-2013 гг. было открыто более 40 прачечных самообслуживания, которые работают более чем в 35 общежитиях московских вузов, в том числе в МГУ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, РГГУ, МГУС, МИФИ, МАТИ и др.). В здании Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова организовано комплексное предприятие бытового обслуживания «Дом быта «Университетский», оказывающее более 20 видов услуг, пользующихся спросом у студентов и преподавательского коллектива. Предприятия бытового обслуживания работают на высоком, европейском уровне по качеству оказываемых услуг. Вместе с тем, опросы населения говорят о том, что для повышения конкурентоспособности необходимо не только повышение качества услуг, но и обеспечение приемлемого сочетания соотношения «цена-качество».
В целях повышения качества обслуживания населения, обеспечения населения актуальной информацией о качестве услуг, в Москве внедрена Региональная система добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг. Организациям бытового обслуживания, прошедшим процедуру добровольной
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
сертификации, присваивается знак соответствия, который является визуальным средством информирования потребителей о высоком качестве предоставляемых услуг.
Большой вклад в обеспечение социальной направленности бытовых услуг инициируется самими предприятиями бытового обслуживания. Так, например, пенсионеры по возрасту обслуживаются в банях со скидкой от 30 до 50% по инициативе предпринимателей (в порядке реализации программы повышения социальной ответственности бизнеса) за счет собственной прибыли.
По другим видам социальнозначимых бытовых услуг (также в порядке благотворительности, за счет собственной прибыли) практикуется льготное обслуживание малообеспеченных граждан со скидкой от 5 до 20%. Одной из новых форм социальной поддержки населения в сфере бытовых услуг является предоставление скидок на оказываемые услуги в размере 5-10% держателям социальной карты москвича.
Однако наиболее актуальной для предприятий сферы обслуживания остается проблема подготовки и повышения квалификации кадров. В настоящее время ведется работа по организации обучения рабочих кадров с использованием накопленного опыта ведущих мастеров и предпринимателей сферы бытовых услуг, освоивших передовые технологии и достигнувших в своей профессии международного признания, а также с привлечением отраслевого научного потенциала. Ежегодно при поддержке Департамента, в целях повышения профессионального уровня работников сферы бытового обслуживания проводятся отраслевые выставки, конкурсы и чемпионаты различных уровней: от городского конкурса «Московские мастера», до международной выставки для профессионалов индустрии красоты «КОБМЕТЖ ЕХРО», международная выставка для профессионалов ногтевой индустрии <^АШХР0», а также чемпионат Москвы по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру, международный фестиваль «Мир красоты» по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру. Проведение указанных мероприятий вносит значительный вклад в подготовку кадров для сферы бытовых услуг, обеспечивает высокий уровень качества и безопасности данных услуг.
Совершенствование государственно-правового регулирования сферы сервиса является необходимым условием эффективного ее развития и создания благоприятного предпринимательского климата. Важность нормативноправового регулирования сферы услуг обусловлена необходимостью установления контроля над инновационными видами услуг в высокотехнологичных отраслях. Наиболее важные национальные меры регулирования направлены на установление и поддержание стандартов обслуживания в национальных сферах, таких как медицина, образование и другие важные отрасли услуг, на защиту внутреннего рынка услуг от иностранных конкурентов и стимулирование экспорта услуг. Как правило, в основе мер регулирования внутреннего рынка услуг лежат политические, экономические и социальные интересы страны: занятость местной рабочей силы, поддержка местных предпринимателей в ключевых сферах услуг, учет интересов национальной обороны, стимулирование роста внутренних капиталовложений, сохранение национальных культурных ценностей и т. д.
Происходящие изменения в отраслях сферы услуг отражаются на других отраслях общественного производства, на экономике страны в целом, а также на условиях жизни населения, различных его социально-экономических группах. Основными направлениями действия в таких условиях могут стать: обеспечение выполнения нормативов стандартов проживания; развитие рынка товаров и услуг; развитие социально-ориентированного обслуживания населения; повышение эффективности защиты прав потребителей; содействие обеспечению кадрами организаций сферы потребительского рынка.
Кроме того, в пространственных социально-экономических системах разрабатываются и реализуются программы поддержки малого предпринимательства, в которых активно участвуют представители сферы услуг. У представителей сферы услуг пользуются популярностью также следующие программы:
- специальные программы, направленные на повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства путем расширения доступности приобретения основных средств в лизинг;
- программы кредитования коммерческими банками субъектов малого предпринимательства;
- специальные программы сертификации продукции, работ, услуг направленные на субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги);
- специализированные программы грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса;
- программы «Бизнес-инкубатор».
На основании вышесказанного можно сделать выводы, что проблема развития сферы услуг волнует крупные города, особенно Москву и Санкт-Петербург. Для ее решения используются различные местные программы, направленные на льготное кредитование и создание других благоприятных условий функционирования предприятий сферы услуг. Практику, используемую в данных городах, следует перенимать другим субъектам РФ как передовую, особенно в части социально значимых услуг, оказываемых населению.
Однако и на Дону малый и средний бизнес с каждым годом наращивает обороты и укрепляет свои позиции не только внутри области, но и за ее пределами. Программно-целевой и комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, многолетний последовательный курс на динамичное развитие малого и среднего бизнеса призваны решить приоритетные задачи социально-экономического развития Ростовской области - обеспечение экономического роста и занятости населения, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности области и благосостояния жителей Донского края.
В Ростовской области принята и реализуется Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 гг., в которой предусмотрено 120 мероприятий, нацеленных на достижение в 2014 г. (по сравнению с 2008 г.) темпов роста числа малых и средний предприятий не менее 113,2%, среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях - не менее 103,9%, объема инвестиций в основной капитал
малых и средних предприятий - не менее 142,9%, среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях - не менее чем в 2,1 раза, доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВРП в 2014 г. - не менее 17,3%, доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2014 г. - не менее 29,4%.
Внимание донских властей направлено на развитие отдельных видов услуг. Так, одно из направлений развития сферы услуг в Ростовской области - развитие туризма. Оно включает мероприятия по созданию туристских объектов, в том числе реконструкцию и строительство новых средств размещения. На территории Ростовской области осуществлялась реализация инвестиционных проектов в рамках мероприятий Областной целевой программы «Развитие туризма в Ростовской области на 2011-2016 годы».
Развитие сферы услуг неразрывно связано с ростом числа малых предприятий, так как в основном в мировой практике предприятия сферы сервиса - это малые и средние предприятия. Развитие субъектов малого предпринимательства в Ростовской области проходит в рамках «Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы». Реализация программы проходит в части предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности в целях возмещения части стоимости приобретенных основных средств и(или) программного обеспечения. Общий объем финансирования Программы составляет более 500 млн руб.
Наиболее распространена организация собственного дела в следующих сферах: сельхозпроизводство и сель-хозпереработка; бытовые услуги населению и услуги общественного питания; строительство и производство строительных материалов; производство керамической плитки, металлических конструкций, пенобетонных плит; рекламная, издательская, полиграфическая, дизайнерская деятельность; оптово-розничная торговля.
Таким образом, развитие сферы услуг Ростовской области требует большего внимания со стороны региональных властей. Для этого необходима разработка и реализация стратегии развития данной сферы, причем мероприятия должны планироваться и проводиться комплексно и охватывать больше видов услуг. При разработке стратегии развития сферы услуг следует ориентироваться на отечественный и зарубежный передовой опыт.
Современные перспективы развития институциональных основ регулирования сферы услуг пространственных экономических систем являются логическим продолжением ведущейся работы по формированию единых стандартов функционирования услуговых предприятий, внедрению современных технологий в процесс обслуживания потребителей, повышению степени удовлетворенности целевых аудиторий. Федеральные и региональные власти выступают в роли локомотива трансформационных процессов, происходящих во всех отраслях народного хозяйства, в частности, в рамках разработки и реализации программ развития определяются целевые приоритеты и ориентиры, пороговые значения и требования к претендентам, исследуются и конкретизируются управленческие и технологические этапы, выделяются основные участники, проводится обучение, выстраиваются связи с соседними регионами и иностранными партнерами. Накопленный на предыдущих этапах опыт позволяет более эффективно распорядиться финансовыми ресурсами, выделенными на реализацию программ развития приоритетных направлений деятельности. Для Ростовской области такими приоритетами остаются поддержка малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, туристической отрасли.
ЛИТЕРАТУРА
Аналитическая записка о роли малого и среднего предпринимательства в организации муниципальной промышленности и рынка бытовых услуг (2008). БОН-Партнер. № 3. С. 36-42.
Леонтьева Л.С. (2004). Аккумуляция корпоративных стратегий в общую стратегию развития региона // Социально-гуманитарные знания. № 6.
Малый бизнес в сфере бытовых услуг (2012). Доступно на: http://bishelp.ru/ ekonomika/spb/bit260413.php.
Новаторов Э.В. (2000). Аудит внутреннего маркетинга методом анализа «важность - исполнение» // Маркетинг в России и за рубежом. № 1.
Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы. (2008). Доступно на: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=87183&mid =79251&ItemID =75701.
Орлов А. (1998). Конкурентоспособность коммерческой фирмы в современных условиях. ЭКО. № 4. С. 225.
REFERENCES
Analytical note on the role of small and medium enterprises in the organization of municipal industry and the market of household services (2008). BON-Partner. 2008, no. 3, pp. 36-42. (In Russian.)
Orlov A. (1998). Competitiveness of the commercial company in modern conditions. ECO, no. 4, p. 225. (In Russian.)
NovatorovE.V. (2000). Audit of the internal marketing analysis method «importance - version». Marketing in Russia and abroad, no. 1. (In Russian.)
Leontiev P.S. (2004). Accumulation of corporate strategies in the General strategy of development of the region. Social-humanitarian items knowledge, no. 6. (In Russian.)
Regional long-term program for the development of small and medium-sized businesses in the Rostov region for 20092014 (2008). Available at: http://www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=87183&mid=79251&ItemID =75701. (In Russian.)
Small business in the personal services sector (2012). Available at: http://bishelp.ru/ ekonomika/spb/bit260413. php. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3